Презентация гоголь тарас бульба история создания. Урок-мастерская "История создания повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»" с использованием ИКТ. «Тарас Бульба» Историческая повесть

Место работы: МБОУ «Гамалеевская СОШ №1 Сорочинского района Оренбургской области»

Должность : учитель русского языка и литературы

Тема: История создания повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Тип : урок усвоения новых знаний

Цель: познакомить с историей создания и исторической основой повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». УУД 1. Личностные: воспитание российской гражданственной идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. 2. Метапредметные :

Познавательные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прочитанного или прослушанного текста; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текста.

Регулятивные : умение самостоятельно организовывать собственную деятельность; умение работать с разными источниками информации, умение преобразовывать её в соответствии с задачей; Коммуникативные : умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей;
3 . Предметные : умение определять анализировать лирическое произведение, определять художественные особенности оды.

Ход урока.

    Мобилизующее начало.

    Изучение нового материала:

        Подведение к теме урока:

Задание: посмотрите на название произведений, назовите автора

«Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба», «Заколдованное место», «Мёртвые души», «Ревизор»

Какие из произведений вами прочитаны?

В 5 классе вы прочитали повести «Заколдованное место», «ночь перед Рождеством», в старших классах вы познакомитесь с произведениями «Мёртвые души», «Ревизор», а сегодня мы переходим с вами к изучению повести «Тарас Бульба».

2) Определение темы, целей урока.

Как вы думаете, какова тема урока, какие учебные задачи мы поставим перед собой?

    История создания повести Гоголя «Тарас Бульба» (появление сборника «Миргород»):

Уже в 1830 году Гоголь начинает работу над повестью. После публикации «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (1831), вышел цикл повестей «Миргород», который состоит из двух частей. В первую часть вошли повести «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба», во вторую - «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Обе части сборника «Миргород» были опубликованы в начале 1835 года.

3. Работа с видеофрагментом из фильма Владимира Бортко «Тарас Бульба»

1) Просмотр видеофрагмента «Ну сынку…»

Задание: посмотрите видеофрагмент, определите фразу, которая является центральной для данного фрагмента и ставшей крылатой.

2) Анализ фразы «Я тебя породил, я тебя и убью»

- Какая фраза на ваш взгляд является центральной?

- Слышали ли вы раньше это высказывание? При каких обстоятельствах?

Как вы думаете, является ли поступок отца нормой?

Как вы думаете, почему это могло произойти?

3) Подбор аналогичных примеров.

В каких произведениях, кинофильмах, событиях истории вы встречали подобные ситуации?

4) Аргументация собственной позиции

События, которые происходят в данной повести, являются современными или относятся к истории?

По каким признакам вы это определили?

    Историческая основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (работа в парах)

- Действительно, события этой повести уходят в далёкое прошлое, поэтому Гоголь, прежде чем написать повесть, изучил ряд исторических документов, прочитал летописи и познакомился с обычаями казаков.

1) Самостоятельная работа.

Задание: изучите материалы, найдите ответы на данные вопросы, сделайте краткую запись в тетрадях.

1) Где происходят события повести?

2) Какое событие составляет основу посети?

3) В каких веках происходит действие в повести?

4) Какие документы изучил Гоголя для написания повести?

4) Кто такие казаки?

5) Что представляла собой Запорожская Сечь?

События, изображённые Гоголем в повести, относятся ко времени освободительного движения на Украине в 15-17 веков. Украинское казачество вело освободительную войну против поляков, захватывающих территории Украины, захватывающих и продающих людей в плен. Поляков называли шляхтичами (от названия польского войска – Шляхта).

Запорожская Сечь – это военная организация вольных казаков, основанная на товариществе и братстве, главным назначением которой было служение своему Отечеству, защита Родины. Возглавлял Сечь кошевой, по-другому атаман, который избирался из числа казаков.

Казаки ( - казáк ; - козáк ; Первоначально проживали в степях и лесостепях , в частности на территории и ; впоследствии расселились также на территории , , современного , и .

В официальных документах Российской империи слово «казак» обозначало лицо, принадлежащее к казачьему сословию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности и вместе с тем обозначало военнослужащего вооружённых сил Российской империи.

Чтобы быть верным эпохе, отражённой в повести «Тарас Бульба», Гоголь изучил множество исторических и фольклорных источников: рукописные летописи, историческую работу «Запорожская старина» академика И.И.Срезневского, «Малороссийские песни» из сборника Максимовича, «Малороссийские и червоннорусские думы», собранные Лукашевичем.

    Проверка первичного восприятия (ответы учащихся на вопросы)

    Словарная работа

Задание: произнесите слова в соответствии с орфоэпическими правилами.

Украинский (укрАинский – украин. произношение)

Казак (козак) - вольный человек, член военно-земледельческой общины поселенцев на окраинах государства. Запорожские казаки.

Шляхтичи (ляхи)

    Определение жанрового своеобразия произведения.

1) Работа над литературоведческим понятием (работа с литературоведческим словарём):

Мы уже неоднократно говорили о том, что произведение «Тарас Бульба» - повесть?

Что такое повесть?

2) Запись определения (см. словарь терминов)

Повесть – это жанр литературы, который больше рассказа, но меньше романа. Часто имеет деление на части (главы), которые соединяются сюжетом, героями.

3) Определение вида повести .

Существуют различные виды повестей, посмотрите на слайд, определите, к какому виду повести относится повесть «Тарас Бульба», объясните свой выбор.

Виды повестей: сатирические, фантастические, исторические, реалистические, романтические.

Историческая повесть - это произведение, в котором повествуется об исторических событиях более или менее отдалённого времени, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут выступать исторические личности.

    Физминутка.

    Тестирование

1)Самостоятельная работа учащихся

Тест «Историческая основа повести»

    Повесть Гоголя «Тарас Бульба» вошла в сборник повестей:

А «Вечера на хуторе близ Диканьки» Б «Миргород» В «Арабески»

    Гоголь работал над повестью:

А С 1820 года Б С 1840 года В С 1830 года А В 1825 году Б В 1835 году В В 1845 году.

    Какое историческое событие легло в основу повести Гоголя «Тарас Бульба»:

А Освободительная война украинских казаков против польских захватчиков. Б Освободительная война украинских казаков против турецких захватчиков. В Освободительная война уральских казаков против польских захватчиков.

    Где происходят события повести:

А В России Б На Украине В В Турции

    Кто такие казаки?

А Казаки - сословие людей, которые отличались особым положением, но всегда становились на защиту Родины. Б Казаки – сословие людей, проживающих на территории России, занимающиеся земледелием. В Казаки – сословие людей, проживающих на определённой территории, не подчиняющихся законам страны.

    Запорожская Сечь - это…

А Военная организация вольных казаков, основанная на товариществе и братстве, главным назначением которой было служение своему Отечеству, защита Родины. Б Сбор казаков для проведения военных учений В Место на Украине, где проживали казаки.

    Повесть Гоголя «Тарас Бульба» - это:

А романтическая повесть; Б фантастическая повесть; В историческая повесть.

    Какие исторические труды изучил Гоголь для написания повести «Тарас Бульба»? (несколько вариантов ответов)

А «Запорожская старина» И.И.Срезневского. Б «Украина в 15 веке» Иванова М.П. В «Малороссийские песни» из сборника Максимовича. Г «Запорожская Сечь» Добролюбова Н.Н. Д «Малороссийские и червоннорусские думы», собранные Лукашевичем

2) Взаимопроверка

3) Анализ полученных результатов

    Просмотр саундтрека к кинофильму «Тарас Бульба» Владимира Бортко:

1)Знакомство с понятием

Саундтрек (англ. soundtrack) - звуковая дорожка. Музыкальное сопровождение к фильму, сериалу и т.п. нередко имеет жизнь и отдельно от фильма, иногда даже превосходя его популярностью.

2) Просмотр саундтрека.

Постановка учебной задачи:

Просмотреть фрагмент, подумать, какова основная мысль произведения «Тарас Бульба» (для тех, кто не прочёл повесть);

Как отражаются основные события повести «Тарас Бульба» (для тех, кто прочёл повесть).

    Подведение итогов

    Рефлексия

Вводный урок по повести Н.В Гоголя «История создания повести «Тарас Бульба»


Тема: «…Наше Запорожье…восхищает свободой,…подъемом рыцарского духа»

Вот то гнездо, откуда вылетают все гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украину!

Н.В. Гоголь


  • Продолжить изучение биографии Н.В. Гоголя.
  • Рассказать о связях писателя с Украиной.
  • Познакомить с исторической основой повести «Тарас Бульба», с историей её создания.
  • Ввести в мир картины И.Е. Репина «Запорожцы».

Н.В. Гоголь (1809 – 1852)

Русский писатель украинского про - исхождения с глу – боким пониманием как украинской, так и русской жизни, культуры; один из величайших мас - теров прозы, дра- матургии в рус – кой литературе.





Чуден Днепр

при тихой погоде,

когда вольно и плавно

сквозь леса и горы

плавно катит воды свои.

… чудится, будто

  • … чудится, будто

весь вылит он из стекла,

и будто голубая

зеркальная дорога…реет

и вьется по

зеленому миру.





Н.В. Гоголь

Вечера на хуторе

близ Диканьки

Н.В. Гоголь


Не успела она переступить порог хаты, как поувствовала себя на руках парубка в белой свитке, который с кучей народа ожидал её на улице.

Боже благослови!- сказал Черевик, складывая им руки.- Пусть их живут, как венки вьют!


  • А, Вакула, ты тут! Здравствуй! – сказала красавица с усмешкой…
  • - Ну, много наколядовал? Э, какой маленький мешок! А черевики, которые носит царица, достал? Достань черевики, выйду замуж!


Глядит: страшная

черная кошка

крадется к ней;

шерсть на ней горит, и

железные когти стучат по

полу. В испуге вскочила она

на лавку: кошнка за нею.



Н.В. Гоголь

«ТАРАС

БУЛЬБА»

ИСТОРИЧЕСКАЯ

ПОВЕСТЬ


И.Е Репин

И.Е. Репин – замечательный

русский художник второй по-

«Вечорныци», «Портрет С.М. Драгомировой» и др. Родился на Украине.




Цель урока: Подвести учащихся через изучение и анализ произведения к более глубокому пониманию понятия Родина, долг, измена.

Ход урока

Мастерская подразумевает работу в группах, поэтому каждой группе можно дать одно слово.

Ключевые слова:

Родина. Долг, Честь, Измена (какие ассоциации вызывают у вас эти слова?)

Записываем ассоциации на доске, выстраиваем логическую цепочку.

1.Слово учителя или учащегося об истории создания повести, сравнение двух редакций “Тараса Бульбы” (1835 г. и 1842 г.).

Действие повести происходит на Украине в пятнадцатом – начале шестнадцатого века, ещё до воссоединения её с Россией.

2. Работа с репродукциями :

Каждой группе предлагаются репродукции разных художников по произведению Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”, предлагается сравнить и записать сходства и различия, а также найти детали, воссоздающие атмосферу того “бранного времени”.

3. Работа с текстом:

Предлагается учащимся найти в первой главе детали, которые воссоздают туже картину, что и на репродукциях.

Какие художественные приёмы использует Гоголь, описывая “тяжёлый ХХ век на полукочующем углу России?

(Обсуждают группами, выбирают докладчика, заслушиваем все группы).

4. Работа с содержанием текста:

(Исценировка двух эпизодов) В следствие чего возникают вопросы.

Вопросы:

Какие эпизоды показались вам смешными?

Какие - печальными?

Какие – торжественными?

К какому времени относятся события, описанные в повести?

Какова роль развернутого исторического отступления автора?

(Аргументируют, доказываю цитатами из текста)

5. Создание собственного текста:

Напишите коллективное сочинение-размышление на тему: “Нравы и обычаи Запорожской Сечи” (слушаем все варианты).

6. Создаем кроссворд:

(на доске белый лист бумаги (ватман)).

Каждая группа придумывает вопрос по тексту, рисует клеточки для ответа, задает этот вопрос другим группам и записывает ответ, другая группа должна задать вопрос и нарисовать клеточки так, чтобы в их ответе была хотя бы одна буква из предыдущего ответа.

(работа получается весёлой, ребята с удовольствием её выполняют).

7. Рефлексия:

(У каждой группы на столах лежит большой белый лист бумаги).

Нарисовать картину, на которой изображен конец этого произведения, но вы непосредственный участник этих событий, (придумать свой конец повести и нарисовать, можно добавлять своих героев)

(Рисуют, делают выставку, рассказывают, что нарисовали, и как закончилась их повесть).

8. Домашнее задание:

1. Составить план устного рассказа “Образ человека в повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”;

2. Сделать презентацию

Урок литературы в 6 классе с использованием презентации.

«Н. В. Гоголь. Слово о писателе. История создания повести «Тарас Бульба». (По программе Г. С. Меркина)

Цели: напомнить учащимся основные факты из жизни и творчества Н. В. Гоголя, познакомить с историей создания повести «Тарас Бульба»; развивать навыки выборочного пересказа; способствовать воспитанию добрых чувств.

Ход урока.

    Слайд2. Тема урока.

    Слайд 3. Цели урока.

    Слайд 4. Портрет писателя.
    Н. В. Гоголь – выдающийся писатель 19 века. Его произведения немногочисленны, но все они трогают душу, заставляют задуматься, а самое главное, до сих пор чрезвычайно актуальны, чего только стоит новый фильм «Тарас Бульба», который многие из вас смотрели.

    Слайд 5. План. (1)

    Слайды 6 – 9, родительский дом Н. В. Гоголя, его родители.

    Слайд 10. План. (2, 3)

    Слайды 11 – 14, Нежинская гимназия, Гоголь-гимназист, Гоголь, Гоголь.

    Слайд 15. План. (4, 5, 6)
    Сообщение ученика по теме «Вечера на хуторе близ Диканьки».
    «Вечера на хуторе близ Диканьки» - это произведение, которое сразу сделало Гоголя писателем с мировым именем. Оно на долгие годы создало для Николая Васильевича репутацию феномена, не имеющего аналогий. В. Г. Белинский писал: «Укажите в европейской или в русской литературе хоть что-нибудь похожее на эти первые опыты молодого человека, хоть что-нибудь, что могло натолкнуть его на мысль писать так. Не есть ли это, напротив, совершенно новый, небывалый мир искусства?»
    Гоголь заметил, что всё украинское, малороссийское, как тогда говорили, вызывает очень большой интерес. Гоголь создал как бы новую Вселенную, с Диканькой посередине. Забавные, немного жутковатые повести, в которых много вымысла, но много и житейской правды, не могли не понравиться. Первые читатели, типографские служащие, сразу же высоко оценили этот шедевр. «Ночь перед Рождеством», «Сорочинская ярмарка», «Пропавшая грамота» и другие произведения занимают почётное место в сокровищнице русской классической литературы.

    Слово учителя о взаимоотношениях с Пушкиным.
    Гоголь читал произведения Пушкина ещё в гимназии и восхищался ими. Когда они познакомились лично, Гоголь смотрел на Пушкина как на своего кумира. А Пушкин поддержал начинающего литератора, дав высокую оценку его «Вечеров…». Гоголь высоко ценил талант Пушкина, его произведения, а Пушкин дал Гоголю два сюжета, из которых выросли бессмертные творения Н. В. Гоголя комедия «Ревизор» и поэма «Мёртвые души».

    Слайды 16 – 20. Портреты Гоголя разных лет. Последний – Гоголь в Васильевке.

    Слайд 21. План. (7, 8)

    Слайды 22, 23 – обложка книги.
    Сообщение ученика по теме «Повесть «Тарас Бульба». По учебнику. (стр. 259 – 260)

    Слайд 24. Анализ главы 1. Первый эпизод – встреча Тараса с сыновьями.
    Выборочный пересказ. Поделимся впечатлениями.

    Слайд 25. Тарас дерётся с Остапом. Выборочный пересказ. Поделимся впечатлениями.

    Слайд 26. – Ну, сынку, почеломкаемся!

    Слайд 27. Разговор с сыновьями.

    Слайд 28. Гости в доме Тараса.

    Слайд 29. Андрий. История любви.
    Вы уже обратили внимание на то, что повесть «Тарас Бульба» дана в учебнике литературы в сокращении. Но, я думаю, вам будет непонятно поведение Андрия, если вы не узнаете об одном происшествии, которое произошло с ним, когда он ещё учился в бурсе.
    Чтение текста повести. Глава 2 со слов: «Один раз, когда он зазевался, наехала почти на него колымага какого-то польского пана…» и до слов «Он видел её вскользь ещё один раз, и после этого воевода ковенский скоро уехал, и вместо прекрасной черноглазой полячки выглядывало из окон какое-то толстое лицо».

    Слайд 30. Остап. Очень нелегко давалась сначала учёба в бурсе Остапу.
    Чтение текста со слов «Старший, Остап, начал с того своё поприще, что в первый год ещё бежал…» и до слов «…и скоро стал наряду с лучшими».

    Слайд 31. Только старая мать их не могла уснуть всю ночь.

    Слайды 32, 33. Тарас с сыновьями в поле.

    Слайд 34. Кончилось детство и всё, всё, всё.

    Подведение итогов.

    Домашнее задание: уст. рассказ о Гоголе, читать повесть, пересказ 2-й главы.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба» © Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation), 2007. Все права защищены. Microsoft, Windows, Windows Vista и другие названия продуктов являются или могут являться зарегистрированными товарными знаками и/или товарными знаками в США и/или других странах. Информация приведена в этом документе только в демонстрационных целях и не отражает точку зрения представителей корпорации Майкрософт на момент составления данной презентации. Поскольку корпорация Майкрософт вынуждена учитывать меняющиеся рыночные условия, она не гарантирует точность информации, указанной после составления этой презентации, а также не берет на себя подобной обязанности. КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

2 слайд

Описание слайда:

«Сейчас много говорят о том, как воспитать молодежь патриотами. Но я не понимаю, о каких молодых патриотах мы можем говорить, если старика, прошедшего Великую Отечественную войну, спокойно подрезает на дороге какой-нибудь молодой нахал на иномарке, и у ветерана прямо за рулем отказывает сердце? К сожалению, понятие патриотизма из-за громких слов, которые произносятся по этому поводу, нивелируется. …На самом деле, патриотизм – это проявление лучших чувств, которые только есть в человеке.» (Игорь Петренко - актер, исполнявший роль Андрия в кинофильме « ТарасБульба»). © Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation), 2007. Все права защищены. Microsoft, Windows, Windows Vista и другие названия продуктов являются или могут являться зарегистрированными товарными знаками и/или товарными знаками в США и/или других странах. Информация приведена в этом документе только в демонстрационных целях и не отражает точку зрения представителей корпорации Майкрософт на момент составления данной презентации. Поскольку корпорация Майкрософт вынуждена учитывать меняющиеся рыночные условия, она не гарантирует точность информации, указанной после составления этой презентации, а также не берет на себя подобной обязанности. КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

3 слайд

Описание слайда:

«Тарас Бульба», эта дивная эпопея, написанная кистью смелою и широкою, этот резкий очерк героической жизни младенствующего народа, эта огромная картина в тесных рамках, достойная Гомера» В.Г. Белинский. © Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation), 2007. Все права защищены. Microsoft, Windows, Windows Vista и другие названия продуктов являются или могут являться зарегистрированными товарными знаками и/или товарными знаками в США и/или других странах. Информация приведена в этом документе только в демонстрационных целях и не отражает точку зрения представителей корпорации Майкрософт на момент составления данной презентации. Поскольку корпорация Майкрософт вынуждена учитывать меняющиеся рыночные условия, она не гарантирует точность информации, указанной после составления этой презентации, а также не берет на себя подобной обязанности. КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

4 слайд

Описание слайда:

"После «Горя от ума» я не знаю ничего на русском языке, что бы отличалось такою чистейшею нравственностью и что бы могло иметь сильнейшее и благодетельнейшее влияние на нравы, как повести г. Гоголя". В.Г.Белинский.

5 слайд

Описание слайда:

Приступая к работе над «Тарасом Бульбой», Гоголь признавался в письме к Погодину: "Запасаюсь и тщусь сколько возможно надышаться стариной". Соприкосновение с замечательным гоголевским творением позволило и нам вдохнуть "сколько возможно" воздуха "бранного, трудного времени", ощутить "энергическую, могучую" атмосферу Запорожской Сечи – "гнезда", откуда, по словам писателя, "вылетают все те гордые и крепкие, как львы! <…> откуда разливается воля и козачество на всю Украйну". © Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation), 2007. Все права защищены. Microsoft, Windows, Windows Vista и другие названия продуктов являются или могут являться зарегистрированными товарными знаками и/или товарными знаками в США и/или других странах. Информация приведена в этом документе только в демонстрационных целях и не отражает точку зрения представителей корпорации Майкрософт на момент составления данной презентации. Поскольку корпорация Майкрософт вынуждена учитывать меняющиеся рыночные условия, она не гарантирует точность информации, указанной после составления этой презентации, а также не берет на себя подобной обязанности. КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

6 слайд

Описание слайда:

События повести «Тарас Бульба» разворачиваются в "тяжёлом XV веке", когда "бранным пламенем объялся древлемирный славянский дух". В Сечи было множество "закалённых рыцарей", "опытных партизанов", которые "имели благородное убеждение мыслить, что... неприлично благородному человеку быть без битвы".

7 слайд

Описание слайда:

Повесть "Тарас Бульба" - это героическое освещение эпохи, характеров, нравов, необычайная экспрессия стиля, неистовая яркость словесных красок. "...Разве здесь не все казачество, с его удалью, разгульною жизнью, беспечностью и ленью, его буйными оргиями и кровавыми набегами".

8 слайд

Описание слайда:

Малороссийские, или украинские,казаки жили по обеим сторонам Днепра. Поселения казаков делились на округи, или полки, носившие названия по городам (Переяславский, Черкасский, Миргородский и др.), числом до 20. Начальником всего казацкого сословия был гетман, знаками его достоинства были войсковое знамя, бунчук, булава и печать. От украинских, или «городовых», казаков надо отличать «низовых», или «Запорожских». Они не подчинялись никакой власти. Запорожцы постепенно образовали род военного братства. На одном из островов располагался лагерь Запорожцев, или по-другому Сечь. Жили казаки (или козаки, как они себя называли) в шалашах, сплетенных из хвороста, обедали за общественными столами. В Сечь принимался всякий пришелец православной веры и оставался сколько хотел. Женщины в Сечь не допускались под страхом смерти. щелкните, чтобы… © Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation), 2007. Все права защищены. Microsoft, Windows, Windows Vista и другие названия продуктов являются или могут являться зарегистрированными товарными знаками и/или товарными знаками в США и/или других странах. Информация приведена в этом документе только в демонстрационных целях и не отражает точку зрения представителей корпорации Майкрософт на момент составления данной презентации. Поскольку корпорация Майкрософт вынуждена учитывать меняющиеся рыночные условия, она не гарантирует точность информации, указанной после составления этой презентации, а также не берет на себя подобной обязанности. КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

9 слайд

Описание слайда:

Запорожье наполнялось людьми самого беспокойного характера. Это были воины, которые на своих легких челнах («чайках») выплывали в Черное море и грабили турецкие берега, а в степи сражались с татарскими наездниками. Это был своеобразный форпост российского государства, хотя долгое время не принадлежал ему. Польское правительство пыталось остановить запорожцев, но лишь усиливало недовольство в рядах казаков. Когда же поляки попытались ввести католичество, поднялись козаки на панов. щелкните, чтобы… © Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation), 2007. Все права защищены. Microsoft, Windows, Windows Vista и другие названия продуктов являются или могут являться зарегистрированными товарными знаками и/или товарными знаками в США и/или других странах. Информация приведена в этом документе только в демонстрационных целях и не отражает точку зрения представителей корпорации Майкрософт на момент составления данной презентации. Поскольку корпорация Майкрософт вынуждена учитывать меняющиеся рыночные условия, она не гарантирует точность информации, указанной после составления этой презентации, а также не берет на себя подобной обязанности. КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

10 слайд

Описание слайда:

Из вождей казацких восстаний (от 1593 до 1638 годов) особо просавились в борьбе с поляками Наливайко, Павлюк, Остраница Тарас. Восстания сопровождались страшной жестокостью с обеих сторон. Особенно свирепствовали отряды гайдамаков. После неудачного восстания отрядов Остраницы к 1638 году Украина затихла, но спустя 10 лет чрезмерный гнет польских панов вызвал новое восстание всего народа под предводительством Хмельницкого. Борьба Запорожцев не была напрасной: она подготовила падение Польши, присоединение Восточной Руси к России. щелкните, чтобы… © Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation), 2007. Все права защищены. Microsoft, Windows, Windows Vista и другие названия продуктов являются или могут являться зарегистрированными товарными знаками и/или товарными знаками в США и/или других странах. Информация приведена в этом документе только в демонстрационных целях и не отражает точку зрения представителей корпорации Майкрософт на момент составления данной презентации. Поскольку корпорация Майкрософт вынуждена учитывать меняющиеся рыночные условия, она не гарантирует точность информации, указанной после составления этой презентации, а также не берет на себя подобной обязанности. КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

11 слайд

Описание слайда:

История создания. «Тара́с Бу́льба» - повесть Николая Васильевича Гоголя, входит в цикл «Миргород». В составе «Миргорода» повесть опубликована в 1835 году, в 1842 вышла её вторая, дополненная и переработанная Гоголем редакция, которая публикуется во всех современных изданиях.

12 слайд

Описание слайда:

Работе Гоголя над “Тарасом Бульбой” предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников. Среди источников, которые помогли Гоголю в работе над “Тарасом Бульбой”, был еще один, важнейший: народные украинские песни, особенно исторические песни и думы

13 слайд

Описание слайда:

События книги происходят в среде запорожских казаков, в первой половине XVII века. Несмотря на авторское указание, что Тарас Бульба родился в XV веке, в пользу XVII века говорит и известный факт заядлого курения Бульбы: открытие табака европейцами произошло в самом конце XV века (благодаря Колумбу) и только к XVII веку широко распространилось.