Вооружение бпк. Большие противолодочные корабли и происшествие на БПК «Адмирал Захаров. Радиоэлектронное вооружение корабля

Большие противолодочные корабли проекта 61 и 61 МЭ

Большой противолодочный корабль (БПК) — класс кораблей советского и российского военно-морских флотов, введённый 19 мая 1966 года. В соответствии с названием корабли класса предназначены прежде всего для борьбы с подводными лодками вероятного противника в океанской зоне. В военно-морских силах других стран класс больших противолодочных кораблей соответствует эскадренному миноносцу (DD). В СССР к классу БПК относили боевые корабли специальной постройки проектов 61, 1134, 1134А, 1134Б, 1135, 1155, 1155.1 а также переоборудованные из других классов корабли проектов 56-ПЛО и 57-А. На 2012 год в составе ВМФ Российской Федерации продолжают нести боевую службу 11 кораблей класса «большой противолодочный корабль» (типов 1134Б(1), 61(1), 1155(8)и 1155.1(1)).

Знаки БПК Комсомолец Украины.

Большой противолодочный корабль Комсомолец Украины - построен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду 31 декабря 1960г. и вступил в строй 31 декабря 1962г. под именем «СКР-25» . В октябре 1962г. переименован в . 23 ноября 1964г. был включён в состав Краснознамённого Черноморского флота (КЧФ). С 5 по 30 июня 1967г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, далее в составе 5-й эскадры ВМФ в 1970г. принимал участие в маневрах «Океан». В 1981г. с 16 июня по 01 июля участвует в учениях «Щит-82». В 1984г. участвует в учениях "Океан", а в 1985г. в учениях "Гранит-85". Бортовые номера: 810(1962), 296(1963), 552(1966), 521(1969), 810(1970), 182(1972), 527(1972), 538(1974), 169(1975), 709, 722(1979), 712(1981), 714(1982), 713(1983), 716(1983), 710, 703(1988), 715(1990), 1701(1993). Списан: 1991г.

Знаки БПК Красный Кавказ.

Большой противолодочный корабль Красный Кавказ - построен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду 9 февраля 1966г. и вступил в строй 25 сентября 1967г. и уже 13 октября 1967г. вошел в состав Краснознамённого Черноморского флота (КЧФ). Удостоен гвардейского Военно-морского флага, унаследованного от одноименного крейсера Черноморского Флота. В июне 1967г. и с 1 января по 31 декабря 1968г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. Весной 1970г. участвовал в маневрах «Океан». В октябре 1973г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Сирии. Бортовые номера: 521(1967), 571(1967), 186(1973), 182(1974), 531(1975), 527, 151(1977), 720(1978), 729(1978), 722(1980), 720(1981), 171(1981), 710(1981), 733(1983), 702(1984), 703(1986), 707(1987), 710(1987), 729(1991), 820(1993), 179. Списан: 10 мая 1998г. торжественно спустил гвардейский Андреевский флаг, который на следующий день был поднят на ракетном крейсере "Москва".

Знаки БПК Красный Крым.

Большой противолодочный корабль Красный Крым - построен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду 28 февраля 1969г. и вступил в строй 15 октября 1970г., и уже 20 октября 1970г. вошел в состав Краснознамённого Черноморского флота (КЧФ) и 30 июня 1970г. удостоен гвардейского Военно-морского флага, унаследованного от одноименного крейсера Черноморского Флота. В мае 1971г. и феврале 1972г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 1 июня 1992г. переклассифицирован в СКР и был зачислен в состав 30-й дивизии надводных кораблей с бортовым номером 814. Бортовые номера: 521(1967), 571(1967), 186(1973), 182(1974), 531(1975), 527, 151(1977), 720(1978), 729(1978), 722(1980), 720(1981), 171(1981), 710(1981), 733(1983), 702(1984), 703(1986), 707(1987), 710(1987), 729(1991), 820(1993), 179. Списан: 1993г.

Знаки БПК Образцовый.

Большой противолодочный корабль Образцовый - построен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду 23 февраля 1964г., под именем «СКР-2» , и вступил в строй 29 сентября 1965г., и уже 2 ноября 1965г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). 17 февраля 1965г. переименован в «Образцовый». Весной 1970г. участвовал в маневрах «Океан». С 29 июня по 10 июля 1970г., выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. Бортовые номера: 080(1965), 501(1966), 190(1967), 564(1967), 504(1970), 501(1971), 518(1972), 501(1974), 520(1975), 514(1976), 430(1979), 425(1982), 446(1983), 433(1985), 435(1990). Списан: 1993г.

Знаки БПК Одаренный.

Большой противолодочный корабль Одаренный - построен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду 11 сентября 1964г. и вступил в строй 30 декабря 1965г., и уже 11 января 1966г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). В 1966г. вошел в состав экспедиции особого назначения и совершил переход из Кольского залива во Владивосток по Северному морскому пути, где 8 октября 1966г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). Бортовые номера: 084(1965), 049(1966), 561(1967), 054(1967), 582(1970), 143(1976), 562(1980), 583(1981), 103(1983), 583(1984), 566(1985), 108, 564, 587(1991). Списан: 1990г.

Знаки БПК Огневой.


- построен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду 31 мая 1963г. и вступил в строй 31 декабря 1964г., и уже 21 января 1965г. вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). 12 октября 1972г. модернизирован по проекту 61-М, после чего перечислен в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). Бортовые номера: 083(1965), 544(1967), 480(1971), 581(1973), 299(1977), 241(1978), 296(61МП), 433, 518, 622(1984), 642(1984), 602(1989). Списан: 1989г.

Большой противолодочный корабль Отважный.

Знаки БПК Отважный.

Большой противолодочный корабль Отважный - построен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду 17 октября 1964г. под именем «Орел» и вступил в строй 31 декабря 1965г., и был переименован в . 25 января 1965г., вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). С 5 по 30 июня 1967г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. Участвовал в учениях в 1971г. «Юг-71» и в 1970г. «Океан» . 30 августа 1974 г. на корабле возник сильный пожар, в результате самопроизвольного запуска зенитной управляемой ракеты. При буксировке затонул. Бортовые номера: 393(1965), 525, 523(1968), 528(1970), 197(1971), 520(1972), 184(1972), 530(1974). Списан: 1974г.

Знаки БПК Проворный.

Большой противолодочный корабль Проворный - построен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду 29 февраля 1972г. под именем «СКР-37» и вступил в строй 30 декабря 1973г., и был переименован в . 22 января 1965г. вошел в состав Черноморского флота. В июне 1967г. и с 1 января по 31 декабря 1968г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В 1974г. модернизировали по проекту 61Э.

В 1971г. принимал участие в учениях "ЮГ. В октябре 1973г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Сирии. С 1982г. входит в состав 70-й бригады 30-й дивизии противолодочных кораблей КЧФ. Бортовые номера: 027(1964), 078(1964), 383(1964), 216, 653(1966), 530(1970), 374(1971), 533(1972), 535(1973), 179(1973), 190, 164(1976), 175(1976), 707(1978), 724(1981), 707(1984), 710(1987), 713(1990). Списан: 1990г.


Большой противолодочный корабль Решительный.

Знаки БПК Решительный.

Большой противолодочный корабль Решительный - построен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду 30 июня 1966г. и вступил в строй 30 декабря 1967г., и уже 11 января 1968г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). С 1 по 31 июня 1967г. и с 1 апреля по 31 декабря 1968г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В 1970г. принимал участие в маневрах «Океан». В 1989г. выведен из боевого состава и законсервирован. Далее в 1996г. продан на лом. Бортовые номера: 529(1967), 524(1971), 529(1972), 536(1973), 196(1973), 156(1975), 159(1977), 724(1978), 720(1978), 758(1978), 705(1984), 711(1989), 708(1990), 818(1993). Списан: 1996г.



Большой противолодочный корабль Сдержанный - построен в рамках проекта 61-М. С 28 июня 1977г. по 1 октября 1980г. классифицировались как большие ракетные корабли. Спущен на воду 29 февраля 1972г. и вступил в строй 30 декабря 1973г., и уже 7 февраля 1974г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ).


В 1984г. - участвовал в учениях «Океан». С 1987г. входит в состав 150-й бригады надводных кораблей КЧФ (бортовой номер 702), а после ее расформирования в октябре 1990г. — в состав 30-й дивизии КЧФ. С января 1992г. корабль был переклассифицирован в СКР и получил бортовой номер 804 и вошел в состав 30-й дивизии надводных кораблей (ДИНК). Бортовые номера: 534(1973), 173(1975), 160(1975), 254(1978), 286(1979), 288(1979), 737, 734(1983), 711(1984), 705(1986), 702(1988), 804(01.1992). Списан: 2001г.

Знаки БПК Скорый.


Большой противолодочный корабль Скорый - До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду 26 февраля 1971г. и вступил в строй 23 сентября 1972г., и уже 31 октября 1972г. вошел в состав КЧФ.


С 5 по 24 октября 1973г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В 1974г. Вместе с ПКР «Ленинград » участвует в разминировании Суэцкого залива, обеспечивая безопасность боевого траления. Бортовые номера: 537(1972), 177(1973), 533(1973), 166(1973), 173, 153(1975), 191(04.1975), 753(1977), 733(1978), 164(1978), 729(1982), 715(1984), 702(1987), 705(1990), 805(1992). Списан: 1997г.

Знаки БПК Славный.



Большой противолодочный корабль Славный - построен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду 24 апреля 1965г. и вступил в строй 30 сентября 1966г., и уже 17 октября 1966г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). С 14 июня по 29 июля 1972г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии. В период с 1973г. по 1975г. находился на модернизации по проекту 61-М. Бортовые номера: 537(1972), 177(1973), 533(1973), 166(1973), 173, 153(1975), 191(04.1975), 753(1977), 733(1978), 164(1978), 729(1982), 715(1984), 702(1987), 705(1990), 805(1992). Списан: 1997г.

Знаки БПК Смелый.


Большой противолодочный корабль Смелый - построен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду 6 февраля 1968г. и вступил в строй 27 декабря 1969г., и уже 9 января 1970г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). 28 августа 1976г. — Совместно с Крейсером «Жданов» экстренно приходит в район столкновения нашей атомной подводной лодки К-22 «Красногвардеец» с американским фрегатом USS FF-1047 Voge. В 1977г. модернизирован на по проекту 61М. 30 января 1985г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). 19 января 1988 года передан в аренду ВМС Польши и переименованием в “Warszawa”. 5 марта 1988 года исключен из состава ВМФ СССР. Бортовые номера: 531(1969), 535(1970), 358(1970), 167(1975), 173(1976), 165(1976), 171(1977), 252(1978), 257(1978), 440(1980), 739(1981), 720(1981), 702, 410(1987), 724(1988), 529(61МП), 444(61МП). Списан: 1988г.

Знаки БПК Сметливый.



Большой противолодочный корабль Сметливый - построен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду 26 августа 1967г. и вступил в строй 25 сентября 1969г., и уже 21 октября 1969г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). 19 февраля 1987г. поставлен в ремонт, а далее сразу и на модернизацию, которая вместе с ремонтом длилась 10 лет. В 1997г. вступил в строй. В 2003г. в составе группы кораблей Черноморского флота участвовал в океанских военно-морских учениях в Индийском океане совместно с Тихоокеанским флотом и с ВМС Индии, а в 2011г. принимал участие в российско-итальянских военно-морских учениях «Иониекс-2011» в Средиземном море. Бортовые номера: 537(1969), 527(1972), 534(1974), 178(1975), 152(1977), 710(1978), 701(1980), 745(1981), 178(1985), 717(1987), 714(1990), 810(1993), 715. Списан: Несет службу по сей день.

Знаки БПК Сообразительный.

Большой противолодочный корабль Сообразительный - построен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду 4 октября 1961г. под именем «СКР-44» и 21 марта 1963г. был переименован в . Вступил в строй 26 декабря 1963г., и 23 ноября 1963г. вошел в состав Черноморского флота (КЧФ).

В период службы носил гвардейский Военно-морской флаг, унаследованный от одноименного эсминца проекта 7-У Черноморского Флота. С 1 по 31 июня 1967г. и с 1 января по 31 декабря 1968г., выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 6 августа 1982г. перешел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). Бортовые номера: 215(1963), 374(1963), 524(1963), 078, 528(1967), 536(1968), 524(1969), 871(1969), 530(1971), 532(1972), 528(1973), 179(1974), 175(1975), 717(1981), 660(1982), 632(1985), 611(1.05.1990), 604(1992). Списан: 1992г.

Знаки БПК Способный.



Большой противолодочный корабль Способный - построен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду 11 апреля 1970г. и вступил в строй 25 сентября 1971г., и уже 27 октября 1971г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). В 1987г. поставлен на капитальный ремонт, где и закончилась жизнь корабля, далее он был отдан "Севморзаводу" в счет уплаты долгов ВМФ предприятию. В 1993г. произвели демонтаж вооружения и далее его продали в Индию на металл. Бортовые номера: 522(1971), 109(1972), 102(1975), 142(1976), 547(1978), 522(1980), 544(1982), 531(1984), 505(1985), 578(1987). Списан: 1993г.

Знаки БПК Строгий.



Большой противолодочный корабль Строгий - построен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду 29 апреля 1967г. и вступил в строй 24 декабря 1968г., и уже 8 января 1969г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). Бортовые номера: 528(1968), 564(1971), 543(1971), 504(1974), 528(1975), 100(1977), 545(1985), 504(1989), 580(1991). Списан: 1993г.

Знаки БПК Стройный.




Большой противолодочный корабль Стройный - построен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду 28 июля 1965г. и вступил в строй 15 декабря 1966г., и уже 30 декабря 1966г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). 04 сентября 1967г. на подводной лодке «К-3» произошел пожар - на помощь были направлены буксир «МБ-52», спасатель «Бештау», большой противолодочный корабль «Стройный» и крейсер «Железняков» . С 1975г. по 1981г. находился на модернизации в Николаеве и 6 ноября 1980г. причислен к проекту 61-МП. В 1984г. участвовал в учениях «Океан». 15 января 1985г. выходил на боевую службу в Средиземное море, задачи которой выполнялись совместно с ТАКР «Киев» , РКР «Вице-адмирал Дрозд» , БПК «Маршал Тимошенко» , и эсминцем «Современный» . С 28 августа по 26 сентября 1988г. осуществлял контроль за учениями НАТО «Тим уорк-88» в Норвежском море. Бортовые номера: 382(1966), 545(1967), 525(1970), 557(1975), 734(1977), 610(1981), 640(08.1984), 642?, 619(1987), 660(1990). Списан: 1990г.

Большой противолодочный корабль Стерегущий.

Знаки БПК Стерегущий.

Большой противолодочный корабль Стерегущий - построен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли.
Знак посвящен 3м проектам эсминцев "Стерегущий"
Первый эскадренный миноносец бы потоплен японским флотом, во время русско Японской выйны 1905-1907г. В 1911 г. подвиг экипажа был увековечен в бронзовой композиции на фоне креста - состоит из двух матросов: один с усилием открывает иллюминатор, из которого хлещет вода, а другой - кингстоны, который был усттановлен в Александровском парке.
Второй эскадренный миноносец погиб в неравном бою с гитлеровской авиацией.
Третим кораблем, который стал носить это имя, стал БПК 61 проекта. Спущен на воду 20 февраля 1966г. и вступил в строй 21 декабря 1966г., и уже7 января 1967г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ).
Бортовые номера: 504(1966), 580(1967), 504(1971), 585(1973), 140(1976), 563(1980), 565(1982), 580(1986), 150, 624. Списан: 1993г.

Знаки БПК Твердый.




Большой противолодочный корабль Твердый - построен в рамках проекта 61МЭ. Спущен на воду 12 марта 1983г. и вступил в строй 30 декабря 1985г., и уже 30 декабря 1985г. вошел в состав Краснознамённого Черноморского флота (КЧФ). 21 апреля 1986 года вошел в состав ВМС Индии - эскадренный миноносец "Ранвир". Бортовые номера: 724(1985).

Большой противолодочный корабль Смышленый.

Знаки БПК Смышленый.



Большой противолодочный корабль Смышленый - построен в рамках проекта 61. До 19 мая 1966г. и с 1 июня 1992г. классифицировались как сторожевые корабли. Спущен на воду

22 октября 1966г. и вступил в строй 27 сентября 1968г., и уже 21 октября 1968г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). Принял участие в маневрах «Океан» в 1970г. В 1975г. принял участие в оперативно-стратегическом учении «Океан-75». В 1975 - 1977 годах модернизирован по проекту 61-МП.

С 1978г. входит в состав 120-й бригады ракетных кораблей, несет боевую службу в Атлантике. Совместно с ТАРКР «Киров», БПК «Адмирал Исаков» и «Стройный» принял участие в учениях «Север-81» в 1981г. В 1986г. - дальний поход в Средиземном море в составе (КУГ) БПК "Огневой" и РК "Вице-адмирал Дрозд".

Бортовые номера 525(1968), 297(1969), 552(1971), 587(1974), 291(1976), 296(1977), 337(1978), 317(1979), 614(1980), 648(1981), 614(1987), 635(1988), 644(05.1990). Списан: 1993г.

Большие противолодочные корабли БПК проекта 1155 типа«Удалой, - самые многочисленные крупные надводные корабли ВМФ России, из оставшихся в строю (можно сказать от флота остались, рожки и ножки). После катастрофического сокращения финансирования многие постройки 1960-1970-х годов были списаны, и не только? тут =>> . Все фото кликабельны, представлены наиболее интересные фото БПК проекта 1155.

Напомню, захват доминирующих позиций в мировом масштабе на океанах и морях, никогда перед ВМФ СССР и его преемницей ВМФ России, не стоял . Но как морской державе, имеющей свои локальные интересы на определенных морских просторах, сильный флот необходим. Ключевые интересы, само собой в Черном море, но даже в большей степени в Арктике. Не пройдет и пятилетки (скорее даже меньше), и завершится борьба за Арктику. Незаметно, но она уже началась. Пока мы имеем, не смотря на все экономические коллизии, самый мощный военный флот, именно в акватории Северного Ледовитого океана. Это, чтобы было понятно, что наш флот далеко не самый мощный в мире, и даже не второй. Поэтому и требования к кораблям, узкоспецифичны, для выполнения определенных задач, не более того.

Одной из основных задач советско­го ВМФ в 1970-е годы являлась борьба с атомными подводными лодками - для этого ВМФ предполагал использовать свои подводные лодки- охотницы, базовые противолодочные самолеты и специализированные корабли. Последними и наиболее совершенными из надводных охотников за подлодками в океанской зоне стали разработанные в начале 1970-х годов корабли проекта 1155. Быстрый рост технических характеристик подводных лодок, особенно после перехода на атомные силовые установки, усложнил и до того, нелегкую борьбу с ними.

БПК Адмирал Чабаненко и американский ракетный крейсер Сан Хасинто в Средиземном море, 18 января 2008 г

В 1972 году флот выдал промышленности техническое задание на большой противолодочный корабль нового поколения, в котором было необходимо существенно увеличить возможности поиска и борьбы с новейшими АПЛ противника при одновременном усилении защиты от ПКР. Выполнение всех работ поручили Северному проектно-конструкторскому бюро (Ленинград), главным конструктором проекта был назначен Е. Третников, с 1977 года его сменил В. Мишин.
В результате противолодочникам потребовалось существенно увеличить как дальность обнаружения, так и дальность поражения. Эти системы, обладая значительными габаритами и весом (особенно в советских образцах, против этого не попрешь, с миниатюрностью проблемы были всегда), привели к неудержимому росту размеров и водоизмещения. Для примера, на большой противолодочный корабль БПК проекта 1155 тип Удалой надо было воткнуть гидроакустический комплекс «Полином», предыдущее поколение «Титан» и «Титан-2» ему уступало по всем параметрам. Так вот, масса комплекса «Полином» почти 800 тонн, размер подводного обтекателя (более пяти метров диаметра и 30 м в длинны) потребовали особых обводов корпуса в носовой части. Но обо всем по порядку.

90-е БПК "Удалой" в отстое, фото

Незавидна судьба первого корабля серии, после недолгой службы, выведен в резерв в 96, исключили из боевого состава флота в 2001г. После частичной разборки, затонул в 2002 году, недалеко от п. Белокаменка в Кольском заливе. В 2006 г поднят со дна и пущен на иголки.

Первоначально предполагалось в качестве основы при разработке проекта использовать хорошо отработанные и строившиеся большой серией БПК проекта 1135. Вначале имели место надежды уложиться в водоизмещение немногим более 4000 т, что позволило бы строить новую серию на старых стапелях. Предыдущее поколение к этому моменту «доросли» почти до 9000 т и казались чрезмерно большими и дорогими.
Однако новый гидроакустический комплекс, который требовалось разместить, базирование двух противолодочных вертолетов и другие обязательные требования по увеличению боевой эффективности заставили отказаться от ограничений, и в конце концов новый проект преодолел отметку в 7000 т полного водоизмещения. В корме обводы диктовались размещением двух вертолетов и соответствующей взлетно-посадочной площадкой. Как помним носовая часть изменена под гидроакустический комплекс «Полином».

На новых БПК использовали газотурбинную силовую установку. В тяжелые 1990-е годы оказалось, что такое решение позволило избежать многих проблем, возникших при эксплуатации котлотурбинных эсминцев проекта 956.

Хотя концепция использования ЭМ и БПК предполагала разделение обязанностей - первые в основном были ориентированы на противокорабельные задачи, а вторые на борьбу с ПЛ, по сравнению с БПК проекта 1134 на «Удалом» артиллерийское вооружение было заметно усилено.

Большой противолодочный корабль Адмирал Левченко Северный флот и норвежсий фрегат Otto Sverdrup, причал №1 в Североморске, 11 сентября 2009 г

Помимо перечисленного вооружения, установлены две 45-мм пушки, не имеющие хоть какой-то боевой ценности и используемые в качестве салютных. В системе Минсудпрома корабли проекта 1155 были известны под шифром «Фрегат». На флоте считают, что система пожаротушения проекта 1155 малопригодна для выполнения своих задач.

Так был сделан шаг в направлении создания универсального боевого корабля, что в условиях постоянного роста размеров и стоимости оказалось верным решением. Говоря проще, все таки получили, более менее универсальный корабль, на котором мы и вошли в 21 век, впрочем все еще и продолжаем идти.

В 1976 году ВМФ потребовал скорректировать технический проект 1155: было принято радикальное решение об увеличении боевых возможностей за счет еще одного вертолета, установки второй РЯС и улучшения эксплуатационных характеристик.
Особенности конструкции военных судов типа «Удалой» обусловливаются их предназначением: они создавались для борьбы с подводными лодками.

Наконец, 23 июля 1977 года на заводе «Янтарь» в Калининграде был заложен головной корабль «Удалой». Спустя несколько месяцев второй БПК, «Вице-адмирал Кулаков» начали строить на судостроительном заводе им. Жданова (Ленинград).

Вступление в строй «Удалого» припало на 31 декабря 1980 года. Всего за последующие 10 лет по первоначальному проекту построили 12 БПК, восемь из них- на «Янтаре». Все они вошли в состав Северного и Тихоокеанского флотов и после 1991 года перешли в ВМФ России.

Корабли проекта 1155 имеют стальной корпус с удлиненным полубаком и большим развалом шпангоутов в носовой части для компенсации негативного влияния обтекателя ГАС «Полином». Надстройки изготовлены с широким применением легких (алюминиевых и магниевых) сплавов. Имеется система успокоения качки, снижающая бортовую качку в три с лишним раза. Улучшена (по сравнению с предшественниками) обитаемость корабля с учетом возможности действий в различных по климатическим условиям районах. Для офицеров предназначены одно- и двухместные каюты, для мичманов - двух- и четырехместные, для матросов - кубрики на 12-14 человек. Имеются помещения для отдыха, занятий спортом, лазарет.
ГЛАВНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
МГЭУ та же, что и на СКР (ранее БПК) проекта 1135. В ее состав входят два автономных газотурбинных агрегата М9, работающих каждый на свой гребной вал. ГТА состоит из газовой турбины экономического хода Д090 мощностью 9000 л. с. и газовой турбины полного хода ДТ59 мощностью 22 500 л. с. Разделение на турбины экономического хода и форсажные вызвано тем, что наиболее экономичными для газовых турбин (в отличие от паровых или ДВС) являются режимы, близкие к полным оборотам. Таким образом, в большинстве случаев корабль может использовать оптимальные для выбранной скорости турбины - либо только экономические, либо обе одновременно при необходимости полного хода.

Слева последний БПК проекта 1155, «Адмирал Пантелеев», поднял флаг всего за несколько дней до распада СССР, справа Адмирал Трибуц, 33-й причал, Владивосток, 14 февраля 2008 г

По сравнению с паротурбинной (котло- турбинной) установкой газовые турбины имеют высокую удельную мощность, меньшие габариты, более просты в обслуживании. Не менее важным достоинством является возможность быстро перейти из выключенного состояния в режим полной мощности - у ГТД это время составляет 10-15 мин, в то время как у классической паротурбинной установки «подъем» паров занимает более полутора часов. Наконец, современные котлы с высокими параметрами пара (давление и температура) оказываются очень требовательными к качеству котельной воды, что в реалиях повседневной службы создает порой большие проблемы (от чего страдают ЭМ проекта 956 - современники и близкие им по размерам).

4-трубные 533-мм торпедные аппараты

Гидроакустический комплекс «Полином»
Ядром противолодочного комплекса БПК является ГАС «Полином» - подкильная поисковая ГАС кругового обзора и целеуказания. Огромные размеры обеспечили высокие данные - в частности, дальность обнаружения цели типа ПЛ составляет 40-50 км, в то время как станции предыдущего поколения имели дальность примерно в 5-10 раз меньше. В дополнение к антенне в носовой бульбе имеется и буксируемая МР760 «Фрегат-МА» - трехкоординатная РЛС с фазированной антенной решеткой предназначена для обнаружения воздушных и надводных целей и выдачи целеуказаний ракетным и артиллерийским комплексам. Антенны станции размещены на гиростабилизированной платформе. Максимальная дальность обнаружения воздушной цели составляет 300 км. МР350 «Подкат» - двухкоординатная РЛС для обнаружения низколетящих малоразмерных целей в условиях помех. На высотах до 100 м дальность обнаружения превышает 30 км. МР212 «Позитив» - РЛС сопровождения и подсветки целей ЗРК «Кинжал». Кроме этого, имеются РЛС иного назначения (навигационные, управления огнем артиллерии МР-114 «Лев-114») антенна переменной глубины. Помимо подлодок, «Полином» способен обнаруживать торпеды и якорные мины. Корабли проекта 1155 - самые маленькие, оснащенные этой ГАС.

РАДИОЛОКАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
УРК-5 «Раструб-Б» - универсальный ракетный комплекс для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями.
Стреляет ракето-торпедой, которая доставляет в район цели малогабаритную торпеду УМГТ-1. Максимальная дальность стрельбы - 55 км. Счетверенные пусковые устройства располагаются побортно под ходовым мостиком. Автоматическая артустановка АК-100 калибра 100 мм предназначена для стрельбы по воздушным, морским и наземным целям. Башня имеет противоосколочное бронирование, сохранена возможность ручного заряжания. Дальность стрельбы - 21,5 км, скорострельность - 60 выстр./мин. Постоянное охлаждение ствола обеспечивается забортной водой.

Автоматическая 6-ствольная 30-мм АУ АК-630М предназначена для борьбы с воздушными и легкими морскими целями на дальности до 5000 м. Основное средство борьбы с ПКР на малых дистанциях. Скорострельность 4000-5000 выстр./мин. «Кинжал» - зенитный ракетный комплекс для уничтожения воздушных целей (включая низколетящие). Дальность стрельбы - 12 км. Ракеты размещаются в подпалубных пусковых контейнерах с вертикальным стартом. В конусе 60° «Кинжал» может обстреливать до четырех целей и наводить на них (для повышения вероятности поражения) до восьми ракет. Все вооружение корабля управляется боевой информационно-управляющей системой «Лесоруб-55», использующей информацию от РЛС и иных средств обнаружения. БИУС позволяет выделять приоритетные цели и использовать вооружение с максимальной эффективностью.

В настоящий момент в строю осталось всего восемь БПК (самые многочисленные корабли именно этого проекта) , поровну разделенных между Северным и Тихоокеанским флотами.

Более универсальный проект 11551

Вскоре после вступления в строй первых БПК проекта 1155 тип Удалой, стала очевидной возможность сделать комплекс вооружения заметно более сбалансированным, усилив противокорабельную и универсальную составляющие, одновременно заменив более совершенными системы ПЛО и ПВО. Артиллерия получила вместо двух 100-мм АУ одну двухствольную 130-мм АУ; появились восемь ПКР «Москит», а для ПВО в ближней зоне установили ЗРАК «Кортик». ПЛУР «Раструб» уступили место ПЛУР «Водопад», а реактивные противолодочные бомбометы РБУ-6000 - комплексу противоторпедной защиты РБУ-12000.

ГАК «Полином» заменили более новым «Звезда-2». Усовершенствованный таким образом корабль получил обозначение БПК проекта 11551; первый из предполагавшихся 10, заложили в 1990 году. Последовавшие события (перестройка и гласность, если кто не помнит) значительно затянули постройку, и в строй «Адмирал Чабаненко» вошел только в феврале 1999-го .

Он остался единственным представителем проекта 11551 , хотя этот вариант обладает заметно более высокими качествами по сравнению с оригинальными 1155-го. По мнению специалистов, БПК проекта 11551 представляет сбалансированный многоцелевой корабль, во многом превосходящий по боевым возможностям эсминец проекта 956, при этом лишенный недостатков последнего.

ТТХ большого противолодочного корабля БПК проекта 1155 тип Удалой

  • Водоизмещение, т: нормальное: 6945 полное: 7670
  • Размерения, м: длина: 162,8 ширина: 19 осадка: 5,2 (7,87 м по обтекателю ГАК «Полином»)
  • ГЭУ - 4 газотурбинные установки общей мощностью 61 ООО л. с.
  • (2 маршевых по 8000 л. с. и 2 форсажных по 22 500 л. с.)

Технические характеристики:

  • скорость, узлы: 30 (14 на маршевых ГТУ)
  • дальность, мили: 5700 (при 14 узлах)
  • Экипаж, чел.: 220

Вооружение:

  • противолодочное: 2 х 4 ПЛУР «Раструб-Б»,
  • два 12-ствольных реактивных бомбомета РБУ-6000;

артиллерийское:

  • две 100-мм АУАК-100,
  • две 6-ствольных 30-мм АУ АК-630М;

зенитное:

  • 2 ЗРК «Кинжал»;

торпедное:

  • два 4-трубных ТА калибра 533 мм;

авиационная группа:

  • два противолодочных вертолета Ка-27

Главный штаб ВМФ СССР пронизывали скользкие щупальца ужаса: главкому везде мерещился атомный авианосец «Энтерпрайз», офицеры в панике выбрасывались из окон с криками «Авианосцы идут»! Щелкнул пистолетный выстрел – в своем кабинете застрелился замнач Главного штаба, из США поступают данные о закладке новых авианосцев типа «Нимиц»…


Если верить «журналистским расследованиям» последних лет, то Военно-морской флот СССР только и занимался тем, что гонялся за американскими авианосными группировками, для чего пачками строил «убийц авианосцев» - специальные надводные и подводные корабли, предназначенные для уничтожения «Энтерпрайзев», «Нимицев», «Китти Хоуков» и прочих плавучих аэродромов «вероятного противника».

Что и говорить, ударный авианосец «Энтерпрайз» - цель знатная. Крупная, с огромным боевым потенциалом. Но уж очень уязвимая – для «выхода из игры» авианосцу порой достаточно одной неразорвавшейся ракеты калибра 127 мм. Но что будет, если на полетную палубу «Энтерпрайза» обрушится огненный шквал из полсотни снарядов калибров 100 и 152 мм? – идущий в прямой видимости советский крейсер неустанно держит авианосец на прицеле. Постоянное слежение за «вероятным противником» непременный атрибут мирного времени. И уже не имеет значения, что боевой радиус палубных «Фантомов» в десятки раз больше, чем дальность стрельбы пушек старого крейсера - в случае начала войны первый ход будет за артиллеристами.

Веселый крейсер пр. 68-бис - это только разминка. В рукаве у советских главкомов спрятаны настоящие козыри – атомные подлодки проектов 949 и 949А, ракетоносцы Ту-22М, космические системы разведки и противокорабельные ракеты сверхбольшой дальности. Есть проблема – есть решение.

Но были у советского флота и Настоящие Проблемы. Ведь неслучайно большая часть надводных сил ВМФ СССР классифицировались, как «Большие противолодочные корабли». Советское руководство отлично понимало, от кого исходит главная угроза – один «Джордж Вашингтон» с БРПЛ «Полярис» мог нанести больше вреда, чем тысяча авианосцев «Энтерпрайз».
Совершенно верно, уважаемый читатель, - ВМФ СССР был ориентирован в первую очередь на поиск и борьбу с атомными подлодками противника. Особенно с «убийцами городов», несшими баллистические ракеты большой дальности. Океанскую поверхность непрерывно сканировали противолодочные самолеты Ил-38 и Ту-142, в толще воды рыскали подводные киллеры пр. 705 и 671, а на противолодочных рубежах дежурили легендарные БПК – советские крейсера и эсминцы, ориентированные на выполнение противолодочных задач.

Поющие фрегаты

Большие противолодочные корабли проекта 61. Полное водоизмещение 4300 тонн. Экипаж 270 человек. Полный ход 35 узлов. Дальность плавания 3500 миль на 18 узлах.
Вооружение:
- 2 пусковые установки ЗРК М-1 «Волна» (боекомплект 32 зенитные ракеты);

- 2 реактивные бомбометные установки РБУ-6000 (192 глубинные бомбы);
- 2 реактивные бомбометные установки РБУ-1000 (48 глубинных бомб);
- пятитрубный торпедный аппарат калибра 533 мм;
- вертолетная площадка, хранилище авиатоплива (5 тонн), погреб для авиационных торпед и снаряжения.


Серия из двадцати* советских сторожевых кораблей начала 60-х годов, позднее отнесенных к классу БПК. Первые в мире боевые корабли с газотурбинной силовой установкой, предназначенной для всех режимов хода.
Проект 61 стал важным этапом в отечественном кораблестроении – впервые создавался корабль с алюминиевым корпусом и ГТУ. Два зенитных ракетных комплекса, универсальная артиллерия, реактивные глубинные бомбы и глубоководные торпеды – маленький славный корабль мог применять свое даже в шторм: острые «курносые» обводы корпуса позволяли БПК легко идти против любой волны.
*еще 5 кораблей этого типа были впоследствии построены для ВМС Индии

Были и недостатки: моряки жаловались на высокую шумность в кубриках – мощный рев газовых турбин проникал в каждое помещение, делая службу на БПК пр. 61 довольно малоприятным событием. Но гораздо более серьезным был вопрос с живучесть корабля – опасения подтвердились в 1974 году, когда на рейде Севастополя погиб БПК «Отважный» - после взрыва ракетного погреба огонь быстро распространился по кораблю, круша на своем пути хлипкие переборки из алюминиево-магниевого сплава АМГ.
Впрочем, некоторые обстоятельства позволяют не согласиться с утверждением о низкой живучести «поющих фрегатов» - в кормовом погребе «Отважного» сдетонировало 480 кг взрывчатки и шесть тонн пороха, но маленький корабль продолжал бороться с огнем в течение 5 часов.

До сих пор в составе Черноморского флота ВМФ России числится один корабль этого типа.


БПК "Сметливый" в Средиземном море. На заднем плане - Иджис-эсминец ВМС США "Мэхэн"

Большие противолодочные корабли проекта 1134А (шифр «Беркут-А»)

Полное водоизмещение 7500 тонн. Экипаж 380 человек. Полный ход 33 узла. Дальность плавания 5500 миль на 18 узлах.
Вооружение:

- 2 пусковые установки ЗРК М-11 «Шторм» (боезапас 48 ракет);
- 2 универсальные автоматические артсистемы АК-725 калибра 57 мм;

- 2 РБУ-6000 (192 глубинные бомбы);




Серия из десяти БПК, построенных в период 1966 по 1977 гг. для ВМФ СССР. Просто хорошие корабли, без каких либо особых изысков. Обеспечивали советское военно-морское присутствие в Мировом океане, регулярно несли службу в Атлантике, в Индийском и Тихом океанах. Оказывали военно-политическую поддержку «дружественным» режимам, патрулировали в зонах военных конфликтов, выводили на боевые позиции подводные стратегические ракетоносцы ВМФ СССР, обеспечивали боевую подготовку флота, принимали участие в стрельбах и военно-морских учениях. Словом, делали все то, что должен был делать военный корабль в годы Холодной войны.

Противолодочные крейсера проекта 1123 (шифр «Кондор»)

Полное водоизмещение 15 000 тонн. Экипаж 700 человек. Полный ход 28 узлов. Дальность плавания 6000 миль на 18 узлах.
Вооружение:
- авиагруппа из 14 вертолетов: противолодочные Ка-25ПЛ, вертолеты дальнего радиолокацинного обнаружения и целеуказания Ка-25ЦУ, поисково-спасательные машины Ка-25ПС.
- 4 вертолетные площадки, подпалубный ангар, малый ангар в кормовой части надстройки, два вертолетных подъемника;
- противолодочный ракетный комплекс «Вихрь» (1 ПУ, 8 спецбоеприпасов с ЯБЧ);
- 2 пусковые установки ЗРК М-11 «Шторм» (96 ракет);

- 2 универсальные автоматические системы АК-725 калибра 57 мм.
- изначально на корабле имелось торпедное оружие и 30 мм скорострельные зенитки АК-230 (были сняты в ходе модернизации).


Противолодочные крейсера «Москва» и «Ленинград» стали первыми авианосцами (вертолетоносцами) Военно-морского флота СССР. Поводом для появления этих крупных кораблей стал выход на боевое дежурство американских стратегических ракетоносцев типа «Джордж Вашингтон» - 16 баллистических ракет «Полярис А-1» с дальностью полета 2200 км изрядно напугали руководство СССР.
В результате появился «гибрид» с мощным ракетным вооружением, вся кормовая часть которого представляла собой взлетно-посадочную полосу с протяженным подпалубным ангаром. Для обнаружения вражеских подлодок, кроме 14 вертолетов Ка-25 на борту имелся подкилевой гидролокатор «Орион» и буксируемая гидроакустическая станция «Вега».

Проект 1123 не является БПК, но исходя из назначения противолодочного крейсера и его вооружения, он имеет право занимать место среди таких же как он «больших противолодочных кораблей» - чрезвычайно размытого определения, охватывающего различные по размерам и характеристикам корабли ВМФ СССР.

Главный недостаток «Москвы» и «Ленинграда» выяснился уже в ходе первых боевых служб на противолодочных рубежах. Всего 4 вертолетные площадки (пространство полетной палубы, где могут проводиться взлетно-посадочные операции) и 14 вертолетов оказалось слишком мало, чтобы обеспечить круглосуточный противолодочный патруль над заданным районом океана. Кроме того, ко времени вступления в строй головного крейсера-вертолетоносца «Москва» на вооружение ВМС США поступила новая баллистическая ракета «Полярис А-3» с дальностью стрельбы 4600 км – район боевого патрулирования «Вашингтонов» и «Этен Алленов» расширился, что сделало противодействие стратегическим ракетоносцам еще более сложной задачей.


Противолодочные крейсера прослужили почти тридцать лет в составе ВМФ СССР, совершили многочисленные визиты в порты дружественных государств… Куба, Ангола, Югославия, Йемен. Противолодочный крейсер «Ленинград» был флагманом отряда кораблей ВМФ СССР в ходе разминирования Суэцкого канала (1974 год).
Оба крейсера входили в состав Черноморского флота. «Ленинград» после двух капитальных ремонтов закончил службу в 1991 году, а «Москва» был выведен в резерв в 1983 г., а списан – в 1997 г.

Сторожевые корабли проекта 1135 (шифр «Буревестник»)

Полное водоизмещение 3200 тонн. Экипаж 190 человек. Полный ход 32 узла. Дальность плавания 4000 миль на 14 узлах.
Вооружение:
- «пакетная» ПУ противолодочного комплекса «Метель» (4 ракетоторпеды);
- 2 пусковые установки ЗРК «Оса-М» малой дальности (боекомплект 40 ракет);
- 2 автоматизированные артустановки АК-726 калибра 76 мм;
- 2 РБУ-6000 (96 глубинных бомб);
- восемь торпед калибра 533 мм;
- морские мины – до 20 шт. на верхней палубе.


Серия из 32 сторожевых кораблей (до 1977 года классифицировались как БПК II ранга) для решения широкого круга задач по обеспечению противолодочной и противовоздушной обороны соединений кораблей в открытых морских районах и литоральной зоне, проводке конвоев в районах локальных вооружённых конфликтов и охране территориальных вод.
Проект 1135 отличался от предшественников не только изящным обликом, но и солидным вооружением, новейшими средствами обнаружения подлодок противника, высоким уровнем автоматизации – «Буревестники» вывели противолодочную оборону на качественно новый уровень. Удачная конструкция обеспечила им долгую активную службу на всех флотах Военно-морских сил СССР, а два из них до сих пор остаются в составе ВМФ России.


СКР "Буревестник" и USS Yorktown (CG-48)


Объективно, из-за слабости ПВО и отсутствия вертолета, «Буревестник» проигрывал по возможностям своим знаменитым ровесникам – американским фрегатам «Нокс» и «Оливер Х. Перри». Но обстоятельства сложились таким образом, что ВМС США помнят «Буревестник» гораздо лучше своих «Ноксов» и «Перри» - в 1988 году сторожевой корабль «Беззаветный» в грубой форме вытеснил ракетный крейсер «Йорктаун» из советских территориальных вод. Сторожевик сломал американскому кораблю разъездной катер и пусковую установку ПКР «Гарпун», разорвал обшивку в районе надстройки, деформировал вертолетную площадку и снес все леерное ограждение по левому борту.

Большие противолодочные корабли проекта 1134-Б (шифр «Беркут-Б»)

Полное водоизмещение 8500 тонн. Экипаж 430 человек. Полный ход 32 узла. Дальность плавания 7000 миль на 18 узлах.
Вооружение:
- 8 ПУ противолодочного ракетного комплекса «Метель»;
- 2 пусковые установки ЗРК М-11 «Шторм» (боекомплект 80 ракет);
- 2 пусковые установки ЗРК «Оса-М» малой дальности (боекомплект 40 ракет)
- 2 универсальные автоматические артсистемы АК-726 калибра 76 мм;
- 2 батареи шестиствольных зенитных автоматов АК-630;
- 2 РБУ-6000 (144 глубинные бомбы);
- 2 РБУ-1000 (48 глубинных бомб);
- 2х5 торпедных аппарата калибра 533 мм;
- противолодочный вертолет Ка-25ПЛ, палубный ангар.


Созвездие из семи больших противолодочных кораблей ВМФ СССР. Крупные океанские БПК с потрясающим боевым потенциалом - противолодочные ракетоторпеды, четыре зенитных ракетных комплекса, универсальная и скорострельная артиллерия, глубинные бомбы и противолодочный вертолет. Выдающаяся мореходность, дальность плавания 6500 миль – достаточно на переход от Мурманска до Нью-Йорка и обратно. «Букари» (как ласково звали на флоте 1134-Б) действительно являлись лучшими БПК в составе советского военно-морского флота, наиболее сбалансированными по характеристикам и наиболее полно отвечающими задачам ВМФ.

Большинство БПК пр. 1134-Б несло службу на Тихом океане. Сведенные в несколько противолодочных групп, «Букари» непрерывно «прочесывали» Филиппинское море, где находился район боевого патрулирования американских стратегических подлодок, готовившихся нанести ракетный удар по Дальнему Востоку и Сибири.


Имелись большие планы по модернизации БПК пр. 1134-Б – модернизационный потенциал кораблей позволял смонтировать на их борту новый противолодочный ракетный комплекс «Раструб-Б» и даже зенитный комплекс С-300 большого радиуса действия! В порядке эксперимента один из БПК этого типа - «Азов» получил вместо кормового ЗРК «Шторм» две подпалубные пусковые установки и систему управления огнем ЗРК С-300Ф – получилось отлично. В перспективе, корабельный состав ВМФ СССР могли пополнить уникальные БПК, чьи зарубежные аналоги появились бы лишь спустя 10 лет. Но, увы…

Большие противолодочные корабли проекта 1155 (шифр «Удалой»)

Полное водоизмещение 7500 тонн. Экипаж 220 человек. Полный ход 29 узлов. Дальность плавания 5000 миль на 14 узлах.
Вооружение:

8 ПУ противолодочного ракетного комплекса «Раструб-Б»;
- 8 подпалубных ПУ барабанного типа ЗРК самообороны «Кинжал» (боекомплект 64 ракеты);
- 2 автоматизированных артиллерийских орудия калибра 100 мм;
- 2 батареи шестиствольных зенитных автоматов АК-630;
- 2 РБУ-6000 (96 глубинных бомб)
- 2х4 торпедных аппарата калибра 533 мм
- 2 вертолета Ка-27ПЛ, 2 ангара.


«Удалой» был ошибкой руководства ВМФ СССР.
Нет, с первого взгляда БПК пр. 1155 настоящий шедевр кораблестроения, оснащенный 700-тонным гидроакустическим комплексом «Полином», многоканальным ЗРК «Кинжал» для отражения массированных атак противокорабельных ракет, двумя вертолетами и целым набором морского оружия – от универсальной артиллерии до самонаводящихся торпед.
«Удалой» стал бы несомненным шедевром…если бы не было его предшественника – 1134-Б. По сравнению с «Букарем», БПК пр. 1155 оказался шагом назад.

Из-за 30-метрового обтекателя ГАС «Полином» серьезно пострадали ходовые качества и мореходность нового корабля - комплекс оказался слишком тяжел для скромного БПК. Конечно, «Полином» давал большие возможности в плане обнаружения АПЛ противника, которых он засекал на дальности до 25 миль, что в какой-то степени компенсировало ухудшение мореходных качеств «Удалого». Но гораздо более серьезным недостатком стало полное отсутствие ЗРК средней или большой дальности – «Кинжал» имел дальность стрельбы всего 6,5 миль и мог бороться лишь с противокорабельными ракетами, но не с их носителями.


В остальном БПК пр. 1155 был замечательным кораблем с благородной линией полубака и мощным противолодочным вооружением. Всего до распада СССР флот успел получить 12 больших противолодочных кораблей этого типа.
В 90-е годы был построен всего один БПК по измененному проекту 11551 – единственный представитель этого проекта «Адмирал Чабаненко» сохранил все достоинства пр. 1155, но дополнительно получил артиллерийскую систему АК-130, зенитные комплексы «Кортик» и противокорабельные ракеты «Москит».

Заключение

Вышеперечисленные 90 больших противолодочных кораблей и противолодочных крейсеров – лишь «вершина айсберга» системы противолодочной обороны ВМФ СССР. Имелась целая система базовой патрульной авиации с сотнями противолодочных самолетов и вертолетов. Просторы океана бороздили обычные траулеры с необычными тралами – замаскированные противолодочные патрули с тянущейся за кормой многокилометровой низкочастнотной антенной (попробуй докажи, что это не трал!) потрепали немало нервов американским морякам.

Разрабатывались фантастические проекты, такие как атомный БПК проекта 1199 «Анчар». Более того, все четыре тяжелых авианесущих крейсера проекта 1143 несли на своих палубах эскадрилью противолодочных вертолетов и имели на борту солидный комплекс противолодочного оружия (грандиозный ГАК «Полином» и противолодочные ракеты «Вихрь» с ядерными боевыми частями). Так что, вопреки известному мифу, во время прохода через Босфор, советские моряки ничуть не обманывали турецких представителей, называя свои авианесущие крейсера противолодочными кораблями.

К слову, Военно-морские силы США развивались по точно такому же сценарию – американцы до смерти боялись советских подлодок, оттого планировали корабельный состав своего флота из расчета «один фрегат на одну русскую лодку». Всемирная гидроакустическая система SOSUS для слежения за подводными лодками, программы FRAMM по превращению сотен устаревших эсминцев в противолодочные корабли, огромные серии противолодочных фрегатов «Нокс» и «Оливер Х. Перри», уникальные эсминцы типа «Спрюэнс» с гипертрофированным противолодочным вооружением, но без систем зональной ПВО – просто американские «близнецы» БПК пр. 1155 «Удалой».

Остается добавить, что идея «большого противолодочного корабля» умерла с появлением межконтинентальных баллистических ракет морского базирования с дальностью полета 10 000 км. Отныне стратегические ракетоносцы могли запускать ракеты из территориальных вод своего государства.

БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ «ОТВАЖНЫЙ» ( I -я часть)


Большой противолодочный корабль "Отважный"

Каждый корабль, как и человек, имеет своё имя, свою судьбу. Экипаж – душа корабля. С первого подъёма флага и до последнего спуска, экипаж и корабль это единый живой организм, выполняющий боевые задачи в дальних походах и на учебных стрельбах.

Но наступает момент, когда экипаж строится для последнего торжественного спуска флага. Торжественен и печален этот день. Последний раз обойдут моряки свои боевые посты, кубрики, каюты и навсегда покинут его, словно душа покидает тело дряхлого умирающего старика.

К сожалению, не всегда происходит именно так.

Роковые стечения обстоятельств и человеческий фактор порой играют злую роль в судьбе корабля и его экипажа.

Событие, о котором пойдёт речь в этой статье, произошло на Черноморском флоте 30 августа 1974 года, во время учений взорвался и затонул большой противолодочный корабль «Отважный».

Но прежде всего, начнём сначала.

НАЧАЛО ПУТИ.

10 августа 1963 года на стапелях Николаевского судостроительного завода «имени 61 коммунара» был заложен большой противолодочный корабль «Отважный» проекта 61.

17 октября 1964 года корабль был спущен на воду, а 25 января 1966 года был включён в состав Черноморского флота СССР. Порт приписки город Севастополь.

Строительство кораблей такого типа было вызвано появлением в мире подводных лодок с ядерными силовыми установками, увеличивающих их автономность, дальность плавания и скорость, кроме того на них базировались ядерные ракеты, которые превратили подводные лодки в мощное стратегическое оружие.

С появлением реактивной сверхзвуковой авиации корабли нуждались и в новых зенитно-ракетных комплексах для защиты корабля от атак противника с воздуха.

Для обнаружения подводных и надводных целей корабль был оборудован гидроакустической станцией кругового обзора «Титан» и станцией управления стрельбой «Вычегда». Дальность обнаружения подводных лодок составляло до 8 км. в режиме эхо-пеленгования и 18 км в режиме шумопеленгования. На корме корабле была оборудована вертолётная площадка, на которой мог разместиться противолодочный вертолёт Ка-25. На корабле имелись также пятитрубный торпедный аппарат ПТА-53-61 с системой управления стрельбой «Зуммер», два реактивных бомбомёта РБУ-6000 и РБУ-1000 с системой управления «Буря».

Для эффективной защиты корабля от атак с воздуха судно было оснащено двумя зенитными ракетными комплексами М-1 «Волна», размещавшиеся в кормовой и носовой части корабля. Каждый комплекс состоял из двух двухбалочных пусковых установок ЗИФ-101, системы управления «Ятаган» и магазина с двумя вращающимися барабанами на 8 ракет В-600. Двумя башенными артиллерийскими спаренными 76 мм. установками АК-726 в носовой и кормовой частях корабля. Скорострельность каждой артустановки составляла 90 выстрелов в минуту, дальность стрельбы 13 км, досягаемость по высоте 9 км, боекомплект 2400 унитарных выстрелов. Для каждой артустановки была своя система управления огнём «Турель».

Максимальная скорость 35 узлов.

Максимальная дальность плавания 3500 миль.

Автономность плавания 10 суток (по запасам провизии)

Экипаж составлял 266 человек, в том числе 22 офицера.


Размещение вооружение БПК проекта 61

5 июня 1967 года между Израилем с одной стороны и Египтом, Сирией, Иорданией, Ираком и Алжиром с другой возник вооружённый конфликт, так называемая Шестидневная война. Для осуществления своего военного присутствия в этом регионе и в случае необходимости вмешаться в военный конфликт на стороне стран арабского мира, правительство СССР направил в район конфликта оперативную эскадру ВМФ из состава Черноморского флота и кораблей и подводных лодок Северного флота, базировавшихся в Порт-Саиде. В составе эскадры находился БПК «Отважный». Оказывая помощь египетским вооружённым силам, посещает Порт-Саид.

В 1968-69 гг. проходит текущий ремонт в городе Николаеве. В ходе ремонта было модернизировано ракетное вооружение.

Владимир Скосырский. На фото слева

16 марта 1969 года экипаж корабля понёс первые потери. В Николаеве в ненастную погоду при заводке дополнительного швартовочного конца на бочку упал в воду и начал тонуть матрос Сайт Шаипов. Увидев, что его подчинённому угрожает смертельная опасность, старший лейтенант Владимир Иванович Скосырский прыгнул за борт и поплыл на помощь утопающему. В холодной воде проплывали расколовшиеся льдины. С трудом офицер добрался до утопающего матроса, собрав последние силы, он вытолкнул его на льдину, но спастись самому уже не хватило сил. Проплывающая мимо льдина накрыла его. За мужество и отвагу старший лейтенант В. И. Скосырский был посмертно награждён орденом Красной Звезды.

В 1969 году «Отважный» был объявлен отличным кораблём Черноморского флота.

В сентябре 1969 года на должность командира корабля назначен капитан третьего ранга Иван Петрович Винник

С 14 апреля по 5 мая 1970 года в СССР проводились крупномасштабные манёвры «Океан», охватившие акватории Атлантического и Тихого океанов. Корабль в составе кораблей Черноморского флота принимает участие в учениях и выполняет ракетные стрельбы в Атлантическом океане. За отличное выполнение задач командиру корабля вручён памятный подарок от командующего Северного флота адмирала Лобова макет подводной лодки во льдах.

В ноябре 1970 года в республике Гвинеи эмигранты, находящиеся в оппозиции к действующему президенту Ахмеду Секу Туре, при поддержки Португалии приняли участие в вооружённом вторжении в республику с целью свержения правительства и разгрома баз партизан, боровшихся за независимость Португальской Гвинеи (ныне Гвинеи-Бисау). Для поддержания стабильности и порядка и организации обороны столицы Гвинеи Конакри в этот регион был направлен БПК «Отважный».


Подвиг старшины 1-й статьи Ю. С. Чуйкина

В марте 1973 года, спустя 4 года после гибели старшего лейтенанта В. И. Скосырского, в отпуске, спасая народное добро от пожара, погиб старшина 1-й статьи Ю. С. Чуйкин. За мужество и отвагу проявленное в борьбе с пожаром старшина 1-й статьи Чуйкин был посмертно награждён орденом Красной Звезды.

6 октября 1973 года между Израилем и коалицией арабских стран возник очередной военный конфликт из-за стремления Египта и Сирии вернуть утраченные территории. Уже 7 октября СССР начал поставлять оружие и снаряжение Сирии и Египту морем. Для обеспечения безопасности советских судов, был сформирован отряд советских военных кораблей и подводных лодок, в состав которых вошёл БПК «Отважный». Кроме сопровождения корабли занимались радиоэлектронной разведкой.

С 1970 по 1974 гг. экипаж корабля выполняет курсовые задачи и боевые стрельбы только на хорошие и отличные оценки. За отличные ракетные стрельбы в 1970 году экипаж награждён переходящим призом ГК ВМФ, а в 1971 году оставляет этот приз за собой.

За свою короткую жизнь корабль побывал также на Кубе, в Александрии (Египет), Сплите (Югославия), Таранто и Мессине (Италия), участвовал в учениях Юг-71.

ПОСЛЕДНИЙ ПОХОД

29 августа 1974 года большой противолодочный корабль «Отважный» вышел последний раз в море. О том трагическом событии спустя двадцать лет написал в своём очерке «Записки командира» командир корабля Иван Петрович Винник. Очерк написан от второго лица.

Командир корабля И. П. Винник

Записки командира

«…28 августа по приказанию НШ ЧФ контр-адмирала В. А. Саакяна капитан 2 ранга И. П. Винник был вызван из Донузлава в Севастополь для выхода на БПК «Отважный» в море с целью обеспечения ракетных стрельб МРК 1 41-й бригады. Командир 70-й бригады капитан 1 ранга Л. А. Макаров, видимо, доложил НШ ЧФ, что ранее организацию ракетных стрельб отрабатывали с командиром Винником, а он назначен с артиллерийского крейсера, поэтому на выход не пошёл.

Перед выходом в море для поддержания полной боевой готовности было принято 5 тонн топлива для вертолётов. В погребе находились авиационные бомбы для вертолётов.

29 августа в 13.00 корабль вышел в море по плану БП 2 . Выполнили торпедную стрельбу по надводной цели, ночью участвовали в отработке задачи «ПЛЗ-4» 3 и в 07.30 подошли к бонам 4 , где приняли на борт НШ ЧФ контр-адмирала Саакяна, начальника ПВО ВМФ контр-адмирала Путинцева, зам. начальника 4-го отдела 5 капитана 1 ранга Шибкова и командира 41-й бригады капитана 1 ранга Комара со своим штабом и как корабль управления начали движение в район БП для участия в спецучении по выполнению ракетных стрельб кораблями 41-й ОБРК.

В связи с тем, что состояние моря было 3 балла, ракетным кораблям (МРК) было затруднено выполнение ракетных стрельб. Обсудив обстановку и состояние погоды и прогнозы, НШ ЧФ принял решение – выполнять стрельбы.

В 09.25 БПК вошёл в Полигон боевой подготовки.

Ракетные катера вышли на боевые позиции и начали подготовку к выполнению ракетных стрельб. Были включены стрельбовые РЛС 6 и станции наблюдения, ракетные комплексы начали предварительную подготовку к РС. За 10 минут до подъёма авиации с аэродрома Бельбек в 09.55 на корабле была сыграна учебная боевая тревога для приготовления к проведению матчасти РТУ 7 по воздушным целям.

В 9.59 командир получил доклад от СПК 8 о готовности корабля к проведению учения. Ракетные комплексы корабля к стрельбам не готовились, и даже не мыслилась подача ракет на пусковые установки, однако по тревоге питание на распределительные щиты ракетных комплексов и на погреба подавалось (как и положено по боевой или учебной тревоге).

В 10.02 командир поднялся с ГКП 9 на ходовой мостик и увидел белый дым и форс огня в районе кормовых труб, неожиданно прогремел взрыв. Командир объявил боевую тревогу и передал по трансляции о пожаре в районе кормовой машины, дал команду: «Носовой и кормовой аварийным партиям тушить пожар».

Через 15 – 20 секунд произошёл второй взрыв. С разрешения НШ ЧФ командир спустился на ГКП для выяснения обстановки и управления борьбой за живучестью корабля. На ходовом мостике оставил вахтенного офицера – командира БЧ-3 10 старшего лейтенанта С. А. Качинского для наблюдения за внешней обстановкой. Через 20 – 30 сек. произошли третий и четвёртый взрывы.

Было предположение: или пусковые баллоны в кормовом машинном отделении взрываются, или ракеты в погребе.

Старший помощник капитан-лейтенант В. В. Балашов сыграл аварийную тревогу. Командир скомандовал: «Командирам БП (боевых постов) и КП (командный пункт) доложить о наличии дыма, огня и воды в своих помещениях». Получил доклад, что нет связи с кормовой машиной, кормовым ракетным погребом, аварийной партией и кормовой башней.

Командир послал СПК лично проверить состояние корабля в кормовой части, пройдя по верхней палубе. После осмотра СПК доложил, что разорван кормовой ракетный погреб, а пусковая установка заброшена в район кормовых труб. Сильный пожар в погребе, продвигается в кормовую машину и в корму – в район артустановки.

Командир произвёл доклад НШ ЧФ на ходовой мостик и по установленной форме – на КП флота, дивизии и по сети ПВО лично передал на аэродром о взрывах и большом пожаре и попросил доставить на вертолётах пенообразователя или в баллонах углекислоту, чтобы вылить (сбросить) в кормовой погреб.

Командир просил командиров МРК подойти к кормовой части корабля для снятия личного состава, находящегося на юте, и оказания помощи в тушении пожара, распространяющегося в кормовую часть. Один МРК подошёл с кормы БПК, снял несколько человек с борта и поднял личный состав, который ударной волной сбросило за борт, но потушить пожар и находиться у борта БПК никто не решился, т. к. и на МРК находились боезапас, и ракеты, и топливо, а вероятность очередных взрывов была большая.



Экипаж борется за живучесть корабля

С подходом аварийно-спасательного судна ПЖК-123, на котором находился капитан 2 ранга А. В. Жбанов, к левому борту личный состав БПК совместно с ПЖК энергично повёл наступление на огонь благодаря подаваемой пене по пожарным шлангам во внутрь помещений и на верхней палубе. Огонь стал отступать и явно уменьшался. Вода подавалась пожарными стволами с ПЖК и корабельными средствами борьбы с пожарами. На БПК до последних минут подавалось электропитание, и работали средства водоотлива и пожарные насосы, что способствовало успешной борьбе личного состава за живучесть корабля. Однако на ПЖК и на корабле были очень малые запасы пенообразователя, и очень быстро всё было израсходовано. Пожар вновь стал усиливаться, а кроме воды, из пожарной системы большего ничего не было.

Командир БПК просил капитана 2 ранга Жбанова на ПЖК, чтобы ещё дали пены, но получил ответ: «Больше нет ничего», командир попросил, чтобы безрасчётно не лили воду во внутреннее помещения, чтобы не образовалось свободных поверхностей и не накапливалась вода в помещениях выше ватерлинии, ибо корабль может опрокинуться. На корабле было затоплено более трёх отсеков.

Расчёты показывали, что корабль находится в критическом состоянии.

К борту подошёл ЭМ 11 «Сознательный», на который перегрузили секретные документы, технику и документы СПС 12 и строевой части, пересадили часть личного состава, офицеров штабов. На борту ЭМ находился командир бригады капитан 1 ранга Л. А. Макаров.

Анализируя деятельность офицерского состава, мичманов по докладам членов госкомиссии и комиссии МО, можно сказать, что экипаж в этой сложной и критической обстановке показал высокие морально-политические и психологические качества, высокие навыки в борьбе за живучесть корабля, что фактически позволило в течении 5 часов 40 минут бороться с пожарами и водой и при затоплении более трёх отсеков, и при наличии сильных пожаров, когда металл плавился и стекал как воск со свечки!

Действия командного и личного состава по БЗЖ 13 ярче всего характеризует тот факт, что типовые варианты из документации по непотопляемости корабля однозначно трактуют, что корабль при затоплении трёх отсеков тонет. На самом же деле «Отважный» оставался на плаву – была хорошая герметизация помещений и надёжные линии обороны по борьбе с водой.

Во время усиливающегося пожара и постоянного продвижения его в носовую часть от кормовых труб к торпедной площадке, когда огонь угрожал боевым торпедам и в любую минуту мог произойти взрыв, капитан-лейтенант Камалов, мичман Медведев, старшина 2 статьи Селимсултанов, Сливкин, матрос Кабанов охлаждали торпеды водой и по приказанию командира (после доклада НШ ЧФ об угрозе взрыва) вручную сбросили две торпеды, лежащие на площадке, за борт (освобождали место для практической торпеды 14 для стрельбы по подводной цели), а три – выстрелами с торпедного аппарата (после личной проверки обстановки командиром корабля).

Когда начала нагреваться переборка в столовой личного состава со стороны кормовой машины и возникла угроза взрыва 6-го и 7-го погребов с глубинными бомбами, по приказанию командира (после доклада НШ ЧФ и личной проверки обстановки) мичман Медведев и старшина 2 статьи Козленеев и другие при помощи пожарных шлангов в задымленном помещении столовой личного состава затопили погреба, тем самым предотвратили взрыв около 5 тонн взрывчатого вещества и улучшили остойчивость корабля, не допустив затопления огромного помещения столовой личного состава.

Старшина 2 статьи Гарибян и матрос Никитенко в районе сильного пожара у кормовой трубы сбросили за борт баллоны с ацетиленом и кислородом, на которых уже начинала гореть краска.

Оказавшись на камбузе и не имея возможности выйти из помещения ввиду заклиненных дверей и люка матрос Прочаковский через иллюминатор крикнул: «Товарищи со мной всё ясно! Спасайте корабль!». Пытаясь выбраться из аварийного помещения, застрял в иллюминаторе матрос Петрухин. Командир приказал вырезать иллюминатор, но ни газосваркой, ни электросваркой этого не удалось сделать. Травмированному и с большими ожогами матросу сделали обезболивающие уколы, но продвигающийся огонь не позволил спасти его и других матросов, заблокированных на камбузе... » . (Продолжение следует)

1 МРК – малый ракетный корабль.

2 БП – боевая подготовка.

3 ПЛЗ – противолодочная задача

4 Бон – заграждение, защищающее вход в гавань или фарватер от неприятельских судов.

5 4-й отдел – контрразведка ВМФ

6 РЛС – радиолокационная станция

7 РТУ – радиотехнические учения

8 СПК – старший помощник командира.

9 ГКП – главный командный пункт.

10 БЧ-3 – на корабле минно-торпедная часть.

11 ЭМ – эскадренный миноносец.

12 СПС – спецсвязь

13 БЗЖ – борьба за живучесть

14 Практическая торпеда – учебная торпеда, отличающаяся от полноценной отсутствием боевой части.

История создания новейшего русского БПК проекта 1155.1 началась в 70-е годы. Тогда в странах, владеющих «ключами от моря», пришли к пониманию, что строить крупнотоннажные специализированные корабли - слишком дорогое удовольствие. Морские державы начали разрабатывать многоцелевые. Идея единого надводного корабля занимала и умы советских конструкторов. Однако ряд производственно-технических проблем не позволил тогда воплотить задуманное в металле. В СССР на стапелях закладывались разнотипные разработки Северного ПКБ: эсминец проекта 956 и БПК проекта 1155, которые должны были действовать совместно. Создание системы из двух кораблей хотя и было частично реализовано, но не вызывало восторга у специалистов, а в конечном счете и у руководства ВМФ. Поэтому постоянно велись поиски возможности создать в ограниченном водоизмещении многоцелевой корабль, объединяющий возможности кораблей проекта 956 и проекта 1155. Однако из этого вначале ничего не получилось, ибо простое сложение номенклатуры оружия и вооружения без определенного компромисса вело к резкому возрастанию водоизмещения. Проводимые исследования показали, что создание многоцелевого корабля возможно только на путях унификации корабельных комплексов вооружения.

В 1979 году заместителю главного конструктора эсминца пр. 956 В.П. Мишину предложили возглавить работы по проекту 1155. Головной в этой серии БПК «Удалой» был готов процентов на 60. После сдачи его флоту под руководством нового главного конструктора стали прорабатываться вопросы дальнейшей модернизации серии. Первые наброски появились в 1982 году. В чертежах вырисовывался совершенно новый корабль, хотя внешне он мало чем отличался от «Удалого».

При рассмотрении опыта эксплуатации БПК проекта 1155 был поставлен вопрос о его недостатках. В качестве таковых участниками совещания отмечались: отсутствие противокорабельного комплекса, слабость зенитного и артиллерийского вооружения. Учитывая эти замечания, Главкомом ВМФ было дано указание разработать многофункциональную модификацию проекта 1155, в максимальной степени учитывающую высказанные на совещании пожелания.

Большой противолодочный корабль пр.1155.1 (шифр «Фрегат») разработан Северным ПКБ под руководством В.П. Мишина. При создании этого корабля конструкторы попытались устранить недостатки, присущие БПК пр.1155. В результате на БПК пр.1155.1 вместо двух 100-мм АУ установили одну спаренную 130-мм АУ, вместо ПЛРК «Метель» - ПКРК «Москит», вместо 533-мм ТА – ПЛРК «Водопад», а вместо РБУ-6000 – комплекс противоторпедной защиты «Удав-1». Усиления зенитного вооружения удалось достичь за счет замены 30-мм АУ АК-630М на ЗРАК «Кортик». Кроме того, вместо ГАК «Полином» установили более совершенный ГАК «Звезда-2». По архитектуре корпуса и надстроек, а также конструкции главной энергетической установки корабль полностью повторял прототип.

Две счетверенные ПУ КТ-190 ПКРК «Москит-М» установлены в районе носовой надстройки корабля под крыльями ходового мостика (на БПК пр.1155 здесь располагались ПУ ПЛРК «Раструб-Б»). Решение противолодочных задач на БПК пр.1155.1 возложено на ПЛРК «Водопад-НК» с восемью УРТПУ, из которых можно вести стрельбу как ПЛУР, так и обычными торпедами. Оборону корабля от средств нападения с воздуха обеспечивают два ЗРК «Кинжал» и два боевых модуля ЗРАК «Кортик». На БПК пр.1155.1 внедрена единая система управления контуром ПВО.

ГАК «Звезда-2М» имеет активные и пассивные режимы работы. Этот комплекс принадлежит к последнему поколению отечественных ГАК и способен обнаруживать ПЛ, идущие на корабль торпеды, выдавать целеуказание оружию и обеспечивать ЗПС. Приемоизлучающие антенны комплекса расположены в протяженном бульбовом обтекателе торпедообразной формы, который выдается далеко вперед за носовой перпендикуляр. Длина обтекателя, заглубленного ниже основной плоскости примерно на 2м, - около 30 м, а диаметр – более 5 м. Кроме ГАС с антеннами в бульбовом обтекателе, в состав ГАК входит буксируемая ГАС. В походном положении она находится в специальном помещении на корме корабля. Спуск и подъем буксируемого тела осуществляется через кормовой лацпорт с помощью спускоподъемного устройства.

Планировалось серийное строительство этих кораблей в Калининграде на заводе «Янтарь». Однако до 1991 года удалось заложить только два корабля. В 1994 году был спущен на воду первый головной корабль «Адмирал Чабаненко», который вступил в строй лишь в 1999 году. Второй корабль прекращен строительством в 1993 году, а вся серия этих кораблей аннулирована. Заложили «Чабаненко» 28 февраля 1989 года. Спустили на воду 14 декабря 1992 года. Экипаж справил новоселье в каютах и кубриках в 1993 году. Первым командиром БПК был капитан 1-го ранга Игорь Быков. Он же вывел корабль на ходовые испытания в 1995 году. Но сдача заказа флоту растянулась на долгие годы - пять директоров завода сменилось за это время.

28 января 1999 года в Балтийске на большом противолодочном корабле «Адмирал Чабаненко» после успешного прохождения государственных испытаний был торжественно поднят Андреевский флаг. В этот день в состав Военно-Морского Флота России официально вошел боевой корабль первого ранга, по многим параметрам существенно отличающийся от построенных ранее.

Новый корабль, чья дорога к морю оказалась такой долгой и трудной, перешел на Северный флот. Именно там он будет нести нелегкую ратную службу. Вобрав все военно-технические достижения завершающегося столетия в области боевого кораблестроения, «Адмирал Чабаненко» по праву может называться кораблем ХХI века.