Мероприятия к дню космонавтики в библиотеках кстовского района. Отчет о мероприятиях к дню космонавтики Познавательный час в библиотеке ко дню космонавтики

Ежегодно, 12 апреля весь мир отмечает День космонавтики. Это настоящий праздник, объединяющий людей всей Земли в едином стремлении познать то, что находится за ее пределами. Кроме того, 12 апреля 2016 года исполняется 55 лет со времени полета в космос первого космонавта Земли Юрия Гагарина.

14 апреля в Стегримовской библиотеке прошла беседа-портрет «Знакомьтесь - Гагарин». Участниками этого мероприятия стали ученики 1-4-х классов. Мероприятие началось с беседы, посвященной космонавтике и первому космонавту Земли - Юрию Гагарину. Беседа сопровождалась показом слайдов. Ребята узнали, что в детские годы Юра был обыкновенным ребенком, мечтал стать летчиком. Но первой профессией, которую избрал для себя будущий космонавт, была профессия металлурга. Юрий Гагарин занимался в Саратовском аэроклубе, окончил с отличием авиационное училище в Оренбурге, потом служил в Заполярье, учился летному делу. Он был лучшим в учебе, честен и порядочен, очень смел. Его уверенность и оптимизм, стремление к покорению космоса преодолели все преграды.

Первый полет человека в космос продолжался всего 108 минут, но он был самым трудным и опасным, и было доказано, что человек может жить и работать в космосе. Через час с небольшим после этого полета Юрий Гагарин стал самым известным человеком Земли. В конце мероприятия ребята прослушали записи песен «Нежность», «Знаете, каким он парнем был», «Трава у дома» в исполнении А. Герман, И. Кобзона, группы «Земляне».

К юбилейной дате в читальном зале библиотеки оформлена книжная выставка «Знакомьтесь - Гагарин», которая действовала с 1 по 14 апреля. В книгах, представленных на выставке, рассказывается о жизненном пути Ю. Гагарина и о тех, кто стоял у истоков космонавтики.

12 апреля Кадинская библиотека провела с читателями младших классов познавательный урок «День космонавтики».

Библиотекарь Татьяна Николаевна Сысоенкова рассказала, что в один из весенних славных дней 55 лет тому назад произошло необыкновенное по тем временам событие: 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» первый в истории Земли полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает день космонавтики. Это праздник лётчиков-космонавтов, учёных, инженеров, рабочих, которые придумывают и делают ракеты, космические корабли и спутники. Рассказала о биографии нашего земляка, о его желании достичь совей цели, с каким упорством трудился и учился Юрий Алексеевич. После Гагарина на орбите побывало уже большое количество космонавтов, но он первый, поэтому им гордится весь мир!

Затем ребята ответили, каких еще они знают космонавтов; оказывается, знают! И Валентину Терешкову и то, что в космосе побывали собаки Белка и Стрелка. В заключении под руководством Татьяны Николаевны смастерили бумажные самолетики и испытали их в действии. Каждый ребенок унес домой самолетик, новые познания. Кто знает, может, кто-то из них свяжет свое будущее с авиацией или космонавтикой, пойдёт по стопам нашего земляка - Юрия Алексеевича Гагарина.

11 апреля в Кадинской библиотеке была проведена видео беседа со старшеклассниками «Непознанная вселенная», посвященная Дню космонавтики. Активной помощницей стала Елена Коноплева. Она рассказала о нашей галактике, которая видна на небе, как Млечный путь, рассказала о планетах и звездах, о кометах и метеоритах, и других небесных телах.

Акулина Ксения подготовила презентацию о космонавтах, посмотрели видеоролики о неопознанных летающих объектах, артефакты, которые прямо или косвенно указывают на прилет инопланетных кораблей на нашу Землю. Много увлекательного, интересного почерпнули для себя ребята- старшеклассники, открыли много удивительного и интересного в познании вселенной и космоса.

12 апреля Новомихайловская библиотека совместно с Домом Культуры провели детскую познавательно-развлекательную программу «Мы — дети Галактики».

Юные участники праздника послушали рассказ библиотекаря Татьяны Платковой о том, как человек с давних времен мечтал полететь к звездам, и как осуществилась эта мечта, как космонавты готовятся к полёту, что такое невесомость и как выглядят звёзды в космосе, кто рассчитывает траекторию полёта и есть ли врачи на космическом корабле. Рассматривая звездное небо на картинках электронной презентации, дети учились находить знакомые созвездия и узнали, почему греки придумали для них такие красивые названия; получили первые знания о том, как устроены ракеты и космические станции.

Маленькие слушатели узнали, как себя чувствуют космонавты в полете и как справляются с нештатными ситуациями, услышали живой голос Гагарина, прочитали стихи о космосе, о первом космонавте, о красоте нашей планеты. Художественный руководитель СДК Светлана Шаршакова провела с детьми игру «Старт Космической ракеты».

Завершилось мероприятие викториной «Звезды вселенной». Несмотря на юный возраст, ребята продемонстрировали незаурядные знания.

«Человек. Вселенная. Космос» - под таким названием 12 апреля в центральной библиотеке прошли мероприятия, посвященные 55-летию первого полета человека в космос. Имя Юрия Гагарина стало символом эпохи, гордостью страны и нашего смоленского края. К юбилейной дате, в библиотеке была организована развернутая книжная выставка «Загадки и тайны Вселенной», под таким же названием прошёл для пользователей библиотеки час информации.

«Увлекательное путешествие по Млечному пути» - космический турнир с участием старшеклассников прошел в читальном зале библиотеки. Там же была организована тематическая полка «Мы в космосе 55 лет». Информационный бюллетень «Звездный путь» познакомил читателей библиотеки с интересными и малоизвестными фактами первого полета в космос. В стенах библиотеки звучали мелодии и песни, посвященные Юрию Гагарину, его полету, покорению космического пространства.

Читатели и посетители библиотеки посмотрели художественный фильм «108 минут, которые потрясли мир». Этим видео просмотром, библиотека завершила праздничные мероприятия в юбилейный День Космонавтики.

12 апреля ко Дню космонавтики в Барсуковской библиотеке была проведена «Космическая викторина», в которой ребята приняли активное участие. Отвечая на различные вопросы о космосе, лучшие знания показали Елена Моисеева и Даниил Баранов.

Участники клуба «Буратино» приняли активное участие в конкурсе рисунков к 55-летней годовщине полёта человека в космос, которые были представлены на выставка рисунков «Космические фантазии».

У книжной выставки «Он позвал нас всех в космос» библиотекарь провела беседу с учащимися Сычевской школы о жизни и космическом подвиге Юрия Гагарина.

ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ
сценарий праздника–конкурса

Цель: развитие знаний детей о космосе, известных космонавтах и первооткрывателях космоса.

Задачи:

познакомить с историей создания ракетной техники,

развивать у детей любознательность, мышление, речь, память, внимание,

воспитывать дисциплинированность, любознательность, гордость за свою страну,

обучать активности, коллективизму.

Оборудование:
презентация, ноутбук, проектор

2 газеты,
- карточки с заданиями,

Соревнование оформляется в игровой форме: соревнуются экипажи космонавтов, ход соревнования отображают на красочно оформленном стенде «Полет в космос»; конечный маршрут - Марс, Венера или Луна. Создают игровой орган - штаб космонавтов; в штабе решают все вопросы, связанные с ходом игры.

Возможные игровые роли:
командиры космических экипажей,
космонавт номер 1, т.д.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I. Организация класса.

II. Постановка темы и цели занятия.

Педагог: Ребята, вы знаете, что 12 апреля вся наша страна отмечает День космонавтики. Сегодня мы поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство, и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.
С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба с множеством сверкающих звезд. Таинственный блеск звезд и бездонная глубина неба всегда манили к себе людей. Они давно пытались покорить небо.

Знаете ли вы легенду о Дедале и его сыне Икаре? Икар со своим отцом жил на острове, который принадлежал очень жестокому царю, от него нельзя было убежать ни по суше, ни по морю, единственный путь спасения - небо. Но как?
Дедал придумал очень интересное и удобное приспособление - крылья. Он собрал перья птиц и скрепил их воском. Отец и сын прикрепили крылья к спине и взлетели в небо. Перед полетом Дедал предупредил сына о том, что нельзя высоко взлетать в небо, так как солнце растопит воск, которым скреплены крылья. Перья разлетятся, и он погибнет. Но Икар был настолько заворожен зрелищем, что забыл о наставлениях отца и взлетел слишком высоко. Солнце растопило воск, перья разлетелись, и Икар с огромной высоты упал в море. Такая вот грустная история.

С тех пор прошло несколько тысяч лет, на нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветное путешествие, узнали, что Земля – шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год.

Следующим шагом было изготовление шара с корзиной для пассажиров. В корзину ставили жаровню с горячими углями. Шар постоянно наполнялся горячим дымом. Но такой шар летел недолго и низко. Шар стали наполнять газом, он мог лететь долго, но был большим и неуклюжим. Летел в ту сторону, в которую дул ветер. Потом был создан дирижабль, а затем самолет. И стали летать в воздушной оболочке Земли. Но люди не остановились на достигнутом, их манил космос.

И вот 5 1 год назад обычному весеннему дню 12 апреля 1961 года суждено было навсегда войти в историю человечества. В этот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль – спутник «Восток» с первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным. Космонавт - такого слова не было среди многих, многих тысяч слов. Привез его на Землю с неба летчик Юрий Алексеевич Гагарин. )

ЮРИЙ ГАГАРИН

Спросил я у папы однажды:

"А кто такой Юрий Гагарин?

Наверное, он очень важный,

А я про него мало знаю..."

И папа тогда мне ответил:

"Я рад, что об этом меня ты спросил,

Он летчик отважный и смелый,

Прославил страну на весь мир.

Гагарин был первым на свете,

Кто в космос однажды полет совершил.

Мальчишкам на нашей планете

Мечту космонавтами стать подарил".

Теперь я горжусь тем, что знаю,

Кем же был Юрий Гагарин.

Спросите меня, отвечу вам гордо:

Он - космонавт, первым вышедший к звездам!


Чтец: Живем мы на нашей планете
В такой замечательный век!
И первый из первых в ракете
Наш русский летит человек!
Не с целью разведки военной,
На сверхскоростном корабле
Летел он один во Вселенной,
Чтоб снова вернуться к земле!
(Сергей Михалков)

Учитель: Ребята, вы хорошо слушали, а теперь мы немного поиграем. Для этого нужно разделиться на две команды.

Даются названия команд («Р а кета», «К о рабль» ) Словарная работа

Педагог: Ребята, а вы бы хотели побывать в космическом пространстве? Почему? (ответы ребят) Сегодня наш отряд юных космонавтов отправляется в путешествие. Мы совершим полет по нашей солнечной системе.

Давайте посмотрим на карту путешествия. Нам предстоит стартовать с Земли. Побывать возле Солнца, посетить Меркурий, Венеру. Пролететь над Землей и увидеть Луну. Затем мы совершим посадку на Марсе, увидим его спутники Деймос и Фобос. Дальше идет кольцо астероидов или его еще называют Пояс астероидов. Это будет последний пункт нашего путешествия. Потом мы вернемся на Землю. Наш отряд юных космонавтов состоит из... экипажей, в каждом из них свой командир. Космонавты! Во время полета будьте очень внимательны! Слушайте команды своих командиров!

(Звучит музыка в исполнении ансамбля «Земляне» . Все дети выполняют физические упражнения под команды учителя.)

Учитель: Но чтобы лететь, нам нужен космический корабль.

Конкурс 1. Открывается рисунок ракеты на плакате. Второй экземпляр рисунка разрезан на детали. Команды экипажей приглашаются для сборки корабля (по образцу ). Показывается рисунок с изображением ракеты. У команд конверты, в которых такие же ракеты, только разрезанные.
Задача: как можно быстрее собрать рисунки.
Учитель: Молодцы! Вы справились с этим заданием!

Корабль подготовлен к полету, а экипаж нет. Ребята, а во что одеты космонавты?

Дети: В скафандры.

Учитель: Правильно. А где ваши скафандры?

Конкурс 2.
Из геометрических фигур нарисовать скафандр.

(Дети рисуют на доске. Жюри оценивает.)

Учитель: Ребята, а вы знаете, сколько планет в Солнечной системе?

Конкурс 3.
Назвать планеты, вращающиеся вокруг Солнца вместе с Землей.
(Команды называют по очереди. За каждую планету команды получают балл.)

Конкурс 4
А как располагаются планеты солнечной системы? Это покажут наши космонавты.

Они должны разложить планеты по порядку и прочитать свой девиз.

(Командам раздаются листы с названием планет. На обороте каждого листа – слово из девиза)

Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд.

Только сильных звездолет может взять с собой в полет.

Учитель: А сейчас мы с вами перенесемся в центр солнечной системы. Солнечная система - это семья, в которой живет и наша планета Земля. В центре ее раскаленный газовый шар - это Солнце. Температура на поверхности + 6000°С. Еще в древности люди поняли, что без солнца не было бы жизни на Земле. Земля получает лишь малую часть излучаемого солнечного тепла. Но и этого хватает для всего живого на Земле.

Вокруг Солнца вращаются 9 планет, тысячи астероидов и комет.
А мы уже пролетаем над планетой Меркурий. Космонавты, внимательно смотрите в иллюминаторы! Ой, сколько здесь невиданных животных!

Конкурс 5.
Прибыв на Меркурий, космонавты попадают в космический зоопарк. Каждый экипаж получает задание: нарисовать одно животное и рассказать, как оно питается, как называется и где обитает.

(Дети получают листы и карандаши или фломастеры. Рисуют животных и рассказывают о них.

Например: Наше животное называется Того-Тут. Оно живет на острове Диких Гиппопотамов, питается лиловыми помидорами. Вот его портрет (показывается рисунок).

Жюри оценивает рисунки и рассказы.)

Педагог: Молодцы! Интересные рисунки у вас получились. Летим дальше, подлетаем к Венере.

Конкурс 6. /С болельщиками/

Разгадать кроссворд.

1. Летательный аппарат, на котором передвигалась Баба Яга.
2. Её видно только ночью.
3. Самая большая планета.
4. Самая ближайшая звезда, видимая днем.
5. Кличка собаки, которая первой отправилась в космическое пространство.
6. На каком космическом корабле Ю.Гагарин побывал впервые в космосе.
7. Спутник Земли.
8. Летательный аппарат инопланетян.

Нам хорошо видно, что происходит на нашей планете. Мы пролетаем над Россией. Наша страна очень большая она раскинулась от Балтийского моря на западе до Чукотки и Берингова пролива на востоке. А вот и Луна. Луна – спутник Земли. Это тоже планета, но очень маленькая. Она не может самостоятельно двигаться и как бы «привязана» к Земле.

Учитель: А мы уже пролетаем над Марсом. Как по-другому называют эту планету?(Красная)

У Древних римлян звали довольно кровожадного бога войны. И действительно красноватый цвет планеты ассоциируется с кровью, которую проливали люди в своих многочисленных военных походах. К тому же, как и у мифологического бога, у планеты имеются 2 спутника, сопровождающих его в битвах - и - Страх и Ужас.

Надо было обладать не только великой храбростью,силой, но и ловкостью, чтобы сразиться с этими мифологическими монстрами.

Конкурс 7.
Задание «Кто быстрее и ловчее».
Приглашаются по одному участнику из каждой команды. Нужно взяться за угол газеты одной рукой. По сигналу постараться собрать весь лист в кулак. Поправлять лист другой рукой нельзя. Победит тот, кто первым завершит.

Конкурс 8.
«Кольцо астероидов».
Давайте потренируемся в правильной стыковке корабля. Первым бежит командир экипажа, оббегает условную планету, возвращается за следующим игроком, берет его за руку и вдвоем бегут вокруг планеты, возвращаются за третьим и т.д.

Учитель: Пора возвращаться на Землю! А по дороге - еще один конкурс.

Конкурс 9.
Составьте как можно больше слов из букв слова КОСМОНАВТИКА.

Педагог: пока космонавты работают, мы попробуем ответить на вопросы викторины.

Викторина.

1. Кто же придумал ракету, с помощью которой можно было подняться в космос?
(К.Э. Циолковский, С.П. Королев)

3. Какие животные побывали в космосе?
(собаки Белка и Стрелка, Лайка, Чернушка, Звездочка, белые мыши и крысы)

5. Как называется космодром, с которого в космос поднимаются русские ракеты? Где он находится?
(«Байконур», Казахстан)

6. Как назывался корабль, на котором Юрий Гагарин поднялся в космос?
(Корабль «Восток»)

7. Как назывались корабли, на которых был совершен первый советско-американский полет?
(«Союз» и «Аполлон»)

8. Назовите первую русскую женщину-космонавта.
(Валентина Терешкова)

9. Кто первым вышел в открытый космос?
(Алексей Леонов)

10. Какая планета Солнечной системы самая большая?
(Юпитер)

Молодцы, ребята, хорошо слушали, играли! Пока жюри подводит итоги, скажите,а кто из вас мечтает стать космонавтом.

КОСМИЧЕСКИЕ ЧАСТУШКИ

Слова

Вы сейчас услышите

Вовсе не комические,

Мы с ребятами споем

Частушечки космические.

Я, как все наши мальчишки,

Космонавтом быть хочу,

Вырасту и непременно

К дальним звездам полечу.

Самым первым космонавтом

Стал Гагарин Юра.

Чтобы стать таким же сильным,

Нужна физкультура.

Все ребята с детства знают:

Юра - парень не простой.

Он сказал: «Поехали!»

Смело нам махнул рукой.

И взметнулась прямо ввысь

Огромная ракета,

Оставляя за собой

След, словно комета.

Вчера Танька испытала

В невесомости полет,

Когда мальчики столкнули

Ее с горочки в сугроб.

Я ракету снаряжаю

Собираюсь на Луну.

Может, в космосе далеком

Новых я друзей найду.

Педагог: А как надо готовить себя к дальним космическим полётам?

Елена Пономаренко
ХОЧУ БЫТЬ КОСМОНАВТОМ

За столом сидит папа (роль исполняет мальчик). Рядом стоит второй стул.

ВЕДУЩИЙ: Каждый мальчишка мечтает, конечно,
Что в космос когда-нибудь он полетит.
И мальчик Сережа не стал исключеньем,
Решил космонавтом, как вырастет, быть.

На середину зала выходит мальчик Сережа.

СЕРЕЖА: Вот космонавтам повезло,
Летают в космос каждый день,
Считают звезды, ходят по Луне...
Как хочется вот так же мне.
Я космонавтом стать хочу,
Вот вырасту и в космос полечу!

ВЕДУЩИЙ: Но для начала надо бы узнать,
Что нужно, чтобы космонавтом стать.

Сережа подходит к папе.

СЕРЕЖА: Спрошу у папы. Папа, подскажи,
Что нужно, чтобы космонавтом стать?

ПАПА: У космонавтов свой, особенный режим.
Зарядка каждый день, и вовремя они ложатся спать.
Ведь очень важно для здоровья
Режим особый этот соблюдать.
Пробежки, отжиманья, приседанья,
Водой холодной обливанья.
Хотя бы с этого начни.

СЕРЕЖА: Ну, это пара пустяков.
Зарядку делать я и так готов.
И спать ложиться по часам.
Все это я и так умею сам.

ПАПА: Ну что ж, сынок, раз ты готов,
Давай сегодня и начнем.

ВЕДУЩИЙ: Весь день он с папой занимался,
И приседал, и отжимался,
Водой холодной обтирался,
И даже штангу поднимал.
Он прыгал, бегал и скакал.
И жутко к вечеру устал.

Папа и Сережа изображают пантомимой зарядку, бег, обтирания водой и т.д.
На последние слова ведущего Сережа садится устало на стул.

ПАПА: Ты что, сынок, такой угрюмый?
Стать космонавтом ты не передумал?

СЕРЕЖА: Теперь я понял – это труд нелегкий
Космические совершать полеты.
Я космонавтом стать не передумал,
Но я пока что не готов
К таким космическим нагрузкам.
Быть космонавтом очень нелегко!
Конечно, я не буду унывать,
В себе я силы буду развивать,
Зарядку делать по утрам
И вовремя ложиться спать.

ВЕДУЩИЙ: О космосе мечтают все мальчишки,
О космосе они читают книжки.
На небе звезды изучают,
Стать космонавтами мечтают.

Сейчас жюри объявит нам победителя
(Жюри подводит итоги, награждает команды.)

Учитель: Я хочу процитировать слова великого космонавта Гагарина: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать ее». Давайте будем выполнять завет первого летчика-космонавта! До свидания!

Марина Цыплакова
Сценарий мероприятия ко Дню космонавтики для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»

Сценарий мероприятия ко Дню космонавтики .

Тема : «Путешествие в космос » .

Цель :

1. Расширить представления детей о космонавтике .

2. Воспитать чувство патриотизма и гордости за Отечество.

3. Организовать соревновательную деятельность между командами.

4. Создать активное взаимодействие учащихся в команде.

Оборудование : портреты космонавтов , изображение планет Солнечной системы и известных созвездий, разрезные картинки с изображением ракеты, два воздушных шарика, ракетки, демонстрационный материал (слайды о космосе , космонавтах , детские рисунки).

Воспитатель : Ребята, кто догадается, чему будет посвящено наше мероприятие ? (Ответы детей ) .

Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство .

Давайте посмотрим, как это происходило.

Видеопризентация

День авиации и космонавтики - это особенный , триумфальный праздник! Недаром его отмечает весь мир!

Прошло много веков, прежде чем человечество нашло способ преодолеть земное притяжение и подняться в космическое пространство . Ребята, вспомните сказки и легенды. На чем только не летали сказочные герои! (Ответы детей ) . (На летучих мышах и орлах, на коврах-самолетах и бородах волшебников, на Коньке-Горбунке и волшебных стрелах.).

Первым, кто увидел в ракете снаряд, способный вынести землян в межпланетные пространства, был великий русский ученый Константин Эдуардович Циолковский. Ученый проводил расчеты, делал чертежи и придумал такой летательный аппарат, который мог бы полететь за пределы Земли. Но, к сожалению, у него такой возможности не было. И только через много лет другой русский ученый, С. П. Королёв, смог сконструировать и изготовить первый космический спутник .

12 апреля 1961 года состоялся первый в мире космический полет с человеком на борту корабля. К этому дню готовились очень долго.

Ученые, конструкторы-испытатели и люди многих других профессий были задействованы в подготовке великого полета. Нужно было все учесть, все предусмотреть, для того чтобы полет прошел удачно. Долго выбирали и лётчика-космонавта .

И после долгих испытаний и обсуждений было принято решение : первым в мире космонавтом станет Юрий Алексеевич Гагарин.

Наконец настал решающий день. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» совершил космический полет . За 108 минут корабль-спутник с первым в мире космонавтом облетел земной шар и благополучно вернулся на Землю. Это был мощный прорыв в освоении космоса !

А потом была торжественная встреча на Красной площади. За несколько часов Юрий Гагарин стал самым известным человеком в мире. Когда по радио прозвучало правительственное сообщение о великом полете, улицы всей страны заполнились толпами людей. Все хотели поприветствовать первого в мире космонавта , Сына Земли, Гражданина Вселенной.

Валентина Терешкова - первая в мире женщина-космонавт . До сих пор она остается единственной женщиной, совершившей космический полет в одиночку . Она провела в космосе почти трое суток .

Изначально планировалось отправить в космос сразу два женских экипажа, однако впоследствии от этой идеи было решено отказаться.

Свой космический полет В . Терешкова совершила 16 июня 1963г. на корабле «Восток-6» . Это был шестой и последний космический корабль из серии «Восток» . Старт корабля В . Терешковой произошел на Байконуре не с «гагаринской площадки» , а с дублирующей.

45 лет назад с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель "Союз", на борту которой был космический корабль "Восход-2". Его экипаж стоял из двух человек : командир корабля Павел Беляев и второй пилот Алексей Леонов. Весь полет продолжался немногим более суток, но это был исторический полет. Во время него - 18 марта 1965 года, когда летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов первым из землян вышел за пределы космического корабля и совершил первый в истории выход человека в открытый космос .

Воспитатель : Слово "космонавт " появилось совсем недавно. 4 октября 1957 года впервые наша ракета вывела на околоземную орбиту космический аппарат , сделанный руками человека. И он стал вращаться вокруг Земли, так же как это делает Луна. Так появился первый искусственный спутник. (Показывает на спутник на центральной стене.) Дорога в космос была открыта .

Воспитатель : Представьте себе, что вы будущие космонавты , и мы отправляемся на космодром .

Зарядка :

Мы идём на космодром ,

Дружно в ногу мы идём.

Мы походим на носках,

Мы идём на пятках.

Вот проверили осанку.

И свели лопатки (ходьба на носках, на пятках) .

Побежим ребята дружно -

Разминаться всем нам нужно.

Воспитатель : Людям всегда хотелось знать, есть ли жизнь на других планетах? А если есть, то кто там живет? Но чтобы это узнать, надо до планет долететь. А на чум сейчас мы сможем полететь в космос ?

(Ответы детей ) .

Воспитатель : Давайте соберём ракету

Конкурс «Собрать ракету»

Воспитатель : Ракету мы с вами собрали. А теперь нам надо лететь в космос . Но прежде, чем мы отправимся в полёт, давайте разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Дом» .

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

Воспитатель : Ну, что отправляемся в путешествие ? Экипаж занять свои места, пристегнуть ремни! Начинаем считать секунды до старта .

Воспитатель и дети вместе : Пять! Четыре! Три! Два! Один! Старт !

Воспитатель : Ребята мы с вами прилетели на «Планету Умняшек» .

1. Ребята, а на какой планете мы с вами живем? (Земля) .

2. Фамилия первого космонавта полетевшего в космос ? (Гагарин)

3. Как звали собак, которые первыми вернулись из космоса ? (Белка и Стрелка) .

4. Что сказал Юрий Гагарин в момент старта ? (Поехали)

5. Назовите космический корабль , на котором Гагарин отправился в космос ? («Восток» )

6. Как называется защитный костюм космонавта ? (скафандр)

8. Как называется летательный аппарат, в котором летят в космос ? (Космический корабль ) .

9. Самый быстрый вид транспорта, созданный на Земле? (Ракета) .

10. Сколько минут Юрий Гагарин находился в космосе ? (108 минут)

11. Как называется и животное, и созвездие? (Медведица) .

12. Назовите фамилию первого космонавта вышедшего в космос . (А. Леонов) .

Воспитатель : Молодцы, ребята! Ответили на все вопросы. А мы покидаем эту планету и отправляемся на другую. И она называется «Спортивная» . Жители этой планеты приготовили для нас эстафету.

В космосе любой предмет ничего не весит. Это состояние называется невесомостью. Все предметы в космическом корабле прикреплены к своему месту. Если этого не сделать, они будут свободно парить. В таких условиях любой человек становится силачом. В невесомости не только человек, но и предмет теряет свой вес. Мы сейчас попробуем с вами пронести воздушный шарик на вытянутой руке на ракетке.

Конкурс «Невесомость» .

Воспитатель : А сейчас мы с вами совершим короткое путешествие по всем планетам солнечной системы. Давайте по очереди называть все планеты. (Земля, Уран, Нептун, Сатурн, Венера, Меркурий, Марс, Плутон, Юпитер) . (Дети называют планеты)

Физминутка.

На луне жил звездочёт - («Смотрят» в телескоп)

Он планетам вёл учёт : (Показывать в небо рукой)

Меркурий - раз, (Описать круг руками)

Венера-два, (Хлопок)

Три - земля, четыре - Марс, (Присесть)

Пять - Юпитер, шесть - Сатурн, (Наклон вправо-влево)

Семь - Уран, восемь - Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад)

Кто не видит - выйди вон! (Развести руки в стороны)

Воспитатель : Ребята пока мы с вами делали разминку, наш корабль приземлился на планете «Загадок» .

1. Среди поля голубого -

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тут ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Ну конечно, это. (солнце) .

2. Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она :

Спать ложитесь, поздно! -

Потому что мать - луна,

А дочурки. (звезды) .

3. Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звёзд.

Наш народ построил эту

Межпланетную … (ракету) .

4. Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите, это? (космонавт )

5. Вечерком взгляни в окно :

На дворе уже темно,

В небе лампочка видна,

Называется. (луна) .

Э. Успенский

6. Есть у всех свои дома :

У рассказов есть тома,

У одежды - магазины,

У капусты, груш - корзины,

У животных - зоопарк,

У машин - свой автопарк.

Все, что есть на белом свете,

Дом имеет на планете.

А планета, знаю я,

Называется. (Земля) .

7. Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат.

То чуть – чуть голубоват.

А порой такой красивый –

Кружевной и синий – синий! (Небо)

8. Из какого ковша

Не пьют, не едят

А только на него глядят? (Большая Медведица)

Воспитатель : Космонавты должны быть очень внимательными. Давайте проверим вашу игровую–прыговую–скоковую энергию и космическую внимательность ! Если я крикну : «Прыг» , - то вы, подпрыгнув, громко и дружно отзываетесь : «Скок!» . А если я крикну : «Скок!» , - то вы все подскакиваете и отвечаете : «Прыг» . Запомнили? Начинаем!

Игра «Путаница : прыг и скок»

Воспитатель : Ну, что ребята пора возвращаться на нашу планету Земля. Летим обратно. Мы пролетаем с вами мимо созвездий. Какие вы знаете созвездия? (Ответы детей ) . А теперь давайте соединим каждую звёздочку линией и посмотрим, на что будет похож рисунок.

Конкурс «Угадай созвездие» .

Воспитатель : Наш полет окончен! Всем спасибо! Открыть люк! Выйти из ракеты! Поздравляю вас с успешным возвращением на Землю. В конце полёта каждый космонавт должен подкрепиться . На память о полете вручаю вам сладкие призы.

Ежегодно, 12 апреля весь мир отмечает День космонавтики. Это настоящий праздник, объединяющий людей всей Земли в едином стремлении познать то, что находится за ее пределами. Кроме того, 12 апреля 2015 года исполняется 54 года со времени полета в космос первого космонавта Земли Юрия Гагарина. В библиотеках города проходят мероприятия, приуроченные к этому празднику.

Так, сотрудники Центральной городской библиотеки им. В. Маяковского провели познавательный час "Звездные дети Земли" для учащихся 6 класса МБОУ "СОШ №39", посвященный Юрию Гагарину. Ребята узнали, что в детские годы Юра был обыкновенным ребенком, мечтал стать летчиком. Но первой профессией, которую избрал для себя будущий космонавт, была профессия металлурга. Юрий Гагарин занимался в Саратовском аэроклубе, окончил с отличием авиационное училище в Оренбурге, потом служил в Заполярье, учился летному делу. Он был лучшим в учебе, честен и порядочен, очень смел. Его уверенность и оптимизм, стремление к покорению космоса преодолели все преграды. Первый полет человека в космос продолжался всего 108 минут, но он был самым трудным и опасным, и было доказано, что человек может жить и работать в космосе. Через час с небольшим после этого полета Юрий Гагарин стал самым известным человеком Земли. Кроме того, ребята выяснили, что Чувашия – родина трех космонавтов: Андрияна Николаева – космонавта № 3, Николая Бударина и Мусы Манарова, которые своими полетами прославили чувашский народ.

В библиотеке – детском информационном центре им. В. Сухомлинского прошла конкурсно-игровая программа "Этот загадочный космос". Мероприятие началось с беседы, посвященной космонавтике и первому космонавту Земли – Юрию Гагарину. Затем участники встречи, с помощью подручных предметов, составили примерную модель Вселенной, обсудили временно-пространственные теории. В конце мероприятия библиотекари выяснили, что лететь на Марс на всю-всю жизнь желающих среди присутствующих пока нет: ребята решили, что лучше нашей Земли нет ничего дороже и милее.

В библиотеке им Н.Чернышевского состоялся тематический час "Чтобы космонавтом стать, надо очень много знать" для воспитанников МБДОУ "Детский сад № 36". Участниками этого мероприятия стали ребята из подготовительной группы "Бабочки" и "Семицветики", которые отправились в познавательную игру-путешествие. Дети познакомились с историей развития космонавтики, расширили свои знания о Вселенной, космических телах и явлениях, посмотрели электронную презентацию о А.Г. Николаеве. Во втором блоке дети отгадывали загадки и отвечали на вопросы викторины, а также приняли активное участие в конкурсе "Я хочу быть космонавтом".

А в библиотеке Восточного поселка прошёл праздник "Если будешь не болеть, сможешь в космос полететь". Во время познавательного часа, юные читатели узнали, что самыми первыми космонавтами-испытателями были животные – собаки, а затем в космос полетел Юрий Гагарин. За ним покорять космическое пространство отправились космонавт № 2 Г. Титов, А.Г. Николаев, П.Р. Попович, В.Ф. Быковский, В.В. Терешкова...На вопрос библиотекаря о том, что нужно для того, чтобы стать космонавтом, ребята ответили, что нужно хорошо учиться, много читать и быть физически здоровым. Дети познакомились с удивительной, редкой и опасной профессией космонавта. Профессия космонавта особая, она предъявляет к человеку очень высокие требования. Космонавт, прежде всего, должен обладать отменным здоровьем. Ему приходится работать в необычных условиях: при выведении на орбиту и возвращении на Землю на него действуют немалые перегрузки. Так, десятикратная перегрузка означает, что космонавт, например, при собственном весе 80 кг ощущает свой вес равным 800 кг. А на орбите он попадает в условия невесомости, совершенно непривычные для человека, родившегося и живущего в условиях земной силы тяжести. Чтоб быть здоровым, нужно заниматься спортом, поэтому после познавательного часа ребята с удовольствием поиграли в подвижные игры с мячом на улице возле библиотеки.Чтобы космонавтом стать, надо очень много знать

Во всех детских библиотеках с 23 по 31 марта пройдет Неделя детской книги "Для России думать и творить" .

В рамках нее пройдет:

  • Праздник открытия НДК в районе - Галактическое шоу "В солнечном царстве, космическом государстве" (Центр Творчества Юных, 24 марта в 12.00)
Дата Библиотека
Название и форма мероприятия
18 марта 2011г. фил. им. М.В. Ломоносова

"На орбите женщина - космонавт"

час интересных сообщений

18 марта 2011г. фил. им. М.В. Ломоносова

"Миру бескрайнему окна распахнуть…"

информационный буклет

20 марта 2011г. фил. им. А.М. Матросова

"Хочу быть космонавтом!" (о космонавтах - нижегородцах Ю.П. Артюхине, В.Д. Зудове, Г.С. Арзамасове)

час-портрет

21 марта 2011г. ЦРДБ им. Н.А. Зайцева

"Мир тайн и загадок"

24-31 марта 2011г.
сайт МУК ЦБС Сормовского района

"Космическая фантастика: что стало реальностью?"

форум на сайте МУК ЦБС

24 марта 2011г. ЦРДБ им. Н.А. Зайцева

"Окрыленные музыкой звезд" (Художественная литература о космосе и космических полетах)

24 марта 2011г. ЦРДБ им. Н.А. Зайцева

"Летящие сказки" (художественная литература о космосе)

24 марта 2011г. фил. им. А.П. Бринского

"На звездных и земных орбитах"

медиапутешествие

24 марта 2011г. фил. им. А.П. Бринского

"Юный астроном"

игра-викторина

25 марта 2011г. фил. им. Л.А. Кассиля

"С Незнайкой на Луну"

игра-путешествие

28 марта 2011г.
ЦРДБ им. Н.А. Зайцева

"Дорога во Вселенную"

виртуальное космическое путешествие

29 марта 2011г. ЦРДБ им. Н.А. Зайцева

"Справочная литература как источник информации о космосе"

библиотечный урок

29 марта 2011г. фил. им. Л.А. Кассиля

"Звездные миры"

литературный час

29 марта 2011г.

"Безграничная вселенная"

калейдоскоп интересных открытий

30 марта 2011г. фил. им. Ленинского Комсомола. Отдел по работе с детьми

"Звездный марафон"

игра-викторина

30 марта 2011г.

"Твоя Вселенная"

районный литературно-творческий конкурс

Во всех детских библиотеках с 5 апреля по 15 апреля пройдет Декада космонавтики "Полет и подвиг продолжаются!..."

В рамках нее пройдет:

Дата Библиотека Название и форма мероприятия
Апрель 2011г.
ЦРДБ им. Н.А. Зайцева

"Один день из жизни первого космонавта" (Гагарин Ю. в Нижнем Новгороде)

познавательная беседа

Апрель 2011г. ЦРДБ им. Н.А. Зайцева

"Сын Земли и звезд" (Редкие фото Ю.А. Гагарина)

ретро-фото-медиарепортаж

Апрель 2011г. фил. им. А.П. Бринского

"Юрий Гагарин - легенда Российского космоса"

устный журнал

Апрель 2011г. фил. им. А.П. Бринского

"Первый человек в космосе"

электронная презентация

Апрель 2011г. фил. им. А.П. Бринского

"Он покорил космос"

информ-минутки

Апрель 2011г. фил. им. Ленинского Комсомола. Отдел по работе с детьми

"Он сказал, поехали…"

час-портрет

Апрель 2011г. фил. им. Ленинского Комсомола. Отдел по работе с детьми

"До самой далекой планеты, не так уж друзья далеко"

актуальный диалог

Апрель 2011г. фил. им. Л.А. Кассиля

"Знакомьтесь: Гагарин"

беседа-портрет

Апрель 2011г. фил. им. Л.А. Кассиля

"Дорога в космос"

Апрель 2011г. фил. им. А.М. Матросова

"Когда Юрий Гагарин был маленьким"

комментированное чтение рассказа В.М. Воскобойникова

Апрель 2011г. фил. им. А.М. Матросова

"Вселенная становится ближе" (встреча с преподавателем астроцентра)

час-открытие

Апрель 2011г. фил. им. М.В. Ломоносова

"С Маленьким Принцем по литературным планетам"

заседание клуба "Источник"

В филиале им. А.М. Матросова теме космонавтики будет посвящена Программа летнего чтения "Звездные каникулы" (июнь-август)

Мероприятия взрослых библиотек, посвященные Году Космонавтики

Месячник "Мы - дети Галактики"

Дата
Библиотека
Название и форма мероприятия Читательский адрес
12 апреля 2011г. ЦРБ им. 1 Мая

"Они были первыми"

медиа-представление

массовый читатель
12 апреля 2011г. фил. им. Ленинского Комсомола

"Космос: время больших перемен"

устный журнал

учащиеся старших классов
13 апреля 2011г. ЦРБ им. 1 Мая

"Главный конструктор" (С.П. Королев)

час информации

учащиеся старших классов
13 апреля 2011г. фил. им. Ленинского Комсомола

"100 великих рекордов авиации и космонавтики"

литературный медиа-анонс

учащиеся старших классов
14 апреля 2011г. фил. им. М.В. Ломоносова
читающие семьи
14 апреля 2011г. фил. им. А.С. Серафимовича

"Звездный сын земли нижегородской" (В.Д. Зудов)

информационный час

учащиеся старших классов
18 апреля 2011г. фил. им. Ленинского Комсомола

"Космос: экологический аспект"

представление выставки-досье

массовый читатель
19 апреля 2011г.

"Первопроходцы космоса"

информационный час

учащиеся старших классов
21 апреля 2011г. фил. им. Н.В. Гоголя

"Лунный штурм: правда и вымысел"

медиа-презентация

читатели старшего возраста
26 апреля 2011г. фил. им. П.И. Мельникова-Печерского

"Как стать космонавтом"

видео-экскурсия

учащиеся старших классов
26 апреля 2011г. ЦРБ им. 1 Мая

"Сыны голубой планеты"

занятие клуба "Встреча"

читатели старшего возраста

Всемирная неделя космонавтики

Дата Библиотека
Название и форма мероприятия
Читательский адрес
Октябрь фил. им. В.П. Чкалова

"Космонавтика: вчера, сегодня, завтра"

пресс-обозрение

учащиеся старших классов
Октябрь фил. им. Н.В. Гоголя

"Космодромы мира"

слайд-путешествие

учащиеся старших классов
Октябрь фил. им. Ленинского Комсомола

"Мыслить в масштабах космоса"

презентация библиографического списка

"Призвание - космос"

медиа-анонс

массовый читатель