Для всех и обо всем. Жесточайшая атака акул в истории: Смерть «Индианаполиса Воспоминания старшего медицинского офицера крейсера индианаполис

April 17th, 2013

Летние ночи над океаном в тропиках особенно темны, и лунный свет только подчёркивает густоту и вязкость этой тьмы. Тяжелый крейсер ВМС США «Индианаполис» рассекал влажный мрак ночи с 29 на 30 июля 1945 года, неся на борту 1200 человек экипажа. Большинство из них спали, бодрствовали только вахтенные. Да и чего мог опасаться мощный американский военный корабль в этих давно очищенных от японцев водах?


После сокрушительных поражений сорок четвёртого года — у Марианских островов и на Филиппинах — японский императорский флот, некогда наводивший ужас на весь Тихий океан, просто перестал быть. Подавляющая часть его боевых единиц лежала на дне, а несколько уцелевших крупных кораблей самолёты с авианосцев 5-го флота добили прямо в гавани военно-морской базы Курэ.Краса и гордость Японии, символ её морской мощи и всей нации, — великолепный «Ямато», самый могучий из всех созданных человечеством линейных кораблей, — был потоплен авиацией адмирала Марка Митчера 7 апреля 1945 года во время последнего похода линкора к берегам Окинавы. «Ямато» не спасли ни необычайно толстая броня, ни конструктивные особенности, делавшие корабль очень труднопотопляемым, ни двести зенитных стволов, превращавших небо над линкором в сплошную огненную завесу.

Что же касается японских ВВС, то их никто уже не принимал всерьёз. Ветераны, разгромившие Пёрл-Харбор, погибли у Мидуэя и у Соломоновых островов; а неоперившиеся лётчики-новички становились лёгкой добычей для куда более опытных и гораздо лучше обученных пилотов многочисленных американских истребителей. Война неумолимо катилась к своему победоносному для Америки завершению.

Крейсер «Индианаполис» (фото 10.07.1945)

Оставались, правда, лётчики-камикадзе, бестрепетно таранившие корабли, но сквозь воздушные боевые патрули и плотный зенитный огонь к цели пробивались единицы, так что воздействие этого оружия было, скорее, чисто психологическим. Один такой смертник врезался в палубу «Индианополиса» во время боев за Окинаву, ну и что особенного? Возник пожар (который быстро потушили), кое-что было разрушено или повреждено… и всё.

Не обошлось без жертв, но экипаж отнесся к этому с равнодушием закалённых солдат — ведь крейсер в результате этой атаки отправился на ремонт в Сан-Франциско, где простоял два месяца вдали от войны. Куда приятнее пить виски на берегу, чем ожидать, когда тебе на голову свалится следующий сумасшедший японец. Война вот-вот кончится — а погибать под занавес вдвойне обидно.

Можно было также напороться на какую-нибудь шалую субмарину противника, — по данным разведки, какое-то количество этих морских волков-одиночек всё ещё рыскало в водах Тихого океана в поисках незащищённых объектов для атаки — но для быстроходного боевого корабля вероятность такой встречи очень мала (гораздо меньше, чем риск угодить под колёса автомобиля при переходе улицы в Нью-Йорке).

Впрочем, подобные мысли мало кого занимали на борту «Индианаполиса» — пусть голова от этих проблем болит у того, кому такая хвороба по штату положена. У капитана Маквея, например.


Командир крейсера

Командир крейсера кэптен Чарльз Батлер Маквей в свои сорок шесть был опытным моряком, вполне заслуженно оказавшимся на командном мостике тяжёлого крейсера. Он встретил войну с Японией в звании коммандера, будучи старшим помощником крейсера «Кливленд», участвовал во многих боях, в том числе в захвате островов Гуам, Сайпан и Тиниан и в крупнейшем в истории войн на море сражении в заливе Лейте; заслужил «Серебряную Звезду». И в эту ночь, несмотря на поздний час, — одиннадцать вечера — он не спал. В отличие от большинства своих подчинённых, Маквей знал гораздо больше любого из них, и знание это отнюдь не добавляло ему спокойствия.

…Всё началось в Сан-Франциско. Ремонт корабля на верфи острова Мар, что милях в двадцати от города, приближался к концу, когда Маквея неожиданно вызвали в штаб Калифорнийской военно-морской базы. Полученный приказ был кратким: «Корабль к походу изготовить». И следом поступило распоряжение перейти на другую верфь, Хантер-Пойнтс, и ждать прибытия высокопоставленных гостей из Вашингтона. Вскоре на крейсере появились генерал Лесли Гровс, руководитель секретного «Манхэттенского проекта» (а в чём суть этого самого проекта, Маквей, естественно, не имел ни малейшего представления), и контр-адмирал Уильям Парнелл.

Высокопоставленные лица сжато изложили капитану суть дела: крейсер должен принять на борт спецгруз с сопровождающими и доставить его в целости и сохранности по назначению. Куда — не сказали, это командир должен был узнать из вручённого ему пакета от начальника штаба при верховном главнокомандующем вооружёнными силами США адмирала Уильяма Д. Леги. Пакет украшали два внушительных красных штампа: «Совершенно секретно» и «Вскрыть в море». О характере груза капитана также не проинформировали, Парнелл так и сказал: «Ни командиру, ни, тем более, его подчинённым знать об этом не положено». Но старый моряк чутьём понял: этот чёртов специальный груз дороже самого крейсера и даже жизней всего его экипажа.

Часть груза разместили в ангаре для гидросамолёта, а другую часть — вероятно, наиболее важную (в упаковке, напоминающей внушительных размеров коробку для женских шляпок), — в командирском салоне. Молчаливые офицеры-сопровождающие расположились там же. Заметив у них эмблемы химических войск, Чарльз Маквей подумал с брезгливостью настоящего солдата, привыкшего к честным методам ведения боя: «Вот уж не ожидал, что мы докатимся до бактериологической войны!». Однако вслух он ничего не сказал — многолетняя служба на флоте научила его в соответствующих ситуациях уметь держать язык за зубами. Но вся эта история не понравилась капитану с самого начала — было в ней что-то слишком зловещее…


Роковой груз

Тяжелый крейсер Индианаполис был заложен 30 марта 1930 года. Корабль был спущен на воду 7 ноября 1931 года и введен в строй 15 ноября 1932 года. Полное водоизмещение корабля 12755 тонн, 185,93 м — длина, 20,12 м — ширина, 6,4 м — осадка. Крейсер развивал скорость до 32,5 узлов при мощности турбин 107000 лс. Вооружение корабля состояло из девяти 203-мм орудий в трех башнях, восьми 127-мм орудий и 28 зенитных автоматов разных калибров. На корабле были две катапульты и четыре самолета. Экипаж корабля в 1945 году был 1199 человек.

Крейсер Индианаполис принимал активное участие в войне с Японией. Вечером 20 февраля 1942 года крейсер принял свой первый бой, когда соединение американских кораблей было атаковано восемнадцатью японскими бомбардировщиками. В этом бою истребителями с авианосца и зенитным огнем с кораблей охранения было сбито шестнадцать японских самолетов, а позднее два гидросамолета следивших за американскими кораблями. 10 марта 1942 года 11-е оперативнок соелинение, в которое входил Индианаполис, атаковало японские базы на Новой Гвинее. Им удалось нанести тяжелые повреждения японским боевым и транспортным кораблям. После этого боя крейсер проэскортировал конвой до Австралии и встал на ремонт и модернизацию.

С 7 августа 1942 года крейсер принимал участие в операциях у Алеутских островов. В январе 1943 года Индианаполис уничтожил артиллерийским огнем транспорт Акагане-Мару груженый боеприпасами. Пройдя ремонт на острове Мар, крейсер вернулся в Перл-Харбор, где стал флагманским кораблем командующего 5-м флотом вице-адмирала Раймонда Спрюэнса. 10 ноября 1943 года Индианаполис принял участие в операции по вторжению на острова Джильберта. 19 ноября Индианаполис в составе отряда крейсеров бомбардировал атолл Тарава и остров Макин. 31 января 1944 года крейсер участвовал в обстреле островов атолла Кваджелейн. В течении марта — апреля Индианаполис участвовал в атаках на Западные Каролины. В июне крейсер принял активное участие во вторжении на Марианские острова. Пройдя очередной ремонт на верфи ВМС острова Мар, 14 февраля 1945 года крейсер вошел в состав соединения быстроходных авианосцев вице-адмирала Марка Митчера. С19 февраля соединение обеспечивало прикрытие высадки десанта на остров Иво-Дзима. 14 марта 1945 года Индианаполис принял участие в захвате острова Окинава. 31 марта сигнальщики крейсера заметили японский истребитель, который начал почти отвесное пикирование на мостик крейсера. Зенитным огнем самолет был поврежден, но японский летчик-самоубийца с высоты восемь метров сбросил бомбу и врезался в кормовую часть верхней палубы. Бомба пробив все палубы крейсера и днище, взорвалась, повредив в нескольких местах днище корабля. Несколько отсеков были заполнены, 9 моряков погибли. Индианаполис своим ходом дошел до верфи на острове Мар.

Экипаж и пассажиры (на борту «Индианаполиса» возвращались на Гавайи армейские и флотские офицеры) проявили живейшее любопытство в связи с загадочной «шляпной коробкой». Однако любые попытки разузнать хоть что-нибудь у безмолвных часовых потерпели полный крах.

В 08.00 16 июля 1945 года тяжёлый крейсер «Индианаполис» снялся с якоря, миновал Золотые Ворота и вышел в Тихий океан. Корабль взял курс на Пёрл-Харбор, куда и прибыл благополучно через трое с половиной суток — почти всё время следуя полным ходом.

Стоянка на Оаху была недолгой — всего несколько часов. Крейсер отдал левый якорь и, подработав машинами, ткнулся кормой в причал. Пассажиры покинули борт, а корабль торопливо принял топливо и провизию и всего через шесть часов после прибытия покинул Жемчужную Гавань.

К острову Тиниан в Марианском архипелаге «Индианаполис» прибыл ночью 26 июля. Луна, вставшая над океаном, заливала своим мертвенно-призрачным светом бесконечно катящиеся к песчаному берегу вереницы волн, украшенных белыми плюмажами гребней. Первобытная красота этого зрелища совсем не приводила кэптена Маквея в восторг: из-за волн и глубин близко к берегу не подойти, а тут ещё эта проклятая луна висит над головами, как огромная осветительная ракета, превращая все корабли на рейде острова в идеальные мишени для ночных торпедоносцев. Авиация США полностью господствовала в небе над Марианами, но Маквей уже достаточно изучил отчаянность самураев и их склонность к авантюрным выходкам.

Спустя несколько дней, на сбрасываемой бомбе экипаж самолета «Энола Гэй», сделал зловещую и скорбную надпись »Подарок за души погибших членов экипажа Индианаполиса»!

Но всё обошлось. С рассветом к борту «Индианаполиса» подошла самоходная баржа с шишками из командования местного гарнизона — на острове располагалась авиабаза, откуда «сверхкрепости» Б-29 летали бомбить метрополию Японской империи. От спецгруза освободились быстро — его и было-то всего ничего: несколько ящиков да пресловутая «шляпная коробка». Люди работали проворно и слаженно, подстёгиваемые строгим приказом и неосознанным желанием поскорее избавиться от этого загадочного барахла вместе с его угрюмыми, не отвечающими на шутки сопровождающими.Кэптен Маквей наблюдал за выгрузкой со смешанными чувствами: чёткое выполнение приказа радовало сердце старого служаки, но к ощущению исполненного долга примешивалось и ещё кое-что, непонятное и тревожащее. Командир вдруг поймал себя на мысли, что он дорого бы дал за то, чтобы никогда не видеть в глаза эту дурацкую «шляпную коробку»…На барже застучал дизель, боцманская команда убрала швартовы. Руководивший выгрузкой кэптен Пэрсонс (он же «Юджа» — у всех сопровождающих были клички, словно у чикагских гангстеров) вежливо коснулся козырька своей фуражки и крикнул Маквею с отходящей самоходки: «Благодарю за работу, капитан! Желаю удачи!».


Странный приказ

Тяжёлый крейсер ещё несколько часов стоял на открытом рейде Тиниана в ожидании дальнейших распоряжений из штаба командующего Тихоокеанским флотом. И ближе к полудню распоряжение поступило: «Следовать на Гуам».

А дальше — дальше началось что-то малопонятное. Кэптен Маквей вполне разумно предположил, что его корабль задержится на Гуаме: чуть ли не треть из экипажа «Индианаполиса» составляли салаги-новобранцы, не видевшие толком моря (не говоря уже о том, чтобы понюхать пороху!), и для них безотлагательно требовалось провести полный цикл боевой подготовки.

Да и, собственно говоря, куда и зачем отправлять боевой корабль такого класса в настоящее время? С кем воевать? Где противник, который может оказаться достойной мишенью для восьмидюймовых пушек тяжёлого крейсера? Позднее, быть может, когда начнётся давно запланированная операция «Айсберг», — вторжение на острова собственно Японии — о которой поговаривают в штабах (и не только в штабах), тогда да. Крейсеру уже приходилось оказывать огневую поддержку десанту — с этой работой его командир хорошо знаком. Но сейчас? Зачем гонять корабль из одной точки океана — с Марианских островов на Филиппины — в другую, жечь топливо, если пребывание крейсера в любом тихоокеанском районе равнозначимо с военной точки зрения?

Однако оказалось, что логика старшего морского начальника района коммодора Джеймса Картера несколько отличается от логики кэптена Чарльза Маквея. Картер безапелляционно заявил командиру крейсера, что океан, дескать, достаточно просторен, и учиться можно где угодно. Ссылки Маквея на то, что уже во время перехода «Индианаполиса» из Сан-Франциско в Пёрл-Харбор выяснилось неготовность его команды к решению серьёзных боевых задач, не произвели на коммодора ровным счётом никакого впечатления. «Начальник всегда прав!» — этот афоризм справедлив везде.

Последнее слово осталось за Картером, и командир крейсера молча взял под козырёк. Тем не менее, у Маквея сложилось впечатление, что его корабль стремятся как можно скорее выпихнуть куда угодно, избавиться от него, словно на мачте «Индианаполиса» развевался жёлтый карантинный флаг — как над зачумлённым судном.

Более того, кэптен не получил никакой информации о наличии или отсутствии подлодок противника в районе следования корабля, для эскорта не нашлось хотя бы парочки фрегатов или эсминцев, а в заливе Лейте (куда было приказано отправиться крейсеру) его совсем не ждали и даже не знали, что он вообще к ним направился.

…И вот «Индианополис» вспарывает тёмную поверхность ночного океана, оставляя за кормой белопенный, светящийся во тьме бурунный след. Лаг торопливо отсчитывает милю за милей, словно корабль убегает от того, что он сделал — пусть даже не по своей воле…


Морские камикадзе

Подводная лодка «И-58″ под командованием капитана 3-го ранга Мотицуро Хасимото уже девятый день находилась у Марианских островов. Здесь стягивались в тугой узёл линии многих коммуникаций американцев, и перехватывать их корабли гораздо удобнее тут, нежели дальше в океане, где конвои и отдельные суда следуют произвольными курсами, что резко снижает вероятность обнаружения врага. Правда, этот район опаснее, — над ним постоянно летают самолёты берегового базирования и противолодочные «каталины» — но такой риск неизбежен и приемлем для истинного воина.

Подводная лодка «I-58″ (фото 01.04.1946)

Но именно из-за этих проклятых гидросамолётов янки «И-58″ несколько дней назад упустила прекрасную возможность атаковать обнаруженную крупную быстроходную цель, следовавшую куда-то на запад, к Тиниану. Спасибо радиометристам — они засекли патрульную «летающую лодку» вовремя, «И-58″ ушла на спасительную глубину. Однако в подводном положении преследовать противника оказалось невозможно, — скорости не хватало — и Хасимото с сожалением отказался от торпедной атаки. Ещё в большей степени расстроились рвавшиеся в бой водители человекоуправляемых торпед «Кайтен», горевшие желанием как можно скорее отдать жизнь за обожаемого Тенно — императора.На борту «И-58″ «Кайтенов» было шесть. Торпеды эти — морской аналог лётчиков-камикадзе — скорее походили на миниатюрные подводные лодки, чем на торпеды в привычном смысле этого слова. В торпедные аппараты они не влезали, а крепились прямо на палубе субмарины. Непосредственно перед атакой — когда такое решение принималось — водители через специальные переходные люки забирались внутрь своих мини-лодок, задраивались изнутри, отцеплялись от лодки-носителя, запускали работавший на перекиси водорода двигатель и отправлялись навстречу ими самими выбранной судьбе.

Взрывчатки человекоторпеда несла втрое больше (по сравнению с обычной японской торпедой «Длинная пика»), и поэтому повреждения, наносимые ею подводной части атакуемого корабля, предполагались гораздо более значительными.И похоже, что так оно и было на самом деле. Удача улыбнулась японскому подводнику не далее как вчера: «И-58″ нанесла удар двумя «Кайтенами» (их выпустили одну за другой) по одиночному крупному танкеру. Атакованное судно затонуло так стремительно, словно у него разом вырвали всё днище; и Хасимото поздравил свой экипаж с первым боевым успехом.Командир «И-58″ отнюдь не обольщался, он прекрасно понимал, что война проиграна, и что никакие его усилия уже не спасут Японию от неминуемого поражения. Но настоящий самурай гонит от себя прочь подобные ослабляющие дух мысли: есть долг воина, который надлежит исполнять с честью, не допуская при этом никаких недостойных колебаний.Однако самолёт — слишком опасный противник для подводной лодки, практический недосягаемый для ответного удара. От него можно только спрятаться…

Когда несколько дней спустя та же надводная цель появилась на экране радара «И-58″, никаких помех для успешной атаки не было…

Командир субмарины

Мотицуро Хасимото стал подводником по призванию. В военно-морском училище на острове Этадзима по традиции лучших выпускников направляли на тяжёлые артиллерийские корабли, а в авиацию и на подводные лодки посылали середнячков. Удивительный факт для флота, первым создавшего ударное авианосное соединение, разработавшего тактику его боевого использования и применившего теорию на практике с потрясающими результатами! А недооценка роли субмарин привела к нерациональному расходованию подводных сил японского императорского флота.

Но даже в таких условиях японцы добились кое-каких успехов. Именно подлодки прикончили авианосцы «Йорктаун» у Мидуэя и «Уосп» у Соломоновых островов. Заветной мечтой каждого офицера-подводника было потопить линкор, и Хасимото, побывавший командиром нескольких лодок, не представлял собой исключения из этого правила.

…В 23.00 29 июля поступил доклад гидроакустика: зафиксирован шум винтов цели, двигающейся встречным курсом. Командир скомандовал всплытие.

Первым вражеский корабль — визуально — обнаружил штурман, и тут же пришёл доклад о появлении отметки на экране радара. Поднявшись на верхний ходовой мостик, Хасимото убедился лично: да, на горизонте чёрная точка; да, она приближается.

«И-58″ снова нырнула — совсем ни к чему, чтобы радиолокатор американцев тоже обнаружил лодку. Скорость хода у цели приличная, и противник легко сможет уклониться. А если враг их не заметит, то встреча неизбежна — курс корабля ведёт прямо на субмарину.

Командир следил через окуляр перископа, как точка увеличивается и превращается в силуэт. Да, крупный корабль — очень крупный! Высота мачт (с двадцати кабельтовых это уже можно определить) более тридцати метров, а это значит, что перед ним либо большой крейсер, либо даже линкор. Заманчивая добыча!

Вариантов атаки два: либо разрядить в американца носовые аппараты шеститорпедным веером, либо использовать «Кайтены». Корабль движется со скоростью не менее двадцати узлов, значит, — с учётом ошибок при расчёте залпа — можно надеяться на попадание одной-двух, максимум трёх торпед. На борту «И-58″ не было самонаводящихся акустических торпед — такое оружие слишком поздно появилось у императорского японского флота. Хватит ли пары «Длинных пик» для того, чтобы сломать хребет тяжёлому крейсеру?

«Кайтен» с его мощным зарядом надёжнее, да и система человеконаведения не менее — если не более — эффективна, чем хитроумная техника. Кроме того, водители «Кайтенов», спеша погибнуть с честью, вели себя чересчур экспансивно, нервируя своим пылом остальной экипаж. Настоящий подводник должен быть хладнокровен и спокоен, ибо малейшая ошибка одного может привести к тому, что лодка превратится в один просторный стальной гроб для всех. Поэтому Хасимото не прочь был поскорее избавиться от смертников.

Оторвавшись от перископа, командир «И-58″ бросил короткую фразу: «Водителям «пять» и «шесть» занять свои места!». У морских камикадзе — «Кайтенов» — не было имён, их заменяли порядковые номера.


Возмездие

Когда перевитая огнём и дымом вода взметнулась над бортом «Индианаполиса», Чарльз Маквей подумал, что в крейсер снова угодил камикадзе. Командир корабля ошибся..

Самолёт и «Кайтен» несли примерно одинаковое количество взрывчатого вещества, но воздействие подводного взрыва было гораздо более мощным. Крейсер сразу осел, содрогаясь под бешеным напором врывающегося в громадную пробоину моря (ближайшие к точке попадания водонепроницаемые переборки перекосились и лопнули). Больше половины его экипажа — те, кто находились в машинном отделении или спали в кубриках, — погибло сразу же. Но как выяснилось позже, участь их была ещё не самой худшей.

В воде оказались более пятисот человек, в том числе и раненые. В воду попала кровь, а что может быть лучшей приманкой для акул? И акулы появились, и кружили вокруг находящихся в воде моряков, методично выхватывая свои жертвы. А помощь всё не приходила…

Пока на Гуаме (где, как уже упоминалось, крейсер вовсе не ждали) узнали, что «Индианаполис» не прибыл по назначению, пока отправили на поиски корабли и самолёты, пока нашли и подбирали уцелевших…

Из 1199 человек, находившихся на крейсере в момент атаки «И-58″, спасли 316. Погибли 883 человека. Сколько от зубов акул — неизвестно, но 88 трупов, подобранных с воды, были изувечены хищницами, а у многих выживших остались следы укусов.

«Индианополис» был последним крупным американским военным кораблём, потопленным в войне на Тихом океане, и очень многое в обстоятельствах гибели крейсера осталось загадочным. А наиболее интересно следующее: если бы случайно отклонившаяся (из-за неисправности навигационной аппаратуры) от обычного маршрута патрулирования «каталина» не загнала под воду «И-58″, то «Индианаполис» имел все шансы оказаться на дне несколькими днями раньше, то есть тогда, когда на его борту находились компоненты двух (или даже трёх) атомных бомб. Тех самых, что были сброшены на японские города.

Две судьбы

Кэптен Чарльз Батлер Маквей уцелел при гибели своего корабля. Выжил только для того, чтобы попасть под суд по обвинению «в преступной халатности, повлекшей за собой гибель большого числа людей». Его разжаловали и выгнали с флота, но позднее министр ВМС вернул его на службу, назначив командующим 8-м военно-морским районом в Новом Орлеане. С этого поста он и ушёл в отставку четырьмя годами позже в звании контр-адмирала. Маквей вёл на своей ферме холостяцкий образ жизни вплоть до 6 ноября 1968 года, когда старый моряк покончил жизнь самоубийством — застрелился. Почему? Считал ли он себя причастным к трагедии Хиросимы и Нагасаки и виновным в гибели почти девяти сотен людей из экипажа «Индианаполиса»?

Командира «И-58″ Мотицуро Хасимото, оказавшегося к концу войны военнопленным, тоже судили американцы. Судьи пытались добиться от японского подводника ответа на вопрос: «Как же всё-таки был потоплен «Индианаполис»?». Точнее, чем он был потоплен — обычными торпедами или «Кайтенами»? От ответа зависело очень многое: если Хасимото применил «Длинные пики», то Маквей виновен в гибели своего корабля, а вот если в ход пошли человекоторпеды… Тогда почему-то обвинение в халатности с Маквея снималось, зато сам Хасимото автоматически переходил в разряд военных преступников. Понятно, что такая перспектива японцу совсем не улыбалась, и он упорно отстаивал версию потопления американского крейсера обычными торпедами. В конце концов судьи оставили упрямого самурая в покое.

В сорок шестом он вернулся в Японию, прошёл фильтрацию и успешно выстоял под напором журналистов, желавших знать правду о ночи с 29 на 30 июля 1945 года. Бывший подводник стал капитаном торгового флота, а уйдя на пенсию — бонзой в одном из синтоистских храмов Киото. Командир «И-58″ написал книгу «Потопленные», повествующую о судьбе японских подводников, и умер в 1968-м, — в один год с бывшим командиром «Индианаполиса» — так и не рассказав всё о гибели этого корабля.

Владимир Контровский


Узнайте про загадочную и про удивительный

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Тот кто сеет зло, плохо кончит.
То, что описано в этом материале можно объяснить лишь двумя вещами: либо существует высшая справедливость, либо есть ещё некоторые причины, по которым сами Штаты были заинтересованы, чтобы их секреты пошли на дно вместе с «Индианаполисом».
Но в любом случае сначала мы должны узнать факты…

Проклятый крейсер. Подлинная история гибели корабля «Индианаполис»

Моряки, доставившие «начинку» для атомных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки, приняли страшную и мучительную смерть посреди Тихого океана.

Гордость американского флота

6 августа 1945 года на японский город Хиросима была сброшена атомная бомба, получившая название «Малыш». Взрыв урановой бомбы привёл к гибели от 90 до 166 тысяч человек. 9 августа 1945 года плутониевая бомба «Толстяк» была сброшена на Нагасаки, унеся жизни от 60 до 80 тысяч человек. Болезни, вызванные радиоактивным облучением, мучают даже потомков тех, кто пережил кошмар.

Участники бомбардировок до самых последних дней были уверены, что действуют правильно, и угрызениями совести не страдали.

Проклятие «Малыша» и «Толстяка» коснулось тех американцев, которые были причастны к истории первой атомной бомбардировки, хотя и сами не знали об этом.

В ноябре 1932 года в состав американского флота был включён новый тяжёлый крейсер проекта «Портленд», получивший название «Индианаполис».

В то время это был одно из самых грозных боевых судов США: площадь в два футбольных поля, мощное вооружение, экипаж свыше 1000 моряков.

Секретная миссия

В годы Второй мировой войны «Индианаполис» участвовал в крупных операциях против японских войск, успешно выполняя задачи и оставаясь невредимым. В 1945 году над американскими судами нависла новая опасность - японцы стали использовать для атак лётчиков-камикадзе, а также торпеды, управляемые смертниками.

31 марта 1945 года японские смертники атаковали «Индианаполис». Одному из камикадзе удалось протаранить нос крейсера. В результате погибли 9 моряков, а сам корабль для ремонта был отправлен в Сан-Франциско. Война стремительно шла к концу, и моряки «Индианаполиса» даже стали полагать, что она для них закончена. Однако, когда ремонт был практически окончен, на крейсер прибыли генерал Лесли Гровс и контр-адмирал Уильям Парнелл . Командиру «Индианаполиса» Чарльзу Батлеру Маквею было сообщено - крейсеру поручается перевезти сверхсекретный груз, который необходимо доставить к месту назначения быстро и безопасно. Что за груз, капитана Маквея не известили. Вскоре на борт прибыли два человека, при которых были какие-то небольшие коробки.

«Начинка» для атомных бомб

Пункт назначения капитан узнал уже в море - остров Тиниан. Пассажиры были неразговорчивы, редко покидали свою каюту, зато строго следили за сохранностью коробок. Всё это навело капитана на определённые подозрения, и он брезгливо бросил: «Не думал, что мы докатимся до бактериологической войны!». Но пассажиры не отреагировали и на это замечание. Чарльз Батлер Маквей мыслил в правильном направлении, но о том оружии, которое везли на его судне, он просто не мог знать - это была строжайшая тайна.

Генерал Лесли Гровс был руководителем «Манхэттенского проекта» - работ по созданию атомной бомбы. Пассажиры «Индианаполиса» везли на Тиниан «начинку» - сердечники для атомных бомб, которым предстояло быть сброшенными на жителей Хиросимы и Нагасаки. На острове Тиниан завершали подготовку лётчики из специальной эскадрильи, назначенной совершить первые атомные бомбардировки. 26 июля «Индианаполис» прибыл на Тиниан, и его пассажиры с грузом сошли на берег. Капитан Маквей облегчённо вздохнул. Он не знал, что в его жизни и в жизни его корабля начинается самая страшная страница.

Японская охота

«Индианаполис» получил приказ идти на Гуам, а затем на филиппинский остров Лейте. На линии Гуам – Лейте командир «Индианаполиса» допустил нарушение инструкции, предписывавшей проводить манёвры зигзагом во избежание обнаружения подводными лодками противника.

Капитан Маквей не стал выполнять эти манёвры. Во-первых, данная техника была устаревшей, и японцы приноровились к ней. Во-вторых, информации о действиях японских подлодок в данном районе не поступало. Данных не было, но подлодка была. Более десяти дней в районе вела охоту японская подводная лодка «I-58» под командованием капитана 3-го ранга Матицуры Хасимото . Помимо обычных торпед, она была оснащена мини-подлодками «Кайтэн». По сути, это были те же торпеды, только направляемые смертниками.

Маршрут последнего похода «Индианаполиса». Источник:

29 июля 1945 года около 23:00 японский акустик обнаружил одиночную цель. Хасимото отдал приказ готовиться к атаке.

До сих пор идут споры, чем в итоге был атакован «Индианаполис» - обычными торпедами или «Кайтэнами». Сам капитан Хасимото утверждал, что в данном случае обошлось без смертников. Крейсер был атакован с расстояния 4 миль, и через 1 минуту 10 секунд прогремел мощный взрыв.

Пропавшие в океане

Японская подлодка стала немедленно уходить из района атаки, опасаясь преследования. Моряки «I-58» толком и не поняли, что за корабль поразили, и понятия не имели, что стало с его экипажем. Торпеда разрушила машинное отделение «Индианаполиса», убив находившихся там членов экипажа. Повреждения оказались столь серьёзными, что стало ясно - крейсер будет оставаться на плаву считанные минуты. Капитан Маквей отдал приказ покинуть судно.

Через 12 минут «Индианаполис» скрылся под водой. Вместе с ним ушли на дно около 300 из 1196 членов экипажа. Остальные оказались в воде и на спасательных плотах. Спасательные жилеты и высокая температура воды в этой части Тихого океана позволяли морякам ожидать помощи в течение длительного времени. Капитан успокаивал команду: они находятся в зоне, где постоянно курсируют корабли, и их скоро обнаружат.

Неясная история сложилась с сигналом «SOS». По одним данным, радиопередатчик крейсера вышел из строя, и подать сигнал о помощи экипаж не смог. По другим, сигнал был всё-таки подан и даже принят по меньшей мере тремя американскими станциями, но либо проигнорирован, либо воспринят как японская дезинформация. Более того, американское командование, получив доклад о том, что «Индианаполис» выполнил миссию по доставке груза на Тиниан, потеряло крейсер из виду и не проявляло ни малейшего беспокойства по его поводу.

В окружении акул

2 августа экипаж американского патрульного самолёта PV-1 Ventura с удивлением обнаружил в воде десятки людей, оказавшихся измученными и полуживыми моряками флота США. После доклада лётчиков в район был выслан гидросамолёт, а вслед за ним подошли и американские военные суда. Трое суток, пока не пришла помощь, посреди океана разыгрывалась страшная драма. Моряки умирали от обезвоживания, гипотермии, некоторые сходили с ума. Но и это было ещё не всё. Экипаж «Индианаполиса» окружили десятки акул, которые атаковали людей, разрывая их на части. Кровь жертв, попадая в воду, привлекала всё новых и новых хищников.

Доподлинно не известно, сколько всего моряков стали жертвами акул. Но из тех тел погибших, что удалось поднять из воды, следы акульих зубов были найдены почти на 90. Живыми из воды подняли 321 человека, ещё пять скончались уже на борту спасательных судов. Всего погибло 883 моряка. В историю флота США гибель «Индианаполиса» вошла как наиболее массовая гибель личного состава в результате одного затопления.

Выжившие с «Индианаполиса» на острове Гуам. Источник:

Два капитана

До конца войны оставались считанные дни, и новость о гибели почти 900 моряков потрясла Америку. Встал вопрос: кто виноват?

Капитан Чарльз Батлер Маквей, оказавшийся в числе выживших, был отдан под трибунал. Ему вменялось в вину то, что он не выполнил манёвр уклонения. На суд доставили и взятого в плен Матицуру Хасимото, которого обвиняли в том, что он уничтожил «Индианаполис» с помощью смертника, что трактовалось как военное преступление.

19 декабря 1945 года военный трибунал признал капитана Чарльза Батлера Маквея виновным «в преступной халатности» и приговорил его к разжалованию с увольнением из рядов Военно-морского флота. Командование флота, сделав из капитана «козла отпущения», спустя несколько месяцев пересмотрело приговор. Маквей был восстановлен на флоте, дослужился до контр-адмирала, но четыре года спустя всё-таки ушёл в отставку. Капитана Хасимото вернули в Японию, так и не доказав факт совершения им военного преступления. После освобождения он стал капитаном торгового флота и ещё много лет водил уже мирные суда.

Выйдя на пенсию, бывший капитан подлодки принял монашество и написал книгу о своей жизни. Матицура Хасимото умер в 1968 году. По стечению обстоятельств, в том же году не стало Чарльза Маквея. Он многие годы жил уединённо на своей ферме. Родные погибших моряков с «Индианаполиса» слали ему письма с проклятиями и угрозами, не зная, что он сам мучается чувством вины, от которого ему так и не удастся избавиться. В 1968 году Чарльз Батлер Маквей покончил с собой.

Некоторые считают, что историю меняют войны. Нет, историю меняют акулы. Именно они, молчаливые свидетели тысячелетий, в состоянии перечеркнуть все ожидания, опровергнуть все мифы, раскрыть все тайны. Акулы, с помощью острых зубов и мощных сероватых тел вошли в летопись мира самым смертоносным природным оружием.

Некоторые особи, сами того не желая, смогли изменить политический устой, повлиять на общество и изменить ход истории. А что, если бы не они?

Летней ночью 1945 года японская торпеда угодила в правый борт американского военного крейсера "Индианаполис". Еще одна бомба упала рядом с левым бортом корабля, обрушив на него целый столб грязной коричневой воды. Сильнейший удар вывел из строя электричество, и судно погрузилось в темноту.

Между тем, крейсер продолжал идти, через пробоину в боку принимая на борт тонны воды. На тот момент на судне находилось 1196 человек, и, как позже выяснилось, от бомбы погибло около 120 из них.

Через 4 дня на берег прибыло 316 моряков. Куда исчезли остальные?

Трагедия "Индианаполиса" вошла в историю как самая крупная катастрофа в хронике ВМС США. Тем страшнее, что спровоцирована она была не убойным оружием и поражающими минами, а чудовищными – акулами.

На следующее утро после затопления крейсера в Тихом океане в спасательных жилетах находилось около 800 несчастных. И хотя температура тропических вод Гуама давала надежду, что моряки смогут продержаться в волнах до прибытия спасателей, с каждой минутой она таяла. А утром появились акулы.

Смотреть видео - Как выжить среди акул:

Известно, что акулы предпочитают охотиться в ранние утренние часы, примерно с 3 до 6 утра. Это не означает, что они не нападают в другое время суток, но в предрассветное время их активность многократно возрастает.

"Ночи в тропиках особенно темны, - вспоминал один из выживших, - так что мы болтались в океане, словно в бочке, плотно закупоренной крышкой". Кто-то плакал, кто-то молился, но в основном все молчали.

А потом один из боцманов вдруг закричал – пронзительно и страшно. Еще минута – и от него осталась лишь вода, окрашенная кровью. Так начали свой пир акулы. В течение четырех суток, пока моряков случайно обнаружил патрульный вертолет, они то появлялись, унося с собой десятки несчастных, то исчезали, оставляя выжившим страшные часы ожидания.

Через четыре дня их осталось 316. Около 20 из них навсегда потеряли рассудок.

Трагедия "Индианаполиса" и сегодня остается одной из самых ужасных катастроф человечества. И хотя произошла она во время войны, не война повлекла за собой столько смертей.

Фаталисты до сих пор верят, что акулы были посланы как ужасная кара кораблю, доставившему на океанскую военную базу атомную бомбу для Хиросимы.

Смотреть видео - Индианаполис: трагедия на море

Как акулы влияют на историю?

Еще одна акула, повлиявшая на ход истории, жила около 200 лет назад. В то время шла ожесточенная борьба за независимость США, названная после историками Американской революцией. Начало 1783 года ознаменовалось заключением перемирия войны между сторонниками короля и колонистами, и, казалось бы, война должна была бы быть закончена. Однако здесь в истории появляется еще один персонаж – обычная , и сюжет развивается совершенно иначе.

Весной 1783 года во время рыбной ловли на крючок британских моряков с военного судна "де Гроссо" попалась нежеланная гостья – акула. В море обитают гораздо более вкусные и менее опасные виды, поэтому было решено выбросить рыбину и продолжить рыбалку. Чтобы наживка – кусок свинины – не пропал даром, капитан отдал приказ вспороть брюхо плотоядной хищницы и достать его оттуда.

Каково же было удивление моряков, когда среди полупереваренных остатков рыбы и плоти сверкнул какой-то странный предмет. Тщательный осмотр показал, что с американского брига "Ненси", выдававшего себя за нейтральное судно. Так, благодаря акуле, война продолжилась еще на 8 месяцев, принеся обоим сторонам сотни дополнительных жертв.

Акулы в политике

Однако в некоторых случаях общество бывает благодарно людоедам за избавление, или, наоборот, за создание сильных личностей. Так, история одного из величайших политиков Великобритании, началась именно с атаки акулы.

В 1749 году 14-летний Брук был членом экипажа торгового судна, прибывшего на Кубу. Мальчики, работавшие на судне, решили опробовать теплые воды Гаваны, поныряв с борта, и первым прыгнул Уотсон. Следом за ним в воде оказалось еще четверо мальчишек, однако акула, плававшая неподалеку, уже наметила себе жертву.

Нападение на Брика Уотсона позже было отображено на картине известного портретиста того времени Джона Синглтон Копли. На холсте запечатлен белокурый мальчишка, застывший от ужаса при виде огромной акулы, уже разинувшей пасть.

Смотреть видео - Картина "Брук Уотсон и акула":

Та атака стала первым в истории официально , при которой жертве удалось выжить. Гигантская рыбина откусила мальчику ступню, и позже ногу пришлось ампутировать до колена.

Пройдет 15 лет, и Брук Уотсон станет значимой фигурой в политических кругах Британии, заняв место главы министров, и позже, лорда-мэра Лондона.

Один из самых молодых министров за всю историю Англии, одноногий Брук не раз признавался, что всей своей карьерой он обязан акуле. Именно она научила его ценить свою жизнь и правильно использовать каждую секунду своего времени.

Брук Уотсон запомнился англичанам как один из самых непримиримых парламентариев, жестко борющихся с коррупцией и преступниками на всех уровнях власти.

Влияние акул на человечество неоспоримо. Пожалуй, это единственные рыбы на земле, способные оказывать воздействие на ход истории, развитие общества и будущее не только отдельных людей, но и целых стран.

Возможно, именно этим и обусловлены наши страхи к этим величайшим рыбам Земли?

В июле 1945 года крейсер доставил компоненты атомной бомбы на базу Тиниан в Тихом океане. Когда 6 августа взлетевший с острова самолет уничтожил Хиросиму, корабль уже лежал на дне. Несколько сотен моряков были съедены в воде.

Тяжелый крейсер «Индианаполис» был спущен на воду 7 ноября 1931 года и перед войной не раз принимал на борту президента Рузвельта. Во время японской атаки на Перл-Харбор он проводил учебные стрельбы в море и не пострадал. Затем участвовал в операциях по всему Тихому океану и заслужил 10 «боевых звезд».

В июле 1945 года после удара камикадзе крейсер стоял на ремонте в бухте Сан-Франциско. Капитан Маквэй тогда сообщил адмиралу Спрюэнсу, что судно перегружено вооружением и в критической ситуации легко опрокинется на бок.

Это было правдой.

Время рекордов

12 июля Маквэй получает приказ: отплыть с важным грузом к Северным Марианским островам. Никто на «Инди», включая капитана, не знал о содержимом контейнеров.

Из Сан-Франциско в Перл-Харбор на дозаправку крейсер шел со средней скоростью в 29,5 узлов и прибыл через 74 часа - это был новый рекорд ВМС США. 26 июля «Индианаполис» добрался в пункт назначения, к базе Тиниан.

Отправка и прибытие судна в портах не фиксировались. Корабль-призрак доставил один из самых тщательно охраняемых секретов в военной истории: около половины всего обогащенного урана, имевшегося в распоряжении человечества, и части будущей бомбы «Малыш» .

Ядерная бомба, которую скинули на японский город Хиросима.

Экипаж «Индианаполиса», июль 1945 года. Фото: Official U.S. Navy Photograph / National Archives

Большой, самостоятельный, обреченный

Выполнив миссию, корабль отправился на Гуам. Оттуда утром 28 июля - к филиппинскому острову Лейте. Ближайшие планы экипажа - учения.

Перед отплытием капитан «Индианаполиса», как и должен был, запросил сопровождение миноносцев с противолодочными радарами. Как всегда, ему ответили отказом. Практика американского флота по отношению к линкорам и крейсерам была такой: большие парни должны справляться с проблемами самостоятельно.

30 июля, сразу после полуночи, в 800 километрах от ближайшей земли «Индианаполис» получил две торпеды в борт. Когда через час японская подлодка I-58 перезарядила торпедные аппараты и снова поднялась к поверхности, капитан Мотицура Хасимото не увидел цель. Крейсер затонул за 15 минут.

«Днем мы отпраздновали победу. На обед у нас был любимый рис с бобами, вареные угри и солонина (все консервированное)», - писал Хасимото после войны.

«Индианаполис» передал сигнал бедствия. Его приняли на трех американских базах, но посчитали японской дезинформацией. Крейсер не должен был находиться в этих водах. Экипаж корабля-призрака спасать никто не собирался.

Боевая диаграмма Мотицуры Хасимото. «Индианаполис» идет прямым курсом, I-58 после запуска торпед совершает зигзаги под водой в ожидании преследования и атаки глубинными бомбами. Источник: Naval History and Heritage Command / history.navy.mil Японський підводний човен I-58, який торпедував «Індіанаполіс». Сасебо, Японія, 28 січня 1946 року. Фото: U.S. Marine Corps Photograph Передний торпедный отсек I-58. Сасебо, Япония, 28 января 1946 года. Фото: U.S. Marine Corps Photograph

Первые сутки в воде

«Индианаполис» завалился на правую сторону и нос, но продолжал идти на большой скорости. Матросы начали покидать корабль через 7 минут после попадания торпед. Двигатели крейсера еще работали, винты вращались. Одно из самых жутких воспоминаний выживших - люди, вслепую прыгающие на лопасти.

Ко дну вместе с «Инди» пошли около 300 моряков. Порядка 900 были рассеяны в воде по всей длине его предсмертного пути. За ночь они образовали группы числом от 10 до 200 человек. К моменту спасения их разнесет в стороны на 60 километров.

Многие получили ранения, ожоги и переломы. Только часть успела надеть спасательные жилеты. Некоторым повезло найти в воде плоты - прямоугольные рамки из бальсового дерева с веревочной сеткой, к которой крепился дощатый пол.

В течение первых суток проблема спасательных жилетов перестала быть острой - тяжелораненые умерли. Многие наглотались дизельного топлива, разлившегося по поверхности. Бред, конвульсии. Хотя воды Тихого океана на этой широте сравнительно теплые, ночью люди страдали от переохлаждения. Когда взошло солнце, проблемой стали палящие лучи.

Все это можно было бы стерпеть. Но приплыли акулы.

Моряки «Индианаполиса» в спасательных жилетах. Кадр из документального фильма «Worst Shark Attack Ever: Ocean of Fear»: Discovery Networks / EMEA / UK Рифовые акулы рядом со спасательными плотами «Индианаполиса». Кадр из документального фильма «Worst Shark Attack Ever: Ocean of Fear»: Discovery Networks / EMEA / UK

В кольце из плавников

Первыми жертвами акул были мертвые члены экипажа. Тело вдруг уходило под воду, а через некоторое время всплывал его фрагмент или один только жилет. В попытках защититься от хищников моряки сбивались вместе и прижимали ноги к животу.

Днем третьего дня акулы стали убивать живых. У людей начались галлюцинации. Кто-нибудь вдруг кричал, что видит остров или корабль, и плыл в сторону миража. Рядом быстро появлялись плавники.

Следующей ночью акулы окружили выживших кольцом из плавников. Моряки вспоминали ее как самую страшную. Дэвид Хэрелл, который после затопления судна очутился в группе из 80 человек, рассказывал, что к третьей ночи она сократилась вдвое, а на утро он обнаружил рядом всего 17 сослуживцев.

«На четвертый день паренек из Оклахомы увидел, как акула ест его лучшего друга. Он не мог этого вынести, достал нож, зажал его в зубах и поплыл за акулой. Больше его не видели» , - рассказывал Шерман Бут.

Рифовые акулы нападают на выживших членов «Индианаполиса». Кадр из документального фильма «Worst Shark Attack Ever: Ocean of Fear»: Discovery Networks / EMEA / UK

Мы снова тонем!

Через 72 часа после гибели крейсера у выживших не осталось никаких сил. Тем временем, стали тонуть спасательные жилеты. Они были матерчатыми с наполнителем из волокон хлопкового дерева и гарантировали плавучесть на протяжении 48 часов. Этот срок давно вышел.

Ночь и день четвертого дня мало кто помнил. Люди дрейфовали почти без сознания, потеряв все надежды.

Не было бы счастья, да поломка антенны помогла

Место крушения «Инди» никто не искал. Командир бомбардировщика Lockheed Ventura Чак Гвинни сделал это случайно. 2 августа около 10 утра во время патрулирования океана он заметил, что антенна слетела с крепления и бьется о борт самолета. Это было опасно, поэтому он передал управление второму пилоту и вышел из кабины, чтобы обсудить ситуацию с инженером.

По ходу Гвинни глянул на океан через шахту в полу. Через несколько минут он отправил радиосообщение о найденных людях и сбросил вниз надувную шлюпку. Она оказалась дырявой и утонула. Зато моряки поняли, что их нашли. Оставалось дождаться спасения.

Выжившие моряки «Индианаполиса». Военно-морской базовый госпиталь на острове Пелелиу, 5 августа 1945 года. Фото: National Archives

Первым на место катастрофы прибыл самолет-амфибия Catalina. Лейтенант Маркс подобрал 56 человек, разместив часть на крыльях. Счастливчики впервые за 90 часов почувствовали под ногами твердую поверхность. Ни стоять, ни сидеть прямо они не могли. Выпив пресной воды, большинство уснуло мертвым сном.

Шесть прибывших кораблей прочесали участок океана вокруг. 317 человек спаслись. Шесть сотен умерли от ран и обезвоживания или были убиты акулами.

Затопление «Индианаполиса» стало самой массовой гибелью экипажа в результате одной атаки в истории флота США.

Что было дальше

    • Капитан выжил и его признали виновным. Чарлз Маквэй стал единственным командиром корабля ВМС США в период Второй мировой войны, который предстал перед трибуналом за потерю судна в бою. Капитана обвинили в пренебрежении противолодочным маневром: «Индианаполис» шел прямо, а не зигзагом. Хотя министр обороны США отклонил приговор военного суда, Маквэй через несколько лет вышел в отставку. До конца жизни он считал себя опозоренным и получал оскорбительные письма от родственников погибших матросов «Индианаполиса». В 1968 году застрелился на лужайке собственного дома.
    • Командир I-58 Мотицура Хасимото стал свидетелем на суде. Он утверждал, что в тех условиях поразил бы цель даже на зигзагообразном курсе.
    • В 1990 году Мотицура Хасимото встретился в Перл-Харборе с моряками «Инди» и получил от них прощение.
    • В 2001 году флот США официально снял с Маквэя все обвинения в гибели крейсера.
    • 19 августа 2017 года проект совладельца Microsoft, миллиардера Пола Аллена, по нахождению обломков судна на дне Филиппинского моря увенчался успехом. Этого дождались 18 членов экипажа «Индианаполиса».

Телеканал Discovery посвятил этой истории фильм Worst Shark Attack Ever: Ocean of Fear. Его кадры мы использовали с разрешения правообладателей.