Психотипы. Типы личности в социальной психологии

Общество состоит из отдельных людей. Каждый человек индивидуален. Тем не менее, существуют определённая классификация, построенная на реакции человека на внешние раздражители. Обобщение исследовательского опыта в области психологии выразилось в таком термине как «психотипы личности». Практическое применение руководителями знаний психологии личности по определённому типу поможет грамотно раскрыть потенциальные возможности человека, сгладить конфликтные ситуации.

Понятие психотипа личности

Типы личности формируются под влиянием различных факторов:

  • Влияние окружающей среды;
  • Особенности характера;
  • Собственное мировоззрение;
  • Отношение к различным событиям.

Психология наука довольно субъективная. Существует множество школ по психологии.

В античные времена Гиппократ провел разделение людей в зависимости от темперамента на такие типы:

  • Холерики;
  • Сангвиники;
  • Меланхолики;
  • Флегматики.

В XIX веке Чезаре Ломброзо выдвинул теорию о преступном типе личности. XX век явился для психологии очень «урожайным» в плане развития различных школ. Э. Кречмер выделил такие характеры по типам:

  • Пикник;
  • Астеник;
  • Атлетик.

Свою систематизацию по степени темперамента предложил У. Г. Шелдон:

  • Мезоморфный тип;
  • Эндоморфный;
  • Эктоморфный.

Карл Юнг подразделил людей на два типа личностей:

  • Интроверты;
  • Экстраверты.

Расширенным вариантом этой теории Юнга стала типология Майерс-Бриггс.

К. Леонгард выдвинул теорию типа акцентуированной личности.

Русский психиатр Ганнушкин Пётр Борисович предложил такую классификацию психотипов:

  • Астеник;
  • Циклоид;
  • Антисоциальный;
  • Неустойчивый;
  • Конституционно-глупый.

Эти основные типы дополнялись подгруппами:

  • Эмоционально-лабильные;
  • Депрессивные;
  • Мечтатели;
  • Патологические лгуны;
  • Возбудимые;
  • Неврастеники;
  • Фанатики.

Советский психиатр А.Е. Личко на основе обширных исследований выделил такие типы личности в психологии:

  • Шизоидный;
  • Гипертимный;
  • Истероидный;
  • Циклоидный;
  • Психастенический;
  • Эпилептоидный;
  • Сензитивный;
  • Конформный;
  • Эмоционально-лабильный;
  • Астеноневротический;
  • Паранойяльный;
  • Неустойчивый;

Кратко опишем психотипы личности, внешние признаки и особенности поведения.

1. Шизоидный тип личности придаёт человеку раздвоенность. Они склонны к замкнутости, испытывают трудности при межличностном общении, эмоционально холодны. Обладают вычурной фантазией. Нередко алкоголь используется как допинг для общения.

2. Гипертимному типу присущи подвижность, неугомонность, общительность, шумливость, приподнятость настроения, отсутствие усидчивости, озорство. Значимость собственной личности сильно завышена, их тянет в компании, порою асоциальные.

3. Истероидные типы претендуют на лидерские позиции. Отличаются тем, что любой ценой хотят привлечь к себе внимание (эгоцентризм). Очень любят похвалы в свой адрес. Люди этого типа склонны к наигранности, неестественности и позёрству. Чувства поверхностны, сила воли слаба и, как правило, невысокий авторитет.

4. Личности с циклоидным психотипом склонны к перепадам в настроениях. Активность, шутливость на подъёме при склонности к запоям может смениться упадком настроения вплоть до субдепрессии. В такие периоды характерны разбитость, вялость, скука, желание побыть в одиночестве.

5. Психастеники склонны к «самобичеванию» и «самоедству». Нерешительны, мнительны, робки, испытывают навязчивые страхи, угловаты в движениях.

6. Представителям эпилептоидного типа присущи такие черты — повышенная ревность, гневная злобность, жестокость, властность. В состоянии алкогольного опьянения способны на агрессию, нередко впадают в беспамятство, проявляют садомазохистские наклонности. При этом обладают аккуратностью, педантизмом и бережливостью.

7. Личности синзитивного типа очень переживают о своей неполноценности, впечатлительны, склонны к интеллектуальным и эстетическим хобби.

8. Конформисты как хамелеоны легко приспосабливаются к условиям окружающей среды. При этом слабовольны. В хорошем коллективе из них получаются отличные исполнители. В тоже время могут спиться «за компанию», не могут отказать. Собственное «я» растворяется в окружении.

9. Для эмоционально-лабильного типа характерна предельная смена настроений даже по ничтожным поводам. Повышенная привязанность к близким и родным людям, очень восприимчивы к знакам внимания.

10. Астеноневротики очень капризны, раздражительны. Как правило, плохо спят, страдают ипохондрией и плохим аппетитом.

11. Паранойяльный тип очень недоверчив, подозрителен, всегда в напряжении.

12. Для личностей с неустойчивым психотипом характерны такие проявления — безынициативность, лёгкая подчиняемость. Нередко попадают в дурные компании, склонны к азартным играм, безделью, удовольствиям и асоциальному поведению.

Основные психотипы мужчин и женщин

В зависимости от пола личности одни и те же события могут восприниматься по-разному.

Женщины отличаются большей внимательностью к деталям, но при этом зачастую не видят целостной картины. Для мужчин характерны глобальные масштабы восприятия мира. Их не интересуют всякого рода мелочи, от которых дамы приходят в неописуемый восторг.

Женские психотипы имеют свою специфику и могут быть выделены в такие группы:

  • Мать. Всегда озабочена уходом за кем-либо. Всех опекает, ярко выраженный лидер в семье;
  • Активная женщина. Живёт для себя, самодостаточна, требуют к своей персоне заботы и внимания;
  • Женщина альтруист. Предана любимому мужчине, готова всё отдать ради его блага;
  • Дочка. Эгоистка, нуждается в постоянной опеке и заботе.

Мужские психотипы можно выделить в такие группы:

  • Заботливый отец. Контролирует ситуацию постоянно, требователен к окружающим, не признаёт компромиссы. Не признаёт ошибки;
  • Активный мужчина. На первом плане выгода во всём. Может рисковать. Свои желания превыше всего;
  • Мужчина альтруист. Окружает семью заботой, хороший хозяин;
  • Сыночек. Эгоист. Живёт одним днём, имеет наклонности к мотовству. Повышенное самолюбие.

Провести тест на психотип личности можно несколькими путями. Обращение к специалистам или же самостоятельное тестирование поможет удовлетворить потребность в определении своего психотипа личности. Существует множество всевозможных тестовых заданий. Рассмотрим тест на определение типа личности, разработанный Сьюзен Деллингер. Согласно её методике выделено пять психотипов людей. Проверяемому человеку предлагается по своему выбору на бумаге отобразить три геометрические фигуры из базовых пяти:

  • в виде Кругов;
  • Квадратные фигуры;
  • фигуры в виде Треугольников;
  • различные Прямоугольники;
  • Зигзагообразные линии.

Каждая фигура обозначает определённый психотип. Та фигура, которая изображается первой и даёт представление о психотипе человека. Два последующих изображения второстепенны и отражают глубинную скрытую сущность. Расшифруем значение геометрических фигур.

Круг

Человек, нарисовавший круг, является «душой компании». Они общительны, жизнерадостны. С головой уходят в общественную работу, хорошие организаторы разного рода мероприятий и вечеринок. Всегда готовы прийти на помощь, дать добрый совет. Обладают хорошими способностями психолога. Любят шутки, речь всегда эмоционально окрашена. Мир материальных благ для них вторичен. Отдают предпочтение практичной и мягкой одежде. На рабочем месте «творческий» беспорядок. К недостаткам можно отнести частую «ориентацию» на мнение окружающих, легко подпадают под стороннее воздействие.

Фигура в виде Квадрата

Консерваторы и педанты до мозга костей. Внешний вид всегда ухожен и аккуратен. Любят идеальный порядок. Действуют всегда в рамках поставленных задач по инструкции. Надёжные исполнители при работе с документами и цифровыми данными. Как недостаток – предрасположены к интригам и психологическим взаимосвязям.

Треугольник

Стремятся быть лидерами во всём. Обладают хорошим вкусом, любят окружать себя дорогими и престижными вещами. Не терпят возражений, речь правильная с повелительными интонациями. Всегда считают себя правыми. Критически относятся к информации, умеют с ней работать.Тщеславие и деспотизм портят радужную картину об этом психотипе личности.

Человек, нарисовавший прямоугольник, относится к неустойчивым личностям. Они подвержены стрессам, прислушиваются к мнению других. Нет самостоятельности, много вопросов, любопытны. Подражают другим людям в стиле одежды. Собственное мнение не сформировано, пользуются «чужими миро оценками». В состоянии стрессовой ситуации возможно превращение в любую «геометрическую фигуру» из теста. Их терзают постоянные сомнения и колебания.

Зигзаги

Люди этого психотипа обладают нестандартным и оригинальным мышлением. Сплошной фонтан идей. Стремятся к самореализации. Одежде уделяют второстепенное внимание. Речь эмоциональна, зажигательна и своеобразна. Стараются шокировать и привлечь внимание к своей персоне. К недостаткам следует отнести непостоянство и переменчивость.

С помощью такого нехитрого теста руководитель может очень много узнать о своих подчинённых и внести коррективы в кадровую политику. Тест на тип личности широко используется работниками кадровых служб при подборе персонала в компании.

Психологические типы личности включают и личности склонные к конфликтам.

Работа в здоровом коллективе предполагает разрешение конфликтных ситуаций с минимальными потерями для людей. Типы конфликтных личностей условно можно подразделить на такие виды:

  • Личность склонная к конфликтам по демонстративному типу. Стремится находиться в центре внимания. Прикладывает немало усилий по желанию хорошо смотреться в чужих глазах. Неадекватно эмоционален, обиды принимает близко к сердцу по пустякам. Кропотливая и системная работа для него в тягость;
  • Ригидный тип конфликтной личности. Прямолинеен, подозрителен, самооценка завышена. Нуждается в постоянном подчёркивании своей значимости. Нетерпим к чужому мнению, болезненная обидчивость, самокритикой не страдает;

  • Неуправляемый тип конфликтной личности. Неприкрытая агрессия, отсутствие «тормозов». Действия мало предсказуемы. Во всех неудачах склонен винить кого угодно кроме самого себя любимого. На ошибках не учится, работать продуктивно самостоятельно не способен;
  • Сверхтревожный тип конфликтной личности. Педант в работе. Излишне перестраховывается. Придирчив к окружающим. Всегда находится в состоянии тревоги по мелочам;
  • Бесконфликтный тип конфликтной личности. Не имеет собственного мнения. Как флюгер. Недальновиден, подвержен влиянию со стороны, всегда идёт на необдуманные компромиссы. Сила воли слабо выражена.

Психология и определение личности преступника

Криминалисты работают над проблемой искоренения преступности достаточно давно. Типология личности преступника призвана оказать помощь правоохранительным органам в этой работе.

Основу психологии преступника заложены итальянским психиатром Ломброзо. Криминальная среда неоднородна, преступники так же.

Проводятся всевозможные систематизации по различным признакам. Учитываются мотивы совершения преступных деяний, степень их тяжести и т. д. Существует обширная специальная литература по этой тематике. Желающие подробнее изучить этот раздел психологии могут самостоятельно найти такого рода издания в библиотеках, сети интернета и т. д.

Was last modified: Декабрь 17th, 2015 by Елена Погодаева


Введение

Общее понятие о личности

1 Структура личности

2 Диспозиционный подход к определению личностной структуры

Типологический подход

Типы личности в социальной психологии

1 Типология психосоциотипов

2 Типология темпераментов И.П. Павлова

3 Конституционные типологии Э. Кречмера

4 Типология К. Хорни на основе разной потребности в общении

3.5 Типология на основе соотношения поведения и внутренних мотивов человека

6 Типология А. Адлера. Типы личности: установки, связанные со стилями жизни

3.7 Типология «Локус контроля»

Заключение

Литература

Введение


Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева.

М.М. Пришвин

Различие людей между собой многопланово: это различие убеждений и интересов, знаний и опыта, способностей и умений, темперамента и характера.

И, тем не менее, функционирование психики всех людей подчиняется общим закономерностям, у всех имеется память, эмоции и другие психические процессы.

В индивидуальном развитии, человек проходит общие этапы развития, формируются общие, типичные человеческие проявления психики.

Нужно отметить, что взаимодействие наследственности и среды определяет индивидуальные особенности психики человека. Но даже отличия людей друг от друга характеризуются определенной устойчивостью, в результате эти различия тоже можно выделить, описать, типизировать, обобщить, т.е. создаются научные типологии, находится «общее» даже в различиях.

Все существующие классификации типов мышления, темперамента, характера, личности людей, с одной стороны слишком широки, потому что в одну рубрику попадает большое количество различных людей, с другой стороны, слишком узки, потому что ни один человек никогда в одну рубрику целиком не укладывается. Но, несмотря на это без научных типологий не обойтись. Они нужны, потому что помогают прогнозировать человека, его развитие, психические реакции, взаимодействие в социуме, его деятельность.

1. Общее понятие о личности


В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. В чем же состоит специфика изучения личности в рамках психологической науки и что такое личность с психологической точки зрения? Ответить на этот вопрос не так просто, поскольку все психологи отвечают на него по-разному, что свидетельствует о сложности самого феномена личности. По мнению И.С. Кона « С одной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения».(1)

Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность».

По определению А.Г. Маклакова «Личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих».(2)

В психологии сложилось свое представление о проблеме исследования человека. Это представление было обосновано Б.Г. Ананьевым, который выделил четыре уровня человеческой организации, представляющих наибольший интерес для научного исследования, - это индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

Понятие «индивид» характеризует человека как носителя определенных биологических свойств (принадлежность конкретного человека к человеческому роду). Появляясь на свет, как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество - он становится личностью . Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта - носителя сознания , которое формируется и развивается в процессе деятельности.

В свою очередь, особенности развития всех этих уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.


1.1 Структура личности


При рассмотрении структуры личности в неё обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.

Способности - это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Темперамент - это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация - это совокупность побуждений к деятельности.

Социальные установки - это убеждения людей.

Воля - потребность в преодолении препятствий, сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.

Эмоции - совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний.

Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется, поэтому пятью потенциалами : познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным и художественным.

1. Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность.

2. Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т.е. её идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями.

3. Творческий потенциал личности определяется полученными ею, и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию и мерой их реализации в какой-либо сфере деятельности.

4. Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами её общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых с другими людьми.

5. Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью её художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет.

Элементами психологической структуры личности являются её психологические свойства и особенности, так называемые «черты личности». Необозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в подструктуры. В этом отношении интересна концепция К.К. Платонова, который разработал иерархическую структуру личности с учетом определения уровней личности и таких подструктур как: направленность, опыт, формы отражения, биологические, конституциональные свойства.

Выдающийся психолог С.Л. Рубинштейн различал в личности - направленность, способности, темперамент, характер, самосознание.

А вот А.Н. Леонтьев считал, что личность - это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве её подструктур.


1.2 Диспозиционный подход к определению личностной структуры


В психологии существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, а в основе второго - определение типов личности.

С точки зрения диспозиционного подхода не существует совсем одинаковых людей. Приверженец диспозиционного подхода Гордон Олпорт полагал, что каждая личность уникальна и что её уникальность может быть понятна через определение конкретных черт личности, т.к. поведение человека всегда является результатом определенной конфигурации личностных черт.

Черта личности - это то, что обусловливает постоянные, устойчивые, типичные для разнообразных ситуаций особенности поведения человека, это важная составляющая «личностной структуры».

Г. Олпорт выделял общие и индивидуальные черты. Общие черты включают в себя любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах определенной культуры.

Индивидуальные черты , или индивидуальные диспозиции - это такие характеристики человека, которые не допускают сравнений с другими людьми, это уникальные черты конкретного человека, которые наиболее точно отражают его личностную структуру.

Эмпирические исследования основных черт, формирующих ядро личности, проводили психологи Айзенк, Кэттел, Гилфорд и др., доказывая, что базисная структура черт личности влияет на поведенческие реакции человека. В своих исследованиях они применяли факторный метод анализа структуры личности. Факторный метод заключается в математическом анализе корреляций (взаимосвязей) внутри некоторой группы данных.

2. Типологический подход


Большим по объему и более гетерогенным по сравнению с чертой является понятие «тип» . Тип личности рассматривается как целостное образование, не сводимое к набору черт. Понятие «тип» отличается более высоким уровнем обобщения и выполняет функцию категоризации свойств личности в более объемные единицы, имеющие непосредственное отношение к наблюдаемым моделям поведения человека.

Типы - это комбинации содержательных характеристик личности, между которыми существуют закономерные и необходимые связи, «комплексы»

(Г. Мюррей), «согласованные паттерны» (С. Мадди).

При типологическом подходе исходят из положения, что тип личности является целостным образованием, не сводимым к комбинации отдельных личностных факторов. Его содержание раскрывается описанием типичного или усредненного представителя группы лиц, относимых к данному типу. Например, такой тип личности, как «авторитарная личность», - конгломерат по крайней мере четырех факторов личности, не сводящийся к - доминантности. Однако из самых различительных отличий авторитарности от доминантности заключается в том, что авторитарная личность угнетает находящихся на более низкой ступени и раболепствует перед вышестоящими, в то время как доминантная личность является лидером для занимающих более низкое положение и борется за более высокое положение.

Типология личности - фундаментальная проблема психологического познания. Одним из первых ее постановку и тщательный анализ осуществил Карл Густав Юнг в классическом труде «Психологические типы». Следует отметить, что вопросы типологии не ограничиваются общими принципами группировки отдельных личностных свойств и подструктур, но предполагают рассмотрение личности как цельного субъекта, отличающегося от других субъектов не только по темпераменту и характерологическим проявлениям, но и по специфическому образу жизни, способу восприятия окружающего мира, мировоззрению, системе ценностей и т.д.

Из обзора классификаций темперамента и характера, становится понятно, что при выделении типов личности учитываются ее устойчивые индивидные или социально сформированные характеристики, такие как особенности телесной конституции, свойства нервной системы, акцентуации и т.д. Однако наряду с психофизиологическими и психиатрическими критериями оценки, могут быть выделены наиболее общие основания, позволяющие типизировать личность в ее целостности и специфике психической деятельности.

Одна из таких попыток была осуществлена Иваном Петровичем Павловым, который, наряду с описанием четырех типов темперамента, выделил три «сугубо человеческих типа» высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный, средний. В основе типологии И.П. Павлова лежит соотносительное участие первой и второй сигнальной системы в восприятии мира и организации активности человека.

По Павлову , представители мыслительного типа, характеризующегося преобладанием активности второй сигнальной системы левого полушария головного мозга, весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Их чувства отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно выражаются вовне, лишь пройдя через «фильтр разума». Люди этого типа, как правило, интересуются математикой, философией, их увлекает научная деятельность.

У людей художественного типа преобладает активность первой сигнальной системы правого полушария головного мозга и наблюдается развитое образное мышление, на которое накладывают отпечаток высокая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересуют, прежде всего, искусство, поэзия, музыка, театр, они успешно реализуют себя в писательском и художественном творчестве. В противоположность скептицизму мыслительного типа, личности художественного склада нередко оказываются «романтическими натурами».

Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу . В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит, главным образом, от воспитания и жизненных обстоятельств. Проявляться указанные типологические особенности начинают к 12-16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие - шахматам, физике, математике, поэтому подростковый возраст вполне благоприятен для предварительной профориентации.

Другой пример системной разработки проблем типологии личности - теория психологических типов К.Г. Юнга. Он связывал типологические различия с двумя факторами:

1.Преобладание определенной установки сознания в психической деятельности индивида;

2.Доминирование одной из основных психических функций.

В теории Юнга выделяются две установки или ориентации сознания, соответствующие двум направлениям психической энергии: интроверсия и экстраверсия.

Интроверсия предполагает направленность психической активности на феномены и содержания внутреннего мира субъекта, его мысли, фантазии, переживания. В данном случае мотивирующая сила поступков исходит от самого субъекта и в меньшей степени зависит от внешних («объективных») обстоятельств.

Интроверт - это человек, обращенный вглубь себя, прислушивающийся к «внутреннему голосу», ведущий интенсивную внутреннюю жизнь и проявляющий незначительный интерес к окружающему.

Экстраверсия , наоборот, обращает человека к миру внешних явлений и событий. При этом наблюдается преимущественная направленность вовне, на объект: зависимость от него или повышенный интерес к нему.

Экстраверт , в своих мыслях, чувствах и поступках склонен подчиняться «объективным» внешним требованиям или «притягательной силе» объекта. Юнг подчеркивал, что эти два типа не являются жестко закрепленными.

Интроверсия и экстраверсия наблюдаются в душе любого человека и в естественном жизненном процессе закономерно сменяют друг друга, чередуются, подобно фазам систолы (сокращение сердца, тогда кровь нагнетается в артерии) и диастолы (расширение полостей сердца вследствие расслабления его мышц, сердце "отдыхает"). Интровертированность или экстравертированность означают лишь преимущественную направленность сознания. (Отметим, что понимание Юнга не совпадает полностью с трактовками интроверсии и экстраверсии, положенными Г. Айзенком в основу его знаменитого теста).

Второй значимый фактор дифференциации психологических типов - максимальная выраженность одной из четырех психических функций, к которым относятся: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Та или иная функция становится определяющей в жизни индивида, другая оказывается подчиненной и вспомогательной, еще две - остаются недифференцированными (неразвитыми) и действуют преимущественно на бессознательном уровне. В зависимости от этого фактора человек в своем восприятии мира и поведении преимущественно опирается либо на рациональное суждение, либо на эмоциональную и этическую оценку событий; либо на факты и впечатления, либо на интуитивное (целостное и до конца не осознанное) понимание.

По данному критерию выделяются следующие типы:

·Мыслительный - ориентация на личное прошлое.

·Эмоциональный - ориентация на историческое прошлое,

·Сенсорный - воспринимает настоящее во всей полноте, не внимателен к прошлому,

·Интуитивный - настоящее и прошлое время, малозначимо, устремлен к горизонту

Каждый тип может быть интровертированным или экстравертированным, поэтому всего Юнгом детально описаны восемь возможных типов личности.

Типологии личности могут строиться по самым разным критериям, например, по характеру направленности личности, ее интересов, идейных ориентиров и убеждений, а также в соответствии с культурно обусловленными типами мировоззрения.

К данной группе относятся «идеологические» типологии, в частности, классификация Эдуарда Шпрангера . В ней выделяются шесть типов личности, на основе шести универсальных ценностных ориентаций . Выделенные Шпрангером ценности присущи в определенной мере всем людям и являются стержневыми в человеческой жизни. У различных людей наблюдаются те или иные комбинации приведенных ниже ценностей, с преобладанием какой-либо одной из них.

·Теоретическая. Человек, придающий приоритетное значение этой ценности, прежде всего, заинтересован в раскрытии истины.

·Экономическая. «Экономический» человек, в первую очередь, ценит то, что полезно и выгодно,

·Эстетическая. Такой человек преимущественно ориентирован на совершенную форму и гармонию.

·Социальная. Наивысшей ценностью для «социального» человека является любовь и признание людей.

·Политическая. Доминирующий интерес политического типа - впасть. Ему соответствует «человек силы».

·Религиозная. Люди этого типа, главным образом, заинтересованы в понимании мира как единого целого, управляемого высшими силами, Богом, абсолютном или первопринципом.

Аналогичного аксиологического (ценностного) подхода придерживался и Гордон Олпорт, полагавший, что типы личности должны определяться в соответствии с различиями в ценностных системах разных индивидуумов. По Олпорту, ценности можно представить как наиболее сложные, глубинные личностные черты или диспозиции, служащие главным критерием отнесения человека к определенному типу.

Другими примерами типологии, могут служить классификации, построенные на основе различий в профессиональных ориентациях, или социально-психологические классификации, в которых критерием выступают социальные роли личности, стиль лидерства (классификация К. Левина) и т.д.

Существуют любопытные частные типологии личности (критерий - общительность, различие в мотивации людей и т. д.).

Исследования Р. Файна (США) и Н. А. Аминова (Россия) показывают, что существует два типа учителей: 1) Х-тип - развивающий ; 2) У-тип - оценивающий .

Первый развивает личность ребенка, придерживается гибкой программы, дружественного стиля, имеет направленность на выявление одаренности, обладает низкой тревожностью.

Второй обращает внимание на умственное развитие учащихся, результат - завышенные требования, строгая проверка, четкое изучение предмета, держится с детьми отчужденно. Было показано, что преобладающий тип учителей зависит от отношения общества к образованию и что в период кризиса должен преобладать

Специфика современных разработок проблем психологической типологии в отечественной науке (исследования К.А. Абульхановой-Славской, Б.С. Братуся, А.И. Крупнова и др.) заключается в стремлении анализировать личность не как автономный комплекс устойчивых свойств, но в плане личностной активности, носящей типологический характер, в свете сложного отношения «человек - жизненный путь». В этом направлении создаются качественно новые типологии: инициативы, ответственности, семантического интеграла активности личности, личностной способности к организации времени, социального мышления и ряд других.

Несколько типологий связано с историческими изменениями, которые приводят к смене преобладающих типов людей, соответствующих определенному уровню развития общества. К концепциям такого направления относятся, прежде всего, разработки проблем социального характера и основной личности.

личность диспозиционный темперамент психосоциотип

3. Типы личности в социальной психологии


Существует несколько классификаций типов личности, основные из которых сложились совсем недавно - в 40-50-е годы прошлого столетия. Разделение на типы личности в социальной психологии учитывает степень интровертированности /экстравертированности, уровень замкнутости, общительности, темперамент, восприятие времени, контроль над собственной жизнью и некоторые другие критерии. Такая типология близка к социально-психологической, так как связана с преобладающими установками в сфере общения.


3.1 Типология психосоциотипов


Психосоциотип личности является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой в зависимости от уровня развития таких психических функций, как эмоции, ощущения, интуиция и мышление, и специфике предпочтений: экстраверсии или интроверсии. В основе выделения психотипов лежит типология личности, разработанная К. Юнгом (о которой уже шла речь в предыдущей главе).

К. Юнг утверждал, что очевидная разница в поведении людей определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано, формируя основу нашей особой индивидуальности.

Существует четыре основных предпочтения:

·Первое имеет отношение к тому, откуда человек черпает свою энергию - из внешнего мира (экстравертный) или внутри себя (интровертный);

·Второе связано с тем, как человек собирает информацию о мире - дословно и последовательно, опираясь на текущие реальные ощущения (сенсорно-ощущающий) или более произвольно, доверяя своей интуиции (интуитивный);

·Третье относится к тому, как человек принимает решения - объективно и беспристрастно, тщательно все продумывая, анализируя и планируя (мыслительно-логический) или субъективно и межличностно, по велению чувств (эмоционально-чувствующий);

·Четвертое имеет отношение в образу жизни человека - способен ли человек быть решительным и методичным (решающий, рациональный тип) или человек уступчивый, гибкий, непосредственный, несколько стихийный (воспринимающий, эмоциональный тип).

Согласно типологии К.Юнга, людей можно разделить на типы по следующим характеристикам:

1.экстраверсия - интроверсия;

2.рациональный - иррациональный;

.мыслительный тип (логик) - эмоциональный тип (этик);

.ощущающий тип (сенсорик) - интуитивный тип (интуит).

Нужно отметить, что мыслительный, эмоциональный, интуитивный, ощущающий типы будут проявляться в своеобразных функциях в зависимости от экстраверсии либо интраверсии человека.

Итак, по типологии К.Юнга наиболее популярное в настоящее время, является деление на такие социально-психологические типы, как: экстраверты, интроверты, эмоционально нестабильные, эмоционально стабильные.

Эмоционально нестабильные люди - это те, которые живут в состоянии эмоционального напряжения и постоянного страха, которые не могут расслабиться, глубоко переживают любые неприятности.

Эмоционально стабильные люди- в противоположность неустойчивому типу, очень уравновешены, спокойны, в то же время неспособны сочувствовать другим людям.

Вышеперечисленные типы личности обычно сочетаются в одном человеке, но в зависимости от преобладания тех или иных качеств, различают типы личности в социальной психологии, которые нам также известны как - меланхолик, холерик, сангвиник и флегматик (по типологии темперамента).


3.2 Типология темпераментов И.П. Павлова


Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Издавна делались попытки свести практически бесконечное множество индивидуальных особенностей к небольшому числу типичных портретов.

Академик И.П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса - возбуждение и торможение - отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:

) «безудержный» - сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы

соответствует темпераменту холерика;

) «живой» - сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы

соответствует темпераменту сангвиника;

) «спокойный» - сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы

соответствует темпераменту флегматика;

) «слабый» - слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип нервной системы

соответствует темпераменту меланхолика.

Холерик - это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, проявляет нетерпение, резкость движений, вспыльчивость, несдержанность. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обуславливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Сангвиник - человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманны; жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемости жизненным трудностям. Подвижность его нервной системы обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, легкую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, продуктивный деятель при наличии заинтересованности, т.е. при постоянном возбуждении. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя.

Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно; эмоции проявляет замедленно, неразговорчив, обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов. В стрессовой ситуации остается внешне спокойным.

Меланхолик - человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель может вызвать у него «срыв», «стопор», растерянность. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. Настроение очень изменчиво, он часто грустен, подавлен, не уверен в себе, тревожен. Меланхолики подвержены невротическим расстройствам. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Темперамент - это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому редко встречаются «чистые» типы темперамента, и тем не менее преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека. В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать. Необходимо отметить, что темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения.


3.3 Конституционные типологии Э. Кречмера


Немецкий психолог Э.Кречмер (1888-1964) в своей знаменитой книге «Строение тела и характер» попытался найти те связи, которые существуют между строением тела человека и его психическим складом.

По мнению Э. Кречмера, существуют только четыре основных варианта человеческой анатомии, встречающиеся не только в чистом виде, но и в различных комбинациях.

1. Астенический тип - человек хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и хрупкими конечностями, вытянутым лицом, но сильно развитой нервной системой, головным мозгом.

2. Пикник - отличается развитием внутренних плоскостей тела (головы, груди, живота) и склонностью торса к ожирению при слабом двигательном аппарате. Средний рост, плотная фигура, мягкое широкое лицо на короткой массивной шее, основательный, массивный живот.

. Атлетик - обусловливает развитие крепкого скелета, выраженной мускулатуры, пропорционального крепкого телосложения. Атлетический тип характеризуется сильным развитием скелета и мускулатуры, упругой кожей, мощной грудной клеткой, широкими плечами, уверенной осанкой.

. Дипластик - человек с неправильным телосложением.

С выделенными типами строения тела Кречмер соотнес определенные типы личности. По мнению Кречмера, астеническое телосложение имеет шизотимик.

Он замкнут, склонен к размышлениям, к абстракции, с трудом приспосабливается к окружению, чувствителен, раним. У щизотимиков происходит колебание между чувствительностью и холодностью, между обостренностью и тупостью чувства.

Пикническое телосложение имеет циклотимик , его эмоции колеблются между радостью и печалью, он общителен, откровенен, добродушен, реалистичен во взглядах.

Атлетическое телосложение имеют искотимики, они бывают двух видов: энергичный, резкий, уверенный в себе, агрессивный, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления.

Если использовать традиционные названия темпераментов, то нетрудно заметить, что меланхолики преимущественно имеют хрупкое астеническое телосложение, холерики - преимущественно в переходных градациях от атлетического телосложения к астеническому, флегматики - в переходных градациях от атлетического к пикническому, сангвиники - преимущественно пикническое телосложение.


.4 Типология К. Хорни на основе разной потребности в общении


Американский психолог К. Хорни в зависимости от отношения к общению с другими людьми выделила три психологических типа личности:

·«Привязчивый тип» - человек обладает повышенной потребностью в общении, для него важнее всего быть любимым, уважаемым, чтобы кто-то о нем заботился, - такой человек подходит к оценке другого человека с вопросом: «Будет ли он меня любить, заботиться?»

·«Агрессивный тип» - характерно отношение к другим людям как к средству достижения своих целей - такие люди стремятся доминировать, не терпят возражений, рассматривают другого человека с такой точки зрения: «Будет ли он мне полезен?»

·«Отчужденный тип» - для таких людей необходима определенная эмоциональная дистанция с другими людьми, т.к. они рассматривают общение как неизбежное зло, не склонны участвовать в групповой деятельности и считают, что признание им должно быть обеспечено уже в силу их достоинств; встречаясь с другими людьми, они втайне задают себе вопрос: «Оставит ли он меня в покое?»


3.5 Типология на основе соотношения поведения и внутренних мотивов человека


В зависимости от соотношения поведения и внутренних мотивов человека выделяют три типа личности:

1. Гармоническая личность - нет конфликтов между поведением и внутренними мотивами: желания, моральные принципы, чувство долга и реальное поведение человека гармонично сочетаются друг с другом, имеют социальную направленность и адекватность;

2. Конфликтная, противоречивая личность - присущ разлад между поведением и мотивами, т.е. действия, противоречат желаниям;

3. Импульсивная личность - поступает только по своему желанию либо, если у человека нет ярко выраженных желаний, то он поступает в соответствии с воздействиями извне, - «человек-флюгер», который действует в соответствии с ближайшей ситуацией, хотя и может маскировать свою несостоятельность деловитостью, демократической коллегиальностью.


3.6 Типология А.Адлера Типы личности: установки, связанные со стилями жизни


Адлер отмечает, что постоянство нашей личности на протяжении жизни объясняется стилем жизни. Основная ориентация по отношению к внешнему миру также определяется стилем жизни. Истинная форма стиля жизни может быть распознана при условии знания о том, какие пути и способы человек использует для решения основных жизненных проблем: работа, дружба, любовь.

Адлер разработал типологию установок, обусловленных стилями жизни (в зависимости от того, как решаются главные жизненные задачи, в зависимости от уровня социального интереса и степени активности человека). Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям, проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод. Социальный интерес является основным критерием психологической зрелости человека; его противоположностью является эгоистический интерес.

Степень активности имеет отношение к тому, как человек приходит к решению жизненных проблем, насколько высок его уровень энергии. Степень активности играет конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.

В случае недостаточно выраженного социального интереса возможны следующие типы личностей (в зависимости от уровня активности):

·Управляющий тип - это люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом. Они активны, но не в социальном плане, им безразлично благополучие других и для них характерна установка превосходства над внешним миром. Основные жизненные проблемы они решают во враждебном, антисоциальном плане (правонарушители, наркоманы и т.д.)

·Избегающий тип - у этих людей нет достаточного социального интереса, нет должной активности, необходимой для решения собственных проблем, они боятся неудач и уклоняются от решения жизненных проблем.

·Социально-полезный тип - это зрелая полноценная личность, в ней соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Такой человек искренне проявляет заботу о других и заинтересован в общении и взаимодействии с другими людьми. К решению жизненных проблем подходит осознанно, ответственно.


3.7 Типология «Локус контроля»


В последние годы большое развитие и признание получила типология личности, связанная со шкалой «локуса контроля »

Одна из важнейших характеристик личности - степень независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, развитие личной ответственности за происходящие с ним события.

Впервые методы исследования этой характеристики были разработаны в 60-х годах прошлого века в США. Наиболее известной является шкала «локуса контроля» Д. Роттера. Эта шкала основана на положении: люди различаются между собой по тому, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Возможны два локуса контроля и соответственно два типа людей:

1. Экстернаты - когда человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом внешних сил, случая, обстоятельств, действия других людей и т.п.;

2. Интерналы - когда человек интерпретирует значимые события как результат собственных усилий. Интерналы считают, что большинство важных событий их жизни было результатом их собственных действий, и чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.

Человек типа «интернал» чаще в жизни «победитель», экстернал - «побежденный», у них различные жизненные сценарии, различное отношение к себе и другим людям.

В тоже время, экстернальность / интернальность не являются взаимоисключающими, но связаны с культурными традициями: восточная культура способствует формированию экстернального типа личности, западная культура - интернального. Интернальность связана с глубоким развитием личностной ответственности. Это очень хорошо показано в исследовании К. Муздыбаева.

Заключение


Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.).

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Человек - существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, человек приобретает личностные качества и становится социальным субъектом.

Таким образом, личность - это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т.д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней и занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Основные социально-психологические особенности личности определяются:

) степенью целостности и противоречивости мировоззрения и убеждений;

) степенью осознанности своего места в обществе;

) характером потребностей и интересов;

) спецификой соотношения различных личностных качеств.

Развитие личности обусловлено разными факторами. К ним обычно относят: своеобразие физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологические особенности, окружающую среду и общество, общественно-полезную деятельность. От того, насколько мы их знаем и учитываем специфику их проявления, зависит эффективность правильного понимания всех индивидуальных и социальных действий и поступков человека. В процессе взаимодействия и общения происходит взаимное влияние личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений.

Литература


1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.-214 с.

2.Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.

.Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988. - 124 с.

.Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.- 243 с.

.Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970. -211 с.

.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.-186 с.

.Маклаков А.Г. Общая психология - Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2006. - 470с.

.Платонов К.К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология. М., 1975. -212 с.

.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. -511-641 с.

.Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975-178 с.

Сноски в тексте работы


Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.- 243 с.

Маклаков А.Г. Общая психология - Учебник для вузов - СПб.: Питер,2006. - 470с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Личность - уникальное определение человека. Каждый имеет свои особенности характера и поведения, частично наследуемые, а отчасти приобретенные в обществе. Часто человек знает свой тип личности, но некоторые особенности могут быть скрыты или еще не осознанны. Люди со схожей типологией проще находят общий язык. Зная свой тип, можно выбрать и настроиться на определенную профессию. Для его определения используют специальные тесты, а затем расшифровывают результат.

Основные типы личности

Типология личности - один из самых важных аспектов в социологии. Уже более века назад немецкий философ Эдуард Шпрангер разработал собственную классификацию систем личности, выделив 6 основных "идеальных" типов на основе их мотивационной направленности:

  • социальный, стремящийся к общению и налаживанию социальных связей;
  • эстетический, склонный к самовыражению и переживаниям;
  • экономический, строит свою жизнь в соответствии с поиском выгоды и принципами полезности;
  • теоретический, ориентирован на получение новых знаний;
  • религиозный, стремится найти высший смысл жизни;
  • политический тип, стремится к господству.

Уточняется, что на практике еще никогда не встречался человек с одним из этих типов в чистом виде, в каждом выделяется господствующий тип и отголоски остальных.

Известными психологами и философами были определены множество других классификаций на основе определенных признаков и характеристик: Эрнст Кречмер соотносил тип личности в соответствии с конституцией тела, Юнг разделил всех людей на экстравертов и интровертов.

Типы личности относительно темперамента

Темперамент - это индивидуальное свойство человека, проявляющееся совокупностью душевных и психических свойств и отражающее его отношение к окружающей действительности.

Согласно учению Гиппократа тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков: кровь - сангвиник веселый и активный, флегма - флегматик спокойный и медлительный, желчь - холерик более импульсивный, черная желчь - меланхолик, часто грустный и опасливый.

При определении психологической характеристики выделяются главные критерии темперамента:

  • сензитивность поясняет, насколько мала может быть сила воздействия для возникновения психологической реакции;
  • реактивность отражает степень непроизвольной реакции на определенные воздействия;
  • активность показывает, насколько энергично личность воздействует на окружающий мир и общество;
  • соотношение активности и реактивности;
  • пластичность и ригидность определяют, насколько легко человек приспосабливается к новым условиям и ситуациям;
  • темп реакции отражает скорость основных психологических процессов;
  • экстраверсия и интроверсия - выявляется зависимость деятельности человека от впечатлений или от мыслей, связанных с прошлым опытом.

Характеристика основных типов темперамента:

Критерии темперамента Сангвиник Флегматик Холерик Меланхолик
Сензитивность Живо откликается на все, что привлекает его внимание Настроение практически не зависит от происходящего вокруг Нетерпелив, вспыльчив Слишком обидчив, чувствителен
Реактивность Повышена Малая Высокая Малая
Активность Повышена Высокая Высокая Низкая
Соотношение реактивности к активности Уравновешенно Активность преобладает над реактивностью Уравновешенно Уравновешенно
Пластичность или ригидность Высокая пластичность Скорее ригидность Скорее ригидность Ригидность
Темп реакции Очень быстрый Спокойный, медленный Средний Низкий
Экстра- или интроверсия Экстраверт Скорее интраверт Скорее экстраверт Интраверт

Темперамент определяется типом нервной системы, то есть присущ от рождения. Нельзя его полностью изменить, но можно по-другому смотреть на ситуации и корректировать поведение.

Классификация: 16 персоналий

В психологии выделяют и другую типологию в соответствии с преобладанием в человеке определенных аспектов личности: разума, энергии, сущности или характера, тактичности и индивидуальности. На основании этого выделяют 4 группы личностей, каждая из которых включает еще 4 подтипа - итого 16 типов или персоналий.

Группа аналитики

К данной группе относятся:

К группе дипломатов относят:

  • Активистов - они решительны и моральны. Многие активисты склонны делать целью своей жизни помощь другим, благотворительность. Они легко вливаются в коллектив, очень вежливы по отношению к другим, но всегда четко отстаивают свои позиции и взгляды. Будучи социально активными, часто забывают о себе.
  • Посредники - им важен процесс, а не результат. Ими движут принципы чести и морали, они красиво говорят и на подсознательном уровне создают отличительные признаки своих идей. Имеют склонность к языкам. В отличие от других, посредники концентрируют свое внимание на одной значимой цели и на нескольких важных в жизни людях - не распыляют свои усилия, иначе могут остаться ни с чем.
  • Тренеры - прирожденные мотиваторы и наставники. С гордостью демонстрируют другим свои знания и умения и очень счастливы, когда получается "дотянуться до каждого ума" серьезными фактами или же эмоциональным воздействием. Главная слабость тренеров - стремление к самоанализу и рефлексированию.
  • Борцы - наслаждаются социальными взаимодействиями, поэтому они частые гости на вечеринках и заводилы в компаниях. Самооценка таких личностей во многом зависит от возможности принимать самостоятельные оригинальные решения, на однообразной работе таким людям скучно. Борцы легко переключают свое внимание и умеют расслабляться после работы.

Группа хранителей

Включает в себя:

  • Администраторов - всегда следуют установленным правилам, четко выполняя свои обязанности. Такие люди гордятся выполненной работой, оперируют фактами, а не эмоциями, обладают самодостаточностью. Жалобы считают проявлением слабости. Безотказность - один из главных отрицательных качеств администратора в долгосрочной перспективе, когда другие начинают пользоваться его помощью.
  • Защитники - состоят сплошь из противоречий. Всегда стремятся к безопасности, но не против перемен; довольно скрытны и молчаливы, но легко вливаются в компании. Такие люди - истинные альтруисты, отдающие всего себя, желая получить в обмен всего лишь добро и благодарность. Часто педантичные, любят откладывать дела на потом, но всегда все делают в назначенное время.
  • Менеджеры - закон и порядок современного общества. Главные качества - честность и целеустремленность, своим примером показывают, что всего можно достичь упорным трудом. Такие люди - командные игроки, постоянно ждут помощи и поддержки, но недовольны, когда коллеги не соответствуют высокому уровню.
  • Консул всегда стремится к повышению своего социального статуса. Такие личности всегда бывают в центре внимания, действительно слушают собеседника и вникают в разговор. Они любят быть полезными, не прочь побыть даже альтруистами, пока видят свою нужность и благодарность за труд.

Группа искателей

К данной группе относятся:

  • Виртуозы, являющиеся прирожденными творцами. Любят изучать окружающий мир с рационализмом и воодушевленным любопытством. Охотно помогают другим, делятся опытом, стремятся постоянно улучшать существующие механизмы. Такие личности весьма загадочна - они дружелюбны, но часто закрыты, спокойны, неусидчивы. Все решения принимают на основе практического реализма.
  • Артисты любят экспериментировать с внешностью и поведением и разрушать общепринятые устои. По большей части интроверты, но свободное одинокое время тратят на самоанализ и переоценку собственных ценностей. Очень трепетно относятся к чувствам людей. Не любят и не планируют свое будущее, живут здесь и сейчас.
  • Дельцы очень комфортно ощущают себя в центре внимания и любят обсуждать животрепещущие темы, касающиеся непосредственно настоящего. Не строят долгосрочных планов, делают все сразу, исправляют ошибки на ходу. Больше всех склонны к рискованной жизни, тяжело подстраиваются под общепризнанные нормы социума.

Общеизвестные психологические типы были выявлены и описаны австрийским психиатром и психоаналитиком К. Г. Юнгом.

Его теория об «интроверсии – экстраверсии», а также о четырех типах восприятия мира развивалась и продолжает развиваться.

Психотипы личности, предложенные Юнгом:

  • Типы личности в зависимости от вектора ее направленности:
  1. Экстраверт – человек, психологически ориентированный на внешний мир; общительный, активный, деятельный.
  2. – человек, ориентированный на внутренний мир; замкнутый, чувствительный, рассудительный.
  • Психологические типы в зависимости от преимущественного способа восприятия жизни, иными словами, от основной психической функции:
  1. Мыслительный тип – человек, в принятии решений преимущественно опирающийся на логику и мышление. Подавленной оказывается сфера чувств.
  2. Чувствующий тип – человек, ориентированный на , судит категориями «хорошо – плохо», а не логически.
  3. Ощущающий тип – человек, воспринимающий жизнь непосредственно органами чувств, он смотрит, слушает, трогает и принимает решение исходя из получаемой информации. им подавляется.
  4. Интуитивный тип – человек, полагающийся на «шестое» чувство; такие люди принимают решение, опираясь на интуитивные, бессознательные знания, а не на непосредственные ощущения.

Основываясь на типологии Юнга, в семидесятых – восьмидесятых годах прошлого столетия советский социолог А. Аугустинавичюте разработала одну из самых подробных и достоверных личностных типологий и стала основательницей научного направления под названием «соционика».

  • А. Е. ЛИЧКО

Еще один советский ученый А. Е. Личко, наблюдая за подростками, выделил психологические типы, описывающие виды акцентуаций характера. Акцентуация – чрезмерное усиление отдельных черт характера, психологические отклонения, граничащие с психопатологией, но не выходящее за пределы нормы.

  1. В подростковом, кризисном возрасте акцентуация проявляется наиболее выраженно.
  2. Позже характер «сглаживается», а акцентуация проявляется только в кризисных, .
  • К. ЛЕОНГАРД

Немецкий ученый К. Леонгард предложил схожую классификацию, но не ограничивал ее рамками пубертатного периода. В основе классификации оценка стиля общения человека с близким окружением.

Психологические типы по К. Леонгарду:

  1. Гипертимный. Оптимистичный, коммуникабельный, инициативный, деятельный, конфликтный, раздражительный, легкомысленный.
  2. Дистимный. Пессимистичный, молчаливый, замкнутый, неконфликтный, добросовестный, справедливый.
  3. Циклоидный. Переменчивый тип, совмещающий гипертимность и дистимию.
  4. Возбудимый. Медлительный, раздражительный, угрюмый, властный, добросовестный, аккуратный, любящий животных и детей.
  5. Застревающий. , любознательный, справедливый, честолюбивый, обидчивый, подозрительный, ревнивый.
  6. Педантичный. Формалист и аккуратист, серьезный, надежный, неконфликтный, пассивный, занудный.
  7. Тревожный. Робкий, неуверенный в себе, беззащитный, пессимистичный, самокритичный, дружелюбный, исполнительный, чувствительный.
  8. Эмотивный. Чрезмерно ранимый, слезливый, пассивный, добрый, сострадательный, отзывчивый, исполнительный.
  9. Демонстративный. Может быть как лидером, так и приспособленцем; самоуверенный, артистичный, обходительный, увлекающий, неординарный, эгоистичный, хвастливый, ленивый.
  10. Экзальтированный. Чрезвычайно общительный, испытывающий яркие и искренние чувства, влюбчивый, альтруистичный, сострадательный, переменчивый, склонный паниковать и преувеличивать.
  11. Экстравертированный. Общительный и словоохотливый, открытый, исполнительный, несерьезный, склонный к азарту и риску.
  12. Интровертированный. Идеалист, замкнутый, философствующий, неконфликтный, принципиальный, сдержанный, упорный, упрямый.

Классификация психотипов личности в зависимости от темперамента

Чаще всего типология личности составляется исходя из различий в темпераментах и характерах людей.

  • ГИППОКРАТ

Первая известная типология личности в зависимости от типа темперамента была предложена древнегреческим врачом Гиппократом. Она до сих пор остается актуальной и популярной, хотя ученый не связывал индивидуально типологические особенности личности со свойствами нервной системы (как это принято сейчас).

Психотип человека по Гиппократу зависит от соотношения различных жидкостей в организме: крови, лимфы и двух видов желчи.

Психологические типы темперамента по Гиппократу:

  1. флегматик – человек, в организме которого преобладает лимфа (флегма), отчего он становится спокойным и медлительным;
  2. меланхолик – человек, в организме которого преобладает черная желчь (мелане холе), отчего он боязлив и склонен к печали;
  3. сангвиник – человек, в организме которого много крови (сангвис), подвижный и веселый;
  4. холерик – горячий и импульсивный, в его организме много желтой желчи (холе).

Много веков подряд развивалось и дополнялось учение о темпераментах. В частности, этим занимались немецкий философ И. Кант и русский физиолог И. П. Павлов. Сегодня названия видов темперамента остались теми же, но суть изменилась.

Темперамент – сочетание врожденных особенностей работы высшей нервной деятельности. Он зависит от скорости и силы процессов возбуждения и торможения в головном мозге. Так, слабый тип высшей нервной деятельности соответствует темпераменту меланхолика; сильный уравновешенный, но инертный – флегматик; холерик – сильный и неуравновешенный; сильный, уравновешенный и подвижный – сангвиник.

  • Э. КРЕЧМЕР

В начале ХХ века немецкий психиатр Э. Кречмер выделил различные типы личности в зависимости от характера. Это была первая классификация характера. Кречмер связывал психотип человека с конституцией его тела.

Три вида телесной конституции:

  1. Астенический. Худые и высокие люди, у них удлиненные руки и ноги, слаборазвитая мускулатура.
  2. Атлетический. Люди крепкие, с хорошо развитой мускулатурой, рост средний или выше среднего.
  3. Пикнический. Склонные к полноте люди со слаборазвитыми мышцами и опорно-двигательным аппаратом, среднего или небольшого роста.

Так как Э. Кречмер был психиатром, он сопоставил психотипы личности со склонностью к той или иной психопатологии и сгруппировал их в два типа личности:

  1. Шизотимики – психически здоровые люди атлетического или астенического телосложения, отдаленно напоминающие больных шизофренией. Им свойственны такие черты характера: артистичность, чувствительность, отчужденность, эгоистичность, властность.
  2. Циклотимики – психические здоровые люди пикнического телосложения, напоминающие больных маниакально-депрессивным психозом. Это веселые, оптимистичные, общительные, легкомысленные люди.

Теория Э. Кречмера была основана лишь на его личных наблюдениях, но послужила основой для последующих, более сложных типологий характера. Намного позже ученые пришли к выводу, что форма тела действительно влияет на характер и индивидуально типологические особенности личности. Связь между конституцией тела и склонностью к акцентуации характера (крайняя степень нормального функционирования психики) и психопатологии действительно существует.

Классификация психотипов личности в зависимости от характера

Люди различаются не только особенностями характера, но и отношением к жизни, обществу и нравственным ценностям. Несмотря на то что есть понятие должного поведения, люди ведут себя по-разному.

Немецкий психоаналитик и социолог Э. Фромм ввел понятие «социальный характер» и определил его как некую одинаковую совокупность черт характера в структуре личности большинства членов конкретной общности. Определенный социальный характер есть у любой общности, класса или группы людей.

Социальный характер был взят за основание для классификации психологических типов личности.

Психологические типы личности по Э. Фромму:

  • «Мазохист-садист»

Человек, склонный направлять агрессию на себя либо на других людей, если сочтет их виновными в происходящих личных неудачах или проблемах всего общества. Такие люди стремятся к самосовершенствованию, неуверенные в себе, пунктуальные, ответственные, требовательные, властные, любят терроризировать окружающих, оправдывая свои действия благими намерениями.

Психологический мазохизм практически всегда сочетается с садизмом. Однако есть люди в большей степени склонные к одному из типов.

Индивидуально типологические особенности «мазохиста»: самоуничижение, самокритика, склонность всегда и во всем винить себя. «Садиста» Фромм определял как авторитарную личность. Это человек-эксплуататор, властный и жестокий.

  • «Разрушитель»

Не причиняет страданий ни себе, ни людям, но агрессивно устраняет причину своих неприятностей. Чтобы не чувствовать себя бессильным и фрустрированным, человек прекращает отношения или прерывает начатое дело, то есть использует разрушительность как средство разрешения любой неприятности. «Разрушители» обычно люди тревожные, отчаянные, малодушные, ограниченные в реализации своих возможностей и способностей.

  • «Конформист-автомат»

В отличие от двух предыдущих психологических типов, «конформист» пассивен. Он не борется, а смиряется с трудными жизненными обстоятельствами. Это слишком лабильный человек, практически потерявший свое

Он человек-приспособленец, который изменит точку зрения, поведение, принципы и даже тип мышления, если того будет требовать ситуация. Такие люди бывают аморальны, оттого не видят ничего постыдного в смене точек зрения и жизненных ценностей.

Такая социальная типология не с лучшей стороны характеризует людей, но выявляет проблемы общества и остается необычайно актуальной и в наше время.

Нельзя сказать какая из типологий лучше, они дополняют друг друга. Любая типология личности позволяет индивиду познать себя и одновременно осознать свою уникальность.

Причина деления на психотипы

Философы и ученые во все времена существования цивилизованного общества старались разграничить и выделить из многообразия природы человеческой натуры психологические типы людей. Многие классификации основаны на наблюдениях за людьми, жизненном опыте или умозаключениях ученого, предложившего конкретную типологию. Только в прошлом столетии в связи с расцветом психологии психотипы личности стали объектом исследований и получили должное научное обоснование.

Несмотря на многообразие существующих сегодня психологических типов, определить к какому типу личности относится человек бывает сложно. Часто, читая классификацию типов и желая найти себя, не может определиться или находит сразу несколько типов, схожих с индивидуально типологическими особенностями собственной личности.

Недостаток любой типологии в том, что она не может вместить все возможные типы личности, ведь каждый человек – индивидуальность. Можно говорить, что скорее относится к тому или иному типу, в большей мере схожа с ним или в некоторые моменты проявляет себя подобным образом.

Любой психотип человека – это обобщение, попытка объединить в группу близкие и часто наблюдаемые вместе качества, особенности темперамента, и другие индивидуально типологические особенности личности.

Типы личности часто утрированные и упрощенные, описывающие отклоняющееся поведение (даже психопатологию) или только те качества личности, которые являются ярко выраженными и стереотипными, шаблонными.

Чистые типы встречаются редко. Однако каждый второй человек, читая ту или иную типологию или проходя психологический тест, с легкостью определяет свой психотип и соглашается с даваемой ему характеристикой.

Чем более развита личность индивида, тем труднее ему отнести себя к тому или иному типу личности. Гармонично развитая личность и яркая индивидуальность с трудом «вписывается» в какой-либо отдельный психотип.

Несмотря на несовершенство типологий и типов личности, они позволяют разобраться в себе, заметить недостатки, обозначить пути развития. Окружающим индивида людям, знающим к какому психологическому типу он относится, легче выстраивать с ним отношения и прогнозировать поведение в конкретной ситуации.

Типология личности помогает профессиональным психологам проводить психодиагностику клиента. Психологический портрет личности обязательно включает описание его психотипа. Индивидуально типологические особенности личности чрезвычайно важны, ведь они расскажут о темпераменте, характере, способностях, эмоционально-волевой сфере, направленности, установках, мотивации и ценностях – обо всех компонентах индивидуальности.

Бытует множество околонаучных классификаций психологических типов, которыми люди пользуются в повседневной жизни. Например, разделение людей в зависимости от времени суток, когда наблюдается наибольшая активность и трудоспособность, на «жаворонков» и «сов».

На просторах интернета огромное количество псевдонаучных тестов, скорее развлекательных, нежели позволяющих разобраться в себе. Но даже такие психологические тесты имеют право на существование, поскольку рождают у человека стремление познать себя. Какие же психотипы людей описаны в науке психологии?