Актерское мастерство: самоучитель-справочник. Как начать карьеру актера с нуля и добиться успеха

Чтобы приобрести новые навыки в любой сфере следует только начать, хотя это порой и оказывается самым сложным. Некоторые люди могут купить самоучитель по интересующей их теме и привить себе привычку каждый день обращаться к изучению учебника и практическим урокам в домашних условиях, а кому- то нужно актерское мастерство для начинающих в рамках театральной школы, с педагогом, коллективом, купленным абонементом и фиксированным графиком посещением. Такие люди не специалисты в самоорганизации и планировании и им нужна помощь в качестве педагога, который возьмет на себя составлении программы и изучение в материала в академической, а не домашней, расслабляющей атмосфере.

Если вы предпочли постигать уроки актерского мастерства для начинающих самостоятельно, то предлагаем вам следующие рекомендации:

  1. Ежедневно тренируйте память . Попросите друга помочь вам в выполнении следующего упражнения: другу нужно произнести вам любые 8, 10, 12, 14- 20 слов, которые придут ему в голову. Идеально будет если слова не будут связаны между собой, но если вам очень сложно, то на первое время можно брать слова из одной категории: фрукты, детали автомобиля, профессии. В вашу задачу входит запомнить как можно больше из них. Увеличивайте количество слов, постепенно добиваясь хорошего, стабильного результата.
  2. Научитесь фантазировать . Для этого вы или друг напишите несколько первых пришедших на ум слов. Постарайтесь на их основе составить складный рассказ. Увеличивайте количество слов, вплетайте в рассказ истории из вашей жизни, подключайте эмоции и имена друзей.
  3. Постигайте основы актерского мастерства, работая с мимикой у зеркала . Выражайте различные эмоции: гнев, радость, удивление и изучайте свое лицо в моменты их выражения.

Все эти советы подойдут новичкам и окажутся весьма эффективными при регулярном выполнении данных рекомендаций.

Если вы все таки относитесь ко второму типу людей, которые не могут самостоятельно изучать актёрское мастерство, то вам следует выбрать изучение основ актерского мастерства на курсах .

Во-первых, на них вам сразу подберут индивидуальный комплекс упражнений для развития актерских навыков, рекомендации по улучшению речи, голоса и дикции. Вы подробно изучите технику дыхательных упражнений, благодаря которой сможете долго и красиво говорить, а также освобождать голос от мышечных зажимов так часто встречающихся при волнении и страхе перед незнакомой аудиторией.

Основы актерского мастерства в студии Бенефис

Более того, актерские навыки разовьются у вас гораздо быстрее и лучше в виду постоянных практических занятий в команде, постоянной импровизации в предлагаемых педагогом обстоятельствах. Вы сможете раскрепоститься благодаря постоянной практике взаимодействия с партнером по созданной ситуации на курсах и регулярному обсуждению проблем в команде.

На нашем сайте направлены, в первую очередь, на практическую сторону развития сценического мастерства. Этим и объясняется использование в обучении специальных игр и упражнений на закрепление знаний и тренировку актерских навыков. Представленные ниже упражнения, нацелены на развитие не только какого-то определенного профессионального качества, но и на совершенствование целого набора умений, полезных для перевоплощения в роль. Многие из этих приемов и упражнений применяли ведущие мировые актеры для развития своего актерского таланта.

Упражнения на выразительность: пантомимы и инсценировки

Для мастерства любого актера важны чувство правды и выразительность. Именно эти качества помогают актерам услышать от режиссера заветное слово «верю». Актерам необходимо развивать выразительность и правдоподобность, чтобы стать понятными своему зрителю, нужным образом донести до них идею театрального произведения. Для этого существуют специальные методики и упражнения.

Пантомима. Пантомима - это вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела без использования слов. Для выполнения упражнений с пантомимой отлично подходят всем известные игры: Крокодил, Активити, Alias. Цель подобных игр - с помощью пантомимы и без слов постараться объяснить загаданный предмет, явление или фразу другим игрокам так, чтобы они догадались. Это не только полезно для тренировки выразительности, но и очень весело, так что смело приступайте к выполнению данного упражнения!

Инсценировка пословицы. Чтобы справиться с этим заданием, вы можете использовать не только возможности своего тела, но и слова. Цель упражнения - сыграть небольшую сценку, иллюстрирующую общеизвестную пословицу, таким образом, чтобы максимально доходчиво донести до партнёров по игре или зрителей ее смысл. Возможные примеры пословиц: «Семь раз отметь - один отрежь», «Баба с возу - кобыле легче» и т.п.

Упражнение «Слова на букву…»

Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе с вами и начинаются на букву: «К». На букву «П»… А на «В»?

Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы помочь вам максимально эффективно выполнить это упражнение, предлагаем обратить внимание на определенные группы окружающих предметов, которые вы, возможно, забыли включить.

Полезным для вас также может стать урок тренинга по творческому мышлению, посвященный развитию воображения . В этом уроке вы найдете различные советы и упражнения, которые будут актуальны и для развития ваших актерских способностей.

Упражнение «Повтори»

Любому начинающему актеру необходим свой ориентир, пример для подражания. В отличие от времен Станиславского, сейчас в нашем распоряжении огромное количество разнообразных примеров отечественного и зарубежного актерского искусства, легко доступных в Интернете. Нужно просто открыть youtube, скачать фильм с нужным нам персонажем и попытаться повторить его эмоции, речь.

Для выполнения упражнения включите видео и начните копировать позу, мимику, жесты, движения вашей модели. По возможности, копируйте голос, интонации, речь. Поначалу будет трудно, но чем больше вы будете репетировать, тем лучше будет получаться. Конечно, невозможно всё сделать в точности так, как делает ваш персонаж, старайтесь быть как можно более похожими: обращайте внимание на все детали, типичную манеру исполнения, испытываемые эмоции.

Приведенный ниже видеоролик иллюстрирует, как это упражнение на сцене выполняет знаменитый комедийный актер Джим Керри.

Упражнение на актерскую фантазию «Додумай»

Во время поездки в общественном транспорте попытайтесь придумать имя, биографию или другие детали для незнакомых людей, которые едут с вами, основываясь лишь на их внешнем виде. Обращайте внимание даже на самые незначительные мелочи и старайтесь придумать обоснование каждой детали внешнего вида наблюдаемого человека.

Эти упражнения направлены на развитие творческого мышления и фантазии актера, для которого богатое воображение является одной из важнейших составляющих успеха. Чтобы зритель поверил в вашу игру, вы сами должны на какое-то время убедить себя в том, что являетесь своим персонажем и живете его жизнью. Станиславский называл способность актера сотворить своего персонажа и вжиться в его роль искусством переживания, о котором вы сможете прочитать в данном уроке нашего тренинга .

От предлагаемых обстоятельств к роли

В этом упражнении вам нужно на основе известных жизненных обстоятельств героя додумать его характер и представить его эмоциональное состояние. Можно сказать, что это упражнение является противоположным предыдущему. Для его выполнения постарайтесь вообразить, как определенные жизненные обстоятельства повлияли на героя, его поведение, эмоции, слова. Постарайтесь описать или даже показать человека, который:

  1. Уже давно не спал и очень устал от выполнения сложной работы.
  2. Вчера получил повышение и новую зарплату в 2 раза больше предыдущей.
  3. Получил сверхспособности настоящего супергероя, теперь он умеет летать, лазить по стенам, пускать паутину запястьем.
  4. Только что проиграл все свое состояние в рулетку.
  5. Смотрит скучный актерский спектакль в то время, когда по телевизору идет футбольный матч его любимой футбольной команды.

Упражнения на концентрацию

Концентрация внимания очень важна для актера. Вокруг нас много факторов, которые влияют на наше поведение, мысли и эмоции. Если вы хотите хорошо сыграть свою роль, вам нужно научиться не отвлекаться на внешние раздражители. Кроме того, важно уметь быстро собраться и настроиться на предмет своего перевоплощения. Для развития актерского внимания существует ряд техник и упражнений.

Обратный отсчет. Закройте глаза и досчитайте от 100 до 1 про себя. Постарайтесь считать одинаковым темпом и не очень быстро. Дышите ровно и концентрируйтесь на числах, пытайтесь представлять их визуально.

Концентрация на предмете. Присядьте поудобнее и сконцентрируйте свой взгляд на каком-то одном предмете, например, на стрелке висящих на стене часов. Постарайтесь выкинуть посторонние мысли из головы и думайте только о стрелке.

Также существуют специальные техники улучшения концентрации, видео одной из которых вы можете посмотреть ниже, начиная с 4-й минуты:

Выполняйте эти упражнения для тренировки умения быстро сконцентрироваться, но помните, что для внимательности иногда полезно просто выспаться и четко определить объект концентрации. Другие полезные советы, как быть внимательными, вы можете прочитать в специальном уроке .

Упражнение «Смена ролей»

В жизни мы нередко играем различные роли, попадая в разные обстоятельства. Если мы хотим развить в себе актерский талант, нам важно научиться управлять эмоциями, играя самые разнообразные роли. Ведь все эти умения - профессиональное ремесло актера, которое должно быть у него на самом высоком уровне.

Чтобы тренировать контроль над эмоциями и способность быстро менять роли, попробуйте выполнить следующее упражнение. Несколько раз произнесите одну и ту же фразу (к примеру, «Дорогие друзья, я не зря собрал/а вас здесь»), с позиции разных персонажей: маленькой девочки, ее мамы, пожилого человека, бизнесмена, знаменитого артиста, президента. Попытайтесь найти особенности каждого из них, для этого фразу можно немного модифицировать, добавляя типовые речевые приемы каждого персонажа. Кроме того, вы можете попробовать произносить фразу от имени одного и того же персонажа, но находящегося в разных эмоциональных состояниях.

Для этого упражнения полезно использовать уже описанные нами приемы, которые вы можете найти в уроках по ораторскому искусству и ремеслу актера.

Упражнения на импровизацию

Импровизация - это работа актёра по созданию сценического образа, действия и собственного текста во время представления, не по заранее созданному сценарию. С помощью импровизация легко проверить, насколько умело вы владеете качествами настоящего актера. Как правило, в жизни нам приходится играть именно спонтанные, неотрепетированные роли, поэтому тренировка импровизационных навыков актуальна не только для профессиональных актеров. Существуют различные модификации импровизации и упражнений для совершенствования умения выступать без подготовки:

«Без остановки». Задача данного упражнения заключается в том, что вам нужно без подготовки непрерывно произносить монолог на определенную тему в течение 3-5 минут. Паузы должны быть минимальными, а ваше изложение должно звучать так убедительно, чтобы слушатели подумали, будто вы произносите заранее подготовленную речь. Темы могут быть разными: начинайте с предметов, которые вам хорошо знакомы, а потом переходите к малознакомым или вообще неизвестным темам. Высшим пилотажем является монолог вообще без темы.

«Интервью». Другим видом импровизации является интервью. Попросите вашего знакомого или коллегу приготовить ряд вопросов для вас. Вопросы должны быть неожиданными и открытыми, то есть предполагающими развёрнутый ответ, а не просто «да» или «нет». Старайтесь быстро, уверенно и максимально подробно отвечать на поставленные вопросы, убедительно отстаивайте свое мнение и как можно ярче выражайте эмоции.

С привязкой к словам. Подберите 20-30 слов, которые отдаленно связаны между собой. Напишите каждое слово на отдельном листе бумаги или карточке. После этого вы можете начинать импровизационную речь, вытаскивая слова в произвольном порядке и связывая их в последовательный рассказ, обязательно используйте каждое из написанных слов в своем выступлении.

Комплекс упражнений на дикцию

Умение четко и внятно говорить является важнейшим качеством любого актера. Для тренировки дикции можно использовать специальные упражнения, направленные на развитие речевого аппарата и органов дыхания. Некоторые из подобных упражнений вы сможете найти в специальном уроке по риторике , а также в видеоролике, который мы разместили ниже.

Цепочки ассоциаций

Эта игра направлена на развитие ассоциативного мышления.

Сначала вам будет предложено закончить десять цепочек из 3 слов своей ассоциацией. Постарайтесь придумать такую ассоциацию, которая очень хорошо связана именно с предложенными словами, но никакими другими.

После заполнения цепочек вам нужно найти лишние элементы в построенных ранее цепочках. Нажмите «Старт» для начала игры.

Практика

Актерских упражнений очень много, но самое главное - это практическое использование этих приемов на сцене и в жизни. Оно позволяет не только отшлифовать необходимые навыки, но и научиться работать в реальных условиях с настоящими зрителями. Если вдруг вам представится уникальная возможность сыграть роль в школьном спектакле или на новогоднем корпоративе, ни в коем случае не отказывайтесь от нее, а смело беритесь за дело. Кроме того, наша обычная жизнь часто предлагает нам новые роли:

  • Вчерашний студент в аспирантуре становится преподавателем.
  • Обычный менеджер во время презентации превращается в великолепного оратора.
  • Знакомство с новыми людьми помогает открыть в себе новые качества и показать себя с лучшей стороны.
  • И многие другие.

«Сборник упражнений по актёрскому мастерству»

Составила: Цыбульская Е.Ю.,

педагог дополнительного образования структурного подразделения

«Детско - юношеский центр» г.о.Новокуйбышевск.

Театр - искусство синтетическое. Важно, чтобы маленький актер смог развивать все качества, необходимые для актерского мастерства. Это и воображение, и фантазия, и речь, и многое другое.

На сегодняшний день сложно подобрать из множества упражнений по актерскому мастерству те, которые пригодятся именно на практике. Множество упражнений, приводимых в различных сборниках, совершенно не подходят в работе с детьми и подростками. В своем первом сборнике я представляю упражнения на развитие внимания, памяти и воображения, которые апробированы мной на практике. Мой опыт показывает, что современная театральная школа нуждается в обновлениях, именно поэтому я предлагаю проводить на занятиях комплекс упражнений по развитию воображения, фантазии, памяти, внимания, чтобы не нарушать целостность развития всех этих важных качеств.

Данный сборник адресован режиссерам и руководителям самодеятельных театров. Работа по формированию у воспитанников навыков актерского мастерства и чувства коллективного творчества должна занять важное место в деятельности самодеятельного театра.

Упражнения на развитие воображения и фантазии

Войдите в роль. Прочитать предложенный текст шепотом; громко; с пулеметной скоростью; со скоростью улитки; как будто вы очень замерзли; как будто во рту у вас горячая картошка; как трехлетний ребенок; как инопланетянин.

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную -

Вынесет все, что господь ни пошлет!

Вынесет все - и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Гладим животное. Все участники получают задания на листочках. Нужно изобразить, что они гладят животное или берут его на руки. Здесь должны главным образом работать руки, ладони. Предлагается «погладить» следующих животных:

· хомячка (изобразите, как он выскальзывает у вас из рук, бегает по плечу и т. д.);

· кошку;

· змею (она опутывается вокруг вашей шеи);

· слона;

· жирафа.

Задача всей группы - угадать животное.

Инсценировка пословиц . Группам (по 3-5 человек) заранее дается задание инсценировать пословицу. Возможные пословицы: «Учи дитя, пока поперек лавки лежит, трудно будет, когда побежит», «Семь раз отмерь, один отрежь», «У семи нянек дитя без глазу», «Каков строитель, такова и обитель» и др.

Метафоры. Руководитель произносит слово, например: «Гаснут...» Все участники описывают, что они увидели на своем внутреннем экране (звезды, окна, силы, глаза...). Это упражнение совершенствует ассоциативное мышление и фантазию.

Ощущения. Посидеть на стуле так, как сидит царь на троне; пчела на цветке; побитая собака; наказанный ребенок; бабочка, которая сейчас взлетит; наездник на лошади; космонавт в скафандре.

Пройтись, как ходит младенец, который только что начал ходить; старый человек; гордец; артист балета.

Улыбнуться, как улыбается очень вежливый японец, Жан Поль Бельмондо, собака своему хозяину, кот на солнышке, мать младенцу, ребенок матери.

Нахмуриться, как хмурится ребенок, у которого отняли игрушку; как человек, желающий скрыть смех.

Перевоплощение в амёб, в насекомых, в рыб, в животных, …

Если участник показывает что-то простое, например, кота, ему задают вопросы: А сколько лет коту? Он дикий или домашний? Какие у него привычки?

Правда - неправда. Руководитель неожиданно задает вопросы, на которые участники должны без раздумывания дать немедленные ответы или как-то отреагировать.

Как здоровье Андрея Петровича? А вы откуда знаете?

Когда вы вернете мне книгу?

Вы отдаете себе отчет в том, чем это может кончиться?

Вы что, плохо себя чувствуете?

Может ли мне нравиться то, что вы говорите и делаете на уроках?

Как вам сегодняшняя погода?

Куда вы дели ваше обручальное кольцо?

Что случилось с вашей собакой?

Где ваша замечательная улыбка?

Предмет по кругу. Группа рассаживается или становится в полукруг. Ведущий показывает участникам предмет (палку, линейку, банку, книгу, мяч, любой попавшийся в поле зрения предмет). Участники должны передавать друг другу по кругу этот предмет, наполняя его новым содержанием и обыгрывая это содержание. Например, кто-то решает обыграть линейку как скрипку. Он передает ее следующему человеку именно как скрипку, не произнося при этом ни слова. А тот именно как скрипку ее принимает. Этюд со скрипкой окончен. Теперь второй участник обыгрывает эту же линейку, например, как ружье или кисть и т.д. Важно, чтобы участники не просто делали какие-то жесты или формальные манипуляции с предметом, а передавали свое отношение к нему. Это упражнение хорошо развивает воображение. Чтобы обыграть линейку как скрипку, нужно, прежде всего, увидеть эту скрипку. И чем менее похож новый, «увиденный» предмет на предложенный, тем лучше участник справился с заданием. Кроме того, это упражнение - на взаимодействие, ведь человек должен не только сам увидеть новый предмет, но и заставить других увидеть и принять его в новом качестве.

Путешествие картины. Участнику показывается репродукция известного полотна и предлагается рассказать о том, что там изображено. После одной-двух фраз он передает репродукцию другому, который тоже добавит свою фразу. Таким образом, организуется целостный этюд или рассказ со своим сюжетом.

Скульптор и глина. Участники разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой - глина. Скульптор должен придать глине форму (позу), какую захочет. «Глина» податлива, расслаблена, «принимает» форму, какую ей придает скульптор. Законченная скульптура застывает. Скульптор дает ей название. Затем «скульптор» и «глина» меняются местами. Участникам не разрешается переговариваться.

Что было дальше? Выбирается небольшое, хорошо известное литературное произведение, например, сказка «Репка». Группе, равной по численности количеству сказочных персонажей предлагается сымпровизировать и представить (в соответствующих образах), что произошло после того, как репку вытянули.

Несуществующее животное. Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует:" Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит?"

Оживление предметов. Представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

Представить: пояс - это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут действия детей?

Сочиняем сказки сами. Играющие делятся на несколько команд. Ведущий раздает командам листики бумаги и карандаши. Задача игроков - за 5—6 минут придумать веселую юмористическую сказку, начинающуюся словами: «Жили были…» и заканчивающуюся: «Ну надо же!». По прошествии установленного времени все по очереди зачитывают свои сказки, но таким образом, чтобы они сопровождались звуковым оформлением или каким-либо другим дополнением, а также участием в представлении остальных ребят. Игроки также могут зачитать и сразу же не только проиграть эту сказку, но и перевести ее на язык жестов или же придумать что-то еще.

Ассоциации. Игроки по очереди произносят слова, пришедшие на ум, в ответ на слово произнесенное другим игроком. Играть надо быстро, в случае если ассоциация не понятна, желательно объяснять ее или добиваться объяснения.

Беседа глухонемых. Все участники игры делятся на пары, напарники будут изображать двух глухонемых. Ведущий, наедине, объясняет одному из игроков пары то, о чем он должен поведать своему собеседнику. Затем все рассаживаются полукругом, оставляя свободным центр. Первая пара, выйдя на середину, изображает неожиданную встречу двух глухонемых, затем один из них (получивший задание) начинает рассказывать партнеру свою историю. Его друг должен, также жестами, задавать своему спутнику вопросы, а тот, следовательно, отвечать на них. На беседу игрокам дается не более 5 минут, а затем игроку, который внимал, необходимо рассказать, что же он понял из увиденного? Ведущий сопоставляет его ответ с тем, о чем на самом деле рассказывал игрок, и знакомит с ним окружающих.

Темы бесед можно выбрать абсолютно любые: рассказ о том, как собаке отдавили лапу и игрок ее лечил, о поездке на рыбалку, о посещении музея и т. д. Чем разностороннее и обширнее выбранная тема, тем интереснее пройдет упражнение.

. Большая семейная фотография. Предлагается, чтобы ребята представили, что все они - большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать "фотографа". Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается "дедушка" он тоже может участвовать в расстановки членов "семьи". Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль "фотографа" и "дедушек" обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других "членов семьи". Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.

После распределения ролей и расстановки "членов семьи" "фотограф" считает до трёх. На счёт "три!" все дружно и очень громко кричат "сыр" и делают одновременный хлопок в ладоши.

Разные человечки. Детям дается задание подвигаться по комнате, если бы они были сделаны из песка, из стекла, из соломы, из снега, на шарнирах.

История вещи. Придумать историю вещи (предмет в руке).Берётся два предмета. Участники одновременно про себя начинают придумывать, что было с этой вещью с начала её создания. По хлопку, история одной вещи останавливается, а другой вещи продолжаются. Можно спросить, о чём думал участник.


Упражнения на развитие внимания

Печатная машинка. Участники распределяют между собой алфавит (каждому достается несколько букв) и являются теми клавишами печатной машинки, какие буквы им достались. Удар по нужной клавише - это хлопок нужного человека (кому она досталась). Кто-либо предлагает напечатать какую-нибудь фразу, и участники «печатают», хлопая в нужный момент с равными между «буквами» промежутками. Пробел обозначается общим хлопком всей группы, точка - общими двумя хлопками.

Сколько человек хлопало? Группа рассаживается в полукруг. Из участников выбираются «водящий» и «дирижер». «Водящий» становится спиной к полукругу на некотором расстоянии него. «Дирижер» занимает место перед учащимися и указывает жестом то на одного, то на другого. Вызванный жестом «дирижера» участник хлопает в ладони один раз. Один и тот же участник может быть вызван дважды или трижды. В общей сложности должно прозвучать 5 хлопков. «Водящий» должен определить, сколько человек хлопало. После того, как он справится со своей задачей, «водящий» занимает место в полукруге, «дирижер» идет вводить, а из полукруга выходит новый участник.

Зеркало. Играть в эту игру можно в парах или вдвоем. Игроки садятся или встают друг напротив друга. Один из них совершает разные движения: поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос. Другой - "зеркало" первого.

Для начала можно ограничиться движениями рук, но постепенно усложнить игру: строить рожицы, поворачиваться и т.д. Время игры ограничивается 1-2 минутами.

Четыре стихии. Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: "земля" - руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

Будь внимателен. Игроки рассаживаются по комнате и ждут некоторое время. Они не знают, какое именно задание им будет предложено и когда будет задан вопрос. Вопросы придумывает ведущий. Поэтому он должен быть особенно внимателен.

Через определенное время ведущий просит описать все события, которые произошли в комнате с того момента, как все заняли свои места. Это может быть чье-то покашливание, скрип двери и т.д.

Важные мелочи. На несколько секунд ведущий показывает предмет игрокам. Показывать надо так, чтобы у всех была возможность хорошо рассмотреть со всех сторон предложенный предмет.

Затем ведущий прячет предмет и спрашивает игроков о какой-нибудь малозаметной особенности этого предмета.

Игроки должны постараться припомнить названную деталь и дать правильный ответ.

Помехи. Одному из участников упражнения вручают какой-нибудь сложный текст.

Участвующий в течение минуты должен прочесть этот текст, а затем пересказать его или ответить на вопросы. В то время, пока он читает, остальные участники должны активно ему мешать: шуметь, смеяться, задавать вопросы и т.д.

Чуткое ухо. Один игрок закрывает глаза и пытается отгадать, кто из других игроков только что храпел, бурчал или мяукал.

Капля, речка, океан. Действие желательно сопровождать динамичным музыкальным фоном.

Все участники встают со своих мест и распределяются по игровой площадке. Каждый игрок — это капелька. Легко представить себе окошко после дождя. На прозрачном стекле крупные капли.

Ведущий дает команду: "Объединиться по двое". Все игроки мгновенно должны найти себе пару и схватиться за руки. Не давая игрокам опомниться, ведущий командует: "Объединиться по трое". И вот уже тройки игроков двигаются под музыку, держась за руки и не забывая пританцовывать. Команды ведущего следуют одна за другой: "По четыре человека, по пять, по шесть". "Все в общий круг", — командует ведущий, и все игроки образуют большой хоровод.

Последнее слово. Педагог называет разные существительные. Неожиданно он прерывается, подходит к одному из участников и просит повторить последнее слово.

Вопрос соседу. Все садятся в круг, ведущий - в центре. Он подходит к любому игроку и задает вопрос, например: "Как тебя зовут?", "Где ты живешь?" и т.д. Но отвечать должен не тот, кого спрашивают, а его сосед слева.

Упражнения на развитие памяти

Что исчезло? На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

Повторюшки. Ведущий садится на стул, смотрит на часы, открывает книгу, зевает, снимает трубку телефона, потом, помедлив, кладет ее на место, закрывает книгу. Участник должен повторить которые в той же последовательности.

Тренировка памяти. На подносе укладываются шесть различных небольших предметов, например игрушечный автомобиль, конфетка, карандаш, точилка, расческа, ложка...

В течение короткого времени ребенок запоминает, что лежит, потом поднос чем-нибудь накрывают. Что под покрывалом?

Затем поменяться ролями.

Вспомнить все. Игроки в парах поворачиваются друг к другу спиной, настраиваются на своего партнера и стараются максимально четко его себе представить. Теперь можно начинать игру. Ведущий объявляет, что сейчас придется вспоминать внешний облик человека, стоящего за вашей спиной. После этих слов никакие взгляды на партнера не допускаются.

Первое задание:

вспомнить, как зовут вашего партнера. (Задание выполняют по очереди абсолютно все участники).

Второе задание:

вспомнить, какого цвета глаза у партнера.

Третье задание:

ответить, какой длины брюки на партнере (вопрос должен звучать именно так, даже если в паре девочка в юбке).

Следующее задание:

сказать, какая обувь на ногах партнера.

Не забудешь что купить? Подготовить предметы которые будем использовать в качестве покупок- подойдут разные пакеты, бутылочки, игрушки, мячи могут быть яблоками,

большой мяч - это арбуз, мелкие предметы домашнего обихода, можно слепить. Магазины могут быть разными: "Игрушки", "Хозтовары", "Продуктовый" и т.д..

Посылаем ребёнка в "магазин" и просим купить необходимые покупки, начинать с нескольких, постепенно увеличивая. Ребёнок должен вернуться и показать, рассказать, что купил.

Олень. Запомнить и обыграть стихотворение:

У Оленя дом большой,

Он сидит в окно глядит,

Мимо заинька бежит,

И в окно стучит:

"Тук, тук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой",

Ну-ка, зайка, забегай,

Лапу подавай!

Цепочка действий. Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола".

Кукловод. "Кукловод" завязывает глаза игроку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.

Затем игроку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

Волшебный мешок с подарками. На пол высыпаются 10-15 предметов разной формы, функциональной принадлежности, цвета. В течение минуты дети рассматривают и запоминают их. Взрослый складывает их обратно в мешок и просит ответить на вопросы о предметах:

Какого цвета был брелок?

Сколько резинок для волос лежало на полу?

Кто где? Игроки становятся или садятся в круг, водящий — в центре. Он внимательно осматривает круг, стараясь запомнить, кто где стоит. Потом закрывает глаза и три раза поворачивается вокруг своей оси. За это время двое из игроков, стоящих через одного, меняются местами.

Задача водящего — указать тех, кто находится не на своем месте. Если он ошибается, то остается водящим, если угадывает — указанный игрок занимает его место.

При составлении сборника использовались упражнения, разработанные и апробированные на практике режиссерами и педагогами по актерскому мастерству.

Instructions :

Существует два типа мимики:

- Рефлекторная бытовая мимика;

- Сознательная мимика. Она помогает актерам сознательно получать нужные им выражения лица.

С давних времен человечество знакомо с физиогномикой. Это искусство чтения лица, которое было особенно развито в Китае в эпоху средневековья, а также в Японии. В этих странах даже были созданы специальные школы, в которых мимика лица изучалась по миллиметру. Исходя из накопленного опыта физиономисты старались определить характер и судьбу каждого бугорка на лице, каждого покраснения или побледнения кожи.

Упражнения на развитие мимики обычно начинаются с самого простого и заканчиваются сложными тренировками, эффективность которых будет расти с каждым занятием.

Для начала требуется развить подвижность мышц лица. Для этого нужно делать произвольные движения лицевыми мышцами. Постарайтесь раскрепостить лицо, при этом восстанавливая его оптимальную подвижность. Через определенный промежуток времени после начала тренировок вы заметите, что ваше лицо стало более свободным и может принимать самые разные выражения. При этом вы не будете ощущать абсолютно никакого напряжения, потому что начальные упражнения состоят, в основном, из расслабления лицевых мышц.

Вместе с началом упражнений для развития мимики очень полезно делать специальные упражнения для развития правильной речи. Благодаря этому, в дальнейшем развитие мимики будет происходить значительно быстрее, а процесс развития станет интуитивным и простым.

Дальше при помощи лицевых мышц требуется изображать перед зеркалом различные эмоции. Пробуйте произносить разные слова с оттенками разных эмоций. К примеру, можно сказать слово «Привет!» с радостью, с грубостью, с яростью, со злобой и так далее. На все воля вашей фантазии. Довольно скоро вы увидите, что ваше лицо принимает нужные вам оттенки эмоций в зависимости от окраски вашего состояния. Помимо этого все эти движения не будут произвольными. Вы будете их полностью контролировать и осознавать.

Завершающим этапом развития мимики вашего лица будет следующее упражнение. Пусть ваш напарник встанет перед вами и начнет изображать различного рода эмоциональные состояния.

Упражнения для мимики

1. РАЗМИНКА ЛИЦА

Перед игрой на сцене актеру необходимо сделать разминку лица. Хорошо этим также начинать каждое занятие театральной группы. Возьмите зеркало. Найдите подвижные части лица: брови и лоб, глаза, губы и щеки, язык, нос (ноздри). По очереди двигайте, к примеру, только бровями. Поднимите их, как можно выше, затем опустите, как можно ниже. Поднимите по очереди: одну, потом другую бровь. Потом сделайте несколько разных движений с глазами, губами. 3-5 минут разминки дадут вам ощущение подвижности своего лица. Вы почувствуете, что даже говорить вам стало легче (при условии, что вы перед этим хорошо размяли губ и язык).

2. ИЗУЧИТЕ СВОЕ ЛИЦО

Для актера очень важно, чтобы его лицо было выразительным. Если человек хорошо выражает свои эмоции на лице, то зрителю легче понять сцену.

Давайте изучим свое лицо. Рекомендую это упражнение в числе первых упражнений по мимике лица. Для чего нужно знать свое лицо? Мы не всегда знаем, как мы выглядим в той или иной ситуации (когда удивляемся, например, или когда сердимся). Изучив мимику своего лица, подкорректировав ее, актер будет уверен, что, играя в сцене гнев, он изображает на своем лице гнев, а не суетливость, например. В моей практике встречались люди, которые некоторые эмоции изображали на своем лице нестандартно, не так как все. Вот, к примеру, изобразим удивление. Что вы делаете, когда удивляетесь? Рот приоткрыт, брови ползут вверх, глаза широко раскрываются. Это общепринятое выражение лица. Если актер будет так играть, то зрители поймут, что он удивляется. Но я знаю парня, у которого вместо удивления на лице можно было прочесть совсем другое. Он так делал глазами, как будто заигрывает. В таком случае зритель может не правильно понять сцену. Поэтому надо изучить свое лицо.

Итак, пусть каждый актер принесет с собой из дома небольшое зеркальце. Садитесь поудобнее и начинайте изображать эмоции. Вся группа пусть делает это одновременно по команде лидера. Задача лидера - смотреть, кто как изображает, и корректировать мимику. Например, кому-то надо выше понять брови, или прищурить глаза и т.д. Выражение лица каждого актера может обсуждать вся группа, вместе легко приходить к правильному выводу. Какие эмоции актеры должны уметь изображать на своем лице? Предлагаю 10 самых общепринятых масок.

3. ДЕСЯТЬ МАСОК

Вот те маски (выражения лица), которые наверняка пригодятся вам при игре в христианском театре. Каждую маску обязательно обсудите с группой. Обсудите в подробностях: как актер должен смотреть? Должен ли он моргать глазами? Должен ли он опускать глаза? Открывать ли рот? Поднимать ли брови? И т.д.

Итак, предлагаю следующие маски, из которых вам нужно выбрать 10 самых, на ваш взгляд, общеупотребимых.

1. Страх

2. Злость

3. Любовь (влюбленность)

4. Радость

5. Смирение

6. Раскаяние, угрызение совести

7. Плач

8. Стеснение, смущение

9. Раздумье, размышление

10. Презрение

11. Равнодушие

12. Боль

13. Сонливость

14. Прошение (вы кого-то о чем-то просите)

Запомните, как выглядит ваше лицо в зеркале, когда вы изображаете эти маски. При игре на сцене, вы должны произвести в своей памяти все маски правильно, выразительно. Запомните движения мышц своего лица. Изобразите их при игре так, как изображали перед зеркалом. Потом уже вы будете делать это непроизвольно.

4. СЕКРЕТ: КАК ЛУЧШЕ ИЗОБРАЗИТЬ ЭМОЦИИ

Не всегда легко изобразить на своем лице некоторые эмоции. Ну, как сделать свое лицо злым, если ты в душе добрый? Открою маленький секрет. Чтобы у вас лучше получалось изображать, к примеру, презрение, говорите про себя соответствующие слова (ты посмотри, на кого ты похож? да я тебя терпеть не могу, ты посмотри, что ты на себя одел? И не стыдно тебе, что от тебя так воняет? И т.п.). Может, это не совсем этично, зато помогает.

5. МИНИ-ИСТОРИЯ ДЛЯ ДВУХ АКТЕРОВ

Пусть двое актеров разыграют без слов следующие ситуации:

  • Один читает газету, смеется, другой подглядывает
  • Двое едут в общественном транспорте. Один сидит, другой стоит и хочет, чтоб сидящий уступил ему место, а сидящий делает вид, что не замечает его
  • Двое сидят за столом и кушают. Одни угощает, а другой не хочет есть какое-нибудь блюдо, он и выплюнуть его пытается, пока другой не видит, и ему в тарелку переложить и т.д.

6. МИНИ-ИСТОРИЯ ДЛЯ ОДНОГО АКТЕРА

Напишите для каждого человека своей театральной группы задание на листочке. Актеры по очереди должны изобразить описанную там мини-историю при помощи мимики. Остальные участники пусть угадают, что они видели. Мини истории могут быть следующие:

  • Вы включили телевизор. Показывают какой-то «ужастик». Вам страшно. Вы закрываете глаза. Потом переключаете на другую программу. Там показывают что-то смешное. Переключаете снова. Там показывают футбол. Вот забили гол. Ура! Изображайте ваши эмоции. Переключаете опять. Здесь идет какой-то неприличный фильм, вам и смотреть-то стыдно. Еще один канал - здесь что-то скучное, вы засыпаете.
  • Читаешь журнал
  • Пишешь письмо
  • Подслушиваешь под дверью
  • Ешь вкусное, потом от него тошнит
  • Рассматриваешь картины на выставке, пытаешься незаметно отколупнуть краску.

7. ЭМОЦИИ В ЛИЦАХ

изумление удивление-возмущение страдание
радость подозрительность плач
испуг задумчивость гнев
боль безысходность шок

_______________________________________________________________________

УРОКИ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА ОТ ЗВЕЗД «ГОЛЛИВУДА»

Пятница, 11 Июля, 2008 - 19:08 / 3786 просмотров

Идея этой уникальной фотосессии родилась у фотографа Дэвида Шаца. Известным актерам он дал задания - мимикой изобразить ту или иную ситуацию. Звезды оказались на высоте.

Хью Лори 1. Вы примерный семьянин и хороший отец. Вы ужинаете вместе со своей женой, когда ваша 15-летняя дочь объявляет вам, что она беременна.2. Вы молодой дизайнер. Утром перед своим первым показом вы понимаете, что ваша коллекция не готова к показу и ни одной «потрясающей» вещи в ней нет.

3. Вы самовлюбленный высокомерный депутат Британского парламента. Вы произносите речь, которую в прямом эфире транслирует телеканал BBC и вас страшно прет от звука собственного голоса.

Дэвид Стрэтхерн 1. Вы 9-летний мальчик, который впервые слышит от своего 16-летнего брата откуда берутся дети.2. Вы экзальтированный проповедник-евангелист, восклицающий во время проповеди: «Спасибо тебе, Иисус! Спасибо, Иисус! Спасибо!»

3. Вы бывший спортсмен. Вы невероятно злы на судью, который назначил пенальти за фол вашего 7-летнего сына.

Джон Гудман 1. Вы ботаник, флиртующий с девушкой из группы поддержки и непонимающий, что никаких шансов на успех у вас нет.2. Вы покидаете дом престарелых, в котором находится ваша жена. Впервые она не узнала вас, когда вы пришли.

3. Вы тренер университетской баскетбольной команды, орущий на судью. Вы знаете, что если вас удалят, ваши парни будут играть агрессивнее.

Джон Малкович 1. Вы молодая наивная актриса, вы недавно в Голливуде. Ваш агент только что позвонил вам и рассказал, что вас взяли на роль в большом фильме, по сценарию в вас будет влюблен Джордж Клуни.2. Вы строитель. Вместе со своими приятелями по работе вы сидите на стройке и собираетесь пообедать. Вы кричите проходящей мимо сексапильной девушке: «Эй, красотка, хочешь посмотреть что у меня в коробочке для завтрака?»

3. Вы средней руки наркоторговец, вы должны до хера денег большому мафиозному боссу. Ваш курьер только что рассказал вам, что «вдруг налетел ветер и сдул два мешка вашего кокаина».

Вупи Голдберг 1. Вы примерная жена известного телеевангелиста. Вы только что узнали, что у вашего мужа был роман с мужчиной по вызову и об этом знает пресса.2. Вы богатая тетка с Пятой авеню, вы желаете «Счастливого рождества» швейцару, которому никогда не даете на чай.

3. Вы Барбара Уолтерс, вы берете интервью у недавно разведенной актрисы. Вы расспрашиваете ее о последнем фильме, а потом сразу же задаете вопрос: «Вам было очень больно, что он от вас к молоденькой ушел?»

Майкл Дуглас

Самоучитель АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА

Коллективность актерского творчества

Театр, являясь коллективным видом творчества, создается из художественных вкладов различных творческих специальностей: это и актеры и режиссеры и музыканты и хореографы и многие другие. Коллективность является принципиальным отличием театра от индивидуалистических вида творчества, как, например литературы или живописи.

Особенно важное значение коллективность творчества приобретает в отношении актерских работ. Поэтому принципиально важным является то, что практически с самого начала обучения актерскому мастерству необходимо обратить пристальное внимание на выработку у начинающих "чувства локтя". Авторы данного самоучителя выражают сомнение, что предложенные в нем упражнения и этюды имеет смысл отрабатывать в одиночку: при этом какая-то, может быть наиболее важная их составляющая, будет неизбежно утеряна. К индивидуальному использованию материалов самоучителя мы рекомендуем обращаться при наличии, как минимум, некоторого опыта сценической деятельности.

Упражнения по наработке коллективного "чувства локтя" у начинающих обучение актерскому мастерству адресованы, таким образом, мастеру, руководителю или лидеру группы и должны занять важное место в начале работы коллектива (по опыту работы к ним необходимо обращаться на протяжении первого полугода обучения). Эти же упражнения целесообразны и при дальнейшей работе, как средство собрать внимание, мобилизовать группу перед началом занятия, репетиции.
Помимо упражнений, приведенных ниже, эти цели достигаются с помощью любых, желательно связанных с перемещением в пространстве игр, носящих коллективный характер. Набор стержневых игр и игровых элементов, которые можно "вплетать" в выполнение любого упражнения, что украсит его и сделает полифункциональным, можно найти в книге "Педагогические таинства дидактических игр" из серии Библиотека педагога-практика В.М. Букатов, Москва, "Флинта", 1997.

Упражнения, игры и игровые элементы коллективности.

Стулья. Ведущий или педагог дает команду построить из стульев какую-либо фигуру или букву. Задача учащихся максимально быстро и бесшумно (переговоры запрещаются) построить требуемую фигуру (круг лицом наружу, букву р развернутую к окну и т. п.). Дополнительное усложнение задания - требование одновременность (одновременно встать со стула, одновременно поднять и т. д.).
Встать по пальцам. Ведущий оборачивается к группе спиной, показывает табличку с какой-либо цифрой (от 1 до 10), (можно просто какое-то количество пальцев), начинает отсчет (до трех или до пяти, затем резко поворачивается к группе. На момент поворота количество стоящих (или сидящих, лежащих и т. д.: как уговоритесь) должно быть равно числу написанному на табличке. Условием упражнения является полная бесшумность исполнения.
Японская машинка. Каждый учащийся задумывает короткое слово или цифру (не повторяющуюся) и сообщает остальным. Далее ведущий вводит простой ритм из четырех долей с какими-либо движениями на каждый такт. После того как группа освоила одновременное выполнение ритма, на два последних такта учащиеся начинают передавать "лидерство", с помощью задуманных слов, называя первым свое слово, а затем чужое. Тот, чье слово названо, становится лидером на следующий такт и также передает лидерство другому. "Прозевавший свое слово или не попавший в долю лидер вылетает.
Третий лишний. Известная игра, вряд ли нуждающаяся в комментариях.
Построения. Участники должны максимально быстро, и бесшумно (не общаясь) построиться в шеренгу по какому-либо заданному параметру (по алфавиту, согласно первым буквам отчества; по возрастанию номера квартиры и т.п.)
Рулетка. Участники разбиваются на две группы, по одному представителю садится за стол, друг напротив друга и кладут руки на стол. Между ними кладется монета. По хлопку ведущего они должны накрыть монету рукой - кто быстрее. На все другие сигналы ведущего (топанье, звуки) они не должны реагировать - шевелиться (пошевеливший рукой не вовремя - проиграл). Место проигравшего занимает другой представитель группы.
Печатная машинка. Учащиеся распределяют между собой алфавит (каждому достается несколько букв) и являются теми клавишами печатной машинки, какие буквы им достались. Удар по нужной клавише - это хлопок нужного человека (кому она досталась). Кто-либо предлагает напечатать какую-нибудь фразу, и участники "печатают", хлопая в нужный момент с равными между "буквами" промежутками. Пробел обозначается общим хлопком всей группы, точка - общими двумя хлопками.
Земля - вода - воздух - огонь. Ведущий показывает на одного из стоящих в кругу участников, говоря ему одно из ключевых слов. Тот, на кого указали должен (не позже чем на пять счетов, отсчитываемых ведущим) назвать (без повторов) животное - рыбу - птицу или повернуться вокруг себя соответственно. Ошибшийся выбывает.
Волшебная палочка. Участники передают друг другу в определенном порядке (или по желанию хозяина палочки) ручку (или другой предмет) предлагая продолжить начатое ими предложение (словосочетание). Получающий палочку должен на пять счетов придумать продолжение и сам становится хозяином, задав задание следующему. Хозяин может позой загадывать профессию человека, жестом - действие и т. п.
Руки-ноги. По одному из сигналов ведущего (например, по одиночному хлопку), участники должны поднять руки (или опустить, если на момент сигнала они уже подняты), по другому (например, по сдвоенному хлопку) - встать (или, соответственно сесть). Задачей исполнителей является продержаться как можно дольше, не путая сигналов и сохраняя общий ритм и бесшумность движений. Если участников достаточно, лучше разбиться на две команды и проверить какая команда продержится дольше (по секундомеру), улучшая результат предыдущей.
Ритмы. Педагог, или кто-либо из участников показывает ритм, состоящий из хлопков, топанья и т.п. звуковых эффектов. Задача участников - соблюдая заданный темп и продолжительность пауз, исполнять по очереди (в заданном порядке) только по одному элементу ритма (хлопку, топанью и т. п.)
Ритмичный вход. Придумать на начало занятия какой-то общий для всех участников ритм и занять свои места под этот ритм (каждый раз ритм должен меняться, усложняясь и становясь разнообразие, подключая не только хлопки и топанье ногами, но и все возможные звуковые эффекты). Когда группа сможет уверенно выполнять это упражнение, можно подключать к ритму творческие задания (бравурный, печальный и т. п.) или добиваться развития, разнообразия внутри данного ритма, деля его на партии.
Оркестр. Ведущий распределяет между участниками партии различных инструментов, состоящие из хлопков, топанья, и всех возможных звуковых эффектов. Задачей участников является ритмически исполнить какое-либо известное музыкальное произведение (или сочиненную на месте ритмическую партитуру) под руководством дирижера, управляющего громкостью общего звучания и вводящего и убирающего отдельные партии.
Пулеметная очередь . Участники садятся в круг и ведущий тремя хлопками задает темп пулеметной очереди (поначалу медленный). Участники по очереди, точно соблюдая темп хлопают, постепенно (очень медленно) ускоряясь, до скорости пулеметной очереди (хлопки почти сливаются), а дойдя до максимума скорости, начинают также медленно ее снижать.
Передача позы. Участники становятся в шеренгу. Первый придумывает какую-либо сложную позу (остальные не видят какую) и по сигналу ведущего "передает" ее второму (тот за 10-15 секунд должен максимально точно запомнить ее). По следующему сигналу ведущего, первый "снимает", а второй "принимает" эту позу, Далее происходит передача позы от второго к третьему участнику и т. д. Задачей является максимально точная передача позы от первого до последнего исполнителя. Если участников достаточно, лучше разбиться на две команды и "передавать" одну, заданную ведущим позу - кто точнее.
Бык и ковбой. Двое участников становятся на расстоянии друг от друга (не менее 5 метров), один поворачивается спиной -это бык, второй берет в руки воображаемую веревку - это ковбой. По сигналу к началу ковбой должен накинуть воображаемую веревку на быка и подтянуть его к себе (бык, естественно, сопротивляется). Упражнение получится успешно, если участникам удастся синхронизировать свои действия, чтобы зрители "увидели" воображаемую веревку, натянутую между ними.
Зеркало. Один из участников становится ведущим, второй - его отображение в зеркале, т.е. максимально точно копирует все его действия и движения.

Бессловестные элементы воздействия
“Каждое действие человека имеет конкретную цель (пусть не всегда осознанную) и его можно разложить на составные действия более мелкого объема. Мельчайшими составляющими действия являются оценка, пристройка и воздействие.”

Оценка
“Оценкой называется первый момент всякого осознаваемого субъектом действия, когда цель действия только возникает в сознании.”
“"Оценка" - это момент, в течении которого нужно, образно говоря, "уложить в голову" нечто увиденное, услышанное, так или иначе воспринятое, для того чтобы определить что же делать, принимая во внимание новое обстоятельство.”
“Со стороны психической - это момент установления в сознании связи между интересами (общей целью) и тем или иным внешним, объективным явлением. В момент "оценки" общая субъективная цель, конкретизируясь, превращается в частную объективную цель, то есть в цель одновременно и объективную и субъективную… С внешней, мышечной стороны "оценка" - это всегда более или менее длительная и более или менее полная неподвижность.”
“Труднее всего "уложить в голову" факт чрезвычайной важности и чрезвычайно неожиданный… Чем труднее "оценка", тем соответственно она длительней - тем длительней неподвижность, входящая в нее и следующая за первыми рефлекторными движениями.”
“Природа" оценки" родственна тому явлению, которое называют "удивляться". Но этим словом, как правило, мы называем лишь сильные степени "оценки", то есть длительные, трудные оценки.”

Пристройка

"ПРИСТРОЙКА начинается немедленно после "оценки" - в тот самый момент, когда в сознании возникла конкретная, предметная цель. "Пристройка" - это в сущности, преодоление физических преград, препятствий на пути субъекта к его цели, пока его внимание поглощено не ими, а целью последующего воздействия."
"Прежде всего "пристройки" могут быть разделены на две группы: "пристройка" для воздействия на неодушевленные предметы, и "пристройка" для воздействия на партнера."
" …"пристраиваясь" к воздействию на живого человека, мы вынуждены исходить из своих субъективных представлений о его свойствах и качествах … характер такой "пристройки" определяется прежде всего тем, какова будет, по представлению действующего, реакция партнера на последующее воздействие… Причем главную роль здесь играет представление действующего о соотношении сил своих и партнера.
Например, я имею право требовать, партнер обязан мне повиноваться; я сильнее его; я нужен ему больше, чем он мне."
"Таким образом, "пристройки" для воздействия на живого человека можно разделить на группы: одну назовем "пристройки снизу", другую - "пристройки снизу"… и среднюю, промежуточную группу "пристроек" - "наравне"."
"Пристройки "снизу" и "сверху" отличаются друг от друга не только по своему психическому содержанию, но и с внешней мускульной стороны… "
"Мускульная мобилизация пристройки "сверху" противоположна мускульной мобилизации пристройки "снизу". Пристраивающийся "снизу" тянется к партнеру, он готовится получить просимое так, чтобы как можно меньше затруднять партнера, он вынужден ждать и в полной готовности воспринимать любую реакцию партнера… В каждое мгновение он готов к ответу"
"Пристройку "сверху", наоборот характеризует тенденция быть выше партнера…выпрямить позвоночник. То есть откинуться от партнера."
"Пристройка "наравне" характеризуется соответственно мышечной освобожденностью, или даже - разболтанностью, небрежностью."
""Пристройки" обладают чрезвычайной выразительностью именно потому, что они непроизвольны. Они "автоматически", рефлекторно отражают то, что делается в душе человека: и его душевное состояние, и его отношение к партнеру, и его представление о себе, и степень его заинтересованности в цели."

Вес

"Многие особенности "пристроек" (и вообще поведения человека) связаны с ощущением (разумеется, подсознательным) веса собственного тела."
" вес тела играет значение не абсолютной величины, а величины относительной - в отношении веса к силам человека …"
" Увлеченность делом, перспективы успеха, надежды "окрыляют" человека, увеличивают его силы или уменьшают относительный вес его тела... Все это влечет за собой выпрямление позвоночника, подъем головы и общей мускульной мобилизованности, "кверху", облегчение головы, корпуса, рук, ног и пр., вплоть до открытых глаз, приподнятых бровей и улыбки... Падение интереса к делу, ожидание поражения, угасание уменьшают силы или увеличивают относительный вес тела."
"Если с человеком происходит что-либо значительное, то и вес его в той же мере меняется"
Для овладения этим параметром человеческого поведения технологически удобно выделить три "веса": тяжелый", "легкий" и "с достоинством".

Мобилизация

С психической стороны "мобилизация" это та или иная концентрация внимания человека на цели. Одно из ключевых понятий в терминологии Ершова, позволяющее структурировать важность конкретных целей для субъекта, а соответственно, ключ к логике его поведения и характеру. Мобилизации предшествует "мобилизованность" - степень готовности человека к деятельности до уяснения цели. После уяснения цели, то есть "оценки ", "мобилизованность переходит в ту или иную мобилизацию
"Мобилизованность выражается в общей собранности внимания и, следовательно, в направлении взгляда, в глазах, в дыхании. В общей подтянутости мускулатуры тела, в частности в подтянутости спины - позвоночника. Это - рабочее состояние тела, приспособленность его к затрате усилий и относительно широкому выбору действий - к тем и таким, какие потребуются, как только цель конкретизируется, готовность преодолеть препятствия, которые еще не возникли, но вот-вот возникну, которые возможны, вероятны на пути к цели."

Упражнения

Мобилизация

Мобилизацию или степень концентрации внимания на объекте удобно разделять на простую и сложную, а также на длительную и короткую
  • Понаблюдайте за подготовкой спортсменов к старту, за особенностями поведения тела человека, готового поймать, схватить, побежать, и т.п. Определите, как отражается мобилизация (готовность) человека к какому-нибудь физическому действию ("простая мобилизация") в собранности внимания, спинной мускулатуре. Попробуйте сымитировать различные варианты мобилизации и последите за особенностями собственных реакций в состоянии высокой "простой мобилизации" на вещи имеющие отношение к объекту Вашей мобилизации и не имеющие.
  • Понаблюдайте и имитируйте поведение тела человека в процессе важного для него разговора, выступления, спора. Найдите отличия в физическом выражении этой "сложной мобилизации" от "простой".
  • Найдите в окружающей жизни моменты изменения мобилизации (концентрации и ослабления внимания), проследите последовательность изменения концентрации взгляда, мускулатуры. Сыграйте мобилизацию и демобилизацию.
  • Обозначив степенью 0 -минимальную (т.е. полное отсутствие сосредоточенного внимания и соответствующая этому общая расслабленность тела) и степенью 10 максимально возможную мобилизацию тела найдите поступенчатое повышение, максимально подробно замечая физическое изменение тела в процессе выполнения упражнения.
  • Делайте упражнение 4 на ходу, найдите максимально и минимально "целеустремленные" походки и промежуточные стадии.
  • Делайте упражнение 4 в процессе любого бытового дела, разговора и т.д., следите как изменяется поведение при различных "степенях" мобилизации.*
    * - рост мобилизации в процессе выполнения какого-либо дела говорит о повышении интереса субъекта к объекту внимания, о том что "дело" развивается в благоприятную сторону, что оно становится все важней (опасней) для субъекта, демобилизация же в процессе выполнения дела говорит об обратном.
  • Понаблюдайте в жизни за поведением человека, занимающегося каким-либо делом (чтение, уборка, и т. д.), найдите "периоды" роста интереса к делу и падения, отметьте физические проявления этого процесса.
  • Наблюдайте то же, у людей в процессе общения.
  • Найдите разницу между мобилизацией человека пристроенного к короткому, важному для себя делу и мобилизацией человека готового к тому, что в процессе выполнения дела может встретиться достаточное количество препятствий, проблем, потребующих некоторого времени для разрешения.*
    * - "короткая" и "длительная" мобилизация близки по внешнему выражению к "простой" и "сложной" мобилизации, но имеют некоторые специфические отличия, обнаружить которые мы предоставляем Вам.

Упражнения

Оценка

  • Понаблюдайте за людьми, когда они что-то неожиданное "увидели", "услышали", "узнали", "поняли", найдите у них момент физической неподвижности, “замирания”.*
    * ПРИМЕЧАНИЕ После реальной оценки в жизни человек обычно как- то изменяется (согласно классификации Ершова изменения укладываются в следующие параметры: мобилизация, пристройка, вес), используйте это правило для проверки овладения Вами оценкой.
  • Наблюдайте в жизни и овладейте органичным “замиранием” в процессе выполнения какого-либо дела*: при чтении газеты, при ходьбе.
    * ПРИМЕЧАНИЕ Необходимо уточнить понятие "дело", встречающееся здесь и далее, Под "делом" понимается какой-либо процесс, имеющий начало и конец и требующий от субъекта концентрации внимания на препятствиях, встречающихся при реализации. С этой позиции та или иная деятельность может "быть делом", а может и "не быть". Например, управление машиной не является делом при обычных обстоятельствах, но может быть делом при обучении вождению, преследовании и т.д.При выполнении упражнений необходимо (это особенно видно со стороны) контролировать занимается ли человек делом или нет (если нет - то ни о каких параметрах поведения речи не идет)Наблюдайте в жизни и овладейте органичным “замиранием” в разговоре.
  • Попробуйте сыграть этюд по схеме: что-то делал - вдруг произошло (увидел, услышал, заметил, понял) что-то неожиданное - стало необходимо срочно заняться вновь возникшим, “новым” делом.*
    * ПРИМЕЧАНИЕ Для успешного овладения “оценкой” во всех упражнениях необходимо добиваться сосредоточенного внимания на деле, предшествующем “оценке”, т.е. “важности дела” для персонажа.
  • Сыграйте этюд по схеме: что-то делал - вдруг произошло (увидел, услышал, заметил, понял) что-то неожиданное - стало необходимо внести “поправки” в свою деятельность, как-то изменить ее для успешного достижения цели.
  • Сыграйте этюд по схеме: что-то делал - вдруг произошло (увидел, услышал, заметил, понял) что-то неожиданное -необходимо “скрыть” то, что данное обстоятельство серь6езно влияет на всю Вашу жизнедеятельность.*
    * ПРИМЕЧАНИЕ На первых порах проще овладеть "оценкой" вделах, требующих "срочных”, простых физических действий (выключить чайник, открыть, схватить, бежать, прятаться и т.д. Постепенно "добавляйте", обстоятельства, делающие “оценку” не такой простой и однозначной, треубующие некоторого времени (обычно доли секунды, иногда, в редких случаях и секунды) для принятия решения.
  • "Три дела одновременно". Наметьте три каких-либо дела, требующие сосредоточенного внимания (Например: собираться в поход, следить за готовящейся пищей, говорить по телефону), выполняйте их “одновременно". Если получится добиться того, чтобы все три дела были для Вас достаточно важны (не отмахиваться ни от одного) "оценки” сами возникнут в неожиданных для Вас местах.

  • "Важный разговор". После каждой реплики партнера делайте более или менее крупную оценку.
    Пулеметная очередь оценок. На любое слово партнера, на любой предмет сделайте ряд оценок с общим подтекстом "не может быть!", "неужели!".
  • “Большая оценка”. Придумайте обстоятельство, кардинально меняющее судьбу Вашего персонажа. (В людой пьесе, почти у каждого персонажа есть такие обстоятельства). Наметьте дело, которым занят персонаж до возникновения этого обстоятельства и после. Сыграйте момент долгой органичной неподвижности, в процессе которого, персонаж “уясняет" происшедшее и принимает решение заняться новым делом.

Лепка фразы в логике словестного воздействия

Объектом словесного воздействия является сознание человека. Отличительные особенности действия, совершаемого словом, с наибольшей ясностью и полнотой обнаруживаются в случаях словесного воздействия на сознание партнера с целью переделать, перестроить его сознание, приспособить его к интересам действующего.
Все люди, говоря о чем-нибудь между собой, "воздействуют" более или менее ярко и убедительно на сознание партнера картинами, которые по той или иной причине возникли и существуют в их сознании. ...действовать словами - это значит рисовать ими картину "не для слуха, а для глаза" партнера,… внедрять свои видения в сознание партнера. Чтобы действовать словами нужно, прежде всего, видеть, - отчетливо представлять себе то, о чем говоришь…

Внешняя сторона словесного действия - звучащая речь; в ней физически, материально реализуется психическая сторона процесса. Если человек страстно добивается своей цели - если ему очень нужно переделать сознание своего собеседника…; тогда его речь делается богатой интонационными красками, она начинает звучать выразительно. Чтобы нарисовать картину данными словами как только можно ярче, человек рисует ее не только разнообразными, но и контрастными красками, используя весь диапазон своего голоса.
Рисуемая словами картина, в зависимости от ее содержания, состоит обычно из частей, которые в свою очередь, состоят из еще более мелких частей. Воспроизвести речью такую картину невозможно иначе как по частям и по элементам, из которых они слагаются.
Для того чтобы быть понятной, рисуемая картина должна состоять не только из знакомых слушателю элементов, но и из знакомых ему связей между этими элементами… в безграничном множестве возможных связей между отдельными элементами рисуемых картин, можно выделить общие, повторяющиеся схемы: их можно назвать "общими логическими или интонационными конструкциями"
Внутренняя психическая сторона "лепки фразы" заключается в умении видеть не разрозненные или случайно связанные между собой элементы действительности, а цельную или единую картину, состоящую из взаимосвязанных частей.
Рисуемая словами картина должна запечатлеться в сознании партнера. Что именно в первую очередь и как