Последние Авиакатастрофы: Жуткие аварии самолётов последних лет. Самые страшные авиакатастрофы мира: обзор, история и интересные факты

3-го марта в 1974-м неподалеку от Парижа произошла одна из самых крупных авиакатастроф в истории человечества. Турбореактивный авиалайнер DC-10 на большой скорости врезался в землю в лесу Эрменонвиль (к северо-востоку от французской столицы). Выживших не оказалось.

Причиной катастрофы стала неполадка в системе, из-за которой на высоте 3,5 километров у самолета открылась дверь, произошла разгерметизация салона, отказали системы управления пилотов. Поэтому DC-10 на высокой скорости врезался прямо в землю.

Авиакатастрофа в Эрменонвиле - далеко не единственный ужас, который происходит с авиалайнерами и их пассажирами. MPORT подобрал список десяти самых громких авиакатастроф века. Будь уверен: это жуть, о которой человечество будет помнить еще долго.

Мы не можем не вспомнить события, произошедшие 11-го сентября 2001-го, ставшие одним из крупнейших терактов в истории человечества. Первым стало столкновение лайнера авиакомпании American Airlines Boeing 767 с северной башней Всемирного торгового центра. Оно отняло жизни 1366-ти человек, находящихся в здании, 92-х пассажиров.

Второй Boeing 767 в этот же день врезался в Южную башню Всемирного торгового центра. Количество жертв - 65 пассажиров (включая членов экипажа и террористов), и 612 человек, присутствовавших в здании. Это второе самое событие, которое оказалось на втором месте списка ужасных авиакатастроф. О них мы будем помнить вечно.

На втором месте нашего списка авиакатастроф - события, произошедшие 27-го марта в 1977-м на Тенерифе (Канарские острова). В результате столкновения двух самолетов Boeing 747 погибло 583 человека. Якоб ван Зантен, опытнейший инструктор-пилот всемирно известной компании KLM, и Виктор Граббс, пилот Pan Am, попытались взлететь. Но в результате врезались друг в друга на скорости не менее 250-ти километров в час. Причины: помехи в радиосообщениях и сильный туман.

Катастрофа произошла в Гумме, недалеко от горы Такамагахара, Япония. Отняла жизни 15-ти членов экипажа и 505-ти пассажиров. Главная причина - через 12 минут после взлета у самолета Boeing 747 оторвался вертикальный хвостовой стабилизатор. Из-за этого упало давление в салоне и отказали все гидравлические системы. Закончилось все тем, что на высоте 7,5 километров авиалайнер ушел в пике. После падение выжило четыре женщины.

Источник: en.wikipedia.org

В этот день жители индийского городка Чархи Дадри были в шоке - в небе над ними столкнулись Boeing 747 авиакомпании Saudi Arabian Airlines и Ил-76 авиакомпании Kazakhstan Airlines. Результат - смерти 349-ти человек, которые превратили данное событие в самое крупное авиастолкновение по числу жертв. Причины - ряд ошибок, допущенных экипажем Ил-76.

23-го июня в 1985-м году в небе над Атлантическим океаном взорвался Boeing 747 компании Air India. Погибли 329 человек. Это крупнейшая авиакатастрофа, произошедшая в нейтральных водах. Главная причина - взрыв в хвостовой части авиалайнера, после чего самолет начал разрушаться прямо в небе на скорости 519 км/ч и высоте 9,5 км. Все произошло настолько быстро, что экипаж не успел даже передать сигнал SOS. Данная авиакатастрофа - теракт, ответственность за который приписывают сикхским террористам.

19-го августа в 1980-м году через 6 минут после взлета из Эр-Рияда (столица Саудовской Аравии) в хвостовом багажном отсеке самолета Lockheed L1011 авиакомпании Saudi Arabian Airlines начался пожар. Самолет возвратился в аэропорт и приземлился, но из-за задержки эвакуации все находившиеся на борту погибли от огня и дыма: 287 пассажиров и 14 членов экипажа.

Американское правительство случайно идентифицировало пассажирский Airbus A300 как истребитель F-14 ВВС Ирана. Поэтому ракетный крейсер Vincennes ВМС США над Персидским заливом сбил авиалайнер компании Iran Air. Погибли все 290 человек, присутствовавших на борту.


Здравствуйте, дорогие читатели! Рад видеть вас на страницах своего блога. Разговаривая о различных чрезвычайных ситуациях, мы стараемся с вами понять их причину и, как правило, причиной большинства трагедий становятся ошибки людей. Сегодня мы с вами рассмотрим три крупнейшие авиакатастрофы мира.

Конечно, самая крупная авиакатастрофа по числу жертв — это теракт 11 сентября, об этой трагедии я писал . Но если учитывать, что эта ситуация неоднозначная, так как существует не только основная версия трагедии, но и альтернативная . Поэтому оставим эту катастрофу за скобками.

Экипажи самолетов:

  • Boeing 747-121 (принадлежал компании Pan American): первым пилотом являлся Виктор Граббс (более 21 000 летных часов, а это очень много для пилота), вторым пилотом был также опытный (более 10 000 часов) Роберт Глагг. В состав экипажа входил бортинженер и 13 бортпроводников.
  • Boeing 747-206В (авиалинии KLM): командует воздушным судном Якоб ван Зантен (общее число часов у него было значительно меньше, чем у Граббса – почти 12 000, однако из них он управлял данной моделью самолета более 1500 часов, тогда как Граббс – 564ч.). Вторым пилотом выступал К.Меурс (17 лет летного стажа, более 9000 часов). На борту KML присутствовали 11 бортпроводников и бортинженер.

Пассажиры:

В самолете Pan American находилось 380 человек (среди них актриса и модель Ив Мейер). 61 человеку удалось своими силами спастись из самолета, в их числе оба пилота и бортинженер.

В KLM летело 234 человека – они все, включая 16 членов экипажа, погибли на месте аварии. Примечательно, что этим рейсом первоначально летело 235 человек, однако во время вынужденной остановки лайнера в аэропорту Тенерифа одна из пассажирок сошла с самолета, т.к. захотела увидеть в городе со своими друзьями. Это спонтанное решение уберегло ее от смерти.

В общей сложности погибло 583 человека.

Что произошло:

Основной причиной катастрофы стал человеческий фактор. Череда случайностей и ошибок привела к жуткой трагедии.

Сначала произошел террористический акт в аэропорте Лас-Пальмас, где должны были приземлиться оба авиалайнера. Погибших тогда не было, но власти решили запретить вылеты всех самолетов.

Всем находящимся в небе был дан приказ следовать в ближайший аэропорт Лос-Родеос (хотя капитан Pan American обладал необходимым опытом, а самолет – нужным запасом горючего для того, чтобы продержаться в воздухе до момента открытия аэропорта, диспетчер велел садиться в соседнем аэропорту).

Далее началась неразбериха в Лос-Родеосе: аэропорт физически не был способен принять такое количество самолетов, лайнеры находились повсюду, все места для стоянок оказались заняты, приходилось останавливаться прямо на взлетных полосах и рулёжных дорожках.

Аэропорт Лас-Пальмас открыли лишь спустя несколько часов и воздушные судна начали по очереди покидать Лос-Родеос. Во время стоянки командир KML заправил свой самолет до полного бака (впоследствии это решение станет одним из роковых).

Первым на взлетную полосу попал именно KML, практически сразу за ним диспетчер отправил и самолет Pan American. Первый в конце полосы развернулся на 180 градусов (такой манёвр довольно сложен для данной модели Боинга, но у диспетчеров и пилотов фактически не оставалось выбора, поскольку аэропорт принял слишком много самолетов).

Пока лайнер выполнял разворот, погода резко ухудшилась — все вокруг заволокло густым туманом (видимость не далее 300 метров).

В это время Боинг 747-121 следовал по полосе прямо. Члены экипажа получили указания свернуть на рулевую дорожку С3. Однако, подрулив к ней, командир обнаружил, что угол поворота составляет более 135 градусов (подобный поворот для этого самолета был невозможен) и решил, что диспетчер имел в виду дорожку С4 (на записях четко можно услышать голос, указывающий на 3-ю).

Обзор ухудшается (не более 100 метров), ориентировочные огни не горят, пилоты не видят друг друга, не могут понять, как вырулить на дорожку, диспетчер на вышке не видит ни одного участника движения.

Записи указывают на то, что диспетчер говорил с сильным испанским акцентом, пилотам обоих самолетов приходилось уточнять указания. Переговоры были не согласованы: члены экипажа вмешивались в разговор друг друга, создавая помехи и приглушая слова.

Использовались также нестандартные фразы (в то время не существовало точного регламента) типа «ОК», «Мы на взлете» (здесь неясно, готов самолет к взлету или же он уже взлетает) и т.д.

Таким образом, получилось так, что диспетчер и первые пилоты недопоняли друг друга и оба самолета двигались вперед. При этом KML уже начинал взлет, нос и основная часть оторвалась от земли. Экипажи заметили друг друга слишком поздно.

В. Граббс дал полный газ, надеясь уйти на заветную дорожку С4. Но не успел. KML в этот момент изо всех сил пытается взлететь, но бак заправлен до полного (что увеличило его грузоподъемность, а, следовательно, и время взлета).

На момент удара уже Boeing 747-206В находится в воздухе, но нижняя часть на полной скорости цепляет Pan American. От удара в средней части фюзеляж американского самолета образовываются пробоины. Через них и удалось выбраться большинству выживших.

KML теряет шасси и крылья, через 150 метров падает на брюхо, проскальзывает еще несколько сотен метров и полностью разваливается. Оба самолета горят. Столкновение происходит всего в 600 метрах от здания аэропорта.

Виновными в аварии были признаны оба капитана воздушных судов и диспетчер.

Крупнейшая авиакатастрофа с участием одного самолета

Крушение Boeing 747 над Японией. Крупнейшая в истории авиакатастрофа с участием одного самолета произошла 12 августа 1985 г.

Экипаж:

Командир воздушного судна М. Такахама имел за плечами 17 лет полетов, в воздухе он провел почти 12500 часов, из них почти 500 на Боинге 747 (а это достаточно приличный стаж). Второй пилот Ю.Сасаки налетал на Боингах вдвое меньше, но в авиации служил 15 лет.

Бортинженер Х. Фукуда управлял лайнерами 28 лет.

Самолет насчитывал 12 бортпроводников (самый опытный из них 39-летний Д.Хатано пролетел более 10 000 часов).

Пассажиры:

Билеты на рейс были распроданы практически моментально (канун важного для Японии праздника Опон), многие торопились домой к семьям. Всего на борту находилось 509 пассажиров. В том числе популярный японский певец, чиновник одной из префектур, банкир (отец широко известной скрипачки Дианы Юкавы) и стюардесса Japan Airlines (находилась в отпуске и летела домой). Среди пассажиров присутствовали граждане многих стран: Кореи, США, Германии, Италии, Китая, Великобритании и др.

Авария унесла жизни 520 человек, выжило всего четверо (ни одного члена экипажа).

Что произошло:

В начале шестого вечера авиалайнер вылетает из столицы Японии. Спустя 12 минут гремит взрыв: самолет теряет вертикальный хвостовой стабилизатор (он обеспечивает устойчивость на углу скольжения).Из-за этого давление в салоне резко упало. Утерян контроль над управлением машины.

Пассажиры надевают кислородные маски, экипаж пытается успокоить людей (это слышно на записях). Командир пытается выяснить, что произошло.

Самолет какое-то время продолжал нормальный полет, поэтому бортинженер не сразу понимает, что произошло непоправимое, предполагая, что в полете сорвало створки шасси. Выявляется неисправность всех гидравлических систем. Такахама пытается развернуть лайнер в обратную сторону, однако руль не слушается.

В 18.26 давление в кабине пилотов падает до критичной отметки (это заметно из разговора экипажа), через 2 минуты срабатывает аварийная сигнализация, оповещающая о разгерметизации кабины.

В течение нескольких минут командир судна и центр УВД Токио обсуждают варианты спасения. Управление советует посадить самолет в ближайшем аэропорту в 115 км от точки нахождения самолета, но Такахама решает вернуться в аэропорт, из которого самолет вылетел.

Все еще удается удерживать контроль над двигателями, однако лишившись стабилизатора, лайнер раскачивается в воздухе из стороны в сторону, то набирая, то теряя высоту, он фактически неуправляем.

Машина сбивается с пути и проделывает четырехкилометровый круг, но титаническими усилиями капитану удается вернуть ее на курс следования (при отказе руля возможно управлять самолетом с помощью двигателя, однако это чрезвычайно сложно и большая часть маневров становится недоступна).

Так проходят еще 20 минут. На записи слышно, что до последнего момента экипаж предпринимает отчаянные попытки посадить самолет. В 18.56 Боинг врезается в гору, отскакивает от нее, цепляется за верхушки деревьев, теряет правое полукрыло. Последние слова в самолете произносит командир за 3 секунды до решающего столкновения: «Это конец». От удара самолет разорвало на куски.

Мастерство и многочисленные попытки командира корабля спасти свой самолет дали определенные плоды: экспертиза показала, что подавляющее большинство пассажиров погибло уже на земле от переохлаждения и различных ранений.

Все дело в том, что в Японии на тот момент было огромное количество служб спасения. Пока они соревновались друг с другом за право оказывать помощь, люди погибали в разрушенном фюзеляже. Команда спасателей прибыла на место крушения лишь спустя 14 часов. Представляете? Через 14 часов!

При поиске найдены оба бортовых самописца, а также многочисленные записки при погибших: люди прощались со своими родными, каждый в самолете понимал, что катастрофа неизбежна.

Виновниками трагедии признали техников, проводивших последний ремонт самолета.

Трагедия над Индией

12 ноября 1996 в 75 километрах от Дели столкнулись Boing 747 168B (Саудовская Аравия) и ИЛ 76 (военно-транспортный самолет Казахских авиалиний).

Экипажи:

Пассажиры:

  • Салон Боинга был практически полностью наполнен: многие индусы летели к месту работы. Помимо граждан Индии этим рейсом летели также американцы, англичане, пакистанцы и др. Всего 289 человек.
  • ИЛ перевозил на своем борту только 29 пассажиров, в том числе одного ребенка. 14 человек имели российское гражданство.

Никто из 349 человек, находящихся в обоих самолетах, не выжил. Лишь четверым удалось каким-то чудом не погибнуть при падении, однако они скончались от полученных травм до оказания помощи.

Что произошло:

Полетами обоих самолетов руководил индийский диспетчер с большим опытом работы. С ним вел переговоры бортрадист ИЛ-76, он же получил сведения о том, что в непосредственной близости от его самолета движется саудовский лайнер.

Ключевым моментом в цепочке событий, приведшим к катастрофе, является строение казахского самолета. Конструкция ИЛ 76 предусматривает отдельное место для бортрадиста, но при этом специалист не имеет своего высотомера (т.е. вынужден постоянно запрашивать данные у пилотов).

Бортрадист в тот день, узнав, что Боинг пролетит рядом, дал команду пилотам снизиться на другой эшелон (дистанция между самолетами должна была при этом составить 300 метров). Однако когда радист уточнил, как близко находится другой лайнер, ответ получил весьма странный: «В 14 км».

Можно сделать вывод, что капитан, штурман и второй пилот тогда неверно интерпретировали указания радиста. Самолет продолжил снижение (по какой причине – так и не было выяснено).

В 18.41 на земле диспетчер заметил, как две точки, обозначающие оба лайнера, встретились. Это не обязательно означало столкновение (они вполне могли пройти друг под другом), однако сразу после произошедшего прервалась связь с обоими самолетами.

Почти сразу пришло сообщение от пролетающего эшелоном ниже судна: они заметили яркую вспышку в небе, летящие вниз куски самолета и два пожара на земле.

ИЛ задел левое крыло Boing 747 и сильно повредил его хвост. От удара Боинг закрутило и он развалился на куски еще в воздухе. Казахский самолет потерял крыло и потерпел крушение в 7 км от места падения обломков Боинга.

Виновными в столкновении признали экипаж ИЛ 76: они плохо владели английским, поэтому недостаточно точно понимали указания диспетчера. Помимо этого в работе команды не было слаженности и присутствовала халатность: пилоты неправильно интерпретировали указания радиста, который, в свою очередь, не удостоверился, что команды приняты к исполнению.

У индийского диспетчера не было радиолокатора (он не мог отследить точное передвижение лайнеров), аэропорт не имел разные коридоров для взлетов и посадок (оба действия производились на одном), ни один из самолетов не был оснащен системой предупреждения столкновения.

Согласно статистическим данным, самый безопасный на сегодняшний день транспорт в мире — это авиатранспорт. К примеру, каждая система в самолете продублирована несколько раз, это значит, что если выйдет из строя одно, то другое выполнит функции неработающего. Также, самолет способен взлететь и сесть даже с полностью вышедшим из строя одним из двух двигателей под крыльями. И что самое главное — каждый самолет перед полетом проходит настолько дотошный осмотр, что помечаются даже мелкие сколы и вмятины на внешнем корпусе.

Однако, как бы не была хороша статистика, всегда есть вероятность. Не существует сегодня абсолютно безопасного способа передвижения и самолеты, к сожалению, тоже иногда падают, их сбивают и захватывают террористы. Представляем вам ТОП-самых страшных авиакатастроф за всю историю человечества.

Авиакатастрофа в Дели


Авиакатастрофа над Дели в 1996 году унесла жизни 349 человек


12 ноября 1996 года в воздухе над Дели произошло столкновение двух самолетов: Ил-76 авиакомпании Kazakhstan Airlines и Боинг 747 авиакомпании Saudi Arabian Airlines. Катастрофы произошла всего в шестидесяти километрах от Дели. Ил-76, принадлежавший Казахским авиалиниям, снизился с пятнадцати до четырнадцати футов, не получив на это разрешения. В результате, он протаранил стабилизатор и левое крыло Боинга. Погибли все пассажиры 2-х самолетов — 349 человек. Помимо ошибки экипажа ИЛ-76 также одной из причин авиа происшествия явилось то, что оба лайнера не были оборудованы системой предупреждения столкновений.

Авиакатастрофа Turkish Airlines

Трагедия произошла 3 марта 1974 года во Франции близ парижского аэропорта Орли. Причиной катастрофы явилась ошибка в технологии конструкции двери грузового отсека, в результате чего во время полета дверь просто оторвало, что привело к последующей разгерметизации салона. Это самая крупная авиакатастрофа в истории самолета DC-10 компании McDonnell Douglas. Результатом этой ошибки стало жизни 346 человек, находящихся на борту самолета.

Крушение воздушного судна в Японии



Крушение Боинга Японских авиалиний в 1985 г. унесло жизни 520 человек


12 августа 1985 года в Японии неподалеку от знаменитой горы Фуджи потерпел крушение Боинг 747 авиакомпании «Японские авиалинии». Он должен был совершить полет из Токио в Осаку. Пролетев всего двенадцать минут, самолет испытал технические неполадки, вышел из-под контроля и врезался в горный хребет. В результате последующего расследования было выяснено, что основной причиной трагедии явились ошибки и халатность, допущенные во время ремонта самолета, в результате чего самолет потерял управление и разбился. В результате крушения Боинга 747 погибли 520 человек, выжить удалось лишь 4-м пассажирам.

Рейс IR655

В 1985 г. крейсер США по ошибке сбил иранский авиалайнер


3 июля 1988 года над Персидским заливом американским крейсером Vincennes по ошибке был сбит иранский авиалайнер Airbus A300 с 290 людьми на борту. Самолет совершал перелет из Тегерана в Дубай. Американский военный крейсер неправильно его идентифицировал, из-за чего сбил, применив ракеты земля-воздух. Все пассажиры погибли. В 1996 году США выплатили Ирану компенсацию в размере 61.8 млн долларов за 248 погибших, из расчета 300 тысяч долларов за каждую трудоспособную жертву и 150 тысяч за каждого иждивенца.

Авиакатастрофа в Тенерифе

Авиакатастрофа в Тенерифе — самая крупная в истории авиации


Это самая крупная и трагическая авиакатастрофа в истории авиации после захвата террористами четырех Боингов 11 сентября 2001 года. Она произошла 27 марта 1977 года, в ней погибло 583 человека. Инцидент произошел в результате столкновение двух крупных авиалайнеров во время взлета: Боинги-747, принадлежащие голландской и американской авиакомпаниям. Боинги двигались по рулежной дорожке навстречу друг другу и не успели уйти от столкновения. Выжить удалось 61-у пассажиру.

Рейс 352 Владивосток Авиа

Это крупнейшая авиакатастрофа в истории на территории России. Авиалайнер Ту-154М авиакомпании « Владивосток Авиа» совершал рейс ДД-352 по маршруту Екатеринбург— Иркутск— Владивосток, но при заходе на посадку в аэропорту Иркутска внезапно свалился в плоский штопор и рухнул на землю. Погибли все находившиеся на его борту 145 человек — 136 пассажиров и 9 членов экипажа .

Рейс 352 Владивосток Авиа — самая крупная авиакатастрофа России


В результате заключения государственной комиссии по расследованию катастрофы рейса ДД-352 было установлено, что причиной катастрофы были ошибочные действия экипажа. При заходе на посадку экипаж не смог выдержать режим высоты 850 метров при нахождении самолета в левом развороте на скорости меньше рекомендованной, что заставляло автопилот отклонять руль высоты для поддержания высоты полета, что приводило к увеличению угла атаки. При левом крене 45° второй пилот потянул штурвал на себя. В результате угол атаки увеличился. При большом угле атаки необходима гораздо большая тяга, чем примененная экипажем. В результате самолет вышел на закритические углы атаки и начал терять подъемную силу крыла. Нештатная ситуация продолжила развиваться и после 10-секундного промедления, с увеличением тяги двигателей, была потеряна управляемость. Неправильные действия командира экипажа (инстинктивные, вопреки инструкциям) лишь усугубили ситуацию, в результате самолет разбился.

Катастрофа Ан-124 в Иркутске



Трагедия произошла 6 декабря1997 года. Самолет Ан-124−100ВВС России выполнял рейс по маршруту Москва — Иркутск — Владивосток — Камрань, но через 3 секунды после вылета из Иркутска у него отказали 3 из 4 двигателей. Потерявший управление самолет упал на жилые дома микрорайона Авиастроителей. Погибли 68 человек (45 из них на земле). В 1999 году на месте одного из разрушенных домов в память о погибших была построена церковь Рождества Христова.


Утром 11 сентября 19 террористов, разделившись на четыре группы, захватили четыре рейсовых пассажирских авиалайнера. Захватчики направили два из этих лайнеров в башни Всемирного торгового центра, расположенные в южной части Манхэттена в Нью-Йорке, третий самолет был направлен в здание Пентагона, расположенное недалеко от Вашингтона, а пассажиры и команда четвертого авиалайнера попытались перехватить управление самолетом у террористов , но все закончилось тем, что самолёт упал в поле около бороШанксвилл в штате Пенсильвания.

Помимо 19 террористов, в результате атак погибли 2977 человек , еще 24 пропали без вести. Большинство погибших были гражданскими лицами .

В данном контексте о самых страшных катастрофах я судил по общему количеству жертв в авиа происшествии. Произошедшие теракты 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне, в которых пострадали тысячи мирных жителей и пассажиры захваченных террористами самолетов Боинг 767 и 757 в рейтинге не учитывались.

Авиакатастрофа в Тенерифе

Количество погибших - 583 человек
Самолет - 2 Боинга 747

Самая крупная и трагическая авиакатастрофа в истории авиации произошла 27 марта 1977 года. В этот трагический день на испанском острове Тенерифе на взлетно-посадочной полосе столкнулись 2 Боинга 747 авиакомпаний Pan Am и KLM. Подробнее прочитать про самую ужасную авиакатастрофу, в которой погибло 583 человека/

Авиакатастрофа около Фуджи

Количество погибших - 520 человек
Самолет - Боинг 747

12 августа 1985 года в Японии неподалеку от знаменитой горы Фуджи потерпел крушение Боинг 747 авиакомпании Japan Airlines (Японские авиалинии). Авиакатастрофа в Японии является второй после трагедии в Тенерифе по общему количеству жертв, и крупнейшим авиа происшествием за всю историю авиации, произошедшим с одним самолетом. В результате крушения Боинга 747 погибли 520 человек, выжить удалось лишь 4-ым пассажирам злосчастного рейса Japan Airlines. В результате расследования авиакатастрофы в Японии было выяснено, что основной причиной трагедии явились ошибки и халатность, допущенные во время ремонта самолета, в результате чего во время рокового полета Боинг 747 с бортовым номером JA 8119 потерял управление и разбился.

Количество погибших - 349 человек
Самолет - Ил-76 и Боинг 747

ОБЪЯВЛЕНИЯ

12 ноября 1996 года в воздухе над Чархи Дадри произошло столкновение двух самолетов: Ил-76 авиакомпании Kazakhstan Airlines и Боинг 747 авиакомпании Saudi Arabian Airlines. В результате недопонимания экипажем казахстанского ИЛ-76 команд авиадиспетчера идущий на посадку самолет на скорости 500 км/ч врезался в фюзеляж летящего на встречу Боинг 747. В авиакатастрофе 12 ноября 1996 года погибли все находящиеся на бортах 2 самолетов – 349 человек. Помимо ошибки экипажа ИЛ-76 также одной из причин авиа происшествия явилось то, что оба лайнера не были оборудованы системой предупреждения столкновений.

Авиакатастрофа близ аэропорта Орли, Франция

Количество погибших - 346 человек

4. Самая крупная авиакатастрофа Turkish Airlines произошла 3 марта 1974 года во Франции близ парижского аэропорта Орли (Orly airport). Крушение потерпел авиалайнер компании McDonnell Douglas DC-10. Причиной крупнейшей авиакатастрофы в истории самолета DC-10 явилась ошибка в технологии конструкции двери грузового отсека, в результате чего во время полета дверь просто оторвало, что привело к последующей разгерметизации салона. Авиалайнер стал абсолютно неуправляемым и разбился в лесах неподалеку от Парижа. В результате авиакатастрофы с McDonnell Douglas авиакомпании Turkish Airlines погибли все 346 человек, находящихся на борту самолета.

Количество погибших - 329 человек
Самолет - Боинг-747

23 июня 1985 года над Атлантическим океаном южнее берегов Ирландии экстремистами был взорван самолет Боинг-747 авиакомпании Air India, летящий по маршруту Монреаль (Канада) – Лондон (Великобритания) – Дели (Индия). В результате произошедшего террористического акта (взрыва бомбы) на борту самолета в авиакатастрофе рейса №182 погибли все 329 человек.Также в планах сикхских экстремистов было взорвать другой самолет Air India, однако взрыв бомбы состоялся преждевременно в багажном отделении аэропорта Токио.

Авиакатастрофа над Атлантическим океаном

Количество погибших - 301 человек
Самолет - Lockheed L-1011-200 TriStar

19 августа 1980 года самолет Lockheed L-1011-200 TriStar авиакомпании Saudi Arabian Airlines, следующий рейсом №163 из Эр-Рияда в Джидду загорелся после вылета из Международного аэропорта Рияда (Riyadh International Airport). Через 7 минут после вылета произошло возгорание в грузовом отсеке самолета, а экипажем было принято решение вернуться и совершить аварийную посадку в аэропорту Рияда. В результате многочисленных ошибок экипажа после успешно проведенной посадки все пассажиры рейса №163 погибли от отравлений ядовитыми газами, вызванными возгоранием. Всего в этой трагичной и ужасной авиакатастрофе погибли 301 человек, никому так и не удалось выбраться из салона горящего самолета Lockheed…

Авиакатастрофа над Персидским заливом

Количество погибших - 248 человек
Самолет - Airbus A300

3 июля 1988 года над Персидским заливом американским крейсером Vincennes по ошибке был сбит иранский авиалайнер Airbus A300 с 290 людьми на борту. Впоследствии, в 1996 году США выплатили Ирану компенсацию в размере 61.8 млн долларов США за 248 погибших, из расчета 300 тыс. долларов за каждую трудоспособную жертву и 150 тыс. за каждого иждивенца.

Авиакатастрофа в международном аэропорту Чикаго

Количество погибших - 271 человек
Самолет - McDonnell Douglas DC-10

25 мая 1979 года случилась самая ужасная авиакатастрофа в истории США: самолет McDonnell Douglas DC-10 авиакомпании American Airlines разбился через 31 секунду после взлета из Международного аэропорта Чикаго. Причинами жуткой трагедии явились ошибки в обучении пилотов и технологии ремонта DC-10. В результате жуткой авиакатастрофы в Чикаго погибли 271 человек, находящиеся на борту, а также 2 жителя погибли во время падения самолета на землю на находящуюся следом за аэропортом стоянку для трейлеров. А ведь жертв могло бы быть много больше…

Авиакатастрофа над шотландским городом Локерби


Самолет - Боинг 747

21 декабря 1988 года над шотландским городом Локерби ливийскими террористами был взорван Боинг 747 авиакомпании Pan Am, совершающий рейс из Лондона в Нью-Йорк. В авиакатастрофе над Локерби погибло 270 человек.

Авиакатастрофа над водами Тихого океана

Количество погибших - 270 человек
Самолет - Боинг 246

1 сентября 1983 года в воздушном пространстве СССР над водами Тихого океана советским истребителем - перехватчиком был сбит Боинг 747 авиакомпании Korean Airlines. Инцидент произошел по причине сильного отклонения рейса Нью-Йорк-Сеул и его вторжения в закрытое воздушное пространство СССР. В результате Боинг с 246 пассажирами на борту и 23 членами экипажа был сбит 2 советскими ракетами вида Р-98.

Статистика авиакатастроф

Мы с Вами рассмотрели самые ужасные и крупные авиакатастрофы в истории человечества. Давайте попытаемся проанализировать эту информацию, статистика авиакатастроф достаточно занимательна.

Перечисленные 10 крупнейших по общему количеству жертв авиа происшествий включают в себя 12 самолетов и 10 авиакомпаний.
Крупнейшая авиакомпания своего времени, а ныне не существующая американская Pan Am поучаствовала в двух из 10 крупнейших авиакатастрофах. Также в двух инцидентах в «черном» листе отметилась авиакомпания Saudi Arabian Airlines.

Авиалайнер Боинг 747 отметился 7 раз в крупнейших авиакатастрофах. Это вовсе не говорит о том, что 747 небезопасный самолет. Не забывайте о том, что Boeing-747 на протяжении 37 лет до появления гигантского A380 являлся самым вместительным пассажирским самолетом.
В результате террористических и военных действий произошло 4 авиа происшествия, такова статистика авиакатастроф.
Подавляющее число крупнейших авиакатастроф случились в период 70-х и 80-х гг. На мой взгляд этому могут быть следующие объяснения: развитие и появление новых «сырых» авиалайнеров, нестабильная политическая ситуация в мире.

Лишь в трех авиакатастрофах из списка к трагедии привели непосредственно механические проблемы с воздушным судном. Также в 3 случаях можно признать вину экипажа.

История воздухоплавания неразрывно связана с неизбежными авариями. Можно вспомнить легендарного Икара, который упал с неба в воду. Первые же крушения воздушных судов наступили еще в конце XIX века. Тогда количество несчастных случаев и жертв было довольно велико относительно всего количества полетов. В середине XX столетия наступила эра массовых авиаперевозок. Это значительно увеличило как число жертв, так и число трагедий.

Когда воздухоплавание пришло в страны третьего мира, эта тенденция только усугубилась. Своего пика авиакатастрофы достигли в 70-х, когда самолеты стали использоваться террористами. Но за последние десятилетия было сделано многое в повышении стандартов безопасности полетов.

Хотя многие и до сих пор боятся летать самолетами, неумолимая статистика показывает, что риск погибнуть в авиакатастрофе сегодня довольно низок. Больше вероятность попасть в аварию в такси по дороге в аэропорт, чем в самом самолете. Причины таких происшествий могут быть разными - это и человеческий фактор, отказ техники, погода и терроризм. Крупные катастрофы в воздухе остаются частью истории, напомним о самых значимых из них.

USS Akron. В ту пору воздухоплавание определяли дирижабли. Akron был одним из самых крупных объектов такого рода в мире. Он мог перевозить до пяти самолетов и был предназначен для ведения морской разведки. Построен дирижабль был в 1929 году в городе Акрон, который и дал ему название. Всего полтора года прослужил летающий гигант стране. За это время с ним случилось несколько незначительных аварий. Но благодаря событиям 4 апреля 1933 года дирижаблю было суждено войти в историю. Когда Акрон пролетал мимо маяка Барнегат в Нью-Джерси, поднялся сильный ветер, который нещадно бил по судну. Нисходящие потоки воздуха заставили дирижабль быстро снижаться, возник сильный крен. При ударе об воду Акрон разрушился. Тогда погибло 73 человека, а удалось спастись только трем. Главной причиной трагедии стали плохие погодные условия и ошибка пилотов, которые во время шторма направили корабль в открытое море. У экипажа не оказалось ни спасательных жилетов, ни каких-либо средств для пребывания на воде. Эта катастрофа стала конечной точкой службой дирижаблей на флоте. Ведь главный сторонник этого, адмирал Моффет, погиб на Акроне. А эта катастрофа стала крупнейшей в истории воздухоплавания.

Падение турецкого самолета DC-10. Можно сказать, что именно эта трагедия и открыла череду крупных и резонансных аварий. Предыдущий "рекорд" по числу жертв был побит сразу в 2 раза. Турецкий аэробус летел по маршруту Анкара-Стамбул-Париж-Лондон. В столице Франции на него село множество регбийных болельщиков, возвращавшихся в Англию. Через полчаса после взлета плохо закрытая дверь грузового отсека раскрылась. Образовалась взрывная декомпрессия, которая вихрем унесла несколько кресел за борт. Произошел сбой в управлении машиной. Через 77 секунд после аварии самолет на громадной скорости врезался в гору в 37 километрах от Парижа. При этом удар оказался такой силы, что от самолета и всех, кто в нем находился, не осталось ничего. Не было даже пожара на месте крушения. Погибло 346 человек, в том числе 11 членов экипажа. Причиной аварии стал бортинженер, который в суете не удосужился проверить дверь грузового люка перед вылетом. Да и сам запирающий механизм имел конструктивные недостатки.

Катастрофа в Лос-Родеос. К сожалению, самолеты сталкиваются не только в небе, но и на земле. Эта происшествие произошло 27 марта 1977 года. Тогда в аэропорту Лос-Родеос, что на Тенерифе столкнулись два огромных Боинга-747. Один рейс совершал взлет на скорости в 250 км/час. Но тут ему навстречу по этой же полосе встретился другой лайнер. Трагедии предшествовал теракт в другом крупном аэропорту на Канарских островах. Он был временно закрыт, в результате чего все самолеты направлялись в Лос-Родеос. Неудивительно, что его полосы оказались перегруженными. Самолеты стояли на всех стоянках и даже рулежных дорожках. Боинг компании KLM при взлете выбрал не ту полосу, неправильно растолковав команду диспетчера. Ситуацию усугубил сильный туман и проблемы с радиосвязью. В результате этого навстречу взлетающему лайнеру садился борт компании "Пан Американ". При ударе все 234 пассажира и 14 членов экипажа Боинга KLM погибло. А из пассажиров "Пан Американ" погибло 325 пассажиров и 9 членов. Страшная трагедия унесла жизни в общей сложности все 583 человек. Виноватыми в этом оказались пилоты, плохая погода и стечение обстоятельств. Та катастрофа стала самой крупной по количеству жертв в гражданской авиации.

Авиакатастрофа над Атлантикой. Обстоятельства гибели Боинга-747 около побережья Ирландии 23 июня 1985 года так и остаются загадкой. Лайнер следовал курсом Монреаль-Лондон-Дели-Бомбей. На высоте в 9400 метров в самолете раздался взрыв, его останки упали в Атлантический океан. Тогда погибло всего 329 человек. Это стала самая крупная авиакатастрофа, случившаяся над морем. Расследование обстоятельств того дела заняли почти 20 лет. Обошлось это в 130 миллионов канадских долларов. Канадские власти установили, что виной всему индийские экстремисты. Сикхская боевая группа, базировавшаяся в Северной Америке, подложила бомбу в багаж. Этот индийский народ вел кровавую войну за свою независимость и решил привлечь внимание к своей проблеме таким образом. Хотя службы безопасности и были уведомлены о готовящемся теракте, взрывчатка попала на борту самолета в одной из сумок пассажиров. Взрыв произошел в 190 километрах от берега. По ранениям жертв удалось установить цепочку событий - взрыв, распад самолета. Однако сегодня сикхи говорят, что они не причастны к тем событиям. Трагедия якобы была подстроена спецслужбами США, чтобы дискредитировать свободолюбивый народ.

Авиакатастрофа под Токио. Эта трагедия остается самой крупной, случившейся с одним самолетом. 12 августа 1985 года погибло сразу 520 человек, а спаслись только 4 женщины. И в данном случае авария произошла с Боингом-747. Самолет вылетел из Токио, направляясь в Токио. Через 12 минут после отрыва от земли у лайнера разрушился киль. Поломка повлекла за собой ряд сбоев - отказала гидравлика, упало давление в салоне. Боинг потерял управление и начал падать. На высоте в 4100 метров об этом сообщил командир экипажа. Команда до последнего пыталась исправить ситуацию путем изменения тяги двигателей. Самолет упал на гору, возник сильный пожар на крутом склоне. Это сильно усложнило задачу спасателей. Они прибыли к месту аварии только через 14 часов после аварии. Расследование показало, что 2 июня 1978 года самолет задел хвостом посадочную полосу. Ремонт был произведен недостаточно качественно, что и привело к появлению усталостных дефектов. Сотрудники авиакомпании не проверили самолет в достаточной мере, что и привело затем к трагедии.

Авиакатастрофа над Персидским заливом. Порой ни пилоты, ни техника не виновны в трагедии. Гражданские самолеты могут быть сбиты военными. Наиболее известный случай произошел 3 июля 1988 года с аэробусом А300 Иранских авиалиний. Рейс был достаточно коротким, предстояло пролететь 28 минут до Дубаи. Полет казался простым - взлет до высоты в 4300 метров, следование по прямой и посадка. Но в этом время в Персидском заливе действовал крейсер ВМС США Vinceness. Он защищал кувейтские транспорты от нападения Ирана и Ирака, воевавших между собой. По официальным данным американских властей крейсер ошибочно опознал в аэробусе иранский боевой самолет. С расстояния в 20 километров по нему были выпущены 2 ракеты, попавшие в цель. Американцы признали те события военным инцидентом, а командир судна наказан не был. В результате авиакатастрофы погибло 290 человек, из них 66 детей и 16 членов экипажа. Иранские же власти полагают, что атака самолета в нейтральных водах является преступлением. Лишь спустя 8 лет США согласились выплатить сумму в 62 миллиона долларов в качестве добровольного акта, а не как компенсацию.

Столкновение над Дели. Казалось бы, как могут столкнуться в огромном небе самолеты? Между тем и такие случаи встречаются. Эта катастрофа стала одной из самых крупных вообще в истории гражданской авиации и самой значительной при столкновении двух самолетов в воздухе. 12 ноября 1996 года из казахстанского Чимкента вылетел Ил-76, летевший в Дели. На его борту помимо 10 членов экипажа находилось 27 пассажиров. Позже из Дели поднялся в воздух Боинг-747, летевший в Джидду. На его борту находилось 312 человек, в основном индусы, летевшие в Саудовскую Аравию на работу. Ил-76 неожиданно снизился до высоты, на которой осуществлял полет Боинг. В 75 километрах от Дели самолеты врезались друг в друга на скорости в 500 километров в час каждый. Сила удара была в 700 раз сильнее, чем при столкновении автомобилей. Более 500 тонн горящего металла упало на землю, обломки разлетелись на расстояние в 8 километров. Все люди погибли. На место аварии первыми прибыли не спасатели, а мародеры. Спасатели даже не смогли идентифицировать все тела пассажиров. Виновным был назван экипаж казахстанского рейса, но стоит упомянуть и о том, что в то время аэропорт дели бы единственным действующим гражданским во всей стране. Он оказался перегружен, что увеличило риск столкновений.

Террористический акт 11 сентября 2011 года. Утром этого дня целая группа из 19 террористов захватила сразу 4 самолета. Два из них были направлены на башни Всемирного Торгового Центра, что привело к полному разрушению небоскребов. Третий самолет упал в здание Пентагона под Вашингтоном, а еще один упал около города Шенксвилл, что в Пенсильвании. Тогда в самолетах погибло 246 человек. Всего же в результате глобальной атаки террористов жертвами стало 2977 человек. Кадры тех событий облетели весь мир. Это вызвало самый настоящий хаос в стране. Все коммерческие рейсы были отменены, посадки внутренних рейсов также оказались приостановлены. Официальное расследование показало, что за всем стоит террористическая организация Аль-Каида под руководством Усамы Бин Ладена. Захватившие самолет смертники прошли курсы пилотов и внешне ничуть не походили на шахидов. Самописец рассказал, что в одном из самолетов пассажиры и члены команды узнали, что другие захваченные самолеты были направленные в здания. Завязалась борьба, в ходе которой террористы направили самолет в землю. Считается, что первоначально его хотели послать на Капитолий. Те события значительно изменили современный мир. Правительства крупнейших стран ужесточили борьбу с терроризмом. Америка же в поисках главных виновников развязала войну на Ближнем Востоке. Правда, остается множество вопросов о тех событиях. Возможно, главными организаторами являлись американские спецслужбы. Таким образом они усилили свое влияние, а крупнейшие финансовые магнаты страны получили прибыль от военной компании.

Инцидент с корейским Боингом. В данном случае гражданский самолет был сбит военным. Произошло это неподалеку от острова Сахалин. Южнокорейский Боинг-747 летел из Нью-Йорка в Сеул. Маршрут должен был проходить над Тихим океаном, огибая территорию СССР. Это был самый расцвет холодной войны, вот почему отношения двух супердержав были особенно напряженными в тот момент. 1 сентября 1983 года в воздухе находился так же и американский разведчик RC-135. В какое-то время он пересекся курсом с отклонившимся от своего пути пассажирским лайнером. Когда Боинг вторгся в воздушные границы СССР, наши войска ПВО приняло самолет за военный. В небо были подняты два перехватчика Су-15. Они нагнали нарушителя и сопровождали его. Затем по команде с земли по Боингу были выпущены две ракеты. Самолет упал в море, а все находившиеся в нем 269 человек погибли. События вызывали огромный резонанс в мире. В Корее жгли советские флаги, Рейган обвинил СССР в преступлениях против человечества. Дальнейшее расследование показало, что пилоты просто неверно настроили автопилот и до последнего момента и не подозревали о том, что отклонились от маршрута. Перехватчика летчики также не видели.

Катастрофа под Смоленском. Эти события произошли совсем недавно, однако причина их практически уже ясна. 10 апреля 2010 года под Смоленском разбился Ту-154 польских ВВС. Тогда погибло 96 человек. Трагедия облетела весь мир, ведь в лайнере находился президент Польши Лех Качиньский, его супруга, почти все армейское командование страны, политики, видные общественные и религиозные деятели. В один момент страна осталась обезглавленной. В Польше был объявлен недельный траур. Самолет летел в условиях сильного тумана, о чем был извещен экипаж. Пилотам было предложено садиться на запасной аэродром, однако они отказались. Самолет зацепил деревья, развернулся и начал разваливаться в воздухе. По официальной версии причиной аварии стали ошибки экипажа. Однако польские власти упирают на то, что пилотов вынудили садиться в таких условиях российские диспетчера.