Виды поклонений аллаху, о которых мы даже не догадываемся. Необходимость поклонения одному аллаху

Вопрос 1. Смысл поклонения и основы, на которых оно зиждется.

Арабское слово «ибада» означает «поклонение». Лексически это слово означает «покорность», «смирение». Однокоренные с ним слова используются в выражениях «послушный верблюд», «протоптанная тропа».

В шариате это понятие объединяет все слова и деяния, совершаемые телом и душой, которые Аллах любит и которыми Он доволен. Более подробно об этом пойдет речь при упоминании некоторых форм поклонения.

Поклонение зиждется на трех столпах.


  1. Совершенная любовь к Пречистому Богу. Всевышний по этому поводу сказал: «Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» (аль-Бакара, 2:165 ).
  2. Совершенная надежда на милость Аллаха. Всевышний сказал: «Они надеются на Его милость» (аль-Исра, 17:57 ).
  3. Совершенный страх перед Аллахом. Всевышний сказал: «... и страшатся мучений от Него» (аль-Исра, 17:57 ).
Эти три великих столпа Пречистый Аллах собрал воедино в суре «аль-Фатиха»: «Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Властелину Дня воздаяния!» . В первом аяте указывается на любовь, потому что Аллах – Благодетель, а того, кто одаряет благами, любят в зависимости от степени его добродетели. Во втором аяте содержится указание на надежду, потому что следует надеяться на милость того, кто обладает милосердием. Третий аят содержит указание на страх, потому что наказания того, кто способен воздать по заслугам и призвать к отчету, следует бояться.

Поэтому после этих трех аятов Всевышний сказал: «Тебе одному мы поклоняемся...». Это значит, что мы поклоняемся нашему Господу, испытывая эти три чувства. Мы любим Его, о чем свидетельствуют слова «Хвала Аллаху, Господу миров». Мы надеемся на Него, что подтверждается словами «Милостивому, Милосердному». И мы боимся Его, на что указывают слова «Властелину Дня воздаяния».

Поклонение принимается только при выполнении двух условий:


  1. Искренность перед Богом. Аллах принимает только те из деяний, которые совершаются искренне ради Его Лика. Всевышний сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне» (аль-Беййина, 98:5 ); «Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху» (аз-Зумар, 39:3 ); «Скажи: «Я поклоняюсь одному Аллаху, очищая перед Ним веру» (аз-Зумар, 39:14 ).
  2. Следование путем посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Господь принимает только те деяния, которые соответствуют наставлениям посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Всевышний сказал: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (аль-Хашр, 59:7 ). Он также сказал: «Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (ан-Ниса, 4:65 ). Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-либо внесет в это дело наше то, что к нему не относится, то это будет отвергнуто» («Сахих аль-Бухари», 2697 ). Это значит, что оно будет возвращено ему.
Деяния, которые совершены не ради Аллаха и не соответствуют Сунне посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, являются бессмысленными. Аль-Фудайл бин Ийад, говоря о смысле высказывания Всевышнего «...чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше» , сказал: «Более искренними и более правильными». Его спросили: «Что означает: более искренними и более правильными?». Он ответил: «Если деяние является искренним, но неправильным, то оно не принимается, и если оно является правильным, но неискренним, то оно тоже не принимается. Оно должно быть искренним и правильным. Искренним же является то, что совершается ради Аллаха, а правильным – то, что соответствует Сунне» («Хилйат аль-Аулийа», 8/95 ).

К аятам, объединяющим оба эти условия, относятся слова Всевышнего в конце суры «аль-Кахф»: «Скажи: "Воистину, я – такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог – Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом"» (аль-Кахф, 18:110 ).

Вопрос 2. Перечисление некоторых форм поклонения.

Форм поклонения много, и каждое праведное слово, каждое праведное деяние, совершенное душой или телом, считается одной из форм поклонения, если Аллах любит его или доволен им. Поэтому мы перечислим лишь некоторые из них.

1. Мольба (дуа). Эта форма поклонения делится на две категории: мольба с прошением и мольба в поклонении.
Всевышний Аллах сказал: «Взывайте же к Аллаху, очищая перед Ним веру» (Гафир, 40:14 ); «Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» (Джинн, 72:18 ); «Кто же находится в большем заблуждении, чем те, которые взывают вместо Аллаха к тем, которые не ответят им до Дня воскресения и которые не ведают об их зове?! А когда люди будут собраны, они станут их врагами и будут отвергать их поклонение» (аль-Ахкаф, 46:5-6 ).
Поэтому, если человек молит кого-либо, кроме Великого и Могучего Аллаха, о помощи в том, на что не способен никто, кроме Аллаха, то он является многобожником и неверующим, независимо от того, взывает он к живому творению или к мертвому. Если же человек просит живого человека оказать ему посильную помощь, например, накормить или напоить его и т.п., то он не совершает греха. Но если он взывает к мертвому или к отсутствующему живому человеку и т.п., то он является многобожником, потому что мертвый или отсутствующий человек не способен ответить на его молитву.
Как уже было отмечено, мольба включает в себя две категории: мольбу-прошение и мольбу-поклонение.
Мольба с прошением – это молитва о благе в этом мире и в будущей жизни, а мольба в поклонении включает в себя все богоугодные поступки, совершаемые душой и телом, потому что человек, поклоняющийся Аллаху, словами и поведением просит своего Господа принять его поклонение и вознаградить его за него.
Все коранические повеления взывать с мольбой к Аллаху и запреты на обращение с мольбой к кому-либо, кроме Аллаха, относятся как к мольбе с прошением, так и к мольбе в поклонении.

2, 3, 4. Любовь (махабба), страх (хауф) и надежда (раджа) . Об этих формах поклонения мы уже говорили при разъяснении столпов поклонения.

5. Упование (таваккул) . Уповать означает положиться на кого-либо или что-либо. Для того чтобы уповать на Аллаха, раб должен искренне вверить свою судьбу Всевышнему Аллаху, положиться на Него и довериться Ему, используя предписанные или дозволенные Аллахом средства, необходимые для обретения блага и оберегания от зла. Всевышний сказал: «Уповайте только на Аллаха, если вы являетесь верующими» (аль-Маида, 5:23 ). Он также сказал: «Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» (ат-Талак, 65:3 ).

6, 7, 8. Чаяние (рагба), боязнь (рахба), смирение (хушу) . Под чаянием подразумевается стремление достичь того, что любишь. Боязнь – это страх, заставляющий избегать того, чего страшишься. Смирение же – это такое унижение и преклонение перед величием Аллаха, когда раб покоряется Его предопределению и законам. Всевышний Аллах упомянул эти три формы поклонения и сказал: «Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с чаянием и страхом и были смиренны перед Нами» (аль-Анбийа, 21:90 ).

9. Опасение (хашья). Это – страх, основанный на осознании величия и совершенного могущества того, кого опасаешься. Всевышний Аллах сказал: «Не бойтесь их, а бойтесь Меня» (аль-Бакара, 2:150 ); «Не бойтесь же их, а бойтесь Меня» (аль-Маида, 5:3 ).

10. Обращение (инаба). Под этим подразумевается обращение к Всевышнему Аллаху посредством совершения богоугодных дел и избежания грехов. Всевышний сказал: «Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему» (аз-Зумар, 51:54 ).

11. Мольба о помощи (истиана). Это – молитва о том, чтобы Аллах помог справляться с религиозными и мирскими делами. Всевышний сказал: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи» (аль-Фатиха, 1:5 ). А в завещании Ибн Аббасу Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если ты молишь о помощи, то моли об этом Аллаха» («Сунан ат-Тирмизи» (2516), «Муснад Ахмад» (1/307). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, а аль-Хаким – достоверным ).

12. Мольба о защите (истиаза). Это – молитва о покровительстве и защите от любых неприятностей. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: "Прибегаю к защите Господа рассвета от зла того, что Он сотворил"» (аль-Фаляк, 113:1-2 ). Он также сказал: «Скажи: "Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей, от зла искусителя, исчезающего при поминании Аллаха"» (ан-Нас, 114:1-4 ).

13. Мольба о спасении (истигаса). Это – молитва об избавлении от несчастья и спасении от погибели. Всевышний Аллах сказал: «Вот вы попросили своего Господа о помощи, и Он ответил вам» (аль-Анфаль, 8:9 ).

14. Жертвоприношение (забх). Это – заклание живой твари путем пролития ее крови в соответствии с определенными правилами ради приближения к Аллаху. Всевышний сказал: «Скажи: "Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров"» (аль-Анам, 6:162 ). Он также сказал: «Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (аль-Каусар, 108:2 ).

15. Обет (назр). Это – взятие на себя обязательств выполнить что-либо или совершить необязательное богоугодное дело. Всевышний Аллах сказал: «Они исполняют обеты и боятся дня, зло которого разлетается» (аль-Инсан, 76:7 ).

Мы упомянули лишь некоторые из форм поклонения. Все они являются правом только одного Аллаха, и запрещается посвящать их кому-либо, кроме Него.

В зависимости от того, чем совершаются эти формы поклонения, они делятся на три категории.

К первой относятся формы поклонения, совершаемые сердцем, такие как любовь, страх, надежда, обращение, опасение, боязнь, упование и т.п.

Сегодня 24 апреля

Время 3: 58


Расписание на завтра

Статистика

Всего посещений: 178281

Объявления

Сдаются складские помещение по адресу г.Тольятти, ул. Базовая 46. По вопросам аренды просим обращаться по телефону 89272684411, Эдуард.

Обязательность поклонения Аллаху и его значение

Хвала Аллаху, Господу миров, Который сотворил всё сущее для поклонения и велел Своим творениям подчиняться Ему и придерживаться Единобожия. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад- Его раб и Посланник, который был самым преданным рабом Всевышнего, усерднее всех поклонялся Ему и больше всех боялся Его. Он призывал к религии Аллаха и прикладывал огромные усилия ради Всевышнего. Он выстаивал молитву до тех пор, пока ноги его не опухали от долгого стояния. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи, его сподвижников и всех, кто следовал их путём.

О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха и размышляйте о том, для чего вы сотворены и что вам велено.

Поистине, вы сотворены для поклонения Одному лишь Аллаху, у Которого нет сотоварищей - это вам велено.

Всевышний Аллах сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня» (51:56-57).

Всевышний также сказал: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, - быть может, вы устрашитесь» (2:21).

Поклонение - собирательное название всего, что любит Всевышний Аллах и чем Он доволен из дел и слов - как тайных, так и явных. Даже сон может быть поклонением, если человек спит ради того, чтобы у него были силы поститься или совершать ночную молитву.

Есть также достоверный хадис, в котором говорится, что расходы мужчины на семью также считаются милостыней. Са"д передаёт, что Пророк сказал: «Поистине, твои расходы на семью являются милостыней» [Муслим].

Джабир передаёт, что Пророк сказал: «Если мусульманин посадит дерево, всё то, что будет съедено с него, обязательно зачтётся ему как милостыня, и всё, что будет украдено с него, обязательно зачтётся ему как милостыня, и всё, что съест с него зверь, зачтётся ему как милостыня, и если кто-нибудь нанесёт ему урон, это обязательно зачтётся ему как милостыня» [Муслим].

О рабы Аллаха! Поклонение бывает двух видов: обязательное и желательное. Среди обязательных видов поклонения есть повторяющиеся. Например, обязательная молитва совершается пять раз в сутки, пост в рамадан и выплата закята повторяются каждый год.

Повторюсь братья, что молитва является обязательной в течении каждого дня. Пятикратно! Многие люди приходят и молятся только по пятницам, а в оставшиеся дни не делают намаз.

Так же есть такие поклонения, которые нужно совершить один раз в жизни- например, хадж и "умра для тех, кто способен их совершить.

Как мы видим, мусульманин на протяжении всей своей жизни постоянно совершает различные виды поклонения, произнося определённые слова и совершая определённые действия.

О мусульмане! Поклонение называется поклонением и приносит человеку пользу у Всевышнего Аллаха, только если человек совершает его с искренним намерением ради Аллаха, не делая ничего напоказ и не придавая Аллаху сотоварищей. Всевышний Аллах сказал: «Поклоняйся же Аллаху, посвящая религию Ему Одному. Поистине, религия может быть посвящена только Аллаху» (39:2-3).

Всевышний также сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как приверженцы Единобожия, совершать молитву и выплачивать закят. Это - правая вера» (98:5). Всевышний также сказал: «Горе молящимся, которые небрежно относятся к своим молитвам, которые лицемерят и отказывают даже в мелочи!»(107:4-7).

Всевышний также сказал: «Скажи: "Поистине, я - такой же человек, как и вы. Мне внушено Откровение о том, что ваш Бог - Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает благие дела и никому не поклоняется наряду со своим Господом"» (18:110).

А в хадисе-кудси говорится, что Всевышний Аллах сказал: «Я совершенно не нуждаюсь в том, чтобы Мне придавали сотоварищей, и если кто-нибудь совершит что-либо не только ради Меня, но и ради кого-то другого, Я оставлю его вместе с его многобожием!» [Муслим].

Для того, чтобы поклонение было правильным и принималось Всевышним, нужно не только искреннее намерение, но и следование Пророку. Пророк сказал: ≪Кто сделает нечто, не соответствующее этому нашему делу, оно будет отвергнуто» [Аль-Бухари].

О мусульмане! Поистине, поклонение Всевышнему Аллаху - первейшая обязанность и право Аллаха, которое важнее любого иного права. Всевышний сказал: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. И делайте добро родителям»(4:36).

Всевышний также сказал: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям» (17:23).

В Коране много похожих аятов. А Му"аз передаёт, что Пророк сказал: «О Му"аз, известно ли тебе, какое право Аллаха должны соблюдать Его рабы, и чего они вправе ожидать от Аллаха?» Я сказал:

«Аллах и Его Посланник знают об этом лучше». Тогда он сказал: «Поистине, право Аллаха, которое обязаны соблюдать рабы Его, состоит в том, что они должны поклоняться одному только Аллаху. Они же вправе ожидать, что Аллах не станет подвергать мучениям того, кто не поклоняется никому, кроме Него» [Аль-Бухари; Муслим].

Разумный человек обязан поклоняться Всевышнему Аллаху с совершеннолетия до смерти. Всевышний сказал: «Поклоняйся Господу твоему, пока не придёт к тебе убеждённость [смерть]»(15:99)" Всевышний также сказал, передавая слова Своего пророка "Исы (мир ему): «...и заповедал мне совершать молитву и раздавать закят, пока я буду жив»(19:31).

О рабы Аллаха! Кто не поклоняется Аллаху, тот становится рабом Шайтана. Всевышний сказал: «Разве Я не завещал вам, о сыны Адама, не поклоняться Шайтану, который для вас явный враг, и поклоняться Мне? Это - прямой путь»(36:60-61).

Кто не поклоняется Аллаху, тот становится рабом собственных страстей. Всевышний сказал: «Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть?»(45:23)

Кто не поклоняется Аллаху, тот становится рабом этого бренного мира. Пророк сказал: «Несчастен раб динара и дирхема, катыфы и хомисы, который остаётся довольным, если ему даруется это, а если нет, то и довольным он не бывает!» [Аль-Бухари].

Только поклонение Одному лишь Аллаху, у Которого нет сотоварищей, помогает человеку утвердиться на земле и оградить себя от опасностей и в этом, и в вечном мире. Всевышний сказал: «Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали благие дела, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать религию, которую Он одобрил для них, и заменит им страх безопасностью.

Они поклоняются Мне и не придают Мне сотоварищей. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами»(24:55).

О мусульмане! Поистине, в каждом ракаате своей молитвы, читая Слова Всевышнего: «Тебе Одному мы поклоняемся и Тебя Одного молим о помощи»(1:5) - вы обещаете Всевышнему не поклоняться никому, кроме Него. «Будьте же верны завету с Аллахом, который вы заключили» (16:91).

Да сделает Аллах Великий Коран благословенным для меня и для вас и поможет нам извлекать пользу для себя из его аятов и мудрого напоминания. Поистине, Он - Слышащий, Отвечающий на мольбы.

Поклонение - проявление нашей благодарности Аллаху за Его великие милости. ≪Благодарите Его за Его милости, и Он добавит вам≫.

Поклонение - доказательство убеждённости и символ религии. Благодаря поклонению, человека окружают милости Всевышнего, и ангелы оберегают его. Награда за поклонение-райская обитель. Поклонение -величайшая благодарность, признак упования на Всевышнего и светоч разумности. Кто совершает поклонение должным образом, тот ожидает от Аллаха лишь благого, и Аллах возвышает его. Всевышний сказал в хадисе-кудси: «Я объявлю войну враждующему с Моими приближёнными! Самым любимым для Меня из всего, что делает раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является то, что Я вменил ему в обязанность. И будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного, пока Я не полюблю его. Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слушать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня о чём-нибудь, я обязательно дарую ему это, а если обратится ко Мне за защитой, Я обязательно защищу его» [Аль-Бухари].

Всевышний Аллах уготовал тем, кто усердно поклоняется Ему, великую награду, которая не поддаётся описанию. Пророк сказал, передавая от своего Господа: «Я приготовил для Моих праведных рабов то, чего никогда не видели глаза, о чём никогда не слышали уши, и о чём никогда не помышляло сердце человека» [Муслим].

О рабы Аллаха! Когда человек будет поклоняться Всевышнему Аллаху с искренностью и убеждённостью, выбирая благословенное место и время, ему простятся его грехи - наш Господь делает ангелов свидетелями этого.

Пророк сказал: «В день "Арафа Аллах нисходит к нижнему небу и хвалит их перед ангелами, говоря: "Посмотрите, это - Мои рабы, которые пришли, покрытые пылью, с взлохмаченными волосами, разными дорогами... Я беру вас в свидетели, что я простил им". Ангелы говорят: "Господи, но ведь такой-то, превосходит такого-то и такого-то". Всевышний Аллах говорит: "Я простил им"». Пророк сказал: «Ни в один день не освобождает Аллах от Огня столько людей, как в день "Арафа» [Ибн Хузейма].

О Аллах, даруй мусульманам благоразумие, которое поможет праведным возвыситься, а грешникам - исправиться, и помоги нам побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого.

О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам, мусульманам и мусульманкам!

О Аллах, помоги исламу и мусульманам! О Аллах, утешь их, возврати их пропавших и исцели их больных и избавь тех из них, кого постигла беда.

О Аллах помоги им погасить их долги! О Аллах, помилуй слабого из нас, покрой наши недостатки, прости наши ошибки и избавь нас от несчастий.

О Аллах, помилуй нас, стоящих пред Тобою!

О Аллах, сделай светлыми наши лица!

О Аллах, даруй нам Твой Рай и Твоё довольство!

О Аллах, возврати мусульманскую молодёжь к их религии прекрасным возвращением!

О Аллах, убереги мусульманок от всего сомнительного и от страстей, от непристойной одежды и оголения, о наш Покровитель! О Господь миров!

О Аллах, будь с нами и не будь против нас, и сделай благим завершение наших дел, о наш Покровитель! О Господь миров! Поистине, Ты всё можешь!

Поистине, хвала принадлежит Аллаху! Его мы восхваляем и Его просим о помощи. Мы взываем к Нему, чтобы Он направил нас на прямой путь, просим Его о прощении и прибегаем к Аллаху от зла наших душ и от вреда наших дел. Кого Аллах наставит на правильный путь, того никто не собьет с него. А кого Аллах собьет с этого пути, того никто не наставит. Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха Единого, нет Ему сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник.

В одной из прошлых статей («Нет божества кроме Аллаха» — прим. ред.) мы говорили о том, что смысл шахады «ля иляха илля Ллах» можно передать словами «нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха». Сегодня же мы поговорим о том, что такое поклонение Всевышнему Аллаху и какие у него условия.

Понимание поклонения в Исламе

Цель, по причине которой мы все созданы, — это поклонение Всевышнему Аллаху без придавания Ему сотоварищей, как Он повелевает это в Своей священной Книге:

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (сура «Аз-Зарийят», аят 56).

Всевышний Аллах не оставил нам свободы выбора в том, каким образом каждый из нас должен поклоняться Ему. Однако Он отправил людям своего Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и ниспослал ему Великую Книгу, чтобы разъяснить для людей прямой путь.

Следование пути Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) также не является делом свободы выбора. Это путь, которым Создатель обязал своих рабов:

وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانتَهُوا وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ

«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (сура «Аль-Хашр», аят 7).

Аллах также сказал:

وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ وَمَن يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا مُّبِينًا

«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (сура «Аль-Ахзаб», аят 36).

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيرًا

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (сура «Аль-Ахзаб», аят 21).

На сегодняшний день многие мусульмане неправильно понимают, что такое ибада, относя к нему только ритуальное поклонение, как намаз, закат, пост, хадж. На самом же деле оно охватывает всю жизнь человека, так как поклонение — это стремление к довольству Аллаха, посредством исполнения Его повелений и отстранения от Его запретов. Повеления и запреты Аллаха охватывают все сферы жизнедеятельности человека. Так, например, если человек ради достижения довольства Всевышнего Аллаха укрепляет родственные связи, воспитывает детей, выполняет свою работу добросовестно, зарабатывает средства к существованию дозволенным образом, соблюдает правила дорожного движения, то все это будет считаться поклонением, за которое он по воле Аллаха получит награду у своего Создателя.

Определение поклонения

1. Лексическое значения слова «поклонение»

Слово «Ибада» (عِبَادَةٌ) является производным от глагола «абада» (عَبَدَ), который имеет смысл «служить», «поклоняться», «преклоняться», «быть рабом». Соответственно, отглагольное слово «ибада» (عِبَادَةٌ) будет означать «повиновение», «рабство», «поклонение».

2. Понятие поклонения в Шариате

1) Относительно формы поклонение – это унижение перед Аллахом с исполнением Его приказов и подчинением Его запретам, с любовью к Нему и возвеличиванием Его.

وَمِنَ النَّاسِ مَن يَتَّخِذُ مِن دُونِ اللّهِ أَندَاداً يُحِبُّونَهُمْ كَحُبِّ اللّهِ وَالَّذِينَ آمَنُواْ أَشَدُّ حُبًّا لِّلّهِ

«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» (сура «Аль-Бакара», аят 165).

إِنَّ الَّذِينَ هُم مِّنْ خَشْيَةِ رَبِّهِم مُّشْفِقُونَ

«Воистину, те, которые трепещут от страха перед своим Господом» (Сура «Аль-Муминун», аят 57).

إِنَّهُمْ كَانُوا يُسَارِعُونَ فِي الْخَيْرَاتِ وَيَدْعُونَنَا رَغَبًا وَرَهَبًا وَكَانُوا لَنَا خَاشِعِينَ

«Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с надеждой и страхом и были смиренны перед Нами» (Сура «Ан-Анбия», аят 90).

2) Относительно сущности поклонение – это все, что любит Всевышний Аллах и чем Он доволен из слов и деяний, явных и скрытых.

Условия поклонения

Дело не будет поклонением, если оно не соответствует условиям, о которых мы немного вам расскажем.

1. Искренность (ихляс) перед Аллахом

Здесь подразумевается, что целью человека при совершении дела должно быть достижение довольства Всевышнего Аллаха и обретения блага в загробной жизни посредством этого довольства. То есть, что бы ни совершал человек из явных дел, как, например, хорошее отношение к родителям, помощь людям и т.д, или же скрытных дел, как любовь, ненависть — цель этих дел заключается в достижении довольства Всевышнего Аллаха, как на это указывают многочисленные аяты Корана и хадисы Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):

الَّذِي يُؤْتِي مَالَهُ يَتَزَكَّى وَمَا لِأَحَدٍ عِندَهُ مِن نِّعْمَةٍ تُجْز ىَ إِلَّا ابْتِغَاء وَجْهِ رَبِّهِ الْأَعْلَى وَلَسَوْفَ يَرْضَى

«Который раздает свое богатство, очищаясь, и всякую милость возмещает сполна только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа. Он непременно будет удовлетворен» (сура «Аль-Лейль», аяты 18-21).

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تُبْطِلُواْ صَدَقَاتِكُم بِالْمَنِّ وَالأذَى كَالَّذِي يُنفِقُ مَالَهُ رِئَاء النَّاسِ وَلاَ يُؤْمِنُ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ

«О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями, подобно тому, кто расходует свое имущество ради показухи и не веруют при этом в Аллаха и в Последний день» (сура Аль-Бакара, аят 264).

Также передаётся, что второй праведны халиф Умара (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Аллаху и посланнику Его переселится к Аллаху и посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся» (Аль-Бухари, 1).

2. Соответствие сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)

То есть для того, чтобы какое-либо дело считалось поклонением, не достаточно выполнять его искренне ради Аллаха, — также необходимо, чтобы это дело соответствовало Шариату, с которым пришел Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Доказательством этому являются следующие аяты Корана:

فَمَن كَانَ يَرْجُو لِقَاء رَبِّهِ فَلْيَعْمَلْ عَمَلًا صَالِحًا وَلَا يُشْرِكْ بِعِبَادَةِ رَبِّهِ أَحَدًا

«Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (сура «Аль-кахф», аят 110) .

Ибн Касир , давая толкование этим словам, сказал:

«Тот, кто надеется на встречу со своим Господом» — то есть Его награду;

«пусть совершает праведные деяния» — то есть деяния, соответствующие шариату Аллаха;

«никому не поклоняется наряду со своим Господом» — который желает этими деяниями Лика Всевышнего Аллаха, не придавая Ему сотоварищей. И для того чтобы деяния были приняты, необходимо, чтобы в них объединились два условия: они должны быть искренними ради Аллаха и соответствующими Шариату посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) («Тафсируль Кураниль азым», Ибн Касир).

Также в хадисе, переданном от матери правоверных Умм Абдуллах Аиши (да будет доволен ею Аллах), говорится: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-нибудь внесёт в это наше дело нечто новое и не имеющее к нему отношения, это будет отвергнуто» (Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд и Ибн Маджа).

Этот хадис является одной из великих основ ислама. Подобно тому, как хадис, в котором сказано: «Дела (оцениваются) только по намерениям» — служит критерием оценки внутренней стороны дел, указывая на то, что человек, совершающий любое дело не ради Аллаха, не получит за него награды, этот хадис может служить критерием оценки внешней стороны дел. Из его содержания следует, что любое дело, не соответствующее велениям Аллаха и Его посланника, будет отвергнуто, а это значит, что каждый из тех, кто вносит в религию что-то новое, совершает недозволенное.

Как указывает шейх Ибн Усаймин , чтобы поклонение было принято, в нем необходимо соответствие следующим условиям:

1) Поклонение должно соответствовать шариату относительно причин его совершения (имеется виду, что оно должно иметь основу в Шариате).

То есть, если какой-либо человек будет поклоняться Аллаху поклонением, основным на причинах не соответствующих Шариату, то оно будет считаться недействительным. Примером может служить празднование дня рождения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которое не имеет основы в Шариате и не исполнялось при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а также не исполнялось при жизни его сподвижников и праведных предшественников (да будет доволен ими Аллах).

2) Поклонение должно соответствовать шариату относительно вида.

Например, если человек в праздник жертвоприношения заколол лошадь, то его поклонение будет считаться недействительным, так как Шариат для этого установил другой вид животных (верблюда, корову или же овцу).

3) Поклонение должно соответствовать шариату относительно количества.

То есть, если человек заявит, что он будет выполнять намаз Зухр (обеденный намаз) в шесть ракаатов, будет ли принято такое поклонение? Ответом будет «нет», так как такое количество ракаатов в этом намазе не соответствует тому количеству, которое определено Шариатом. Также, если человек заявляет, что будет читать в азкарах (молитвы после намаза) слова «субханаЛлах», «альхамдулиЛлях», «Аллаху Акбар» не по 33 раза, как это приходит в сунне, а по 44, 60 или 100 и т.д, придавая этому количеству определенный смысл, то это будет ошибкой, если же он делает это с намерением больше восхвалять Аллаха, следуя аяту Великого Корана:

يَا اَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اذْكُرُوا اللهَ ذِكْرًا كَثِيرًا. وَسَبِّحُوهُ بُكْرَةً وَاَصِيلاً

«О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно, и славьте Его утром и перед закатом» (сура Аль-Ахзааб, аяты 41-42), — то нет проблем в том, чтобы читать их больше чем 33 раза.

4) Поклонение должно соответствовать шариату относительно способа исполнения.

Как мы знаем, одним из видов поклонения является совершение омовения. И если человек делает малое омовение таким образом, что сначала омывает ноги, а затем протирает голову, в то время как в Шариате пришло наоборот, то такое поклонение будет считаться недействительным.

5) Поклонение должно соответствовать шариату относительно времени его выполнения.

Как, например, если человек решит держать обязательный пост в месяце Шаваль или Шаабан, а не в месяце Рамадан, либо же выполнит намаз Зухр (обеденный) до наступления зенита, то такое поклонение не будет считаться действительными, так как оно будет выполнено в неустановленное шариатом время.

6) Поклонение должно соответствовать шариату относительно места его выполнения.

То есть если человек решил совершить Хадж (большое паломничество) в Иране, то такое поклонения будет считаться недействительным, так как не соответствует месту, определенному ему шариатом.

После того как мы упомянули условия, при наличии которых поклонение будет действительным, необходимо отметить, что оно принимается только от мусульман. Доказательство этому является аят Корана:

وَقَدِمْنَا إِلَى مَا عَمِلُوا مِنْ عَمَلٍ فَجَعَلْنَاهُ هَبَاء مَّنثُورًا

«Мы займемся деяниями, которые они совершили, и обратим их в развеянный прах» (сура Аль - Фуркан, аят 23).

Шейх Абдуррхман Ас-Саади , делая толкование этому аяту, сказал:

«Все люди трудятся в поте лица и надеются на то, что их деяния принесут им пользу, но в Судный день их деяния могут оказаться тщетными и бесполезными. Именно это произойдет с неверными и многобожниками, которые окажутся в полном убытке. Они не только будут лишены вознаграждения, но и будут наказаны за то, что совершили при жизни на земле. А причина этого - отсутствие правой веры и неверие в Аллаха и Его посланников. Воистину, Аллах принимает деяния только от тех из Своих рабов, которые искренне исповедуют правую веру и надлежащим образом следуют путем Божьих посланников» («Тайсиру карими Рахман фи тафсири калямиль Маннан», Ас-Саади).

Также передают со слов Аишы, сказавшей: «Я спросила: «О Посланник Аллаха, Ибн Джудаан в (эпоху) невежества поддерживал родственные связи и кормил бедняков, принесет ли ему это пользу?» Он ответил: «Поистине, это не принесет ему пользу, так как не было такого дня, в котором он сказал «О мой Господь, прости мне грехи в Судный день»», (Муслим 214).

Таким образом, каждый человек должен внимательно относиться к своему поклонению, — ведь это его взаимоотношения с Господом миров. Всевышний Аллах не нуждается в нашем поклонении, это мы нуждаемся в нём и, соответственно, Его довольстве, которое ищем посредством наших дел. Поистине, это довольство достигается только с искренностью и подчинением Его Закону – шариату.

Поклонение – это высочайшее проявление любви и ее конечная степень, которой предшествуют и другие. Чувства, называемые любовью, по своей силе могут подразделяться на несколько степеней. Известно, что любовные чувства начинаются со взгляда, и как часто пристрастие к смотрению на соблазнительные образы обращает человека в рабство низменных страстей! Свободный взгляд накладывает отпечаток увиденного образа на сердце, из-за чего человек постоянно думает о нем, представляя его в своем сознании. Так рождается привязанность, которая незаметно переходит в сильное чувственное влечение, отчего влюбленный всем сердцем тянется к предмету своей любви. Затем влечение превращается в крепкую любовь, не покидающую сердце. Любовь может полностью овладеть человеком и принять чрезмерные формы, подтолкнув его к совершению греховных поступков. Чрезмерная любовь нередко доводит до степени любви-поклонения, которая выражается в преклонении, почитании и униженности перед любимым. Такое довольно часто случается в отношениях между противоположными полами, особенно в молодом возрасте. На этом этапе влюбленный окончательно теряет контроль над собой, становясь безумным поклонником возлюбленного и фактически его рабом, всецело зависящим от него. Пораженный этим сердечным недугом заявляет, что для него нет никого любимее, никого дороже, чем его возлюбленный, что в его сердце не осталось места ни для кого, кроме него. Он превозносит любимого надо всем сущим вместо того, чтобы так превозносить Всевышнего Аллаха. Он делает все, чтобы завоевать его любовь, пытается всеми способами расположить его к себе, но не стремится снискать довольство Аллаха. Он отдает предпочтение тому, что любит и выбирает его любимый, нежели тому, что любит и выбирает Аллах. Его сердце переполняется тоской и воспоминаниями о любимом и совсем не вспоминает Аллаха и не тоскует по встрече с Ним. Он опасается гнева своего возлюбленного и не страшится гнева Аллаха. Он боится потерять возлюбленного и не переживает за то, что его оставил Аллах. Он молит любимого о прощении, стоя на коленях, и нисколько не раскаивается за содеянное перед Аллахом. Он готов исполнять любые прихоти возлюбленного, унижаться перед ним, но отказывается покориться и повиноваться Аллаху. Если любимый не обращает на него внимания или бросает его, он начинает болеть, погружаясь в глубокую депрессию, считая, что смысл существования потерян и жить больше незачем. Это один из примеров, как человек может стать ничтожным рабом сотворенного вместо того, чтобы быть почетным рабом своего Творца. Подобное может происходить только с сердцем, лишенным искренней любви к Аллаху, ведь оно создано для того, чтобы превозносить надо всем своего Господа, любить самой сильной любовью исключительно Его, преклоняться и унижаться лишь перед Ним, и если оно не будет посвящать все это Аллаху, то непременно посвятит кому-то или чему-то другому, а затем будет обязательно наказано объектом собственной любви.

Любовь-поклонение – это сильнейшая любовь, совмещенная с полной униженностью, нижайшим преклонением и абсолютным повиновением. Если человек повинуется кому-то, унижается перед ним, испытывая при этом ненависть к объекту унижения и повиновения, то он не является его истинным рабом. Примером этому служит человеческое рабство и повиновение по принуждению. Если же человек полюбил кого-то, но при этом не унижается перед объектом своей любви, то он также не является его рабом. Сюда относится естественная любовь к родителям, жене, детям или друзьям. Истинное рабство обязательно содержит в себе самую сильную любовь, совмещенную с полной униженностью, крайним преклонением и неукоснительным подчинением. Это означает, что любящий привязан к любимому настолько, что готов по своей воле выполнять любые его повеления, избегать всего, что он запрещает, любить и ненавидеть ради него, превозносить как его самого, так и то, что он любит и выбирает. Именно такая любовь делает рабство поклонением, а человека – поклоняющимся рабом, поэтому она должна посвящаться только Аллаху, и никому другому. Всевышний Аллах сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне (одному)» [Коран 51: 56] .

Всевышний Аллах создал людей для того, чтобы они были только Его рабами, то есть покорились Ему в Его религии, поклонялись только Ему, выполняли Его установления и следовали Его пророкам. Только в этом случае рабство может быть почетным и похвальным качеством человека. Если же люди проявляют высокомерие и отказываются быть религиозными рабами Аллаха по своему выбору и желанию, то пусть знают, что они все равно рабы своего Творца, потому что подчинены Его воле и законам, которые Он установил в мироздании. Аллах – Творец и Управитель всех людей, признают они это или нет. Каждый из них видит, что очень часто все происходит без их желания и воли. Люди добиваются успеха и терпят неудачу, становятся сильными и слабеют, радуются и грустят, обогащаются и беднеют, пребывают в здравии и болеют, достигают молодости и стареют, рождаются и умирают. Это рабство является всеобщим и распространяется на каждого человека, так как никто не может выйти из-под власти Аллаха. Однако такое рабство не делает человека верующим и не спасет его от вечного пребывания в Аду. Необходимо, чтобы каждый человек стал рабом Аллаха по своему выбору, добровольно покорился своему Творцу в Его религии так же, как он покóрен Ему в Его мироздании. Поэтому Всевышний Аллах предостерег от того, чтобы в День Возвращения люди вернулись к Нему не исповедующими Его религию. Всеблагой Господь сказал: «Неужели они (неверующие) желают иной религии, помимо религии Аллаха (помимо Ислама, с которым Аллах послал пророка Мухаммада) в то время, как Ему покорились все, кто на небесах и на земле, по своей воле (как верующие, добровольно приня́вшие религию Аллаха) или по принуждению (как неверующие, которые покорны воле Аллаха в мироздании, хотят они того или нет), и к Нему (все) они будут возвращены (в День Суда)» [Коран 3: 83] .

Любовь-поклонение – неотъемлемый признак божественности Аллаха и Его личное неразделяемое право, поэтому такой любовью нельзя любить ни ангелов, ни пророков, ни праведников. Посвящение этой высочайшей любви Единственному Аллаху является сутью единобожия (по-арабски «таухи́д») и наивысшим проявлением веры, а придание Аллаху соучастников в этой любви – суть язычества (по-арабски «ши́рк») всех времен и народов и нижайшее проявление неверия.

Любые языческие (политеистические) религии и идолопоклонские культы основаны на любви к мнимым божествам, с которыми язычники с давних времен отождествляли небесные светила, природные явления, стихии, животных, растения, демонов, усопших и прочие вещи. Древние язычники изображали свои божества в виде статуй и статуэток, изготавливая их из драгоценных металлов, камня или дерева. Они служили своим божествам как душой, так и телом: любили их всем сердцем, страшились их кары, возлагали на них свои надежды, молили их о прощении, взывали к ним о помощи, делали им поклоны, приносили им жертву, совершали к ним паломничество. От них ничем не отличаются их современные последователи в лице буддистов, джайнистов, индуистов, синтоистов, дао́сов, зороастрийцев-огнепоклонников и неоязычников, активно возрождающих идолопоклонские культы предков в наши дни. Между тем, многие считают, что с распространением монотеистических религий и развитием цивилизации язычество себя изжи́ло. Но на самом деле с развитием цивилизации развилось и язычество, приняв новые формы, став менее заметным, более масштабным и разрушающим, проникнув почти в каждый дом, почти в каждое сердце. Современный язычник может считать глупым поклонение статуе, но вместе с этим не брезгует воздвигнуть идола в своем сердце.

По сути, богом может стать что угодно. Для этого достаточно полюбить кого-нибудь или что-нибудь так, как надлежит любить одного Аллаха. Кто полюбил настолько, что сделал свой идеал целью своих устремлений, связал с ним свое сердце, стал думать о нем и днем и ночью, превозносить его надо всем, прославлять и восхвалять его, подражать и повиноваться ему, унижаться перед ним, дружить с теми, кто любит его любимого, и ненавидеть тех, кто ненавидит его, отдавать предпочтение тому, что любит и выбирает его идеал, даже если его выбор пал на неверие, тот превратился в поклоняющегося ему раба и язычника, осознает он это или нет. Такое поведение свойственно больным фанатичной любовью к кумирам: певцам, музыкантам, актерам, телеведущим, топ-моделям, спортсменам, политическим деятелям, религиозным лидерам и прочим личностям, будь они живыми или мертвыми. Сюда же заходит почитание детьми киногероев и мультипликационных персонажей. Также к этому относится фанатичная приверженность торговой марке, моде, секте, партии, расе, нации, родине, знамени, идеологии, народному обычаю, политическому строю, музыкальному направлению, виду спорта, футбольной команде, компьютерной игре и другим ценностным ориентирам современного общества. А теперь задумайтесь, как с появлением и развитием фото- кино- и видеосъемки развилось и язычество, связанное с любовью к соблазнительным образам во всем их многообразии. Эта любовь навязывается практически везде: в прессе, радио, кино, песнях, рекламе, литературе, развлечениях. Она стала эталоном мировой медиаиндустрии, и спастись от этого может только тот, кто оберегает свой взор и полностью покорен Аллаху.

И, конечно же, следует обратить внимание на иконопочитание, принятое в православном и католическом христианстве. Оно выражается в поклонении образам Иисуса и его непорочной матери Марии. Христиане превознесли и возлюбили пророка Иисуса настолько, что возомнили его Самим Богом, а ведь он был всего лишь Его праведным рабом и таким же пророком, как Ной, Авраам, Моисей и другие. Он проповедовал служение и поклонение Аллаху и не призывал к поклонению себе. Он взывал с мольба́ми к Аллаху, а не к самому себе, был покорен Аллаху, а не самому себе. Аллах почтил его пророческой миссией к заблудшим сынам Израиля (потомкам Иакова), ниспослал ему Евангелие и поддержал его приход Божьими знамениями, чтобы люди уверовали в него как в посланника Аллаха и последовали за ним. Вместе с этим он был обычным человеком: появился на свет, выйдя из чрева своей матери, нуждался в ее опеке и заботе, был вскормлен ее молоком, утолял жажду водой, голод едой, справлял большую и малую нужду, скрывал одеждой свою наготу и укрывался в жилищах от зноя и холода. О христиане! Разве нуждающийся может быть Богом, а Бог может быть нуждающимся? Как же Творец может создать свою мать, а затем мать родить на свет своего Творца? Но если человеческая природа Иисуса очевидна для обладающего здравым рассудком, то что же заставило христиан обожествить его? Причина этого заблуждения кроется в их невежестве относительно божественности Аллаха и чрезмерном почитании пророка, которое довело их до степени любви-поклонения.

О христиане! Разве нуждающийся может быть Богом, а Бог может быть нуждающимся? Как же Творец может создать свою мать, а затем мать родить на свет своего Творца?

Разумеется, на этом заблуждение христиан не закончилось. Они так сильно почитали своих пророков и праведников, что стали возводить на их могилах храмы для поклонения Господу и писать их иконы. Со временем христиане начали поклоняться иконам пророков, апостолов, преподобных, святителей и великомучеников, считая, что они покровительствуют им в небесах и хода́тайствуют за них перед престолом Вседержителя. И каждый раз, с канонизацией новых угодников появляются новые божества, которым они также отдают часть любви-поклонения. А ведь так появилось первое язычество среди потомков Адама. Когда умерли праведники из народа Ноя, сатана внушил их соплеменникам: «Воздвигните в местах собраний праведников памятники и дайте им их имена». Люди любили своих праведников и из добрых побуждений хотели увековечить память об их благодеяниях, поэтому они решили создать их изваяния. Вначале памятникам никто не поклонялся, но после того, как умерло это поколение и знание о единобожии было забыто, им стали поклоняться. Всевышний Аллах сказал о христианах: «Они признали господами (т.е. сделали своими объектами поклонения и почитания) помимо Аллаха своих первосвященников и монахов (которые дозволяли им то, что запретил Аллах, и запрещали то, что Он дозволил), а также (сделали богом) Мессию (Иисуса), сына Марии. А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме Которого нет иных божеств, достойных поклонения. Он превыше всего, что они придают Ему в соучастники! (т.е. Аллах превыше ложных божеств, которым они поклоняются наряду с Ним)» [Коран 9: 31] .

Почитатели икон, обожатели соблазнительных образов, фанатики кумиров и приверженцы несостоятельных идеологий ничем не отличаются от язычников, почитающих свои божества, так как каждый из них боготворит и превозносит своего любимого, отдавая ему такую любовь, которой достоин Единственный Аллах. Несмотря на это, каждый из них может верить в существование Бога-Творца, заявлять о том, что любит Его и даже поклоняться Ему, однако такая любовь не является чистой, так как поделена между Творцом и Его творениями. Всевышний Аллах не приемлет эту любовь, не прощает того, кто придает Ему соучастников в любви-поклонении, если он умер в таком состоянии, так и не покаявшись за свое язычество. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда Ему придают соучастников (в Его Божественных особенностях)…» [Коран 4: 48] .

Всемогущий Аллах устрашает наказанием каждого, кто поклоняется Ему, любит Его, но вместе с этим отдает долю любви-поклонения кому-то другому. Всевышний сказал: «Среди людей есть такие, которые (несмотря на то, что до них дошли ясные доводы, подтверждающие единоличное право Аллаха на поклонение) придают Аллаху равных (т.е. идолов, которым поклоняются наряду с Аллахом) и любят их так же, как любят Аллаха (т.е. любят Аллаха и любят своих идолов такой любовью, которой достоин только Аллах). Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее (чем язычники, потому что любовь верующих является чистой, не смешанной с любовью к идолам). Если бы те, кто поступал несправедливо (совершал языческие деяния) увидели (в земной жизни, что случится с ними), когда они узреют наказание (в День страшного Суда), что вся сила целиком принадлежит Аллаху и что Аллах причиняет тяжкие мучения (то не стали бы придавать Ему соучастников в любви и поклонении)» [Коран 2: 165] .

Также Всевышний Аллах сообщил, что, пребывая в Аду, язычники осозна́ют ошибочность и абсурдность любви к божествам, которым поклонялись в мирской жизни. Всевышний сказал: «Препираясь там (в адском пламени), они скажут (тем, кого любили наряду с Аллахом): “Клянемся Аллахом, мы пребывали в очевидном заблуждении, когда приравняли вас к Господу миров (возлюбили вас так, как подобает любить одного Аллаха)”» [Коран 26: 96–98] .

Адская обитель – это место каждого, кто возлюбил кого-то наряду с Аллахом, а что же сказать о том, чье сердце любит кого-то сильнее, чем любит Аллаха, или же совсем не любит Его, а полностью охвачено любовью к кому-то другому?! Кто не любит Аллаха, не превозносит Его надо всем сущим, не чтит Его установления, не любит то, что любит Аллах, тот уже поражен рабской любовью к сотворенному. Искушения с легкостью овладевают его сердцем, приковывая к себе цепями пагубных пристрастий, обращая его в рабство людей, идеологий, культов, материальных ценностей и даже ничтожных и низменных вещей. Все, что любится не ради Аллаха, обернется мукой и разочарованием. Любое дело, совершаемое не ради Аллаха, является бесполезным и ничтожным. Каждое сердце, не направляющееся к Аллаху, непременно постигнет убыток и несчастье.

Здесь стоит отметить, что любовь может быть естественной и изначально не содержать возвеличивания, преклонения и униженности. К такой любви относится любовь человека к лакомым яствам, вкусным напиткам, красивым одеяниям, изысканным ароматам, прекрасным женщинам, роскошному жилью, шикарным средствам передвижения и прочим благам. Также сюда относится любовь родителей к детям, детей к родителям, дружеская любовь между приятелями и тому подобное. В своей основе любовь к этим вещам не противоречит любви к Аллаху, но если любовь к ним отвращает человека от подчинения Господу и приводит его к ослушанию, то она становится греховной. Если же любовь к этим вещам доводит человека до степени сердечной привязанности, униженности и преклонения, то она становится сущим поклонением, а любящий – поклоняющимся рабом. Так, мужчина может быть рабом своей жены, если из-за любви к ней он будет потакать ее греховным желаниям и терпеть ее измену. Он может быть рабом денег, если ради них готов на все: продать свою совесть, честь, веру. Такой доволен только теми, кто дает ему заветные купюры, даже если дающие ненавистны Аллаху, и гневается на тех, кто отказывают ему в деньгах, даже если отказавшие благочестивы и праведны перед Аллахом. Воистину, настоящее богатство – это богатство сердца, а настоящее рабство – это рабство сердца.

Еще один пример – поклонение телесным наслаждениям и чувственным удовольствиям (гедонизм), когда получение приятных ощущений ставится главной целью жизни, и не важно, какой ценой она достигается. Такое поведение стало моральной нормой большинства современников. Для них мир – это супермаркет, предлагающий развлечения и услады. Они считают, что миром правит инстинкт, что они появились на свет ради получения удовольствий, а не для поклонения Всемогущему Господу. Всевышний Аллах сказал о тех, кто поклоняется своим страстям: «Видел ли ты того, кто сделал объектом своего обожествления (поклонения) свою прихоть? (Он делает все, что пожелает его душа, доволен этим Аллах или нет). Аллах ввел его в заблуждение на основании знания (после того, как до него дошло знание об истине, но он отверг ее), запечатал его слух (поэтому он не внемлет назиданиям Аллаха) и сердце (поэтому он не разумеет истину) и бросил на его взор покрывало (поэтому он не может узреть истинность доводов Аллаха). Кто же наставит его на прямой путь после того, как его ввел в заблуждение Аллах? (Конечно же, никто) Неужели вы не помяните назидание? (Неужели не уразумеете, что если Аллах поступит так с кем-то, то он никогда не встанет на прямой путь?)» [Коран 45: 23] .

Воистину, если человек желает добиться чистоты своего сердца, пусть отдаст предпочтение Аллаху перед своими страстями!

Известно, что любовь к кому-то не появляется без причины. Необходимо, чтобы личность обладала какими-то качествами, за которые она может удостоиться внимания и любви, и чем полнее эти качества, чем их больше, тем сильнее любовь. Этими качествами может быть красота, богатство, власть, сила, могущество, знание, доброта, забота, щедрость, милость и многие другие. Всевышний Аллах безгранично милостив, богат и щедр. Сколько бы Аллах ни расходовал на Свои творения с момента сотворения небес и земли, Его богатство не убавилось ни насколько. Он одаривает каждое Свое творение личным вниманием и индивидуальной заботой несмотря на то, что большинство их отворачивается от веры в Него. Все блага, которыми пользуются люди, даны лишь Аллахом. Если люди станут считать милости Господа, проявленные им, то не смогут сосчитать даже их виды, не говоря уже о каждой милости в отдельности. Пропитание и насыщение, здоровье и исцеление, безопасность и спасение, достаток и обогащение, знание и обучение, успех и продвижение, жизнь и молодость, благоденствие и радость – все это милости Аллаха, за которые Он достоин наивысочайшей наисильнейшей любви и особенной благодарности.

А если наряду с этими достоинствами Господа упомянуть Его господствующую власть, сокрушающую силу и безграничное могущество? Сила и могущество целиком принадлежат Аллаху. В установленный срок кара Господа нисходит на каждого, кто вздумал враждовать с Его религией, с Его пророками и верующими. Настоящим Владыкой является только Аллах, и никто не разделяет с Ним ни Его власть, ни Его владения. А что касается человека, то, в действительности, он владеет ничем. Все, чем владеет и над чем властвует человек, дано ему только во временное пользование. Сколько бы он ни гордился своей властью и имуществом, они непременно покинут его, или он расстанется с ними прежде, чем они от него уйдут.

А если к этим достоинствам добавить еще и красоту Всевышнего Аллаха? Аллах создал яркие цвета и прекрасные образы, придал Своим творениям красивый вид и соразмерную форму, наделил человека любовью к красоте и симметрии, и, если все это присуще Его творениям, значит, Сам Он еще более прекрасен и красив. По-настоящему красив только Аллах, так как Его красота не является сотворенной, в отличии от красоты творений. Человек не может представить красоту Аллаха, передать ее или постигнуть ее суть. Достаточно знать, что обитатели Рая, несмотря на свое пребывание среди нескончаемых райских благ, забудут обо всех удовольствиях, когда увидят своего Господа воочию. Все остальные услады померкнут перед этим блаженством. Они станут наслаждаться Его красотой, и для них не будет ничего любимее, чем взирание на прекрасный Лик их Милостивого Господа. Всевышний Аллах сказал: «Лица (верующих) в тот день будут сияющими (и красивыми), на Господа своего взирающими (т.е. будут видеть Аллаха глазами и наслаждаться взглядом на Него)» [Коран 75: 22–23] .

Воистину, на свете нет ничего более приятного и упоительного, чем любовь к Творцу и познание Его. Чем сильнее человек возлюбил и лучше познал своего Господа, тем лучше он будет поминать Его и поклоняться Ему. И тот, кто познает Аллаха через изучение Его наипрекрасных имен и высочайших качеств, непременно полюбит Его, и по-другому быть просто не может.

Поклонение Аллаху основано на этой высочайшей любви – любви-поклонении. Она сочетается с полной покорностью перед величием Аллаха и Его могуществом. При этом страх перед суровым наказанием Господа, надежда на Его всеобъемлющую милость и прощение ни на мгновение не покидают любящее сердце раба. Любовь, страх и надежда – три столпа, на которых зиждется поклонение. Они словно три могучих корня, питают дерево веры, которое возвышается в душе верующего и каждый миг приносит свои прекрасные плоды в виде благих деяний. Вера пробуждается и крепнет вследствие познания Аллаха, познания Его совершенных божественных качеств. Сердце раба Аллаха преисполнено чистой любовью к своему Господу, потому что Он настолько совершенен и прекрасен, что это никоим образом не поддается воображению. Раб Аллаха подчиняет Ему все свои помыслы, оставляя дурные и праздные мысли, ведь Аллах знает обо всем, что он замышляет. Он обращает к своему Господу все свои чаяния и полагается на Него во всех мирских и религиозных делах, ибо только Аллах способен привести его дела в порядок и даровать им успешный исход. Знание о том, что Аллах все видит, слышит и знает вселяет в сердце раба Аллаха сильный стыд перед своим Господом. Он стесняется взгляда Аллаха больше, чем стесняется взгляда праведного человека. Он стыдится совершать ненавистные Аллаху поступки даже тогда, когда остается наедине с самим собой. А если же случилось так, что раб Аллаха ослушался своего Господа и оступился, то его раскаяние не заставляет себя ждать. Он моментально оставляет греховный поступок и твердо решает никогда к нему не возвращаться. При этом его сердце наполняется неимоверным сожалением о содеянном, а его язык неустанно умоляет Господа о пощаде. Раб Аллаха стойко терпит выпавшие на его долю беды и испытания, довольствуясь тем, что ему предписал Аллах по Своей мудрости. В моменты бед он взывает с мольбами только к Аллаху, потому что только Он обладает абсолютным могуществом и способен отвести от него всякую беду. Раб Аллаха прибегает к Его защите от наущений сатаны и слабости своей души, которая влечет его ко всему низменному, ибо он не в состоянии одержать верх над ними своим разумом и силами. Раб Аллаха постоянно благодарит своего Щедрейшего Богатейшего Господа за Его неиссякаемые дары, которые нисходят на него денно и нощно. Воистину, все эти высочайшие сердечные деяния являются ничем иным, как поклонением, которое надлежит посвящать только одному Аллаху.

Аллах прекрасен во всех отношениях: Его достоинства вели́ки и неисчислимы, Его качества совершенны и лишены малейших недостатков, Его деяния правильны и идеальны, Его слова успокаивают сердца и излечивают души и тела, Его повеления несут пользу и мир, нет никого и ничего, подобного Ему, поэтому является обязательным, чтобы в сердце каждого человека, живущего на земле, Аллах занимал первостепенное место, чтобы был для него Самым Любимым, Самым Великим, чтобы он посвящал свою любовь-поклонение только Ему. Всевышний Аллах сказал: «Это (т.е. способность Аллаха удлинять день за счет ночи и удлинять ночь за счет дня, а также помощь, которую Он оказывает притесненным верующим) потому, что Аллах есть Истина (истинный Бог, достойный поклонения по праву), а все, чему они (многобожники) поклоняются помимо Него, есть ложь (заблуждение), а также потому, что Аллах – Возвышенный (нет ничего выше и совершеннее Него), Большой (нет ничего больше Него)» [Коран 22: 62] .

Эта любовь (любовь к Аллаху) является фундаментом Ислама, сутью единобожия и основой всех праведных дел, и чем она сильнее, тем крепче вера раба, тем усерднее его служение Господу. Эта любовь превыше любви к жене и детям, к власти и богатству, и даже к собственной душе. Ради этой высочайшей любви было создано абсолютно все: Вселенная, небеса, земля, человек. Ради этой любви разгорелась вражда между полчищами сатаны и потомками Адама. Ради провозглашения этой любви на земле были отправлены Божьи посланники к человечеству и ниспосланы Священные Писания. Ради этой любви будут воскрешены творения и произойдет Великий Суд. Ради этой любви были созданы Рай и Ад. Рай – это пристанище тех, кто посвятил любовь-поклонение Единственному Аллаху, а Ад – обитель тех, кто разделил эту любовь между Ним и Его творениями.

У правдивой искренней любви есть признаки, по которым можно судить, насколько любящий любит своего любимого и любит ли его вообще. Один из самых главных признаков искренней любви – это любовь к тому, что любит и выбирает любимый, и ненависть к тому, что он ненавидит и осуждает. Отсюда признаком подлинной любви к Аллаху является любовь к тому, что Он любит и повелевает, и ненависть к тому, что Он ненавидит и запрещает. Любовь к тому, что любит Аллах, называется любовью ради Аллаха. Эта любовь не противоречит любви к Аллаху, а напротив, является ее следствием и проявлением. Тот, кто искренне любит Аллаха, должен любить Его ангелов, Его Писания, Его пророков, Его религию, верующих в Него, потому что все это любит Великий Аллах. Любящий Аллаха любит Коран – Его Слово и последнее Писание до Судного Дня. Любовь к благодатному Корану выражается в его постоянном чтении, размышлении над его аятами и совершении дел в соответствии с ним. Сюда же относится любовь к пророку Мухаммаду – последнему посланнику Аллаха и Его рабу. Любовь к нему заключается в подражании его примеру и следовании его руководству, в выполнении того, что он повелел, и отстранении от того, что он запретил, в вере в то, о чем он сообщил, и в поклонении Аллаху именно так, как он узаконил и этому научил.

Многие люди заявляют о том, что они любят Бога, однако не главное, чтобы ты любил Бога, а главное, чтобы Бог любил тебя. Если же кто-либо претендует на то, что является возлюбленным Господа, то пусть знает, что единственный способ заслужить Его любовь и снискать Его довольство – это последовать пути Его последнего пророка Мухаммада. Всевышний Аллах сказал: «Скажи (о Мухаммад): “Если вы (по-настоящему) любите Аллаха, то последуйте за мной (уверуйте в меня), и тогда Аллах полюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милующий”» [Коран 3: 31] . Эти слова Всевышнего являются критерием, позволяющим отличать людей, которые действительно возлюбили Аллаха, от неверующих и грешников, которые любят Его только на словах. Следование пути пророка Мухаммада заключается в выполнении его велений и соблюдении его заповедей. Человек не может удостоиться любви Аллаха, если не признаёт истинность Корана и учение посланника Аллаха, напротив, такой заслуживает только справедливого и мудрого наказания Господа. Всевышний Аллах сказал: «Сказали иудеи и христиане: “Мы – сыны Аллаха (Его приближённые) и Его возлюбленные”. Скажи: “Почему же тогда Он наказывает вас за ваши грехи? О нет! Вы всего лишь одни из людей, которых Он сотворил”» [Коран 5: 18].

Любовь к тому, что любит Аллах, и ненависть к тому, что Он ненавидит, являются поклонением Всевышнему. С этой стороны поклонение Аллаху – это очень широкое понятие, которое включает в себя выполнение всего, что любит Аллах и чем Он доволен, будь это слова, сходящие с языка, или дела, совершаемые как сердцем, так и телом. Это понятие затрагивает разнообразные стороны повседневной жизни и охватывает совершение всех праведных дел, угодных Господу. Например, поклонением являются такие дела, как любовь к Аллаху и Его посланнику, надежда на Его милость, страх перед Его наказанием, а также правдивость, верность, надежность, целомудрие, стыдливость, храбрость, благородство, щедрость, снисходительность, прощение, выполнение обещаний, благосклонное отношение к жене и детям, благочестие к родителям, доброе отношение к соседям, поддержание родственных связей, оказание помощи нуждающимся, изучение и распространение полезных знаний и многое другое. Даже такие, казалось бы, незначительные дела, как улыбка, вселяющая радость в сердце встречного, или устранение вреда и различного рода препятствий с пути, по которому ходят люди, считаются формой поклонения и приближения к Аллаху. Таким образом, поклонение представляет собой всю религию в целом, охватывая выполнение того, что повелел Аллах, и отстранение от всего, что Он запретил.

Важно, что любое дело поклонения может быть принято Всевышним Аллахом только при двух условиях:
Первое: наличие чистосердечного намерения, а именно, чтобы совершаемое богоугодное дело было посвящено одному Аллаху и было выполнено только ради Него. Такое уединение Аллаха в делах поклонения называется единобожием (по-арабски «таухи́д»). Чистосердечное поклонение одному Аллаху освобождает человека от оков пагубных страстей и разбивает цепи рабства сатане, ведь быть рабом Аллаха – значит не быть рабом всего остального.
Второе: соответствие совершаемого дела руководству пророка Мухаммада. Это значит, что дела поклонения должны совершаться только в соответствии с его учением (по-арабски «сýнна»).

Если человек искренне поклоняется Аллаху, но при этом его поклонение не соответствует руководству посланника Аллаха, то оно не будет принято Всевышним. Также если он будет поклоняться Аллаху, руководствуясь учением пророка Мухаммада, но его поклонение не будет чистосердечным, как, например, поклонение ради уважения, похвалы, славы, денег, титула и прочих мирских целей, то оно тоже будет отвергнуто Господом. Если же он поклоняется своему Господу искренне, следуя в этом установлениям пророка Мухаммада, то Аллах непременно примет Его благодеяния, полюбит его, простит ему грехи и щедро одарит вознаграждением. Всевышний Аллах сказал: «Скажи

С первых проявлений сознательной деятельности одним из самых важных вопросов для людей выступает проблема смысла жизни. «Зачем, во имя чего я рождён и живу?», – именно это спрашивают у себя миллионы людей во все времена, пытаясь прийти к единственной истине. Ибо от этого зависит состояние души и тела, семьи, всего общества. Да, были и будут также миллионы людей, которые не тревожат свой ум этим важным вопросом, не мучаются от того, что истина ускользает от них. Такие личности живут повседневными заботами, вся их жизнь посвящена вопросам материального обеспечения, достижения собственного благополучия.

Они честно трудятся, воспитывают людей – в общем, весьма благопристойные граждане страны. Однако Всевышний Аллах дал человеку разум не только для того , чтоб кормить своё тело и семью, ибо этими вопросами озабочены также и животные. Творец дает человеку, как уникальному Своему созданию, жизнь для того, чтоб он задавал себе фундаментальные вопросы, выходящие за пределы обыденной жизнедеятельности. Мы приходим в этот удивительный мир Всевышнего для того, чтобы узнать свою божественную сущность и понять, что рано или поздно каждая личность, которая пришла от Аллаха, в определённый час к Нему же вернётся. Одна из самых главных наших задач – поклоняться Всевышнему Аллаху, помнить Творца и всегда благодарить Его за всё, что мы получаем в этой жизни.

Выполнение такой задачи, по сути, олицетворяет процесс трансформации нашей животной природы () в истинно человеческую природу, что выражает нашу божественную сущность. Поэтому Всевышний сказал:

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ مَا أُرِيدُ مِنْهُمْ مِنْ رِزْقٍ وَمَا أُرِيدُ أَنْ يُطْعِمُونِ

«Я не создал джиннов и людей, чтобы они принесли мне какую-либо пользу, а лишь для того, чтобы они Мне поклонялись. А ведь поклонение приносит им же пользу ». (сура «Аз-Зария»: 56)

Глубинный смысл аята говорит о том, что Аллаха ни в чём не нуждается, ибо Он – Абсолют. Весь смысл земного мира и сотворенного Создателем заключается в том, чтобы освободить души наши от животных пережитков и наполнить их божественной любовью. А то, что в человеке есть животно-природная часть, выражается в идее о том, что первый человек был создан из глины, и Всевышний вложил в него свой дух.

Таким образом, Ислам олицетворяет диалектическую сущность всего бытия , состоящего из противоположностей: земного и небесного; глиняной материи человека и его божественной души.

И в этом аспекте Ислама заключен весь смысл бытия потомков Адама и Евы , заключающегося в том, чтобы совершить переход от природного к божественному состоянию, освободившись от своей глиняной основы. А такой процесс просто невозможен без поклонения своему Творцу, ибо оно означает добровольный отказ от .

По сути, вся жизнь истинного мусульманина – это ежедневное поклонение Аллаху в самых разных формах. Самое главное – это признание абсолютного приоритета Аллаха во всём и всегда, то есть – на уровне души и сознания. Это означает, что мусульманин не просто повторяет священные слова, намеревается и стремится реализовать их в ежесекундном и ежедневном уровне бытия. Здесь должен работать принцип «Без дела религия мертва!».

Настоящим верующим можно признать человека, который каждое мгновение жизни НЕ ЗАБЫВАЕТ, что он есть творение Аллаха и должен жить поклонением Ему . Поэтому вряд ли будет истинной вера человека, который посетил пятничную молитву в мечети, а в субботу выпил водку во время юбилея друга.

Поклонение – это трудная задача , ибо требует постоянного ограничения , который обладает воистину дьявольской силой, ибо требует постоянного выполнения своих эгоистичных потребностей – вкусно поесть, выпить одурманивающий напиток, получить сексуальные радости, гордиться своим домом, машиной и так далее. Нет сомнений, что если человек увлечен этими иллюзорными ценностями, то он обязательно ЗАБУДЕТ про своего Творца и том, что всем обязан Ему.

Закономерно, что далее начнётся процесс полной потери человеческой сущности, хотя внешне он будет выглядеть вполне благопристойно. Однако душа начнет «сохнуть» и умирать, а далее начнётся смерть тела посредством болезней и несчастий. Единственное спасение от таких перспектив – это постоянное поклонение Всевышнему Аллаху. Поэтому обоснованным будет вывод о том, что отсутствие поклонения Аллаху есть признак неживого человека, ибо сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сравнивал людей, забывших своего Творца, с покойниками.

Следующий вариант поклонения Всевышнему – это выполнение требований ибады . Оно заключается в ежедневной молитве (намаз), в (и не только), в закяте – конкретной помощи нуждающимся, и хадже. Само по себе совершение намаза – это волшебное и чудесное действие, наполняющее душу любовью и благоговением Аллаху; это личная встреча со своим Создателем. При этом необходимо отметить, что такое состояние возможно только тогда, когда сердце полно радости от понимания того, что ты совершаешь земные поклоны Всевышнему Аллаху, и Он все это принимает как твой личный подарок Ему. Выполнение намаза и иных требований ибады без любви, с нерадостной душой и постным лицом вряд ли можно считать поклонением, даже если внешние требования выполнены безупречно.

Молитву и пост можно признать самыми действенными видами поклонения, ибо они связаны с трансформацией самых главных инстинктов человека – самосохранения и размножения. Отказ от еды, радостей души и тела наполняют человека божественной энергией и силой. Поэтому для атеиста представляется невероятным тот факт, что мусульманин легко выполняет самую трудную работу в тридцатиградусную жару, в то время как неверующий даже при отдыхе изнывает от жажды.

Именно в этом смысл Ислама – преодоление желаний своего эго и вручение себя своему Создателю. Поэтому поклонение Аллаху посредством постоянного выполнения требований адаба и ибады есть самое верное средство спасения своей души и тела для жизни в мире этом и «на небесах».