Что говорят фарисеи об иисусе. Что такое фарисейство и кто такие фарисеи? Иисус и евреи

Первая подготовительная неделя перед Великим постом называется Неделей о мытаре и фарисее. Какую роль играли фарисеи в управлении древним Израилем, чем они занимались, и что мы знаем о фарисеях из истории, а что можем узнать и безо всяких учебников, если присмотримся к себе?

Фарисеи предавали чрезмерное значение малозначительным внешним деталям, забывая о внутреннем содержании. На фотографии - фрагмент листовки, которую неизвестные раскладывают в московских храмах.

Партия меньшинства

Слово фарисей является транслитерацией с иврита, в котором слово «перушим» обозначает «отделившиеся» (от глагола «параш» – отделять). Вероятно, фарисеев так называли потому, что они отдалились от обычных людей, чтобы соблюсти все религиозные нормы и правила. О фарисеях мы знаем благодаря Евангелиям и творениям фарисея Иосифа Флавия - рассказывает преподаватель кафедры библеистики ПСТГУ, клирик храма Трех святителей на Кулишках протоирей Александр Прокопчук . По его словам, других памятников первого века практически не осталось, чему способствовала первая иудейская война, в результате которой в 70-м году был разрушен Иерусалим. Следующие по времени литературные памятники начинают появляться только на рубеже 3-4 веков. «Сведения о первом веке, записанные в четвертом - в науке просто не принято пользоваться такими сведениями» - объясняет о.Александр. На основе этих трех источников составлены большинство описаний Фарисеев, которые встречаются во многих учебниках по Новому завету. Например, прот. Алексей Емельянов , заведующий кафедрой библеистики ПСТГУ, в своих лекциях говорит что фарисеи были религиозно-политической партией, численностью от 3 до 5 тысяч человек. Их антагонистами в Синедрионе, т. е. в верховном военно-религиозном собрании, которое управляло Израилем, являлись саддукеи, которым принадлежало большинство. Фарисеи помимо Закона хранили предания старцев, т. е. устные толкования и комментарии к закону, возникшие после Вавилонского пленения в VI в. до Р. X., они отрицали возможность какого-то сосуществования с языческой властью, резко сторонились ее. Саддукеи, наоборот, по многим вопросам сотрудничали с оккупационным Римом. Среди саддукеев подавляющее большинство были священниками и происходили из священнических родов. Фарисей же мог иметь простое происхождение, но зато отличался особой ученостью и ревностью в угождении Богу. Фарисей стремился в точности, по крайней мере, на людях, исполнить весь закон.

Толкователи закона

В Ветхом Завете достаточно мало конкретных правил и норм. Как применять их в своей жизни, если точное указание отсутствует? Скажем, заповедь субботнего покоя, которая запрещает работать. А что именно является работой? Автор популярного комментария к Новому Завету, профессор университета в Глазго Уильям Баркли утверждает, что фарисеи рассуждали следующим образом: в законе Бог сказал свое последнее слово, потому в законе должно содержится указание, как поступать в каждой конкретной ситуации. Если же конкретная норма отсутствует, то она подразумевается, и ее можно из закона вывести.

В Евангелии помимо Фарисеев упоминаются также книжники. Как пишет о. Алексей Емельянов, это не одно и то же. Все книжники, как правило, были фарисеями, но не наоборот. Книжники - это особая каста знатоков Закона, научных людей, которые, как и фарисеи, с внешней стороны старались соблюдать Закон. Они являлись учеными в том смысле, что хранили предание, заучивали Писание, учили Писанию, являлись учеными и учителями, и еще были экспертами Закона. Когда потребовалось выяснить место рождения Иисуса Христа, царь Ирод вызвал книжников, и, руководствуясь Ветхим Заветом, указали на Вифлеем. Все это множество правил, в которых видели существо религиозной жизни Иудеи, сохранились и до наших дней,

Основатели иудаизма и… Церкви?

Долгое время учение книжников, передавалось устно, от поколения к поколению. Иудеи верили, что эта «Устная Тора» была дана Моисею вместе с письменным Законом. В середине третьего века до нашей эры устный закон был кодифицирован и записан. Сегодня этот свод законов известен как Мишна и представляет собой книгу объемом почти в восемьсот страниц. Позже появились толкования на Мишну, эти комментарии, собранные воедино уже в эпоху раннего средневековья известны как Гемара, вместе с Мишной они составляют Талмуд. Как считает о. Александр Прокопчук, Фарисеев можно считать основателями современного иудаизма. Это единственная партия синедриона, которая пережила войну с Римом. Саддукеи были привязаны к храму и культу иерусалимского храма, поэтом после разрушения храма их партия перестала существовать. Фарисеи же не были привязаны к богослужению, их благочестие было основано на следовании закону. Не смотря на то, что фарисеи не были священниками, они принимали самое активное участие в богослужении. В храме фарисеи занимали первые ряды в храме, и стояли лицом к народу, читая вместе со всеми молитвы вслух и громко. Первые ряды для них отводили как для наиболее уважаемых в народе, и фарисеи действительно пользовались уважением. Чтобы вызывать еще большее уважение, фарисеи во время поста накрашивали лица белой краской и расхаживали в дни поста в небрежно одетом виде, чтобы каждый видел, что они постятся и восхищался их преданностью. После войны у фарисеев уже не было своей партии, потому что автономное государство Израиль прекратило свое существование. Однако религиозно-философская школа фарисеев осталась и стала определяющей традицией для последующего развития иудаизма.

Отец Александр уверен, что говорить о фарисеях только в негативных тонах – это штамп. «Многие из них были действительно благочестивыми людьми, ищущими Бога, - подчеркивает священник. - Эта среда во многом сформировала христианскую Церковь, и об этом говорится в Книге деяний». Кроме того, в самом Евангелии встречается также разное отношение фарисеев к Иисусу Христу. Некоторые Ему симпатизировали, были даже друзья - например фарисей Никодим, ученик Спасителя и член Синедриона. В конце девятой главы Евангелия от Иоанна говорится о Фарисеях, которые сопровождали Иисуса Христа, хотя и не имели полной веры в Него. Фарисей Гамалиил защищал апостолов перед лицом Синедриона. Кроме того, как считает о. Александр, некоторые черты фарисеев есть и в современных христианах, надо только получше к себе присмотреться.

Фарисей присваивает себе «право» на Бога

Фарисеи чрезвычайно гордились своей праведностью и соблюдением правил, в их голове внешнее благочестие никак не противоречило внутренней злобности и презрению к окружающим. На простых людей они смотрели свысока и называли их людьми земли – «ам-гаретц». С таким человеком фарисей не мог даже сеть за один стол. «У нас часто существует иллюзия, что сама принадлежность к Православию уже ставит нас, как членство в партии фарисеев, в исключительное положение, - предостерегает отец Александр. – В определенные отношения с Богом, которые никак не зависят от внутреннего состояния человека, и на которые никто другой претендовать не может». По мнению священника, это напоминает позицию фарисеев, которые считали, что только они имеют какое-то исключительное, уникальное право на Бога, и для других подобное право невозможно. «Если мы так считаем, если думаем что сама принадлежность к православию делает нас хоть чуточку лучше, то это конечно не так», - уверен пастырь. По его словам, Близость к Богу и единство с Ним определяются не только соблюдением правил и норм, но и внутренним устремлением ко Христу. «Сама принадлежность к Православию не сообщает привилегий на суде Божием, - продолжает отец Александр. - Напротив, сказано, что кому многое дано, с того многое спросится».

Еще одной ошибкой фарисея, которую повторяют многие, является фарисейская «благодарность» Богу. «Когда Фарисей благодарит Бога, он не сравнивает себя с теми, кто выше его, - объясняет свою мысль священник. - Он сравнивает себя с очевидными преступниками – убийцами, ворами, прелюбодеями». По мнению священника, это напоминает позицию людей, которые недавно пришли в Церковь и заявляют, что ничего плохого в жизни не делали, потому что никого не убили. «То есть если убил – плохой. А если никого не убил, то значит, жизнь прошла совершенно нормально и у Бога не может быть к человеку никаких претензий, он уже почти что святой», - удивляется отец Александр. По его мнению, такая благодарность на самом деле благодарностью не является. «Не Бога он хвалит, он хвалит сам себя и благодарит лишь сам себя, - поясняет батюшка. - Давая себе высокую оценку. Он заранее уверен, что Бог ему может выставить только пять. Он не допускает даже мысли, что у него может быть какой-то минус, какой-то изъян или недостаток». По мнению священника при таком взгляде на себя настоящее покаяние невозможно. «То есть, по сути, невозможно движением к Богу», - заключает отец. Александр.

Кирилл МИЛОВИДОВ

(продолжение)

Саддукеи

Когда восстановлено было служение Иегове и прекратились преследования от язычников, прежнее деление народа на партии эллинистов, принимавших греческие обычаи, и верных старине хасидеев заменилось делением на саддукеев и фарисеев имевших некоторое, но не очень близкое родство с прежними партиями; борьбою этих новых партий характеризуется время, предшествовавшее возникновению христианства. До появления Помпея в Иудее правление находилось почти постоянно в руках саддукеев; это были люди знатного и богатого сословия, чуждые слишком узкой национальной исключительности, желавшие привести иудейские понятия и обычаи в некоторое согласие с греческими. Находясь в постоянных соприкосновениях с греческою культурою и римским могуществом, они выработали себе правила политического благоразумия и желали оградить государство от бед построением крепостей, организациею хорошего войска и союзами; фарисеи, надеявшиеся на чудесное покровительство Божие, видели в всем этом измену и безбожие. Еще более важным проявлением безбожия считали фарисеи то, что саддукеи, довольные настоящим, игнорировали надежды на пришествие Мессии, не признавали и учения о воскресении мертвых, составлявшего необходимую часть верования в царство Мессии, отвечали на вопросы о будущем холодною ссылкою на Пятикнижие Моисеево, чуждое фантастических учений фарисейской теологии. Потому легко было считать их отрицающими воскресение мертвых, существование ангелов, все надежды иудейского народа на великое будущее. А на самом деле, они вовсе не были ни богословскою, ни философскою школою; они были просто члены или приверженцы жреческой аристократии, и старинной, главою которой был род Садока, и новой, которая группировалась около Хасмонеев, заместивших род Садока. Потому‑то они и назывались саддукеями, т. е. «садокитами»; это была партия духовных аристократов, иерархическая правительственная партия, владычествовавшая в Синедрионе, собрании духовных сановников. Противники саддукеев, фарисеи, более их близкие к массе народа, стремились подчинить всю народную жизнь формам левитской чистоты. Они господствовали в синагогах и школах больших и мелких городов, между тем как центром саддукейства был иерусалимский: храм. Духовная аристократия находила стеснительными для себя утрированные религиозные правила, исполнение которых фарисеи ставили необходимым условием спасения, отрицала обязательность этой многосложной формалистики, держась только обрядов, установленных Пятикнижием, хранение которых называла своим призванием.

Фарисеи

Различие между притязаниями духовных сановников и преобладавшим в народе духом фарисейства имело и религиозный, и политический характер. Но, с исторической точки зрения, сущность дела состоит в том, что садокиты (саддукеи) были приверженцы Иоанна Гиркана и его династии, а фарисеи («перушим», т. е. «отделившиеся») устранялись («отделялись») от всякого соприкосновения с язычеством, стремились точным соблюдением религиозных обычаев охранить израильский быт от иноземных влияний. Таким образом, фарисейство было не какой‑нибудь особою школой или партией возникшею после победы над угнетавшими иудейскую религию сирийцами, а продуктом того настроения, которое все сильнее и сильнее овладевало чувствами иудейского народа при Хасмонеях и при династии Ирода. В среднем сословии, в женщинах, в молодежи, во всей массе народа постоянно росла преданность фарисейству. Оно, в противоположность саддукейству, строго держалось старины; наследованные от неё религиозные обыкновения были все возведены фарисейством в необходимые заповеди «праведности», оно создало из них крепкую формалистику, регламентировавшую весь быт народа, каждое движение человека с утра до ночи, от колыбели до могилы; из обычаев старины не отбрасывалось ничего, в них все только вносились пополнения. Вышедши из рядов хасидеев («благочестивых»), фарисеи строго держались закона Моисеева; но в своей мелочной заботливости о соблюдении буквы его составили произвольным и натянутым истолкованием его определений массу мелочных правил, исполнению которых придавали большую важность. Руководясь принципом «ограждайте закон», они видели в ограничении, стеснении свободы действий залог благочестия. Вознаграждением за неудобства тяжелой формалистики, которой обременяли себя и других учители фарисейства, представители стремлений иудейского народа, служили для них блестящие мысли о будущей жизни, о воскресении мертвых и владычестве на земле: яркими картинами этого блаженства они разгорячали фантазию народа. Опутывая всю жизнь церемониалом омовений, очищений, постов, подаяний милостыни, молитв, жертвоприношений, фарисеи полагали, что остаются верны духу мучеников, пострадавших за веру во времена маккавейских войн , и что Бог, с которым они вели формальный расчет своих дел служения ему, исполнит ради их заслуг свои обещания послать иудейскому народу Мессию, который даст ему владычество на земле. Всем известно из Евангелий, до каких крайностей доходило фарисейство. По расчетам властолюбия, по сознательным или бессознательным влечениям эгоизма, фарисеи сделали благочестие техническим искусством, ремеслом, и, как специалисты этого ремесла, владычествовали над мыслями народа. Они носили на себе знаки отличия от простых людей, например на руках и на шеи, свернутые маленькими свитками лоскутки, на которых были написаны заповеди закона, и старались привлекать к себе народ благочестивою внешностью.

Эссеи

Кроме саддукеев и фарисеев была, как мы знаем от Иосифа, третья партия, ессеи, составлявшие аскетический орден, существование которого известно достоверным образом со времен Ионафана Маккавея . Они стремились достичь высшей святости строгим воздержанием от удовольствий, имели тайное учение об ангелах, соблюдали особые заповеди, важнейшими из которых были: воспрещение клятв и кровавых жертв, предпочтение безбрачия браку, чрезвычайная умеренность в пище и строгая забота о чистоте тела. Эти правила, быть может, заимствованы были из восточных вероучений, – именно, быть может, из парсизма, или непосредственно, или через посредство неопифагоризма; но, быть может, они сформировались и самостоятельным образом: когда во время сирийского гонения на иудейскую веру первосвященники уклонились от закона Моисеева и национальное богослужение в храме прекратилось, то людям строгого благочестия могло показаться, что официальная церковь безвозвратно погибла, и что надобно искать другого пути к воссоединению с Богом. Так могло казаться хасидеям, с названием которых имеет этимологическую связь имя ессеев. Но каково бы ни было происхождение их секты, наилучшими средствами служить Богу и приобретать душевное спасение они считали удаление от мира и его наслаждений, обуздание всех страстей и похотей, воздержание, подвиги покаяния, молитву и поучения. Они жили группами в уединенных местах на западной стороне Мертвого моря, занимаясь земледелием, скотоводством и непредосудительными для строгой нравственности ремеслами. Некоторые из них совершенно отрекались от личной собственности, отдавали все свое имущество и все приобретаемое работою в общую кассу на общее пользование. Они разделялись на разные степени, но все носили одинаковую одежду. Лишь немногие из них дозволяли себе брачное сожительство. Они приносили пользу другим людям, ухаживая за больными, давая содержание бедным. – Родственны ессеям были терапевты, египетские иудеи, составлявшие общество, очень похожее на христианские монашеские ордена; они вели созерцательную жизнь вдали от мира; мы знаем о них только по трактату «О созерцательной жизни», который был приписываем Филону, но теперь признан произведением гораздо более позднего времени, изображающим не факты, а только идеалы.

Христос, придя на Землю, показал неприглядность и мерзость множества человеческих грехов и пороков. Но пожалуй, наибольшего количества обличений от Господа получили фарисеи. В каждом из Евангелий можно увидеть строки о том, как неугодны Богу были эти люди. Так что такое фарисейство и почему оно так осуждаемо Христом?

Кто такие фарисеи

Фарисеями назвались сторонники значительного и влиятельного иудейского течения, которые целью человеческой жизни считали четкое и детальное исполнение закона, прописанного в Торе. В повседневной жизни это выливалось в мелочное, внешнее и формальное исполнение заповедей. Фарисеи буквально наизусть знали и скрупулезно по пунктам выполняли даже самые мелкие предписания Торы.

Фарисеи получили наибольшее количество обличений от Иисуса Христа

Такая зацикленность исключительно на форме привела к практически полной потере внутреннего смысла. Закон воспринимался как четкое руководство к практическому действию, при этом совершенно не учитывались духовные аспекты вероучения.

Особо чтимой у фарисеев была суббота. В этот день не делались абсолютно никакие дела, поэтому даже Христос, исцеливший больного, попал под осуждение за нарушение субботы. Получается, что даже делание добрых дел порицалось под благовидным предлогом соблюдения заповеди о почитании субботы.

Читайте еще о Заповедях Божиих:

Внешне эти люди часто выглядели неопрятно, неухоженно и даже неряшливо. Такое нарочитое пренебрежение элементарными правилами ухода за собой как бы подчеркивало полное отречение от мира, от всего тленного, незначимого.

Интересно! Фарисеи постоянно ходили со скучными и постными лицами, всем своим видом показывая, что им чужды глупые радости бренного мира.

Обманчивая внешность часто приводила к тому, что их считали истинными праведниками, достигшими святости. Их значимость в иудейском обществе была велика, а мнение весомым. Так почему же их так сильно обличает Христос?

Притча о мытаре и фарисее

Наиболее детально суть Божьего порицания видна в Евангелии, в притче о мытаре и фарисее. Кратко ее суть в следующем: в одном из иудейских храмов молились два человека. Один из них был мытарем - сборщиком местных налогов. Таких людей в обществе часто не любили, поскольку налоги были огромными, и мытари зачастую отбирали в уплату чуть ли не все пропитание семьи. Поэтому мытари имели славу людей бессердечных, злых и немилостивых.

Другим молящимся был праведный, соблюдающий все предписания фарисей. Его молитва была преисполнена чувства собственного достоинства - он благодарил Бога за то, какой он хороший. Заметив мытаря, он стал благодарить и за то, что он «не таков, как тот мытарь». Иудей ставил себя и свои заслуги выше всех остальных людей и считал себя великим праведником, поскольку он соблюдал посты, отдавал десятину в храм, чтил субботу и выполнял множество других предписаний Торы.

Молитва мытаря же носила совершенно иной характер. Он, напротив, не смел поднять глаз своих, стоял с повинной головой. Просил он у Господ одного - милости. Понимая всю сущность своего падения, осознавая свою глубочайшую греховность, этот мытарь просил Бога быть милостивым к нему. На большее он не смел и надеяться.

Фарисей – человек, который относится к Богу и ближним без любви и при этом превыше всего ставит самого себя

И вот Святое Евангелие повествует нам об исходе этих двух молитв. Фарисей, окончив положенное правило, вышел из храма довольный собой, с чувством собственной праведности. Он был абсолютно уверен, что сделал все хорошо и правильно, и что его молитва обязательно будет услышана Богом. И несмотря на это он вышел осужденным.

Мытарь же, который даже не надеялся на прощение от Господа, а только лишь молил о помиловании, вышел со слезами на глазах и с чувством осознания своей полнейшей ничтожности. И при этом Евангелие нам говорит, что этот мытарь вышел из храма оправданный.

Чем же так угодил Господу мытарь и чем так разгневал фарисей? Основной грех последнего в том, что он дает себя право судить. Он судит несчастного мытаря, сразу делая вывод о нем, как о человеке павшем. Он судит и себя, но себе приписывает личину праведности. Однако фарисею никто не давал права суда - это удел одного лишь Бога. Одному Господу известно, кто из нас поистине праведен, а кто грешен.

Следующая погрешность фарисея - свое самодовольство. Мы знаем и из Евангелия, и из творений любых святых отцов, что матерью всех добродетелей является смирение. Смиренный человек не упивается собственной хорошестью, но видит в себе множество недостатков, с которыми старается бороться. Человек же, который считает, что поборол в себе страсти и достиг состояния праведности находится в глубокой духовной прелести. Именно таков и был фарисей из притчи.

Мытарь же, напротив, считал себя ниже и хуже любых других людей. Он возненавидел себя за те грехи, которые совершил в жизни и искренне в них покаялся . Его чувство было настолько острым, что он стоял в храме опущенной головой и только лишь повторял - Боже, милостив буди мне, грешному.

Важно! Именно эти слова прошения милости называются «молитвой мытаря» и с них начинается утреннее молитвенное правило.

Можно возразить, что этот фарисей действительно исполнял все, что прописано в Законе. Он не воровал, не блудил, соблюдал посты и еще много чего. Так почему же он не имел права сказать, что все выполнил? Богословы поясняют этот момент так - если бы фарисей познал истинного Бога, а не просто выучил формальный свод правил, то он бы понял, что предела у Бога нет.

Это означает, что по мере духовного возрастания перед человеком открываются все новые и новые духовные горизонты, пределов у которых нет, поскольку Господь - бесконечен. Исполнив одно правило, искоренив один грех, истинно верующий человек найдет в себе еще десяток. Как жив Бог, так жив и подвижен Его Закон. И невозможно Господа поместить в формальные рамки и правила.

Фарисеи в современном мире

Сейчас слово «фарисей» уже совсем не означает причастность к какому-либо иудейскому течению. Так называют людей, которые внешне пытаются выглядеть лучше, чем есть на самом деле. Это лицемеры, люди, которые постоянно носят маски. К сожалению, очень много таких и в православной среде.

Христианство - это религия постоянной и кропотливой работы над собой, над очищением собственной души. Это сложный и тернистый путь, и не каждый может его пройти. Очень часто человек не хочет реально трудиться над собой, но при этом очень стремится, чтобы окружающие считали его праведником, ставили в пример, почитали.

Такое горделивое стремление показать себя лучше других и есть фарисейством. Совершенно не обязательно сегодня исповедовать иудаизм, чтобы быть фарисеем. Можно считать себя очень православным, ходить каждое воскресенье в храм, соблюдать посты и раздавать милостыню. Но если при этом в сердце будет зреть злоба на людей, виденье чужих грехов на фоне собственной праведности - это и есть самое настоящее фарисейство.

В чем в наши дни может проявляться фарисейство? Протоиерей Дмитрий Смирнов

Многие слышали, как кого-то могут назвать фарисеем, но не каждый знает, кто такие фарисеи. В обыденном представлении фарисейство — это ложь, фальшь и лицемерие. Но без обращения к сложной и интересной истории слова «фарисейство» понять, кто такой фарисей и что это за явление такое, невозможно.

Религиозная сторона понятия

Когда говорят о данном явлении, в тематике разговора зачастую присутствует религиозный оттенок. Верующие люди, сталкиваясь с негативнымиморальными качествами человека, нередко характеризуют его указанным словом.

Такое мнение имеют преимущественно представители христианских конфессий: православия, католицизма, протестантизма.

Приверженцы иудаизма могут обидеться, услышав в свой адрес подобное словоупотребление. Это связано с давним историческим противостоянием между фарисеями, учение которых стало основой раввинского иудаизма, и христианами первых веков.

Даже если разговор ведется в сугубо светском контексте, не стоит злоупотреблять понятием «фарисейство», забывая, что это такое было изначально. Для кого-то из Ваших собеседников это слово может показаться обидным, тем более, что вероисповедание относится к области свободы совести и никто не обязан информировать о нем окружающих.

Возьмите на заметку! Некоторые даже могут посчитать обвинение в фарисействе признаком антисемитизма, что способно подорвать репутацию в деловой или профессиональной среде, казалось бы, далекой от религии.

Происхождение термина

Расскажем с самого начала о происхождении фарисейства, значение которого в человеческой истории до сих пор вызывает дискуссии в среде представителей мира науки.

Ответ на вопрос, что такое фарисейство, даёт Википедия. Данному явлению в его историческом разрезе посвящена отдельная статья свободной энциклопедии.

Кто такие фарисеи. Википедия называет так последователей религиозно-общественного движения, существовавшего в Иудее в эпоху Второго храма, в годы земной жизни Иисуса Христа.

Фарисеи стали заметным явлением во втором веке до нашей эры, когда после восстания Маккавеев евреи получили относительную политическую самостоятельность. Их оппонентами в ту эпоху были саддукеи и ессеи.

Хотя название «фарисеи» восходит к ивритском слову פרש ‎, обозначавшему еретиков и отступников, данное направление стало доминирующим в Иудее, а его учителя заложили основу еврейского религиозного закона — Галахи. Как видим, первоначальное значение слова «фарисей» было далеко от того, что теперь означает «фарисейство».

Самим фарисеям значение слова, от которого произошло название приверженцев данного мировоззрения, не мешало проповедовать свои взгляды на веру в Бога, во многом противоположные обрядовому иудаизму священников Храма и стоявших во главе околохрамовой знати саддукеев.

Чтобы понять, кто такие фарисеи, достаточно упомянуть, что это священники, которые первыми начали служить Богу в синагогах.

До этого все обряды совершались в единственном месте — иерусалимском Храме, куда в праздники стекался народ со всей Иудеи и из мест рассеяния.

Перечислим основные пункты фарисейского вероучения

  1. Вера в предопределение судьбы, влияющей на жизнь человека.
  2. Уверенность в том, что человек может выбирать между добрыми и дурными поступками.
  3. Утверждение о необходимости соблюдения помимо Торы устных предписаний, передававшихся из поколения в поколение.
  4. Ожидание воскресения мертвых.

Фарисейскими учителями было записано большое количество комментариев и разъяснений к положениям Моисеева закона. Некоторые из этих толкований видоизменили и заметно смягчили заповеди Пятикнижия, например, касающиеся соблюдения покоя в субботу и ритуальной чистоты, что означает фактическое реформирование древней религии, замаскированное под неукоснительное соблюдение традиций.

Именно подобные произвольные изменения закона, как не соответствующие истинному духу Божественных предписаний, критиковал Иисус Христос, который на страницах Евангелий неоднократно вступает в полемику с фарисеями.

Обратите внимание! Фарисейские воззрения не помешали отдельным приверженцам данного течения впоследствии стать христовыми учениками.

Значение

Только разобравшись с историей, можно понять что такое фарисейство для верующих христиан. В церковных проповедях нередко можно услышать высказывания о том, как христианину не стать фарисеем, разбираются определение и корни этого понятия.

В первую очередь, речь идет о соответствии или не соответствии формы и содержания в религиозной жизни .

Например, многие прихожане, как говорят священники, критикуют женщин, стоящих в храме без платков, считая, что это недопустимо.

В то же время они сами допускают более серьезные прегрешения, злословя ближних и гневаясь на них. Отмечается, что такое фарисейство по определению сводит на нет духовные достижения, связанные с соблюдением внешнего благочестия.

Внимание! Многое могут рассказать о функционировании в современном русском языке слова «фарисейство» его синонимы, приводимые в специализированных словарях.

В качестве равнозначных лингвистами упоминаются следующие слова:

  • фальшь,
  • лицемерие,
  • двойственность,
  • ханжество,
  • неискренность,
  • лживость,
  • двуличие,
  • двоемыслие,
  • двоедушие,
  • криводушие.

Что значит фарисейство для светского человека. Разумеется, стать фарисеем в первоначальном смысле данного слова в современном мире невозможно. Но даже если Вы далеки от религии, понять, что значит фарисейство, несложно.

Интересно! Значение слова лихоимство и что это за

Речь идет о людях, которые за внешним соблюдением формы скрывают полное равнодушие к ее содержанию. Вместо реальной помощи они предложат отписку или отговорку.

К сожалению, данное явление широко распространено. Также обвинить в фарисействе с полным основанием можно лживых и неискренних людей.

Полезное видео

Подведем итоги

Разобравшись, что такое фарисейство, имеет смысл приглядеться к собственному окружению и своим личным поступкам. Достаточно спросить себя, всегда ли в душе присутствует искреннее отношение к тому, что вы делаете и говорите, нет ли у окружающих повода назвать вас фарисеем.

Вконтакте

Древнееврейские религиозно-политические секты

Фарисеи – одна из трех самых известных древнееврейских религиозно-политических сект или философских школ (как называет их Иосиф Флавий во 2-й книге «Иудейская война», глава 8), возникших в эпоху расцвета Маккавеев (2 в. до Р.Х.).

«Фарисей» — возможно, слово образовано от глагола «отделяться» — «отделенные». Изначально это прозвище употреблялось в их адрес противниками – саддукеями, которые имели в виду оскорбить их обидным прозвищем «отступники», «еретики». Позже это название приобрело уважительный оттенок. Теперь стало именем нарицательным и снова с отрицательной коннотацией. Исследователи полагают, что сами себя представители данного движения так не называли.

Истоки учения фарисеев.

До Вавилонского плена между священниками и пророками велась постоянная борьба. Дело в том, что многие священники, из соображения личной выгоды, стояли за только обрядовую религию, отстаивали культ жертвоприношений. Пророки же в своих проповедях провозглашали, что Богу угодно не это, что Ему можно угодить лишь безусловной правдой и любовью к ближним. Кроме того, пророки учили основам этического монотеизма: нравственное усовершенствование есть удел не только евреев, а их богоизбранность только в том, что они первые постигли истину и должны распространить теперь это знание повсюду.

После Вавилонского плена голос пророков замолк, а с ним и этическая религия угасла. Малочисленные и находящиеся в рассеянии евреи оказались в опасности перестать быть тем, чем должны по замыслу Божию.
Тогда-то Ездра, видевший в исполнении Моисеева Закона спасение народа, основывает новое направление. А в законе Моисеевом этот богоизбранный муж видел гармоничное сочетание обрядовой религии священников и этической религии пророков.

Ездра создает всенародное собрание, которое письменно подтвердило обязательность исполнения Моисеева Закона во всех подробностях на вечные времена. Т.о., вслед за Ездрой и его последователями, народ снова возгорелся верою в Единого Бога и желанием исполнять весь Закон, и нравственные его принципы, и внешние обряды.

Возгорелся и стал исполнять все мелочно и скрупулезно, ставя все чаще в один ряд высшие законы и обряды, установленные только из практической пользы (например, мыть руки) или для изолирования народа Божия от окружающих народов, превращая законные установления в предрассудки.

Но Закон Моисеев призван был изолировать евреев от древних язычников, поэтому его оказалось недостаточно для ограждения народа и истинной религии от новых соблазнов, в частности от персов с их зороастризмом и от столь привлекательного и жизнерадостного эллинизма. И тогда духовные руководители народа, исключительно из добрых побуждений, для приспособления к новым обстоятельствам жизни, устанавливают систему охранительных запретов, дополнений к закону.

Постепенно такое слепое соблюдение Закона во всей его полноте, вместо того, чтобы обособить народ избранный от внешнего вредного влияния, привело к обособлению евреев друг от друга. Обеспеченные классы имели время изучать постановления Закона и возможность исполнять их все. Трудовые классы не имели достаточно времени и возможностей изучать и соблюдать Закон во всей полноте. Скажем, по Закону еврей не мог обедать у язычника или самарянина и даже принять от них кружку воды. Поэтому высшие классы стали чуждаться народной массы (Мф.9:9-21).

Т.о. множество возникших противоречий привело, в конечном счете, к возникновению древнееврейских сект, их которых выделились три: саддукеи, ессеи и фарисеи. Каждая предлагала свой выход из создавшихся сложностей с Законом.

Саддукеи выступали за неизменяемость Божественного закона, за его строгое исполнение.

Ессеи – за неизменность Закона. Но поскольку жизнь больше не отвечала древнему Закону, ессеи удалялись от нее в пустыню или деревню, где ничего не мешало им следовать всем законным предписаниям.

Фарисеи – движение, сформировавшееся в борьбе против контролирующих храмовый ритуал саддукеев. Возникшее тогда синагогальное богослужение было, видимо, выражением их стремления подорвать религиозную монополию саддукеев:

Всегда религиозный ритуал был частью храмового культа, теперь его стали совершать в домах;

Ученые, не священники, стали играть важную роль в религиозной жизни народа.

Во внутренней политике фарисеи выступали за народ, против господствующего класса. Тогда, в самом начале своей деятельности, фарисеи выдвигали лозунг: « Закон для народа, а не народ для Закона». Левит 18:5 фарисеи дополнили следующей фразой: «будет жив ими, а не умрет из-за них».

Тогда же, начинающая фарисейская секта имела резкую политическую окраску. В первую очередь их занимал вопрос о соединении в одном лице духовной и светской власти. Фарисеи выступали против такого соединения. Да и сам Закон и историческая традиция в этом вопросе были на стороне последних: в древности царская корона была нераздельно связана с обязанностями полководца, а человек, чьи руки обагрены человеческой кровью, не мог молитвенно возносить их к Богу.

На этой почве при царе и первосвященнике Иоанне Гиркане произошло их первое столкновение их с домом Маккавеев. Иоанн пригласил их во дворец, где один из приглашенных фарисеев прямо обратился к царю: «Если хочешь быть праведным, откажись от диадемы первосвященника и удовольствуйся царской короной».

Гиркан предал оскорбителя суду его товарищей, которые присудили его к ударам плетью и заточению. Иосиф Флавий об этом написал: «За простое оскорбление они не присудили его к смертной казни, тем более что фарисеи были вообще мягкосердечны при назначении наказания».
При Ироде (37 г. до Р.Х.-4 г.) политическая роль фарисеев прекратилась, а их деятельность сосредоточилась на исследовании Торы.

Позже фарисеи разделились на отличающиеся, но не враждующие друг с другом лагеря:

- Школа Гиллеля : во многом благодаря высоким нравственным качествам своего основателя это направление восторжествовало, и их мнения были приняты народом как религиозные нормы. В лице Гиллеля (род. В 75 г. до Р.Х. – умер в 5 г. по Р.Х.) учение фарисеев достигло своего высшего развития. Вот лишь один пример его мудрости. Он сформулировал все содержание еврейской религии желавшему вступить в нее, пока тот стоял на одной ноге: «Что тебе неприятно, того не делай твоему ближнему – в этом весь Закон, все остальное – комментарии к нему».

- Школа Шамая : строжайшее соблюдение буквы Закона, запрет всякого свободного толкования. Позже последователи этой школы образовали партию зелотов.
Традицию фарисеев продолжили таннаи («учителя»), амораи («толкователи»), савораи («разъясняющие»). Их коллективный труд привел к появлению Талмуда – собрания документов, включающих Устный Закон, правовые установления, моральные предписания, исторические повествования, легенды и предания. Окончательный вид получил около 500 года в Вавилонии. Основные части Талмуда:

Агада – «сказание», «повествование» — содержит гомилетический, аллегорический материал;

Галаха – нормативная часть Талмуда, содержащая законодательный материал;

Гемара – произведение амораев;

Мишна – произведение таннаев.

Большую часть сведений о фарисеях можно почерпнуть у Иосифа Флавия в его «Иудейских древностях» и «Иудейской войне». Сам Флавий происходил из священнического рода и почти все его родственники были саддукеями. Он изучил все три секты и примкнул к фарисеям. Поэтому все, что он говорит о них, это положительные факты, поданные в положительной коннотации.

Иосиф Флавий описывает фарисеев как философскую школу, сравнивая ее со стоиками. В догматическом отношении, пишет Флавий, «все совершающееся фарисеи ставят в зависимость от Бога и судьбы и учат, что, хотя человеку предоставлена свобода выбора между честным и нечестным поступком, но в этом участвует и предопределение судьбы“.

Флавий говорит о популярности фарисеев в народе, их влиянии на массы: «если даже скажут они что-нибудь против царя и первосвященника, им сразу же поверят“.
Флавий отмечает человеколюбие фарисеев, которые «желают мира всему народу, в то время как саддукеи строги даже к своим братьям и гневливы к сотоварищам как если бы те были чужеземцами“.
Флавий называет фарисеев «мудрыми и знающими в разъяснении законов».

Знаменитый историк выделяет в фарисейской традиции толкования следующие методы:

1) Диалектический :
Например, в Пятикнижии есть «закон о строптивом сыне», согласно которому отец мог в судебном порядке подвергнуть сына смертной казни за одно только непослушание. Вот как толкуют его фарисеи: закон говорит о сыне, значит неприменим к дочери, к малолетним, к двум сыновьям; речь об отце и матери, значит оба должны быть живы, согласны, здоровы, без внешних уродств, достойны друг друга, иметь один тембр голоса. Абсурд, но речь идет о спасении молодых людей от произвола родителей, чтобы в минуту запальчивости не совершить бесповоротного поступка. Т.о. закон не отменен, но превращен в мертвую букву.
Или, о законе «око за око…» фарисеи говорят, что значит не жизнь за око. Если лишить человека глаза, он может умереть от осложнения, следовательно, понимать закон не буквально, а как «стоимость за око».

2) Введение символических фикций :
Например, каждый седьмой год был субботним годом, когда нельзя было собирать урожай (Лев.25:1-7), когда уничтожались долги (Втор.15:1-3,7-11). Но таким образом парализован был кредит, необходимый для развития промышленности. Гиллель установил институт «простбул» — кредитор в конце шестого года подает в суд письменное заявление о фиктивной передаче полагающейся ему суммы суду. По закону субботнего года уничтожались долги только частным лицам, поэтому кредитор сможет взыскать свои деньги после субботнего года.

Но, к сожалению, постепенно добрые намерения, по которым вводились такие хитрости, забылись. Поэтому секта фарисеев в большинстве своем развратилась, название их стало именем нарицательным, а Спаситель говорил о них: «Берегитесь закваски фарисейской… которая суть лицемерие» (Мф.16:6, Лк.12:1).

Cаддукеи.

Саддукеи – религиозно-политическое движение или секта, или философская школа (по выражению Иосифа Флавия), которое, если можно так выразиться, сменило священнослужителей на общественной арене иудейского общества где-то за 150 лет до Р.Х. По мнению некоторых ученых движение появилось под влиянием греческой философии, особенно эпикурейства.
Названием обязано либо первосвященнику Садоку (1 Цар.2:35), ученику Антигона Сохоского, либо произведено от «справедливость».

Секта или партия (если учесть их активную политическую деятельность) саддукеев являлась партией потомственной аристократии, ее членами были священнослужители (первосвященники, священники), знать, офицеры армии. Все эти люди придерживались, по известным причинам, консервативных взглядов, выступали против изменений в нормах и правилах толкования Священных книг.
С падением Иерусалима и упразднением жертвоприношения саддукеи потеряли политическое могущество и духовное значение. И, в конце концов, партия эта исчезла с исторической арены.

Фарисеи и саддукеи.

Итак, во 2 веке до Р.Х. в иудаизме оформились две группы, конкурирующие в борьбе за власть и влияние в обществе (о чем, в частности, много пишет Иосиф Флавий). Представители обеих групп считали политическую деятельность желательной и важной, поэтому стремились в правящую администрацию.

В чем же состояла суть их разногласий? В первую очередь – в том, кем были они представлены.

Фарисеи – партия представителей народа, средних слоев, тех, кто, по словам историка Иосифа Флавия, «умом своим поднялись из народных масс». Как религиозно-политическое движение, фарисеи продолжали традицию книжников.

Саддукеи – партия потомственной аристократии, первосвященников, священников, знати, офицеров армии.
Т.о., разный состав партий обусловливал разные общественные позиции, политические интересы и взгляды, свои собственные подходы к толкованию Священных текстов:

Саддукеи почитали только письменное учение (Тору), которое понимали буквально; отвергали все, о чем там не говорится; выступали лишь за прямые логические следствия. Саддукеи верили, что человек сам распоряжается своей судьбой, что все зависит от него. Народ не любил саддукеев в том числе и за их антипатриотическую политику. Саддукейское учение отрицало вечность человеческой души, будущее воздаяние, а потому цель их деятельности сосредотачивалась на достижении земных благ, на сохранении господственного положения в стране.

Фарисеи считали Устное учение таким же обязательным, как и Священное Писание. Согласно их доктрине, Бог дал Моисею и Письменный, и Устный Закон: Божественные откровения, зафиксированные в Торе, дополненные и разъясненные пророками и устной традицией, надо истолковывать в соответствии с экзегетическими нормами законоучителей каждого конкретного поколения. Т.о. Тору следует понимать так, как толкуют ее современные законоучители. Фарисеи применяли творческий диалектический подход к толкованию Закона, продолжали развивать Устное учение. Верили в бессмертие души, в воскресение перед наступлением Царствия Божия, связывали идею вечности души с вознаграждением или наказанием человека.
Религиозную веру фарисеи ставили в центр человеческого бытия, подчиняли образ жизни законам Торы.
В отличие от саддукеев, которые провозглашали свободу человека в распоряжении своей судьбой, фарисеи ставили все в зависимость от Всевышнего, считая, что лишь выбор между хорошими или плохими делами зависит от человека.

Но все же большая часть разногласий между фарисеями и саддукеями касалась храмовой службы: на какие деньги покупать ежегодные жертвы, где воскурять фимиам, как сжигать красную корову, чей пепел использовался в обрядах и т.д.

Например, саддукеи почитали святость и обязанности к ней частью окружающего мира. Т.е. надо понять, чего хочет от человека Бог, и исполнить это. Помочь народу в этом – обязанность законоучителей. Например, свинья считалась по Закону нечистым животным. Саддукеи верили, что это природная нечистота, т.е. ее мясо оскверняет вкусившего даже, если он не знал запрета и не собирался его нарушать (равно как яд приносит вред и знавшему, и выпившему его по ошибке).

Фарисеи же, напротив, святость религиозных предписаний, их соблюдение или нарушение почитали результатом принятых решений, а не предопределенными природой, ее физическими или химическими законами. Поэтому нечистое животное, по их мнению, оскверняет еврея не потому, что оно по природе нечисто, а потому что Бог счел его неподобной пищей. И если религиозный суд решит, что это животное чисто, вкусивший его еврей не пострадает, потому что не нарушил Закон.
Вот как на практике воплощались вышеупомянутые разногласия. Вопрос, как наказать лжесвидетелей, которые невинно обвинили кого-то в том, что карается смертью, а ложь выявилась только после вынесения приговора, но до его исполнения. Согласно Моисееву Закону лжесвидетелей следует наказать так, как они хотели наказать невинного (Д.19:19).
Решение саддукеев: оставить лжесвидетелей жить, т.к. приговор еще не исполнен. Решение фарисеев: в соответствии с устными и другими источниками лжесвидетели должны умереть.

Вот как описывает спор фарисеев и саддукеев Иосиф Флавий:

В центре спора – устный закон: «Фарисеи обнародовали несколько предписаний, основанных на неписаной традиции. Секта саддукеев их отвергла, поскольку полагала, что Закон – это только Тора…
Теологические разногласия коренятся в проблеме свободы выбора: саддукеи отрицали предопределение, верили в свободу человека выбирать между добром и злом. Фарисеи утверждали, что все предначертано Богом, но добродетель и порок – во власти человека, ибо предначертание помогает ему во всяком деле… Если человек выбирает добро, небесные силы помогают ему. Если он творит зло, они предоставляют ему идти своим путем…»

Книжники.

Книжник – буквально «писец»- представитель наиболее образованной прослойки иудейского народа. Первоначально это и древние иудейские переписчики Священных книг, которых особенно много появилось при иудейском царе Иосии. Обычно они были из Левиина колена (Навин. Гл.21). Тогда книжники делились на домовых (придворных) и людских (2 Цар.8:14) или народных (Мф.2:4).

До Ездры книжниками называли знатоков древних книг. Они в то время занимали важные должности, служили писцами при царях (все равно, что гос. Секретарь) или придворными историографами, дееписателями (2 Цар.8:17, 20:25; 1 Пар.18:16). Иногда они не только проповедовали, но излагали в свитках или книгах свое учение.

При Ездре книжники выделились в особый класс, став книжниками нового рода. Дело в том, что в то время была острая нужда в переводчиках закона на народный язык и в его истолкователях, поскольку после Вавилонского плена евреи забыли язык, на котором были написаны Священные книги и традиции, которые помогли бы их правильно понять. Престиж книжников возрос особенно в период, когда наследственное священство стало приспосабливаться к эллинистическим нравам и обычаям. Тогда книжники успешно руководили борьбой за сохранение национальной и религиозной чистоты. Потом книжники вошли в Великую синагогу, а позднее – в Синедрион. Хотя их было достаточно и вне этих общественных институтов.

Во времена земной жизни Иисуса Христа евреи потеряли политическую самостоятельность, поэтому их интересы сосредоточились на внутренней жизни. Книжники стали вождями народа, учителями, выразителями его надежд (хотя и не имели политической власти).
Часто книжники упоминаются вместе с фарисеями, но это два разных понятия.

Книжники – это класс образованных людей, знатоков Закона. Их главная задача была хранить закон и обучать ему других, не допускать изменений текста. Звание «книжник» можно было получить лишь после долгого обучения у какого-либо учителя, чаще всего в Иерусалиме. Получив-таки это звание, человек получал одновременно право на ношение особых длинных одежд, право обучать других, быть судьей в спорных случаях. К книжникам обращались – «равви», в их присутствии нужно было встать. Учили такие учителя дома, в синагоге, в притворе храма, где угодно. Иногда они имели и свои школьные помещения. Учили они бесплатно, знали какое – нибудь ремесло, чтобы прокормиться.

А фарисеи – были партией, определенным религиозно-политическим течением, наряду с саддукеями и ессеями.

Поэтому книжник мог по религиозно-политическим своим взглядам быть и фарисеем, и саддукеем, и ессеем. Ко времени земной жизни Спасителя почти все книжники были фарисеями, но не все фарисеи были книжниками.
Книжники – фарисеи являлись мелочными собирателями преданий, буквоедами, утратившими дух Моисеева Закона. Книжники – саддукеи были холодными скептиками, рационалистами, отрицающими загробную жизнь.

Ессеи.

Живописно рассказывает об этой иудейской секте историк Иосиф Флавий в книге «Иудейская война», книга 2, гл.8: 2-13:

«Ессеи – это одна из трех философских школ (наряду с фарисеями и саддукеями), которые преследуют особую святость. Это тоже иудеи, но еще более, чем другие связаны между собой любовью.
Они избегают чувственных наслаждений как греха и почитают величайшей добродетелью умеренность и поборение страстей. Ессеи презирают супружество, но принимают чужих детей в том возрасте, когда они еще восприимчивы к учению…

Эти люди презирают богатство. Достойна удивления у них общность имущества, нет среди них того, кто богаче других. Есть у них правило – при вступлении нужно уступить свое состояние общине…все как браться владеют одним общим состоянием, образующимся от соединения в одно целое отдельных имуществ каждого.

Употребление маслa для умащения тела считают недостойным, если кто, помимо своей воли, бывает помазан, он утирает тело, поскольку в жесткой коже они усматривают честь, как и в постоянном ношении белой одежды.

Ессеи выбирают лиц для заведования делами общины, каждый без различия обязан посвятить себя служению всем.

Они не имеют отдельного города, живут большими общинами. Приезжие из других мест члены ордена могут располагать всем, что есть у собратьев, как своей собственностью. А к сочленам, которых раньше не видели в глаза, они входят, как к старым знакомым. Поэтому ничего не берут в дорогу, кроме оружия для защиты от разбойников.

В каждом городе есть общественный служитель, который снабжает иногородних одеждой и всеми необходимыми припасами.

Костюмом и внешним видом ессеи напоминают мальчиков, находящихся еще под строгой дисциплиной школьных учителей.

Платье и обувь меняют только, когда совершенно разорвалась старая.

Друг у друга члены секты ничего не покупают и друг другу ничего не продают, а каждый дает другому из своего, сколько надо.

Богослужение ессеев весьма своеобразно. До восхода солнца они воздерживаются от речи, потом обращаются с молитвою к солнцу, как бы испрашивая его восхождения. Потом приступают к своим занятиям до 5-го часа. Тогда опять собираются вместе, опоясываются холщовым платком, омываются холодной водой и приходят домой, куда не принадлежащие к секте не допускаются.

Очищенные, словно в святилище, они входят в столовую. В строжайшей тишине рассаживаются вокруг стола. Пекарь раздает хлеб, повар — тарелки только с одним блюдом. Священник читает молитву, после чего все едят. В конце снова молитва. Сложив с себя одеяния, как священные, ессеи возвращаются к работе – до сумерек. Потом опять трапеза.

Тишина царит в доме, потому что ессеи воздержанны. Едят и пьют только до утоления голода или жажды.
Все действия совершаются по указанию стоящих во главе людей. Свобода предоставляется только в делах милосердия и оказания помощи.

Ничего нельзя подарить родственникам без разрешения предстоятелей.

Порицают клятвы, всякое произнесенное ими слово имеет больше веса, чем клятва.

Преимущественно посвящают себя изучению древней письменности.

Для присоединения к секте сначала нужно год вести их образ жизни, получив предварительно маленький топорик, передник и белое облачение. Через год человек допускается ближе к общине, к очищающему водоосвящению, но не к общим трапезам. Еще два года испытывается желающий вступить в братство, и только потом его принимают, но перед допуском к общим трапезам он дает клятву: почитать Бога, исполнять обязанности к людям, никому не делать зла, ненавидеть несправедливость…хранить верность к каждому человеку, особенно правительству, потому что всякая власть от Бога; не стремиться к богатству, затмевающему других; говорить только правду, содержать в чистоте руки от воровства, а совесть – от нечестной наживы, не скрывать ничего от общины; до смерти не открывать другим… Одинаково хранить и чтить книги секты и имена Ангелов…

За тяжкие грехи ессеи исключают из секты, а исключенные потом зачастую умирают: связанные присягой и привычкой, они не могут взять пищу от несобрата и погибают от голода. Нередко таких, полуживых от голода, принимают обратно, считая перенесенные муки достаточной карой.

У ессеев добросовестное правосудие: не менее 100 человек участвуют в судебном заседании. Их приговор неотменим. После Бога ессеи более всего благоговеют перед законодателем: кто хулит его – тому смерть.
Долг каждого ессея – повиноваться старшинству и большинству.

Ессеи остерегаются плевать перед лицом другого или в правую сторону.

Строже всех иудеев относятся к субботнему покою: заранее готовят пищу, в сам субботний день не осмеливаются даже трогать посуду с места и не отправляют естественную нужду.

В другие дни каждый своим специальным киркообразным топором, уединившись как можно дальше, выкапывают яму глубиной в фут, окружают ее своим плащом, чтобы не оскорбить лучей божьих, отправляют нужду, засыпают яму землей. После сего имеют обыкновение купаться, как будто осквернились.

По времени вступления в братство ессеи делятся на четыре класса: старшие при прикосновении младших даже умывают тело, как будто осквернились.

Ессеи долго живут, до 100 и более лет. Это может объясняться простотой и порядком в жизни, в которой все мучения эти люди побеждают силой духа. Смерть со славою они предпочитают бессмертию.

Война с римлянами представила их образ мыслей в надлежащем свете: их завинчивали, растягивали, дробил, палили…чтобы заставить хулить законодателя или отведать запретную пищу. Но их нельзя сломить – они стойко, без единого звука или слезы, с улыбкой … весело отдавали свои души в полной уверенности, что снова их получат в будущем.

Ессеи верят в бессмертие души, а тело считают пленом. После смерти, согласно их учению, добродетельным предстоит жизнь по ту сторону океана, где нет ни дождя, ни снега… Злых же ожидает мрачная и холодная пещера и беспрестанные муки…

Среди ессеев есть предсказатели будущего, которые редко ошибаются.

Есть ветвь ессеев, которая невступление в брак считает упущением важного человеческого назначения — насаждения потомства… Они испытывают невест три года… Подчеркивают, что женились не из похоти. Жены их купаются в рубахах, мужчины – в передниках».