Чему учит сказка алладин и волшебная лампа. Слушать аудиосказку волшебная лампа аладдина. Другие пересказы и отзывы для читательского дневника


Э та сказка несет в себе аромат востока, его тайны и загадки, его экзотическую красоту и утонченность. Главный герой сказки - Аладдин - добрый юноша, полюбивший принцессу Будур. Принцесса тоже влюблена в Аладдина, но ее возлюбленный беден. Могущественный Султан, отец девушки, никогда не согласится на их брак. Только чудо может соединить влюбленные сердца. В руки Аладдина попадает волшебная лампа, исполняющая желания хозяина лампы. С помощью волшебной лампы Аладдин мог бы получить несметные сокровища и неограниченную власть, но ему не нужны ни богатства, ни слава: все его мысли о Будур. Султан пообещал Аладдину, что выдаст за него свою дочь, если юноша построит золотой дворец. Тут, пожалуй, самое время обратиться за помощью к волшебной лампе. Джин из волшебной лампы выполнил просьбу Аладдина: золотой дворец построен. Аладдин женится на принцессе Будур, но счастье молодых продолжалось недолго. Тщеславный Визирь, втайне мечтавший и о принцессе, и о власти, хитростью завладел лампой. Добившись господства над лампой, Визирь приказывает Джину убить Аладдина. Однако лампа заколдована именем Аладдина: Джин бессилен его убить. Тогда коварный Визирь приказывает Джину перенести дворец с его обитателями в далекую пустыню Магриба. Визирь ликовал: скоро у него будут и власть, и Будур. Однако Аладдин был не из тех, кто отступал перед трудностями, а к тому же его сердце переполняла любовь, прибавлявшая ему смелости. Бесстрашие и добродушие Аладдина взяли верх над трусостью и алчностью Визиря: юноша вернул себе любимую. Пустыня Магриба превратилась в цветущий сад с роскошным дворцом, в котором счастливо зажили храбрый Аладдин и прекрасная Будур. Честность, порядочность, бескорыстность в сказках всегда вознаграждается, а кто носит в душе зависть к чужому богатству, злобу и прочие недобрые мысли - тому в сказках туго приходится. Справедливостью и добрыми деяниями Аладдин заслужил настоящее счастье, но не в виде богатства и роскоши: жизнь подарила ему куда большие сокровища - любовь Будур. Это сказка о добре и зле, о бескорыстии и жадности, о любви.

Арабская сказка в пересказе М. Салье
Инсценировка В. Глоцера
Музыка Э. Денисова
Тексты песен М. Либина.

Действующие лица и исполнители:
Сказочник - Р. Плятт
Аладдин - А. Леньков
Мать Аладдина - Н. Тер-Осипян
Магрибинец - А. Джигарханян
Джинн Дахнаш - Ю. Воробьев
Джинн Маймун - Ю. Авшаров
Мальчик - Т. Курьянова
Султан - Е. Весник
Визирь - С. Цейц
Царевна Будур - Е. Романова
Служанка - М. Полянская
Продавец воды - М. Лобанов
Прохожий - А. Очеретянский
Медник - Я. Ромбро.

Симфонический оркестр п/у А. Степанова.
Режиссер С. Василевский.

________________________________

Год выпуска: 1984
Формат: MP3
Продолжительность: 01:23:21
Битрейт аудио: 192 kbps
Размер: 114 Mb

Скачать для ознакомления:

«Волшебная лампа Аладдина» краткое содержание сказки Вы можете прочитать за 7 минут. Сказка «Аладдин» краткое содержание напомнит о главных событиях в сказке, но лучше ее прочитать полностью.

«Волшебная лампа Аладдина» краткое содержание

Злой колдун-магрибинец ищет волшебную лампу и звезды подсказывают ему, что достать ее сможет только Аладдин. Он отправляется на его поиски.

В одном персидском городе жила семья бедного портного, у которого был сын Аладдин. Мальчик не хотел учиться и был бездельником, он все время только баловался и гулял. Отец умер, когда Аладдину исполнилось 15 лет.

Однажды к Аладдину пришел дервиш-странствующий монах, он представился братом его отца и предложил помочь их семье. Он сначала дал денег, потом одел Алладина в новое платье и сапоги, а дальше пригласил пройтись. Он довел Аладдина к холму и начал колдовать, расступилась земля и появился тайный ход.

Колдун велел ему спускаться и рассказал, что его ждет внизу: сначала будут три комнаты, которые будут его только пугать; потом комната со старухой, которая захочет его обнять; потом сад, а за ним комната, в которой полно золота и драгоценностей и там есть старая медная лампа, которая нужна колдуну. Он просит ее принести, а Аладдин может взять себе там все, что захочет. Он дает Аладдину кольцо, которое поможет ему в трудную минуту.

Аладдин по очереди проходит все комнаты, а в саду набивает карманы красочными камнями, когда же находит лампу, то прячет ее в карман под собранными камнями. Когда Аладдин уже был возле выхода, то колдун приказал дать ему лампу, но Аладдин хотел сначала вылезти. Тогда колдун рассердился на него и закрыл ход, думая, что парень там умрет, а сам вернулся домой.

В подземелье Аладдин случайно потер кольцо и появился джин Дахнаш, сын Кашкаша, который доставил его домой. Дома мать Аладдина решила почистить медную лампу и появился старший джин Маймун, сын Шамхураша, который создал кушанья на золотых блюдах, а потом исчез, так как сильно пугал мать Аладдина. Аладдин начал продавать золотые подносы и научился торговле.

Однажды царевна Будур шла в баню и ее увидел Аладдин, он сразу влюбился в красавицу и попросил мать пойти к султану и попросить выдать Будур за Аладдина. В качестве подарка для султана он дал матери золотой поднос, наполненный камнями из сада. Мать ходила к султану, но так и не решалась заговорить с ним. Ее заметил султан и велел позвать к себе. Когда она подарила поднос и передала просьбу Аладдина, ему так понравились камни, что он сразу хотел согласиться. Но старший визирь захотел проверить богатство Аладдина и потребовал, чтобы тот передал 40 таких подносов с наложницами и рабами. Аладдин пожелал это у Маймуна и на следующий день выполнил условие султана.

Когда Аладдин встретился с султаном, то пообещал построить для будущей жены дворец напротив дворца султана. Ночью Маймун построил невиданной красоты дворец, оставив недостроенной одну из колон. Это была уловка для султана, чтобы он сам захотел достроить ее и не смог, а потом понял на сколько Аладдин богаче его. В тот же вечер была свадьба Аладдина и Будур.

Колдун-магрибинец узнал о спасении Аладдина и о теперешнем его величии, он понял, что все благодаря лампе. Колдун отправляется в персидский город, где жил Аладдин. Он заказывает у медника 10 новых ламп и идет по городу, предлагая обменять свою новую лампу на старую. Так он подходит ко дворцу Аладдина, когда тот был на охоте, и Будур обменивает ему волшебную лампу.

Колдун приказывает Маймуну перенести дворец с Будур в земли Ифрикии, там он хочет влюбить Будур в себя. Тем временем султан горюет о пропаже Будур и приказывает отрубить Аладдину голову. Но весь люд города встает на защиту Аладдина и султан дает ему 40 дней на поиски дочери. Тут Аладдин вспоминает о кольце и вызывает джина Дахнаша, который переносит его в Ифрикию. Аладдин встречается с Будур и просит влить в вино колдуна сонного снадобья во время ужина. Будут следует указаниям Аладдина и когда колдун засыпает, Аладдин отрубает ему голову, забирает лампу и Маймун возвращает их со дворцом домой. Аладдин и султан мирятся и на этом прекращаются несчастья Аладдина.

Арабская народная сказка "Волшебная лампа Аладдина"

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки "Волшебная лампа Аладдина" и их характеристика

  1. Аладдин, сын портного. Лодырь и бездельник. Ему повезло и он стал обладателем волшебной лампы и джинна. Но став богатым, он остался добрым и честным, а потому его полюбил народ.
  2. Магрибец, колдун, дервиш. Злой и коварный, жестокий злодей.
  3. Мать Аладдина. Просто добрая старая женщина
  4. Будур, царевна, красивая.
  5. Султан. Жадный до богатства, но в целом не злой.
  6. Визирь. Завистник и глупец.
План пересказа сказки "Волшебная лампа Аладдина"
  1. Отец учит Аладдина
  2. Смерть отца
  3. Дервиш
  4. Брат отца
  5. Волшебный мешок
  6. Вход в подземелье
  7. Четыре комнаты
  8. Старая лампа и камешки
  9. Предательство колдуна
  10. Кольцо и джинн
  11. Джинн лампы
  12. Золотые блюда
  13. Царевна Будур
  14. Сватовство
  15. Дворец
  16. Колонна во дворце
  17. Возвращение колдуна
  18. Похищение дворца
  19. Угроза казни
  20. Аладдин и Будур
  21. Смерть колдуна
  22. Счастливый конец
Кратчайшее содержание сказки "Волшебная лампа Аладдина" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Аладдин рос лодырем и его отец умер от горя
  2. Дервиш назвался братом отца и отвел Аладдина в подземелье, где тот взял лампу
  3. Дервиш бросил Аладдина, а тот узнал тайну кольца и тайну лампы
  4. Аладдин сватается к царевне Будур и строит огромный дворец
  5. Колдун возвращается и завладевает лампой, а потом похищает Будур и дворец
  6. Аладдин находит дворец и убивает колдуна
Главная мысль сказки "Волшебная лампа Аладдина"
На свете так много чудес и волшебства, что надо только не упустить свой шанс на счастье, когда он представится.

Чему учит сказка"Волшебная лампа Аладдина"
Эта сказка учит не лениться и слушать родителей. Учит любить и почитать родителей. Учит не верить незнакомцам и не разговаривать с ними. Учит быть добрым и щедрым. Учит не завидовать чужому богатству, а стараться заработать свое. Учит тому, что зло всегда окажется наказано.

Отзыв на сказку "Волшебная лампа Аладдина"
Это сказка мне очень понравилась. В ней очень много чудес и приключений, в ней все сверкает и искрится. Больше всего мне понравился Аладдин, который сперва был бездельником и лоботрясом, но потом исправился. Он стал уважаемым человеком, богатым, но при этом не зазнался и легко делился тем, что имел с простыми людьми. И конечно Аладдин заслужил свое счастье.

Пословицы к сказке "Волшебная лампа Аладдина"
В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
С обманщиком не дружи.
По щедрости руки видно какое сердце.
Кто щедр, тому не нужно быть храбрым.
С любовью везде просто, со злом везде теснота.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Волшебная лампа Аладдина"
В одном персидском городе жил когда-то портной, у которого была жена и сын Аладдин. В десять лет портной стал учить мальчика шить, но тот был большим бездельником и ничему не хотел учиться. Ему нравилось баловаться и хулиганить. От расстройства отец Аладдина умер.
Когда Аладдину исполнилось 15 лет, его заметил дервиш из города Магриба. Он узнал, чей Аладдин сын и обрадовался, решив, что этот тот, кого он так долго искал.
Дервиш назвался дядей Аладдина и дал ему два динара, чтобы мать приготовила ужин. Мать Аладдина удивилась, ведь у отца мальчика никогда не было брата, но приготовила ужин, а глядя как убивается от горя дервиш, поверила ему.
Дервиш обещал сделать из Аладдина купца и повел его в торговые ряды, где накупил мальчику богатой одежды. Потом он повел его за город.
Аладдин проголодался и стал просить поесть. Дервиш остановился в поле и достал свой пустой мешок. А потом стал доставать из него самые разные вкусные кушанья. Аладдин был удивлен, но магрибец объяснил, что мешок волшебный.
Дервиш привел Аладдина к высокой горе и стал колдовать. Он сказал Аладдину, что отдаст ему волшебный мешок, если тот точно выполнит все им сказанное. Потом дервиш объяснил, что Аладдин должен поднять за кольцо большой камень и спуститься в подземелье. А там ничего не бояться и принести старую медную лампу. На обратный путь магрибец дал Аладдину золотое кольцо.
Аладдин понял, что дервиш колдун и сильно испугался. Но делать было нечего, и он отворил камень и спустился в подземелье. Перед ним оказалась дверь. Аладдин вошел в первую комнату и на него кинулся огромный негр с мечом. Но стоило мечу коснуться Аладдина, как негр исчез. Во второй комнате на него бросился лев, а в третьей - змеи. Но только они касались Аладдина, как исчезали.
В четвертой комнате Аладдин увидел старуху - свою мать, и уже хотел обнять ее, но вовремя вспомнил, что если бы он это сделал, то превратился бы в камень.
Наконец Аладдин пришел в чудесный сад с волшебными птицами. Мальчик набрал полные карманы сверкающих камушков, и пошел в сокровищницу. Он не смотрел на золото и драгоценности, ведь он не знал их цены.
Аладдин взял лампу и положил ее запазуху, а сверху насыпал камушков.
Он вернулся к выходу и стал просить дервиша поднять его.А дервиш требовал подать лампу. Но Аладдин не хотел отдавать лампу и дервиш рассердился. Он закрыл скалы и Аладдин остался в подземелье. Двери исчезли и Аладдин сидел в полной темноте.
Вдруг он потер кольцо и перед ним явился джинн Дахнаш, глава всех джиннов, который сказал, что готов выполнить любое желание владельца кольца. Аладдин пожелал оказаться на поверхности и тотчас же оказался наверху. Он вернулся домой и рассказал матери, что дядя - обманщик и колдун.
Мать решила помыть старую лампу и продать ее. Но только начала ее тереть, как появился другой джинн - Маймун, раб лампы. Этот джинн сразу выполнил желание Аладдина и принес еды на золотых подносах.
С тех пор, как только у Аладдина и матери кончались деньги, они продавали одно золотое блюдо и горя не знали.

Но вот однажды Аладдин ослушался приказа султана и подглядел за царевной Будур. Он увидел как красива царевна и потерял покой. Он упросил мать отправится во дворец и попросить султана отдать царевну за него замуж. Аладдин дал матери золотое блюдо и насыпал на него драгоценных камешков, которых собрал в пещере.
Мать Аладдина несколько раз ходила в дворец, но все время стояла в сторонке и боялась сказать слова. Однажды султан заметил ее и спросил что она хочет, обещая выполнить ее желание. Старуха-мать попросила руки царевны Будур и отдала блюдо с камнями.
Камни понравились султану и он спросил визиря, стоит ли отдавать царевну за какого-то Аладдина. Визирь был завистливым человеком, он хотел чтобы царевна вышла замуж за его сына и посоветовал султану попросить сорок таких блюд и сорок невольников.
Мать рассказала Аладдину о просьбе султана, но тот только рассмеялся. Он вызвал джинна из лампы и велел ему все исполнить.
Султан получил сорок блюд и решил выдать царевну Будур за такого богача.
Аладдин снова вызвал джина, заказал сорок восемь невольников, лошадь и мешок золота, и поехал во дворец. Золото он раздал по дороге нищим.
Султан спросил Аладдина, все ли готово к свадьбе и Аладдин сказал, что не хватает дворца, но обещал его мигом построить на пустыре.
И действительно на следующий день на пустыре стараниями джинна возник роскошный дворец. В котором Аладдин попросил убрать одну колонну, чтобы посрамить султана.
Когда султан увидел, что во дворце одной колонны не хватает, он решил сам построить ее. Но во всем царстве не хватило драгоценных камней для такой колонны.
И тогда сыграли веселую свадьбу. Аладдин и Будур зажили счастливо и народ полюбил Аладдина за его доброту и щедрость.
А в это время злой колдун-магрибец решил проверить, что происходит в подземелье. Он погадал и увидел, что лампы там нет. Он снова отправился в Персию и в городе узнал о возвышении Аладдина.
Тогда колдун купил десять новых ламп и стал ходить по городу, меняя новые лампы на старые. Это услышала царевна Будур, а Аладдин как раз был на охоте. Она нашла лампу Аладдина и отдала ее колдуну. И в тот же миг колдун вызвал джинна и перенес дворец с принцессой к себе в Африку.
Когда Аладдин вернулся, султан хотел казнить его, но народ взбунтовался - он сильно любил Аладдина. Тогда султан сказал Аладдину вернуть царевну за сорок дней.
Аладдин потер кольцо и вызвал джинна. Но тот не мог перенести обратно дворец. Это было под силу только джинну лампы.
Тогда Аладдин потребовал, чтобы его перенесли ко дворцу. И вот он уже обнимается с царевной Будур. Будур сказала, что колдун никогда не расстается с лампой и Аладдин дал ей сонный порошок, чтобы она опоила колдуна.
Вечером колдун пил с царевной и вдруг упал без сознания. Вбежал Аладдин и отрубил ему голову. Потом он взял лампу и попросил джинна вернуть дворец на место.
И жили с тех пор Аладдин и Будур счастливо долгие годы.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Волшебная лампа Аладдина"

Урок по литературному чтению (система Л.В. Занкова) на тему: «Общие мотивы и черты различия в сказках разных народов. Арабская народная сказка "Аладдин и волшебная лампа"». 3-й класс

Л.Н.Капитонова

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

гимназии №75 г. Казани

с этнокультурным русским компонентом

Цели урока:

    Выявить общие мотивы и черты отличия в сказках разных народов на примере арабской народной сказки “Аладдин и волшебная лампа” и западной сказки “ Огниво ”. Учить детей анализировать текст.

    Развивать творческие способности учащихся, умение анализировать, умение строить свои взаимоотношения на основе диалога. Развитие у детей навыков исследовательского поиска. Формирование умений делать осознанный выбор.

    Прививать интерес к чтению произведений мировой художественной литературы.

Предмет исследования: восток

Методы исследования: «Подумать», «Спросить у другого человека», «Понаблюдать (фото, рисунок)», «Получить информацию из книг, журналов, газет».

Организационный момент:

И так, друзья, внимание- ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее – начнём скорей урок.

Учитель: Подумайте и скажите о каком жанре народного творчества пойдёт речь на уроке?

- Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание.

(сказка)

Учитель: Послушайте стихотворение Людмилы Кудрявской «Сказки».

Говорят, вымирают сказки,

Те, что раньше –

Из рода а род,

Те, что впитывались с коляски

И живили, как хлеб и мёд.

Век генетики, кибернетики…

Место вымыслу не дано.

Сказки бабушек нашим детям

Заменил телевизор давно…

Только что же мы замираем,

Будто там, высоко, за горой,

Не заря, горячась догорает,

А Жар – птица роняет перо?

Отчего, забывая о деле,

Мы казним себя тяжело,

Словно лебеди той не успели

Довязать из крапивы крыло?

Почему привечаем, жалеючи,

Странных чудищ, внушающих страх?

И единственного царевича

Ждём в кирпичных своих теремах?

Учитель: Какова главная мысль стихотворения?

Дети рассуждают:

    Сказки нас растят с детства, поэтому они не могут умереть;

    Все люди прошли через сказки. Их не может заменить ни телевизор, ни компьютер;

    Сказки учат удивляться, когда человека уже ничто не удивляет;

    В сказках много души, добра, любви.

Учитель: Без чего вы, дети, не представляете сказку?

Дети отвечают:

    Без занимательного сюжета;

    Без народной фантазии;

    Без чудес, волшебства;

    Без иллюстраций.

Учитель: Говорят что …

«Сказка как птица. Летит и пределов не знает. А поёт так, что всякий поймёт.» - Как вы понимаете эти слова?

Дети рассуждают:

    Сказку можно сравнить с птицей потому, что, как птице, сказке подвластны любые расстояния; на крыльях сказки можно очутиться в волшебном мире;

    Сказка не имеет границ, поэтому сказку с тем же самым сюжетом мы встречаем у разных народов, авторов;

    Люди любой страны мечтают о счастье, о справедливости, о лучшей жизни;

    В сказках разных народов добро побеждает зло;

    Сказочный сюжет понятен каждому и даёт всем надежду на лучшую долю, на удачу, на приятные повороты в жизни.

Учитель: Говорят что …

«В сказке, как в молоке содержаться, все витамины.» - А как эти слова вы понимаете?

«Ведь в сказке содержаться, как в молоке, все витамины, полезные для здоровья:

    фантазия,

    выдумка,

    ненавязчивая мораль, которая одновременно учит и забавляет,

    веселье,

    шутка,

    конечно же, чувство речи.

Учитель: Кто знает, как на Руси называли сказочников?

    Никто не знает, когда были созданы первые сказки. В более отдалённом от нас времени они назывались по – другому – «басни» - (от слова «баять» - говорить, рассказывать) . От слова « баять» , называли тогда и сказочников – « бахари», «баутчики», «баяны».

Учитель: Какие сказки вы знаете? (бытовые, волшебные, богатырские, житейские, балагурные, докучливые)

Докучливая сказка – коротенький рассказ, без большого смысла.

Учитель: - Только ли у русского народа есть волшебные сказки? (нет)

    Сказки каких народов вы читали?

Учитель: Послушайте мелодию. – Мелодия какого народа прозвучала? (восточная мелодия)

Учитель: У каждого народа свои традиции, обычаи, костюмы, песни, танцы, сказки.

Итак, мы начинаем увлекательное путешествие в мир восточных сказок. Мир, полный чудес, с самыми удивительными поворотами судьбы, мир, полный коварства и счастливого везения.

Почему сказки «Тысячи и одной ночи »называют памятником арабской народной литературы Х –Х III веков?

    Из сказок можно узнать о характере, быте, одежде, архитектуре, обычаях народов Востока того времени.

Почему сказки объединены таким названием «Тысяча и одна ночь»?

    Ребёнок рассказывает легенду, объясняющую это название.

    Правителя Шахрияра обманула жена. После этого он женился, но каждую жену после первой ночи казнил. Умная и находчивая Шахразада (дочь визиря) по собственной воле пошла за него замуж, чтобы уберечь остальных женщин от трагической участи. Ночью она начинала рассказывать шаху сказку и к рассвету доходила до самого интересного места. Муж откладывал казнь на день. Так продолжалось 1000 ночей, а в 1001 –ю ночь Шахрияр сделал Шахразаду царицей

Велик Багдад – жемчужина Востока

Чьи полумесяцы коснулись купала небес,

Куда спешат торговцы издалёка,

Где лавка каждая полна чудес.

И караван за караваном

Проходит в дивные врата,

И стража, расступаясь пропускает

Белобородого босого мудреца.

Там чудной музыкой полны сады султана,

Фонтаны пенятся рубиновым вином,

И девы молодые в вихре танца

Кружатся под шёлковым шатром.

И в чашу льёт шербет

Мудрейшая Шахразада,

И начинает вновь волшебный сказ,

И грозный Шахрияр, вкусив изысканного винограда,

Вновь ещё на день отлагает казнь.

И тысячу ночей – за сказкой сказка

Шахразада речь свою ведёт

О джинах, пери и Синдбаде

И о богатстве, что само собой придёт.

Волшебной сказкой вновь пленён султан жестокий,

Тончайшей вышивкой сплетается рассказ ещё один

О старой медной лампе, о красоте Будур,

О сыне бедного портного наречённым … Аладдин.

- В сказке встретились новые слова, вспомним, что они означают:

    чалма´ – головной убор в восточных странах – длинный кусок ткани, обёрнутый вокруг головы.

    магри´бинец – человек с запада, чужестранец

    султа´н – правитель страны

    глаша´тай – человек, который объявлял народу известия, приказы

    дива´н – собрание советников султана, помещение, где проходит это собрание

    визи´рь – министр, советник султана

Правила чтения сказки:

    Необходимо помнить, что сказка – тонкое искусство, поэтому её содержание нужно хорошо понять, а поняв, попытаться донести понятое до слушателей;

    Чувствовать в сказках речь обыденную, бытовую и речь высокую, напоминающую песни, причитания;

    Видеть и понять смысл необычных народных слов, которые творились людьми с тонким вкусом. Про эти слова А.С.Пушкин сказал, что им присущи «какое – то весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться»;

    Создавать чтением таинственный, волшебный мир сказки.

    Сказки

Сказки надо рассказывать ночью
Под лохматые шорохи звезд.
Тут и встретишься с чудом воочию,
Тут и лешего схватишь за хвост.
Сказки надо рассказывать ярко,
Околдовывать речью цветной.
Сказки надо рассказывать с толком,
Чтобы даль расступилась. И ширь.
Чтобы после хоть с чертом, хоть с волком,
А не страшно. Ты сам богатырь.

Стр. 126

По каким признакам можно судить, что Аладдин – герой волшебной сказки?

          Именно его выбрал дня каких – то свойх целей чужеземец, явно волшебник, во всяком случае, человек из чужого мира, владеющий волшебным предметом – чудесным мешком..

Веришь ли ты, что магрибинец – настоящий дядя Аладдина?

          Вряд ли это так. Он ведёт себя не как обычный человек, просто родственник, и его интерес к Аладдину не совсем обычен. Зачем он повел «за город, в лес», зачем ведёт к горе? У магрибинца явно есть какая – то тайная цель.

Встречался ли тебе в других волшебных сказках предмет, похожий на волшебный мешок? Случайно ли чудо с мешком происходит под деревом? То, что магрибинец ведёт Аладдина к горе, настраивает тебя на очередное чудо? Почему?

          Волшебный мешок напоминает скатерть – самобранку из русских народных сказок. Дерево и гора – это места совершения чудес в народных сказках всего мира.

Стр. 131.

Знаешь другую сказку с похожим сюжетом (спуска героя в подземелье по поручению волшебника, прохождением комнат с чудовищами, ради добычи какого – нибудь невзрачного на вид предмета?

          В сказке Андерсена «Огниво» ведьма подводит солдата к дереву и поручает ему залезть в дупло. Там герой обнаруживает подземный ход и три двери, за первой из них сундук с медными деньгами, который охраняет собака, у которой глаза, как чашки; за второй дверью – сундук с серебром, который охраняет собака с глазами, как мельничные жернова; и за третьей дверью – сундук с золотом, охраняемой собакой, у которой глаза размером с круглую башню. Солдату разрешается брать сколько угодно драгоценного металла, а для ведьмы он должен принести только старое огниво (кусок камня или металла для высекания огня из кремня).

Присмотритесь внимательно к персонажам, которые охраняют сокровищницу: тебе уже встречались подобные?

          В подвигах Геракла. Геракл борется и со львом, и со змеями.

Какие черты героя обнаруживает Аладдин в подземелье?

          Аладдин, несмотря на юный возраст (ему всего 15 лет), способен выполнить трудное задание: ему очень страшно, но он открывает дверь за дверью, встречаясь со страшными чудовищами. Он способен выдержать те испытания, которые превращают его в настоящего героя.

Стр. 136.

Как выглядят джинны?

Джинны огромного роста. Голова как купол, руки – как вилы, ноги – как столбы, а рот – как пещера. Глаза мечут искры, а посреди лба громадный рог.

Как ты думаешь, какие именно силы природы воплощают в себе джины? Какое отношение человека к природе проявляется в образах джинов?

          Возможно, в образе джинов воплощался страх перед извержением вулканов лил перед другими стихийными бедствиями: грозой с молнией, ураганом ветре. Образы джинов воплощают в себе страх и уважение, которое вызывали у людей во все времена проявления великой и непредсказуемой Природы.

Какие волшебные металлы и предметы тебе встретились в этой сказке?

          В подземелье, куда спускался Аладдин, был камень с медным кольцом, была широкая железная дверь, над садом была протянута тонкая золотая сетка. Сама волшебная лампа – медная. Волшебные предметы – это лампа, кольцо, мешок.

Удаётся ли Аладдину жениться на принцессе Будур? Почему ты так думаешь?

          Конечно, ведь герой выдержал трудное испытание, владеет двумя волшебными предметами.

Причудлив мир арабской сказки,

Когда бедняк их бедняков

Жениться может на принцессе,

А падишах исчезнуть вовсе из своих дворцов.

Быть может выдумка всё это, может правда,

Но тот, кто ищет мудрости, поймёт,

Что жажда золота, несметного богатства

К хорошему концу не приведёт.

В сокровищах коварных джинов

Взор жадный лампу старую не разглядит,

И только тот, кто чист душой и сердцем – знает

Не всё то золото, что ярче звёзд блестит.

С какой западной сказкой сходен сюжет сказки Аладдин и волшебная лампа?

5 в