Мари монпансье биография. Женщины в истории: Анна де Монпансье. Дамы - не стареют

Фильм снят по одноимённой новелле знаменитой мадам де Ла Файетт.

Всем актёрам, кроме Вильсона и Персонна, специально для фильма пришлось учиться езде верхом.

Неплохое историческое кино, с прекрасными костюмами и красивыми актёрами.

Сразу хочу отметить, что к моменту просмотра фильма, с романом госпожи Мари Мадлен де Лафайет я была не знакома, так что никаких сравнений этой картины с одноимённой книгой.

Что ж, пожалуй, следует начать с общего фона данной экранизации. Атмосфера ХVI столетия, по моему мнению, передана хорошо: костюмы чудесны (многие считают их единственным положительным моментом в фильме); постоянные, не угасающие страсти, бурлящие при дворе; непрекращающиеся религиозные воины и т. д. Всё это способствует разгулу фантазии на почве любовных похождений главных и не очень героев. На передний план выдвинут, эдакий «любовный пятиугольник», состоящий из, собственно, принцессы и четырёх её ухажёров. Думаю, сюжет и главную интригу пересказывать не стоит, т. к. каждый всё уже прочитал чуть выше, так что перейдем к актёрам и их героям.

Принцесса де Монпансье (Мелани Тьерри) - В начале фильма можно подумать, что эта девушка робка и послушна. Выйдя замуж за принца, она тут же забывает своего прежнего любовника, которого так страстно любила и предается постоянному томительному ожиданию своего мужа с то утихающих, то вновь разгорающихся войн. Тем временем её единственным утешением становится друг принца граф де Шабанн. В общем, принцессе ещё предстоит наделать немало шуму при дворе. Что касается самой актрисы, то роль выдалась удачно, даже если, при её игре не начинаешь изо всех сил сопереживать героине, то хотя бы можно посмотреть на хорошенькое личико Мелани.

Графа де Шабанн (Ламбер Вильсон) - Из него получился милый пожилой наставник, влюблённый в свою ученицу и готовый ради неё на всё. К сожалению, внимание от него отвлекают другие претенденты на сердце главной героини, а жаль, ведь единственным, подлинно положительным героем, является именно он.

Принц де Монпансье (Грегуар Лепренс-Ренге) - Принцу не зря выпало счастье получить в жёны юную красавицу. Он действительно любил её, но, к сожалению, принцесса была для него слишком ветрена. По мне, роль сыграна очень неплохо, в течении всего фильма, герою действительно сопереживаешь, несмотря на его поступки.

Герцог де Гиз (Гаспар Улье) - В основном, главные героини всегда влюбляются «не в тех» и это как раз тот случай. Но с другой стороны не один фильм не может обойтись без так называемого обольстителя. Он обаятелен, привлекателен и страстен, но в то же время абсолютно непостоянен. Сам Гаспар действительно красив, да ещё и француз, но меня он не капли не зацепил.

Герцог Анжуйский (Рафаэль Персонас) - Похоже, я не единственная, кто заметил схожесть игры Рафаэля с игрой Джонни Деппа, а точнее, схожесть повадок герцога с повадками капитана Джека Воробья. Конечно, дело не только в повадках, а во внешности: усики, подведённые глаза и серьга. Никакой решающей роли в сюжете герой Персонаса не сыграл, но, безусловно, без него в фильме не было бы ничего... интригующего.

Р.S. Вообще, такая оценка предполагает нейтральную рецензию, но после просмотра картины у меня осталось какое-то приятное чувство удовлетворённости и это спасло кино в моих глазах.

История страстной и сильной женщины.

Историческое кино всегда манило и притягивало меня своим неповторимым шармом давно ушедших дней, той атмосферой прошлых лет, которая уже не доступна современному человеку. Есть в прошлых веках что-то такое, что уже кануло в Лету. Может это благородство, честь и те чувства, которые в наше время перестали цениться. Может это украденные у жизни мгновения тайных встреч, которые потеряли своё очарование в наше время. А может, благодаря нравам тех лет. Суровым, страшным, но в то же время таким притягательным. Ведь то, что неведомо, всегда интересно.

Французская история никогда не интересовала меня в такой же степени как история Англии. К чему лукавить, англичанам я всегда симпатизировала гораздо больше, чем французам. Да и французский язык для меня слишком приторный. Но, тем не менее, фильм «Принцесса де Монпансье» очень даже интересовал меня. История Европы - одна из великолепнейших вещей, которая доступна современному человеку. Смотря такие фильмы, ты как будто прикасаешься к тому, что ушло безвозвратно. И судьбы людей оживают на глазах зрителя.

Трейлер фильма отчётливо преподносил проект как историческую мелодраму. Но нет. Это драма. Конечно, без любовных терзаний этот фильм бы не был таким полным. Но они здесь занимаю не главенствующее место. Я не берусь судить о его исторической достоверности, ибо, как это принято в мире кинематографа, она была искажена и несколько романтизирована. Но это ни чуть не портит фильм.

Перед глазами зрителя предстаёт Франция XVI века. Страну разрывают религиозные войны. Католики против гугенотов. Впереди знаменитая и кровавая Варфоломеевская ночь. И на фоне таких исторических событий разворачивается драма одной женщины, ставшей пешкой в руках мужчин. Но женщины сильной духом, не боящейся рисковать и принимать решения.

Фильм «Принцесса де Монпансье» я бы назвала яркой демонстрацией тех нравов, что бесчинствовали в то время. Это был период, когда женщины были всего лишь вещью. Их чувства никого не волновали. Собственные отцы продавали своих дочерей замуж за богатых и влиятельных мужчин, чтобы породниться с тем или иным родом. А что творилось в душе той, кого выдавали, абсолютно никого не трогало. Живя в таком времени требовалось быть сильной, иначе невозможно было бы всё это вынести. Переходя от отца к мужу, женщина становилась послушной второму. И муж, как манипулятор, дёргал за ниточки, и жена выполняла все его желания. В похожей ситуации оказалась и Мари де Мерзьер.

Ей было запрещено любить и желать. Муж ревновал её ко всем. Один кокетливый взгляд брошенный Мари расценивался им как прямая и откровенная измена ему. Но она была натурой страстной, чувственной, умеющей любить. В её жизни была эта самая пресловутая любовь в обличье герцога де Гиза, который на самом деле тоже играл с ней, только куда более искусно. Может в какой-то момент времени этот любимец женщин действительно любил Мари. Но его любовь была слишком мимолётной. Единственным человеком, который был предан принцессе де Монпансье, был её друг и учитель граф де Шабанн. Человек потрясающего благородства, которое, наверное, и в те времена было редкостью, а в наши дни так вообще не встречается.

Актёры органичны в своих ролях. Мелани Тьерри достойно воплотила образ сильной, страстной Мари. Может, иногда ей не хватало достоверности эмоций на лице. Но, тем не менее, с ролью справилась она хорошо. Самый целостный и полный образ создал Ламбер Вильсон. Этот актёр сразу отличается от своих коллег тем актёрским опытом, умением изображать те или иные чувства и эмоции, который приходит только с годами практики. В его молчаливом благородстве выражается вся суть его героя, все переживания. Это действительно блестящая актёрская игра. Ну и обаятельный красавец Гаспар Улье. Он просто неповторим. Неповторим своим мужским шармом, лукавой улыбкой, умением играть. Смотря на него можно смело сказать, что это настоящий герцог де Гиз, что именно таким он и должен быть.

«Принцесса де Монпансье» Бертрана Тавернье - добротное, качественное кинополотно, ярко иллюстрирующее жизнь и нравы тех времён, показывая абсолютно бесправное положение женщин. Но сильные натуры во все времена, какими бы ужасными и шокирующими эти времена не были, никогда не сдавались и не ломались, принимали на себя удары судьбы и оставались неизменными себе.

Вы принесли в дар изумление юности, вашей и моей, так запоздало вернувшейся...

Фильм снят по новелле Мари Мадлен де Лафайет «Принцесса де Монпансье». Учитывая объем рассказа, можно с уверенностью сказать, что Бертран Тавернье смог прекрасно растянуть его на целый фильм, не рваным повествованием, и не высосанным из пальца, а равномерно и целостно. Я, как человек, читавший эту новеллу, могу сказать, что картина снята довольно близко к тексту, практически следуя сюжету, с небольшими дополнениями сценария. Но, исторической подлинности искать не стоит, так как это вольная зарисовка писательницы XVII века. Герои такие действительно были, да и хронология есть, но все остальное вымысел автора, так что не следует фильм ругать за неточности. Все события происходят на фоне раздираемой религиозными войнами Франции, что по-своему добавляет трагизма и остроты рассказу. Режиссер картины сделал повествование более приземленным, а характеры персонажей более реалистичными, так как новелла написала в несколько возвышенных тонах. Единственное, что персонаж Мари де Монпансье получился какой-то уж чересчур простой и плоский, в отличии от сдержанной, но живой героини. А также был несколько изменен финал. С технической точки зрения - фильм очень неплох. Нет обилия военных сцен, но присутствующие довольно эффекты и реалистичны. Великолепные панорамы французских равнин и лесов, манящих за собой в сказочную даль... И не обделены, также, изысканностью костюмы.

Подбор актеров мне понравился. Мужские персонажи вышли очень насыщенными и харизматичными, обладающие аристократическим лоском. Граф де Шабанн (Ламбер Вильсон) со своей дружеской, отеческой любовью, поддержкой и молчаливым обожанием, был противопоставлен остальным троим персонажам, как эталон истинных чувств. Рафаэль Персонас очень живо исполнил своего героя Генриха Анжуйского, подведенные глаза и серьга в ухе, лишь подчеркивали его харизму, наглость и власть. Все в его облике выдает в нем сильного мира сего - самоуверенность и во взгляде, и в модуляциях бархатистого голоса. Любовь стала для герцога лишь прихотью, капризом, но он не потерял, ни головы, ни совести, на тот момент, предпочтя отойти в сторону, что свидетельствовало о его уме. Он также не был лишен мстительности и злопамятности. Книжный Анжу обладал теми же качествами, но в итоге, чувства в нем проснулись настоящие, что стало поводом для серьезной вражды с Гизом. Гаспар Ульель в роли Гиза Меченого - сплошное очарование. Люблю этого актера, видела с ним не одну работу, и здесь он не оплошал. Он создал яркую, пленительную личность, изысканного, элегантного кавалера, мужчину, которого невозможно не любить. Для него любовь - это игра. Сначала юношеская влюбленность, потом игра воображения, подстегиваемая соперниками, позже самовнушение и цель. Опасность, преграды, противники и запреты - вот что нужно было Генриху де Гизу. Но, как заметил граф де Шабанн, наигравшись, он потерял интерес к объекту обожания. Не смотря на все, это мой любимый персонаж, и не только в этом повествовании. Гаспар сыграл великолепно, очень ярко и легко, ему идут исторические образы.

Грегуар Лепренс-Ренге - единственный мужчина не зацепивший меня. Его персонаж, в новелле Филипп де Монпансье - собственник, очень ревнивый и властный мужчина. Грегуар хорошо играл, но вспышки ярости хотелось бы видеть более насыщенными. Создалось впечатление, что актер не хотел делать своего персонажа «анти». В нем сквозила некая неуверенность. И совсем уж не понравилась Мелани Тьерри. Она была очень не органичной, плоской, пустой, оболочка, воздушный шарик, которые летит за тем, кто тянет его на ниточке. В книге, Мари подвержена нормам благопристойности, но изнутри ее разъедали чувства. У актрисы же было однотипное выражение лица, ни буйной радости, ни терзаний, ни страданий, ни сомнений - лист бумаги. И красотой она уж точно не блещет. Не верю, что за нее могут соперничать столько красивых, именитых мужчин, находящихся в окружении блистательных дам. Исходя из вышесказанного, мне понравилось изложение данной истории, несмотря на некоторые недоработки. Мужчины полностью вытянули фильм.

ИНТЕРВЬЮ С БЕРТРАНОМ ТАВЕРНЬЕ

Нам выпала возможность рассказать историю любви, которая была бы и лиричной и откровенной. Когда мы начинали работать над экранизацией, нас больше всего беспокоило то, как показать в контексте того временного периода глубину чувств и страстей, присутствующую в книге, во всей ее неприкрашенной жестокости. После таких фильмов Жана как «Жизнь и больше ничего», «Капитан Конан» и «Пропуск», ему снова удалось поразить меня изобретательностью, юмором и красотой своего языка. Диалоги, написанные им, пробуждают эту эпоху к жизни и запускают воображение мое и актеров, которым удалось проникнуться духом того времени и приблизить его к современности.

На этом фильме вы работали преимущественно с молодыми актерами…

Это еще одна причина, прочему я хотел снять этот фильм – мне довелось впервые поработать со многими актерами. В течение восьми съемочных недель я каждый день думал о том, как прав был Майкл Пауэлл, когда говорил, что благодаря хорошим актерам слова перестают быть ширмой, за которой прячется сценарист. Они становятся музыкальными инструментами, на которых актеры исполняют чарующие мелодии.

Перед нашим взором предстают такие человеческие радости и невзгоды, о которых мы и понятия не имели. Режиссер перестает беспокоиться о костюмах и о расписании съемок. Он спускает свое воображение с тормозов и на какое-то мгновение становится по-настоящему счастлив. Я по-настоящему был счастлив. У меня не было ощущения, что я управляю актерами, я наблюдал за ними. Они вдохновляли меня, увлекали и волновали. Это было поразительно.

Ваша принцесса бунтует против мира, в котором живет…

Мари де Монпансье молодая женщина, которой предстоит познать жизнь путем собственных ошибок, научиться сдерживать и направлять в нужное русло свои чувства и принимать сложные и болезненные решения, а ведь она все еще фактически маленькая девочка. Во время съемок Мелани Тьерри восхищала и поражала меня своей игрой и, конечно же, красотой, но самое главное – теми эмоциями, которые она привнесла в своего персонажа. После участия в постановке «Куколки» с Мелани, Моник Шометт сказала мне про нее, что она как Страдивариус, готова пойти гораздо дальше, чем от нее требуется и это истинная правда.

Как и принцесса, Шабанн отказывается плясать под чужую дудку…

Шабанн является стержнем этого фильма. Он способен пробуждать чувства, и благодаря ему мы можем увидеть Мари с другой стороны. Он напоминает мне великих героев литературных произведений тех лет, учителя и воина, математика и философа, борющегося с нетерпимостью во всех ее формах. Чтобы понять всю силу его гуманизма и приверженности идеалам миролюбия, надо видеть, как он будет себя вести в условиях ужасов войны. Ламбер Вильсон обладает всеми качествами этого персонажа, через чьи глаза мы видим с каким тяжелым выбором предстоит столкнуться Мари.

Вы предлагаете совершенно новую интерпретацию образа герцога Анжуйского, будущего короля Генриха III…

Я хотел покончить с тем карикатурным образом, который сформировался в ходе истории. Герцог Анжуйский был великолепным генералом с очень пытливым умом. Говорят, он мог бы стать отличным королем, если б ему довелось жить в более благоприятный временной период. Рафаэль Персоназ сыграл его со свойственной ему непосредственностью, элегантностью и шармом, превосходно отобразив острый ум и неоднозначность персонажа.

Герцог де Гиз и принц де Монпансье, наоборот, воители…

Гиз до мозга костей воин. Охотник. Он олицетворяет собой грубую силу, храбрость и религиозную бескомпромиссность с трогательной примесью искренности и сомнительности. Гаспар Улиель проявляет в этой роли всю свою силу, жестокость, чувственность и, временами, искреннюю любовь. В сравнении с Гизом, Филипп де Монпансье является человеком глубоко искренним и менее жаждущим власти. Он влюбляется в свою жену уже после замужества и следует течению этой страсти, тогда как Гиз находится под разрушающим влиянием своего честолюбия. Грегуар Лепранс-Ринге придает много внутренней силы Монпансье, перемежающейся с неожиданными и эффектными вспышками жестокости. В первый же день я увидел, что ему удалось вырваться из всех условностей, связанных с его персонажем.

В общем и целом вы придерживаетесь довольно таки феминистической позиции.

Я совершенно четко на стороне Мари. Она разрывается между своим воспитанием и тем, что от нее ожидают другие с одной стороны и между своими страстями и желаниями с другой. Она не желает быть покорной женой. Она хочет получить образование и объять весь мир. Ее страсть к учебе придает ей сил и позволяет сопротивляться.

Этот фильм словно и не исторический вовсе.

Я хотел, чтобы этот фильм получился настолько же современным и естественным в плане повествования, как и «Пропуск» или «В электрическом тумане». Я не планировал воссоздавать эпоху, я всего лишь хотел передать ее суть. Например, я не хотел использовать музыку, стилизованную под шестнадцатый век.

Несмотря на то, что Филипп Сард черпал свое вдохновение из композиторов того времени, таких как Ролан де Лассю, мы сделали так, чтобы аранжировки и мотивы звучали очень современно благодаря широкому использованию ударных. На самом деле, мы создали довольно оригинальную музыкальную конструкцию, состоящую из трех исполнителей музыки эпохи барокко, четырех тромбонистов, семерых контрабасистов и виолончелистов, а также пятерых перкуссионистов. И при этом ни одной скрипки!

ПРИНЦЕССА ДЕ МОНПАНСЬЕ. СТАТЬЯ ДИДЬЕ ЛЕ ФЮРА

« » была впервые опубликована анонимно в 1662 году, возможно, потому что, в ней прослеживалась параллель со связью Генриетты Английской, жены брата короля Людовика XIV и графа де Гиша. В любом случае, Мадам де Лафайетт в своем первом романе сделала все, чтобы замести следы. Она перенесла действие своего романа со двора «Короля-Солнца» на столетие ранее, во времена царствования короля Карла IX и религиозный войн. Все действующие лица в действительности существовали, даже не смотря на то, что автор изменила имена некоторых из них. Она выдумала лишь любовную линию: молодую девушку Мари де Мезьер, принадлежащую ее мужу Филиппу де Монпансье и любящую в тайне другого мужчину, Генриха, герцога де Гиза. Какое-то время она верит в то, что расстояние между ними и общество графа де Шабанна сведут страсть на нет. Но судьба снова сводит их вместе, и Мари уже не в силах устоять.

Предательство любимого и неприязнь, которую она испытывает к мужу, становятся для нее наказанием. Что касается де Шабанна, верного и надежного друга, то он жертвует собой ради женщины, в которую его так же угораздило влюбиться.

Не смотря на то, что другой роман Мадам де Лафайетт «Принцесса Клевская» уже неоднократно удостаивалась экранизации, с «Принцессой Монпансье» все сложилось несколько по-другому. Она осталась позади «Принцессы Клевской» по продажам книг и по влиянию, оказанному на массы. Когда читатели 19 века вновь открыли для себя этот исторический период, считавшийся во времена правления Бурбонов чересчур морально развращенным, двор короля Генриха II, где происходит центральное действие романа «Принцесса Клевская» представлялся более благородным и соответствующим впечатлению людей о 16 веке, чем правление его второго сына Карла IX, навевавшее воспоминания о еще не затянувшихся ранах. «Принцесса Клевская» запечатлела величие и процветание страны, находившейся на пике своей славы, многое для которой сделали величайшие умы эпохи Ренессанса, и люди 19 века предпочитали равняться именно на этот достойный образ. Действие в «Принцессе де Монпансье», наоборот, происходило во времена разрозненности, нетерпимости и кровавых бойней, и это было прошлое, которое лучше было бы забыть и будущее, которого следовало бы избежать. В 19 веке «Принцесса Клевская» переиздавалась 28 раз, тогда как «Принцесса де Монпансье» ни единого раза.

Несмотря на то, что в XX веке данное несправедливое положение вещей изменилось, произошло это слишком поздно. Решение Бертрана Тавернье и Жана Космоса экранизовать этот роман основывается не столько на том, чтобы вернуть забытое литературное произведение на полагающееся ему место и даже не на том, чтобы воссоздать историческую действительность, чтобы с ее помощью рассказать о современных проблемах, так же как пришлось поступить в свое время Мадам де Лафайетт, чтобы избежать цензуры. Выбрав этот роман, они прежде всего хотели рассказать историю страсти и любви во всех их видах.

Чтобы облегчить себе задачу, они могли бы перенести действие в современность. Создатели фильма решили ничего не переиначивать, но это решение требовало от них так изобразить довольно малоизвестный исторический период, чтобы фильм не превратился в занудный урок истории. В результате, про «Принцессу де Монпаньсе» так уж точно сказать нельзя. Бертран Тавернье и Жан Космос намеренно отошли от тех дат и политических событий, которые оказывали мало влияния на сюжет. Карл IX в фильме не появляется ни разу, а у его матери, Катерины Медичи есть всего одна сцена.

Перед этим фильмом не стоит цели пересказать всю историю религиозных войн. И хотя в нем имеют место схватки и битвы, целью их служит раскрытие образов и характеров персонажей. «Принцесса де Монпансье» так же не является костюмированной драмой, со всеми отрицательными чертами этого жанра – чрезмерным декором и богато украшенными костюмами, призванными отвлекать от слабых мест в сценарии. Сила сюжета «Принцессы де Монпансье», которому Бертран Тавернье и Жан Космос практически неукоснительно следуют, говорит сама за себя. Тем не менее, этот период времени должен был быть воссоздан и должен был обрести лицо. Создатели фильма смогли этого добиться путем добавления в сценарий ряда сцен, которые ненавязчиво создают впечатление прикосновения к повседневной жизни того времени, не отвлекая внимания от сюжета. Банкет по случаю свадьбы Мари де Мезьер и вечер того же дня, смерть дикого кабана, церемония приготовления ко сну герцога Анжуйского в Шампиньи, заезжий гонец, то как Мари учится читать, все эти эпизоды красноречиво показывают быт и нравы того времени. Нагромождение декораций никогда не встает на пути зрителей, а персонажи не ломаются под грузом пышных юбок и корсетов, но они дают нам окунуться в мир, который часто ускользает от взора на страницах исторических книг, да и который сама Мадам де Лафайетт не слишком подробно описала. Вкрапление цвета здесь, намек на аромат тут, звук вдалеке, жесты, позы в других местах, все это несет с собой какое-то послание, а в добавлении к хорошо прописанным персонажам, сюжету и качественным съемкам странным образом заставляет нас поверить в то, что сущность эпохи, отделенной от нас четырьмя столетиями возможно запечатлеть на пленке.

Анна Мария Луиза Орлеанская, герцогиня де МонпансьеАнна Мария Луиза Орлеанская (29 мая 1627 - 3 апреля 1693) - французская принцесса королевской крови, герцогиня де Монпансье. Приходилась племянницей Людовику XIII. Также известная как Гранд Мадемуазель (или Великая Мадемуазель) , активная участница Фронды, автор известных «Мемуаров». Пьер Миньяр, портрет Анны-Марии-Луизы Орлеанской, герцогини де Монпансье. Обратите внимание, что на этом портрете она держит в руках портрет своего отца.
Воспитывалась Анна-Мария-Луиза при дворе короля Людовика XIII-го под опекой его жены Анны Австрийской, которая заботилась о ней куда больше, чем родной отец. Однако имея независимый характер, Большая Мадемуазель в конце-концов совершенно вышла из под опеки отца и тети.
Первым принцем, ухаживавшим за Анной-Марией-Луизой, был в 1647-ом году принц Уэльский (будущий король Англии Карл II), бежавший вместе с матерью во Францию, в то время как отец его с трудом удерживал свой трон в Англии во время Гражданской войны. Анна родилась в Луврском дворце. Её отец, Гастон Орлеанский, носивший титул Месье, был младшим сыном короля Генриха IV. Таким образом Анна приходилась двоюродной сестрой Людовику XIV. Мать, Мария де Бурбон, герцогиня де Монпансье была дочерью Генриха Монпансье и унаследовала от него огромное состояние и большое количество титулов. Она умерла при родах Анны. Девочка воспитывалась при дворе короля Людовика XIII под опекой его жены Анны Австрийской. Возможно, она и имела некоторые шансы стать королевой Франции, если бы не последующие события. Фронда! Борьба принцев крови против малолетнего короля и кардинала Мазарини. Гастон Орлеанский, старый бунтовщик и заговорщик, конечно же, не мог остаться в стороне от этих событий. Но его дочь умудрилась даже переплюнуть своего папочку, показав себя бесстрашной амазонкой. Будучи во главе отряда мятежников, она даже сама стреляла из пушки по королевским войскам. Но подобное поведение, увы, не принесло Большой Мадемуазели ничего хорошего. Во-первых, король Людовик XIV-ый, на всю свою жизнь запомнивший события Фронды, на такой вопиющий факт никак не мог закрыть глаза. Большой Мадемуазели пришлось после униженно просить прощения у короля, и хотя она это прощение получила, король всё равно не забывал ее участия в бунте против королевской власти. Конечно же, ни о каком браке между ними теперь и речи быть не могло. Мало того, и другие женихи больше не сватались к ней после событий Фронды. Кардинал Мазарини, узнав о ее стрельбе из пушек по королевским войскам, сказал, что этим "Мадемуазель убила своего мужа", предсказав тем самым, что богатейшей и знатнейшей невесте Франции грозит участь старой девы.
Хотя некоторое время спустя Анна-Мария-Луиза таки вернулась ко двору, ее там не особо жаждали видеть и лишь терпели ее присустствие. Как и предсказал Мазарини, свататься к ней никто из принцев французских и иностранных вовсе не спешил. А она ведь была принцессой крови, внучкой короля, так что все другие женихи были ниже ее по рождению, и брак с ними был бы для нее мезальянсом.
Но вот на пятом десятке Большая Мадемуазель вновь собралась замуж, причем по любви! Ее избранником стал Антуан Номпар де Комон, маркиз де Пюйгилем, герцог де Лозен.

Семейное счастье богатейшей невесты Франции, кузины короля Людовика XIV-го, Анны-Марии де Бурбон (она же герцогиня де Монпансье) как-то не сложилось. Ну, что-то там не заладилось в небесных сферах. К тому же характера она была воинственного, разборчива до чрезвычайности, да и в придачу ко всему ещё и выбор у неё был крайне ограничен: юношей, равных ей по богатству и знатности, было меньше, чем пальцев одной руки. Анна опробовала все варианты, но каждый раз коварная рука судьбы выводила напротив её имени издевательски-каллиграфическим почерком — “demoiselle” (не замужем).

Шли годы, “demoiselle” де Монпансье скучала и вот когда ей уже стукнуло 45 , не семейное, но нежное и мягкое одеяло дамского счастья накрыло её прямо-таки с головой. И где-то там, в темноте этого чудесного, тёплого мирка, мягко переливался разными красками чудесный лик — невысокий, светловолосый мужчина, с насмешливым, жестким лицом, обладающий глазами чародея и повелителя. Звали этого очаровательнейшего мужчину, с исключительной куртуазной репутацией — Антуаном-Номпаром, графом де Лозеном. Он тоже уже не был пылким юнцом — ему стукнуло 40 лет, но своего неотразимого куртуазного шарма граф совершенно не утратил. И все версальские прелестницы по-прежнему стояли в плотную очередь у его будуара. И было зачем.

Будучи невысокого росточку Антуан де Лозен был, для своего роста, довольно хорошо сложен, одевался щегольски, лицо имел высокомерное, умное, внушающее почтение. Был исполнен благородных манер, скор на вражду (пусть даже и из-за пустяков), безжалостен к чужим недостаткам. Любил выискивать эти недостатки и ставить людей в смешное положение. Был исключительно храбр и опасно дерзок. Всё это будоражило и лихорадило женские сердца, но распаляло их совсем иное. Как говорила одна, испившая щербета его уст, чаровница, в детстве Антуану довелось лизнуть стрелу Амура, так что уже с юности не было рядом с ним более галантного и сладкозвучного кавалера. Комплименты рождались у него на устах безо всякого напряжения, а высказанные тихим и низким голосом — производили на милых дам совершенно ошеломительное впечатление. И что было особенно важно: шевалье де Лозен никогда не повторялся в своих комплиментах! Как это у него получалось? Бог ведает, но стоило только его глазу отметить какую-нибудь, пусть маленькую, но изюминку в облике милой дамы, как он тут же, совершенно не задумываясь, рождал комплимент, полный таинственного и неповторимого очарования. Своим комплиментом он как бы делал моментальное фото, а какое женское сердце устоит от удачной фотографии себя, такой прекрасной, единственной и неотразимой. И это с учётом того, что завтра, об этом комплименте будут судачить во всех уголках Версальского двора!

Хотя, как заметила другая дама, приятная во всех отношениях, куртуазный воитель вовсе не лизал стрелу Амура — он сам был этим Амуром! И как только жар слов этого милейшего кавалера доходил до нежных ушек версальских чаровниц, как их ледяные сердца тут же оттаивали и превращались в нежных бабочек с чуть бархатистыми крылышками… .

Кстати, надо отдать новоявленному Амуру должное — он отвечал им тем же. Не всем, конечно, глаз Антуана де Лозена был причудлив и избирателен: на одно “Да!” у него приходилось по десять “Нет!” Но этим своим выбором он был ещё желаннее, ибо какими победительницами чувствовали себя те дамы, что слышали от него: “Mademoiselle, que faites-vous ce soir?” (Мадемуазель, а что Вы делаете вечером?) И какими завистливыми глазами смотрели на них другие версальские дамы.

Несмотря на то, что Антуан был профессиональным военным, весьма достойно показавшим себя во многочисленных баталиях, именно дамы были его первейшей пламенной страстью. Были у него и почести, и денежные средства, и пожалования, но всё это меркло, как только доводилось ему лицезреть неторопливо проплывающую мимо и томно покачивающую бёдрами очередную обольстительницу.

Один пример. В 1673-м году судьба сделает его узником преотвратнейшей, находящейся в самом отдалённом уголке Франции, крепости Пин
ьероль. Две недели он будет бросаться на стены, поджигать камеру, притворяться глухонемым, биться в падучей, но потом стихнет. Сражники будут находить его дремлющим днём в кресле подле камина, завёрнутого до головы в тёплое одеяло. Они решат что шарик сдулся! Ан-нет! Ведь никто не знает, как проводил ночи сорокалетний Антуан-Номпар? А проводил он их должным образом — рыл подкоп! К каменной кладке! Четыре года у него ушло, чтобы прорыть лаз длиною всего в 3 метра и однажды он уже выглядывал наружу из тюремной стены! Оставалось только миновать не столь уж и высокую тюремную стену! Свобода уже улыбалась ему и поощрительно махала своей мягкой и сухой ладошкой.

Последовал ещё день приготовлений и вот в самую глухую часть ночи, когда все стражники, сморенные неимоверными дневными трудами, сладко почивали на своих постах и седалищах, Антуан-Номпар, граф де Лозен протиснулся в лаз и выбрался через его посредство на тюремную площадь. Ещё немного усилий и “свобода, вас встретит радостно у входа”, но.. через двор шла юная дочка тюремного хлебопёка. Хлебопёки, они ведь встают рано и эта юная киприда, неторопливо помахивая ведром, шествовала к колодцу. Граф мог бы подождать, пока она наберёт воды и уберётся в свою убогую храмину. Но де Лозен был граф только во вторую очередь, а в первую он был Амур, а потому освободившийся узник не торопясь пересёк площадь, подошёл к девушке и завязал с ней неторопливую беседу. Сначала юная прелестница подумала было позвать на помощь, но речи очаровательного незнакомца были столь обходительны и милы… Да и сам он не производил впечатления опасности. Девушка ответила ему и как-то совсем не заметила, что через час он уже задирал ей юбки в глубине сеновала. Она-то этого не заметила, но это заметил её отец, который не дождавшись дочери с водой, отправился на её поиски….

В результате де Лозен просидел в тюрьме ещё 6 лет и при этом он ничуть не сожалел о произошедшем. Представляете! Человек 4 года рыл подкоп, имел все шансы на освобождение, но утратил всё это всего лишь раз взглянув на ланиты юной прелестницы.

Но случился праздник и на его улице. Однажды, его ушей коснулась весть, что в Версале пала та, чьей злой волей он был заключён в сию юдоль скорби и печали — герцогиня де Монтеспан утратила свой высокий статус королевской фаворитки. Сердце шевалье де Лозена возликовало в предвкушении великих изменений. И перемены не заставили себя ждать….

Однако, мы отвлеклись от истории demoiselle де Монпансье. Возбуждённая собственными надеждами она вела прямую атаку на крепость под названием кавалер де Лозен. Наступление не приносило ощутимых выгод — кавалер был неприступен. Он, конечно же, был предельно вежлив и как обычно не задерживался, чтобы сказать прелестное слово даже уже слегка пожухлой даме. Но сыграть с ней партию в любовные шахматы? Помилуй, Бог! Ему, конечно, было лестно её внимание, а также небезразличны её миллионы и многочисленные титулы, но… но… но… . И тут он узнаёт, что у мадемуазель де Монпансье на него не просто альковные виды, но матримониальные! А это в корне меняло дело! Это означало, что при удачном стечении обстоятельств он мог стать родственником французского короля! Он! Бедный гасконский дворянин! 20 лет назад заявившийся в Париж без гроша в кармане! Тщеславие было одним из немногих грехов, которые он себе разрешал. Так что при очередной встрече с Анной-Марией де Бурбон он несколько дольше задержался взглядом на её глазах, что привело не девственную мадам в состояние чисто девственной застенчивости. Она почувствовала надежду!

Герцогиня давно была готова к переходу к отважным действиям. Она знала о графе всё и по своему искала свои пути к его сердцу. Она знала, что кроме того, что сей отважный гасконец необыкновенный франт, он ещё и необычный чистюля. Антуан-Номпар, граф де Лозен принимал ванну чаще чем кто-либо во французском королевстве — два раза в неделю! Так часто во Франции не мылся никто. Более того, граф говорил, что принимал бы ванну бы каждый день, но вода проведённая в Париж по распоряжению короля текла столь тонкой струйкой, что за неделю набиралось только на 2 ванны. Ещё мадемуазель де Монпансье знала, что любезный кавалер де Лозен тонкий ценитель ароматов, а у Анны (ах, что за злобная напасть) был весьма неприятный запах изо рта. Что касается телесных запахов, то она, как и многие дамы в королевстве, успешно боролась с ними подкладывая мешочки с сушёным майораном под юбки, носила их на поясе и даже вшивала в воротники платьев. Запахи подмышек нейтрализовала особыми эссенциями привозимыми ей из Леванта. Но запах изо рта это была ужасная беда и сделать с ним у Анны-Марии ничего не получалось, ей ведь всё-таки было не 22 . У самого короля Людовика 14-го, её кузена, к сорока годам во рту осталось всего 2 зуба и запашок из королевского рта на лету повергал наземь чувствительных к обонянию насекомых. Но королю не надо было добиваться внимания де Лозена, а истекающей соками любви Анне это было нужно больше чем глоток холодной воды в жаркое лето. И выход она, конечно же, нашла.

В это время известные дамские соблазнители — итальянские аптекари продавали сладкие леденцы всяких разных сортов, цветов и ароматов, но все они были достаточно крупные и дамы, обычно посасывали эти милые вещицы в чисто женской компании. Делать это при мужчинах считалось неприличным. Анна же была вовсе не прочь проделывать это соблазняя кавалера де Лозена, но боялась, что он сочтёт это вульгарным и решила вопрос по своему. Вызвала одного из аптекарей и приказала ему сделать те же леденцы, но маленькие, чтобы когда она держала их во рту, ничего не было заметно. Аптекарь выполнил заказ и герцогиня получила его в жестяной коробочке на которой было написано “Леденцы мадам де Монпансье”. Вот этим то нехитрым оружием она и сломала последнюю преграду отделяющую её от куртуазнейшего де Лозена. В первый же вечер новый цезарь перешёл свой Рубикон и она заполучила его себе в альковные тенета. Дальше — проще. Сначала она подарила ему крупнейшее во Франции пэрство дэ Ю. Потом своё родовое — де Монпансье. Потом ещё одно герцогство, затем ещё одно и ещё. Анна де Бурбон, двоюродная сестра короля от этого не обеднела — богатства её были бессчётны.

А потом, со свойственной ей решительностью, герцогиня вопросила благородного графа: “Смею ли я надеяться, что благородный граф не откажет мне в некоей малости….” — тут она запнулась и покраснела.

“Какой малости?”- непонимающе поднял вверх брови де Лозен.

“Не сочтёте ли Вы возможным стать моим супругом” произнеся эту фразу бедная Анна, почувствовала что опасно близка к обмороку. Она поискала на поясе уксусницу, но не решилась воспользоваться её в присутствии кумира своего сердца.

“М?” — де Лозен задумался и немного покачал головой, чуть склонив её набок, — не знаю что Вам и сказать моя госпожа”.

Он задумчиво смотрел ей прямо в глаза и чуть-чуть покачивался на каблуках. У Анны опасно стали двоиться в глазах предметы, холодная струйка пота потекла по спине.

“Вы знаете, — наконец прервал он подзатянувшееся молчание. Анна замерла, беззащитно глядя в эти безжалостные зелёные глаза. “Я должен подумать, — он снял шляпу, сделал ею почтительное “ Au revoir”, повернулся и вышел вон. Анна мягко сползла в спасительный обморок: “Господи, какое счастье — он НЕ ОТКАЗАЛ!”

Три дня её сердце билось в смятении, кавалер куда-то отбыл по приказу короля, но ещё через день она получила послание, столь восхитительно пахнущее его духами. В послании краткое и внятно было сказано, что рассмотрев глубины своего сердца граф понял что там есть место для столь достойной дамы и он готов стать её супругом. Прочитав эти строки Анна снова лишилась чувств — её мечты сбывались!

Не теряя времени даром, герцогиня де Монпансье отправилась на приём к кузену, ибо была она голубых королевских кровей и выйти замуж без разрешения монарха никак не могла. Выслушав её, Людовик не то чтобы заупрямился, но дал понять сестре, что надобно помнить и о приличиях. Ведь брак его двоюродной сестры и некоего, пусть и предельно галантного, но всего лишь гасконского дворянина был явным мезальянсом. Он, конечно, понимал, что выйти замуж у Анны шансов нет никаких, но всё-таки это её предполагаемое матримониальное безумие могло сильно повредить и Его королевской репутации. Сёстры короля должны были выходить замуж за королей! К тому же де Лозен был из протестантской семьи и это тоже не способствовало заключению брака с католической девицей. Но Анна был настойчива, она даже пригрозила, что уедет в Испанию и примет там испанское подданство, создав тем самым повод для очередной испано-французской войны!

Людовик понимал, что она этого не сделает, но всё-же … Немного поразмыслив, добрый король оттаял и дал таки своё всемилостивейшее разрешение на предполагавшийся брак. Не подумайте, что он пожалел свою сестру, вовсе нет! Даже наоборот. Он знал репутацию де Лозена, который являлся чистым душкой, когда хотел очаровать ту или иную beauté charmante , но как только сей авантажный мсье достигал желаемого, то превращался в строгого и ревнивого тирана и деспота. Правда, многим женщинам это нравилось, но уж Людовик-то точно знал, что Анне это будет не по нутру. А так как двадцать лет назад сестра провинилась перед ним, участвуя во Фронде, король сказал сам себе следующее: “Ну что ж, это конечно, мезальянс, но пусть она тоже хлебнёт из чаши грусти и печали, пусть вспомнит те гадости, которые она некогда делала для меня!”

Услышав о согласии на брак, Анна осчастливленная убежала, а король отправился в покои своей непревзойдённой фаворитки, герцогини де Монтеспан. И там, не чувствуя беды, пересказал случившееся оной. Какая буря грянула в ответ на его сообщение! “Да, как же ВЫ, мой добрый Людовик, позволили так унизить Себя и свой Дом! Какая там жалость к родной сестре, когда это рушит сами устои французской монархии! Что скажут в Испании, с которой Франция связана семейными узами?! Ведь это же умаление и их достоинства! И т.д. и т.п.”

По окончанию разговора Людовик вызвал кузину и сказал, что в сложившихся обстоятельствах он вынужден забрать назад своё разрешение. Замершая соляным столбом Анна даже не нашлась что сказать. До неё всё никак не мог дойти смысл сказанного. Когда же он до неё дошёл — соляной столп рассыпался. Герцогиня де Монпансье упала на пол и стала, истошно визжа, кататься по полу. Слов у неё не было, а из горла доносились только нечленораздельные звуки и злобные ругательства. По настоянию Людовика её насильно выволокли из королевских покоев.

И если коварно обманутая demoiselle не нашла нужных слов, то кавалер де Лозен, уже примеривший на себе титул члена королевской семьи, показал себя на высоте события. Узнав, откуда дует сей злоехидный ветер, он явился в покои своей бывшей любовницы (но теперь официальной любовницы короля) Француазы де Монтеспан и обрушил на её голову такие слова и эпитеты, которых многоопытная герцогиня даже и не слышала. Рассказывают, что из приличных там были только “продажная б…!” , “совсем ох…. сука!” и “ бессовестная скотина!”. Войдя в раж, граф даже принялся лупить её, лежавшую в кровати, по щекам, потом увлёкся и стал таскать за волосы. В обычное время, в альковных утехах ей, наверное, это даже бы понравились. Такие эмоции! Такая искренняя страсть! Но сейчас она была королевская фаворитка, поэтому не могла позволить себе увлечься эмоциями. И когда возмущённо стучащий сапогами де Лозен ушёл, она подготовила слёзный поток и принялась ждать короля и когда тот пришёл … . Вот так наш де Лозен в 1673 году поехал в чужедальний Пиньероль по прямому королевскому указанию.

Кстати, Анна, герцогиня де Монпансье ждала своего избранника из Пиньероля все десять лет! Ей было категорически запрещено навещать его в узилище, но уж подарочков она ему напосылала в избытке. А когда в результате “Дела об отравлениях” состоялось падение официальной фаворитки мадам де Монтеспан, Анна-Мария выменяла своего любовника у короля на крупное земельное владение. И пятидесятилетние голубки воссоединились на брачном насесте!

Ну, а теперь, как положено, плохой конец. Ничто не разочаровывает нас так, как волшебство нашей собственной очарованности. Союза Анны-Марии-Луизы, герцогини де Монпансье и Антуана-Номпара, графа де Лозена не хватило даже на два года. Анна хотела сделать из мужчины своей мечты mari exemplaire (образцового супруга), но ничуть не преуспела в своём желании. Де Лозен оставался де Лозеном и никем другим он стать бы и не смог. Людовик
правильно предупреждал об этом сестру и теперь наслаждался своей маленькой местью.

Супруги разошлись. Анна продолжая услаждать себя леденцами, получившими её имя и уехала в один из своих замков, а мятежный де Лозен отправился в Англию. Больше они не встречались.

Окончание. В апреле 1693 года монашки ордена урсулинок несли на захоронение в фамильный склеп Бурбонов сердце недавно представившейся Господу Богу Анны-Марии, герцогини де Монпансье, запечатанное в поминальном сосуде. Принесли в склеп, поставили сосуд перед изображением Девы Марии и запели поминальную молитву. И вот когда божьи невесты допели до “Поспешите, Святые Божии, выйдите навстречу, Ангелы Господни, приимите душу её… сосуд неожиданно, со страшным грохотом взорвался! Монашки позорно бежали, истошно голося.

Так закончила свой путь создательница конфеток-монпансье Анна-Мария Орлеанская (в девичестве — де Бурбон).