Отчет по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей. Самообразование «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста Диагностика по самообразованию по устному народному творчеству


ТЕТРАДЬ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮВОСПИТАТЕЛЯ
МКДОУ « ДЕТСКИЙ САД № 23»
БЕРДНИКОВОЙ ВИКТОРИИ ВИКТОРОВНЫ
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №23»
Программа по самообразованию
на тему:
«Роль устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста».
воспитателя Бердниковой Виктории Викторовны

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные.АКТУАЛЬНОСТЬ
Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
-выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;
-приобщить детей к русскому фольклору;
- обогащать речь детей, формировать отношение к окружающему миру;
-развивать свободное общение взрослого и детей о прочитанном, практическое овладение нормами русской речи;
- воспитывать любовь к русскому фольклору.
Планируемый результат:
1. У детей сформированы первоначальные представления о средствах актерской выразительности и базовые знания о театральном искусстве.
2. Дети готовы к творческой деятельности в любой образовательной области
Утверждаю:


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
НА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ пСроки выполнения Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
1. сентябрь Выбор темы.
Постановка целей и задач по данной теме. Изучение статьи на тему: «Роль потешек в развитии речи ребенка».
2. октябрь Разучивание и проговаривание потешек.
Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки. Консультация: «Роль фольклора в развитии речи детей».
3. ноябрь Проведение краткосрочного проекта «Книги-лучшие друзья».
Изготовление книжек-малышек.
Создание библиотеки красочных книг с потешками и сказками для детей. Выступление на педсовете
Проект «Книги-лучшие друзья».
4. декабрь Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото). «Роль сказки в развитии речи ребенка».
Изучение статьи на тему: «Использование фольклора в работе с детьми»
5. январь
Изучение статьи на тему:
«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка». Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.
Беседа« Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего дошкольного возраста»
Мастер-класс
« Загадка как средство развития речи дошкольников»
6. февраль Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото)
Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки» Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки». 7. март Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»
Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам. 8. апрель «Театрализованные игры как средство развития речи детей»


Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»
Театрализован
ные игры как средство развития речи детей».
9. Май
Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)
Используемая литература:
Журналы «Дошкольное воспитание»
Журналы «Ребёнок в детском саду»
Ресурсы интернета.
Утверждаю:
Заведующая МКДОУ «Детский сад №23»
___________________Борщёва Ю.В.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
НА 2015 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Сентябрь
-Составление перспективного плана
-Подготовка материала, литературы.
Сроки выполнения Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
октябрь Отгадывание детьми загадок.
Консультация для родителей
«Роль загадки в воспитании дошкольника». ноябрь -Театрализованная постановка русской народной сказки «Репка». Пополнение библиотеки красочных книг с потешками и сказками для детей. декабрь Настольно-печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото). «Роль сказки в развитии речи ребенка».
январь
Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.
Папка-передвижка «Знакомые потешки». Консультация
« Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего дошкольного возраста
февраль Развлечение «Широкая Масленица». Посиделки «Как на масляной неделя, из печи блины летели».март Проектная деятельность «Сказка в жизни малыша». Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка апрель Театрализованные игры как средство развития речи детей»
Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)
Создать театральный уголок в группе (настольный (конусный), пальчиковый и би-ба-бо театры)
Май Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»
Выступление на педсовете. Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников».
Литература:
1.1 Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания (см.приложение 1.1)
1.2 Изучение учебной и научно-методической литературы (ознакомление с примерными программами с учетом внедрения ФГОС, статьями и комментариями по данной теме в сети интернет)
1.3 Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии (в сети интернет, периодической печати, журналах)
1.4 Изучение новых программ и педагогических технологий («От рождения до школы», «Из детства в отрочество», «Развитие», «Радуга»)
1.5 Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (сайт «Дошкольное образование», районные семинары, открытые просмотры, общение с коллегами других садов)
1.6 Повышение общекультурного уровня литературы по теме самообразования (см. приложение 1.6)


Приложенные файлы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад №14 « Ивушка»
города Зеленокумска Советского района».
Отчёт по самообразованию
Тема:«Роль устного народного творчества
в развитии речи детей»
воспитателя Лапаевой Татьяны Александровны
2017 год.
«Роль устного народного творчества в развитии речи детей»
В 2016-2017 учебном году мною была продолжена тема по самообразованию, начатая в 2015-2016 учебном году «Роль устного народного творчества в развитии речи детей». Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Актуальность. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать. Сказки развивают личность ребенка, они пробуждают его фантазию, учат мечтать.
Чтобы дети, как можно лучше, могли овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками я поставила следующую цель:
«Развитие речевых, познавательных и творческих способностей детей на основе устного народного творчества»
Основными задачами моего направления являются:
1.Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах и методической литературы;
2.Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;
3.Приобщить детей к русскому фольклору
4.Обогащать речь детей, формировать отношение к окружающему миру
5.Развивать свободное общение взрослого и детей о прочитанном, практическое овладение нормами русской речи.
6. Воспитывать любовь к русскому фольклору.
Для решения поставленных задач использовала следующие методы и приёмы:
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми стихов и потешек, рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, обыгрывание.
Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
В своей работе использовала следующие дидактические пособия:
настольный театр;
пальчиковые игры на основе русских народных потешек и сказок;
кукольный театр;
иллюстрационный материал по сказкам;
иллюстрационные альбомы по сказкам и произведениям.
На первом этапе своей работы по теме самообразования я сделала
1.Анализ диагностики с целью выявления знаний детей по русскому фольклору.
2.Изучала передовой педагогический опыт и литературу по данной теме.
3.Разработала перспективный план по приобщению детей к устному народному творчеству.
4.Изучила влияние устного народного творчества на развитие речи ребёнка.
Поэтому на втором этапе своей работы по теме самообразования я стала изучать, собирать, а затем самостоятельно создавать необходимый материал для дальнейшей работы, для применения полученных знаний на практике.
Собрала картотеку пальчиковых игр на основе устного народного творчества.
Собрала картотеку загадок, закличек, пестушек, потешек, которые успешно применяла как на занятиях, так и в разных режимных моментах.
В результате проведённой работы к концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей выросла речевая активность, обогатился словарный запас, соответствующий их возрасту. Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают много стихов, потешек, песенок и с удовольствием их рассказывают.
Очень важна работа, проводимая с родителями. Рекомендую родителям шире использовать образцы устного народного творчества в собственной речи, при индивидуальных беседах показываю, как это можно сделать. Оформила для них папки – передвижки на тему:
-«Родители - книга – ребенок»,
-«Устное народное творчество в развитии речи детей»,
-«Растим говоруна»,
подготовила консультацию на тему «Рекомендации родителям по развитию речи детей четвертого года жизни», «Справиться с детским непослушанием помогут потешки», «Русские народные сказки в развитии речи ребёнка четвертого года жизни», буклеты «Положи своё сердце у чтения» и многое другое.
Большое внимание уделяю современным подходам к воспитанию детей, создаю условия, обеспечивающие ребёнку психологический комфорт, его всестороннее развитие. Ориентируюсь на новые подходы к проблемам образования, на инновационные методики и новинки методической литературы, в этом мне очень помогла литература, взятая из интернета:
«Дошкольник: образование и развитие, особенности общения. Младший дошкольный возраст: 3-4 года» издательство Просвещение 10.2015г.;
«ФГОС об игре как особом виде деятельности дошкольника» - издательство Учитель сентябрь 2015г.;
«Речевое развитие дошкольников в приобщении к художественной литературе» издательство Учитель 02.2016г.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
на 2016-2017 учебный год
Этапы работы посамообразованию Деятельность
1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. Цель работы по самообразованию: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
2. Планирование работы по самообразованию. Планирование работы по следующим разделам:
-изучение методической литературы;
-работа с детьми;
-работа с семьёй;
-самореализация.
3. Теоретическое изучение проблемы. Изучение литературы по теме:
1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.
4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985
4. Практическая деятельность Досуг «Вечер загадок по русским народным сказкам» «Сказки бабушки Загадушки».
Инсценировка русской народной сказки «Теремок», «Заюшкина избушка».
Развлечение «Широкая Масленица»
Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».
Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»
«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)
Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет», «Не забывайте народные игры».
Итоговое открытое занятие с элементами фольклора «В поисках весны»
Мастер- класс для воспитателей по изученной теме «Девичьи посиделки».
Отчёт по теме самообразования.
5. Подведение итогов самообразования. В результате работы по теме самообразования
- у большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству;
-обогатилась устная речь, фантазия и воображение;
-у родителей расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка.
Вывод: В своей педагогической деятельности, я планирую продолжать работу реализации принципа «от простого к сложному». Непосредственно образовательную деятельность с детьми проводить в необычной обстановке, ввести интеграцию во все виды деятельности с детьми по различным направлениям воспитательной работы. В перспективе своей деятельности вижу необходимость продолжить работу по развитию речи детей средствами устного народного творчества, а также развивать речь детей через театрализованные игры.

В 2013-2014 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей была организована с учётом интеграции образовательных областей.

В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека загадок. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.

Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

на 2013-2014 учебный год


Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Цель работы по самообразованию: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

2. Планирование работы по самообразованию.

Планирование работы по следующим разделам:

Изучение методической литературы;

Работа с детьми;

Работа с семьёй;

Самореализация.

3. Теоретическое изучение проблемы.

Изучение литературы по теме:

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

4. Практическая деятельность

Досуг «Вечер загадок».

Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

Развлечение «Широкая Масленица»

Ольга Прутовых
Отчёт о работе по теме самообразования «влияние фольклора на развитие речи дошкольников»

Отчёт по теме самообразования "Влияние развитие речи детей 3-4 лет "

В 2015-2016 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет ».

Цель работы : объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора , развить творческие , познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка . Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи , родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно , так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей была организована с учётом интеграции образовательных областей.

В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека потешек, колыбельных, загадок.

Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение , слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.

Потешка – это малый жанр устного народного творчества, песенка-приговорка, напрямую связанная с жестом. Это элемент педагогики, который нужно начинать использовать в самом раннем возрасте .

В малом дошкольном возрасте (2-3 года, 1 мл. гр) потешка имеет особую роль. Особенно ценно для ребенка неповторимое своеобразие звукового речевого потока. Простая рифма, эмоциональная окраска, повторяющиеся звукосочетания и их напевность создают эффект музыкальности. Таким образом, потешка, в первую очередь, служит помощником в воспитании звуковой культуры речи . Так же у ребёнка развивается речевой слух и произношение звуков.

Во-вторых, в потешке содержится много ярких и красочных словесных картинок, что позволяет усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Чтение потешек происходит со множеством повторов, что способствует запоминанию слов, а затем их употреблению. Содержание многих потешек богато глаголами. И как следствие, происходит естественное обогащение словарного запаса ребенка. Наряду с этим происходит формирование грамматического строя речи , развитие монологической и диалогической речи .

Важнейшую роль в потешке играет ритм, который сопровождается движением рук. Общеизвестный факт прямой связи между речью ребенка и двигательной функцией.

Заучивание потешек с участием рук и пальцев приводит к лучшему запоминанию текста, развитию воображения и активизации мыслительной деятельности малыша. Наряду с этим совокупность мелкой моторки рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, нормализует темп и формирует правильное произношение.

Также у ребенка развиваются такие качества как дружелюбие, доброжелательность, чувство сопереживания. Малыш продолжает учиться распознавать радость, тревогу, сожаление, грусть, нежность.

Подводя итог вышесказанному в период раннего дошкольного возраста потешки являются самым доступным для понимания ребенка, интересным, музыкальным и развивающим средством , которые позволяют заложить прочный фундамент психофизического развития ребенка в дошкольный период детства .

Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста . Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

Русские народные сказки ежедневно присутствовали в жизни нашей группы. М ы не только читали, но и инсценировали, обыгрывали, разбирали характеры персонажей, рассматривали картинки.

Для родителей были оформлены информационные уголки : "Как заучивать стихотворение", "Для чего мы читаем детям", "Сказкотерапия"

В результате работы по теме самообразования

У большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству;

Обогатилась устная речь;

-развились фантазия и воображение;

У родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка ;

Расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка

Публикации по теме:

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

«Влияние фольклора на развитие детского словесного творчества» (семинар-практикум) «Влияние фольклора на развитие детского словесного творчества» (семинар – практикум) Музыка помогает человеку стать духовно богаче. Она.

Влияние фольклора на всестороннее развитие младшего дошкольника Практическая часть Чтобы сформулировать у детей определенную систему знаний по данной теме я использовала следующие принципы и приемы: Принцип.

Хорошая книга - мой спутник, мой друг. С тобой интересней бывает досуг! Чтение книги - особый вид деятельности, относящийся к одному из.

Консультация для родителей «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Нижнесуэтукский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

Осуществлением деятельности по познавательно - речевому направлению

развития детей»

План самообразования

(в виде проекта)

«Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».

Воспитатель:

2015 – 2016 уч. год

Участники проекта: дети средней и 2 младшей группы, воспитатель, родители детей.

Цель проекта:

    Воспитать чуткое отношение к народному творчеству; Обогатить речь, воображение, чувства детей; Приобщить к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами; Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями. Развитие речи ребенка.

Актуальность:

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.

Работа воспитателя

Работа с детьми


Работа с родителями

сентябрь

Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Постановка целей и задач по данной теме.

Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»


Разучивание и проговаривание потешек.

Консультация: «Роль фольклора в развитии детей»

Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Применять потешки в режимных моментах. Использование потешек в

Создание красочных книг с потешками для детей.


Создание картотеки загадок для работы с детьми.

Изучение темы: «Использование загадки в умственном воспитании детей дошкольного возраста»

Использование загадок в образовательной деятельности


Создание красочных книг с загадками для детей.


Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»


Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?».

Показ родителям ролика «Потешки в жизни нашей группы»


Изучение темы:

«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

Создание театрального уголка в группе.

Консультация: «Почитай мне сказку, мама, или с какими книгами лучше дружить дошколятам»

Создание красочных книг с русскими народными сказками


Изучение темы:«Роль сказки в воспитании детей»

Настольно – печатные игры по русским народным сказкам


Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

Создание папки-передвижки «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка»


Март - апрель

Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»


Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)

Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»

Самоанализ плана самообразования.

Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».

на итоговом родительском собрании

на 2015-2016 учебный год


Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

    Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества. Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, потешек, загадок, с использованием различных методов и приёмов.

2. Планирование работы по самообразованию.

Планирование работы по следующим разделам:

Изучение методической литературы;

Работа с детьми;

Работа с семьёй;

Самореализация.

3. Теоретическое изучение проблемы.

Изучение литературы по теме:

Кузина педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995. , Маханёва детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008. Козырева красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005. Даль и поговорки русского народа. М., 2009. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

4. Практическая деятельность

    Развлечения «День загадок» Семейный конкурс «Моя любимая сказка» Консультация: «Роль фольклора в развитии детей» Инсценирование русской народной сказки «Теремок». Развлечение «Широкая Масленица» Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки» Консультация: «Почитай мне сказку, мама, или с какими книгами лучше дружить дошколятам» Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

Отчёт по теме самообразования.

5. Подведение итогов самообразования.

В результате работы по теме самообразования

У большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству;

Обогатилась устная речь;

Развились фантазия и воображение;

У родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного ;

Расширились представления о влиянии устного народного

Самоанализ по теме самообразования

В начале учебного года я задумалась над темой самообразования. Лично мне, интересно изучать темы, которые соприкасаются с устным народным творчеством. Вот я выбрала тему для своего самообразования - «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста». Несомненно, на сегодняшний день тема актуальна. В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладеет родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».

Тема для самообразования выбрана, актуальность ясна. В проект (кроме себя) детей и их родителей.

Возраст детей – средней и вторая младшей группы. Очень хотелось за время работы проекта воспитать в детях чуткое отношение к народному творчеству. Обогатить речь, воображение, чувства детей. Приобщить детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

Но, прежде, я разработала критерии для проведения диагностики у детей дошкольного возраста в своей группе: знание потешек, загадок; знание содержания сказок; знание героев сказок; умение различать добрые и плохие поступки героев сказок; знание хороводных игр; обогащение словаря словами, для того чтобы выявить знания у детей для дальнейшей работы по моей теме самообразования (что детям уже знакомо и на что нужно обратить внимание).

Диагностика (в начале года) показала следующие результаты:

высокий уровень детей (знают потешки и иногда используют в речи; знают и содержание сказки, и как она называется; знают сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства; различают добрые и плохие поступки героев сказок, способны вести рассуждение на данную тему; знают некоторые хороводные игры; знают вежливые слова и используют их в речи) – 3 ребенка (15%)

средний уровень (знают несколько потешек; знают несколько сказок; знают несколько героев и узнают их в произведениях изобразительного искусства; различают поступки героев сказок (добрые и плохие); знают 1 – 2 хороводные игры; знают вежливые слова) – 10 детей (54%)

низкий уровень (знают одну потешку или не знают вообще; знают одну – две сказки или путают с содержанием других сказок; знают 1 – 2 сказочных героев; имеют не полное представление о добрых и плохих поступках; принимают пассивное участие в хороводных играх; знают 1 – 2 вежливых слова) – 6 детей (31%)

Исходя, из результатов диагностики, составила годовой план работы по теме самообразования. В сентябре подобрала необходимый материал для работы с детьми и родителями на тему «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».

Поставила цели:

    Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества. Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, потешек, загадок, с использованием различных методов и приёмов.

Поставила задачи:

    воспитать чуткое отношение к народному творчеству; обогатить речь, воображение, чувства детей; приобщить к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами; выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.

И стала работать по намеченным задачам, достигать поставленной цели.

Самостоятельно, с помощью журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», ресурсов интернета, чтением разнообразной литературы, Программной разработки образовательных областей «Чтение », «Коммуникация» в своей группе группе и Комплексно-тематического планирования по программе «От рождения до школы» под ред. изучила несколько тем для реализации плана самообразования. Темы были таковы: « Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет», «Роль потешек в развитии речи ребенка», «Использование загадки в умственном воспитании детей дошкольного возраста», «Использование фольклора в работе с детьми», «Русское народное творчество, как средство нравственного эмоционального развития дошкольника», «Роль сказки в воспитании детей», «Театрализованные игры как средство развития речи детей»

В работе с детьми большое внимание уделила потешкам. Потешки доставляют малышам радость. В них слышна народная речь, стихотворный ритм, богатство оттенков слов. Когда я читала потешки, дети затихали, улыбались, то есть создавалась благоприятная обстановка для эмоционального контакта с детьми. С потешками зарождается у ребенка интерес и любовь к художественному слову. Потешки совсем небольшие, но они осуществляются в разных формах. В своей работе с детьми я использовала фланелеграф, демонстрировала картинка (предметные, сюжетные, так детям легче запоминается потешка. Перед чтением потешки проводила дидактические игры или сопровождала чтение показом действий, описанных в потешке. Дети разучивали потешки с большим интересом. Была мною создана картотека потешек для работы с детьми. Все потешки обыгрывались детьми во всех режимных моментах. С помощью родителей была создана библиотечка красочных книг с потешками для детей.

Загадки – это полезное упражнение для ума. Дети любят загадки и с удовольствием их отгадывают. А еще с большим интересом стараются сами загадывать загадки.

Сказки – это особая фольклорная форма (реальность и фантастика).

С помощью родителей была создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками. Русские народные сказки и читались, и прослушивались аудиозаписи. Дети с большим удовольствием играли в настольно-печатные игры по русским народным сказкам, собирали разрезные картинки и складывали лото. Большим успехом пользовались дидактические игры: «Угадай сказку», «Из какой сказки герой». К концу года мы с детьми уже могли обыгрывать знакомые русские народные сказки. Мною в группе был оформлен театральный уголок.

Так же родители вместе с детьми выполнили домашнее задание (изготовили книжки - малышки - «русские народные сказки», нарисовали сюжет из самой любимой сказки – была оформлена выставка рисунков).

Параллельно с моей работой и работой с детьми были проведены консультации с родителями на темы: «Роль фольклора в развитии детей», «Справиться с детским непослушанием помогут потешки», «Почитай мне сказку, мама; или с какими книгами лучше дружить дошколятам», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки», «Как выбрать полезную сказку для малыша».

В конце года, в конце проекта состоялась презентация (для родителей) на тему проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».

Вся работа с детьми по ознакомлению устного народного творчества была проведена в основном в совместной деятельности, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности. При этом я использовала самые разнообразные (наглядный, словесный, игровой) методы и приемы. Они способствовали возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества. Моя работа состояла в том, что я рассказывала текс (с использованием иллюстраций, демонстрировала иллюстрации и картинки; показывала способы действий; проводила коллективное чтение (пересказ маленькой сказки); игры - драматизации, игры – инсценировки; дидактические и настольно – печатные игры; упражнения и проговаривания, звукоподражание, имитация действий. Большую роль уделяла выразительности своей речи. Воспитывала в детях добро, заботу и любовь к живому (игрушке). С помощью потешек я научила детей видеть, что такое хорошо, и что такое плохо. В конце проекта дети самостоятельно могут использовать потешки во время игры, умывания, прогулки. Дети стали менее агрессивны. Дети стали собраннее, самостоятельнее. В группе создалась положительная атмосфера. Я дала детям представление о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности.

Загадки использовала в образовательной деятельности, на прогулках (наблюдение). Загадка требует от ребенка большой наблюдательности. В детях при помощи загадки я развивала мышление, наблюдательность.

Большое внимание уделяла русским народным сказкам. Сказки помогают отличить добро от зла, хорошее от плохого; развивать речь, фантазию, воображение; расширять кругозор. Сказки старалась рассказывать (дети маленькие) дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к персонажам. Сказки учат детей быть дружными, трудолюбивыми, слушаться родителей, быть смелыми.

Много времени проводила с детьми, играя в хороводные игры. Игры хорошо развивают речь, память, воображение, внимание, сосредоточенность, уверенность ребенка в свои способности. Из детей, которые старались быть в тени других детей, получились хорошие ведущие. В них вселилась уверенность и желание быть не только ведомыми, но и ведущими. Дети стали уважать себя и своих согруппников. Ни один ребенок в группе не остается без внимания и взрослого, и детей.

Посещаемость детей стала более стабильной, дети идут в детский сад с большим желанием. Их потенциал вырос. Знания дали большой шаг вперед. Это видно по результатам диагностики, которую я проводила в конце учебного года, (по окончании годового проекта по теме самообразования).

Результаты диагностики по реализации годового проекта по самообразованию:

высокий уровень детей (знают потешки и иногда используют в речи; знают и содержание сказки, и как она называется; знают сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства; различают добрые и плохие поступки героев сказок, способны вести рассуждение на данную тему; знают некоторые хороводные игры; знают вежливые слова и используют их в речи) – 8 детей (31%)

средний уровень (знают несколько потешек; знают несколько сказок; знают несколько героев и узнают их в произведениях изобразительного искусства; различают поступки героев сказок (добрые и плохие) ; знают 1 – 2 хороводные игры; знают вежливые слова) – 10 детей (65%)

низкий уровень (знают одну потешку или не знают вообще; знают одну – две сказки или путают с содержанием других сказок; знают 1 – 2 сказочных героев; имеют не полное представление о добрых и плохих поступках; принимают пассивное участие в хороводных играх; знают 1 – 2 вежливых слова) – 1 ребенок (4%)