Личность в психологии. Понятие о личности в психологии Из состоит личность человека психология

Изучением вопросов, связанных с понятием «личность», занимается не только психология, но и многие другие науки, например, философия, педагогика, социология, криминология и другие. В самой же психологии практически нет такой области, где бы не присутствовал (явно или неявно) «личностный взгляд» на проблему.

Всем ведь понятно, что процессы восприятия, памяти, мышления, речи и так далее сами по себе не существуют. И воспринимает, и запоминает, и мыслит – личность. Все эти и другие. психические процессы включены в личностный контекст.

Не случайно, поэтому выдающийся отечественный психолог В.Н. Мясищев говорил, что психология безличных процессов должна быть заменена психологией деятельной личности. Только условно можно рассматривать эти процессы в отрыве от их носителя – личности.

Мы знаем, что в зависимости от различных установок личности каждый человек по-своему воспринимает окружающую действительность, в том числе и окружающих его людей. Личностное отношение человека к той или иной информации влияет на процесс ее запоминания (и забывания тоже). Личностные особенности, установки, субъективное отношение к конкретным людям прямо влияет на поведение человека, его взаимодействие и общение с другими людьми и так далее

Психологическая наука проблему личности решает с позиций понимания общественной сущности человека, которая есть совокупность всех общественных отношений.

Только в системе общественных отношений человек обретает свою социальную сущность. Он не может существовать и развиваться как человек вне этой системы. Особенности, свойственные обществу, так или иначе, отражаются в психологических особенностях конкретных людей.

Следовательно, для того, чтобы глубоко понять истоки тех или иных особенностей человека, его поведения, отношения к труду, своим функциональным обязанностям, необходимо всесторонне изучить систему его связей с другими людьми, как в прошлом, так и в настоящем.

Следует учитывать влияние, как широкой социальной среды, так и среды непосредственного окружения – семьи, учебного, производственного коллектива, стихийно сложившейся микро группы и так далее. Широкая социальная среда оказывает влияние на личность через среду непосредственного окружения, которая может усиливать или ослаблять это влияние, извращать его.

Однако психологические особенности обусловлены не только социальной системой. Человек выступает и как природное существо. Его биологическая природа остается необходимым условием его существования и развития, формирования социально обусловленных психологических свойств и качеств.

Биологическое в человеке – это состояние здоровья, уровень физического развития, телосложение, рост, вес, мускульная сила, объем легких и другие. показатели. Их необходимо знать и учитывать руководителю в работе с людьми. Физические данные человека в немалой степени определяют его успехи в учебной и трудовой деятельности, влияют на психическое состояние, настроение, работоспособность, развитие индивидуальных свойств личности.


Следовательно, человек – существо, включающее две взаимосвязанные стороны – биологическую и социальную. Биологическое в человеке выступает как материальная основа, генетически заданные условия формирования и развития личности. Социальным в человеке является система его личностных свойств и качеств.

Наряду с понятием «личность» в науке нередко употребляют такие понятия, как «человек», «индивид» и «индивидуальность».

Человек – родовое понятие, обозначающее общественное существо, представляющее собой высшую ступень жизни на земле. Он обладает членораздельной речью и сознанием, способностью создавать орудия и использовать их в процессе общественного труда, направленного на удовлетворение потребностей.

Индивид – понятие, обозначающее конкретного человека как единицу общества. Однако не каждый индивид является личностью, носителем социально обусловленных психологических свойств и качеств. Родившийся ребенок – индивид, но еще не личность. Взрослого человека с патологией в своем развитии также можно назвать индивидом, но не личностью.

Личность – явление социальное, продукт развития общества, объект и субъект исторического процесса, общественных отношений.

Личность выступает как качество человека, а человек есть носитель этого качества: качество быть личностью присуще человеку как социальному существу.

Биологические особенности человека, составляя материальную основу формирования этого качества, непосредственно в структуру личности не входят. "Антропологические свойства индивида выступают не как определяющие личность или входящие в ее структуру, а как генетически заданные условия формирования личности..."

Проблема личности – это комплексная проблема. Она изучается философией, социологией, психологией, педагогикой, историей, юридическими и другими науками. Каждая из них исследует определенные стороны этого сложного общественного явления.

Что же такое личность с психологической точки зрения? Каковы ее важнейшие отличительные признаки?

Под личностью в психологии понимается система социально обусловленных психологических свойств и качеств человека, осознающего свое отношение к окружающему, занимающегося конкретным видом деятельности и обладающего индивидуальными особенностями.

Отличительными психологическими признаками личности являются:

1. сформированность психологических свойств и качеств;

2. сознание, то есть способность человека осознанно отражать окружающий мир, происходящие в нем события;

3. самосознание – способность осознавать самого себя;

4. саморегулирование, то есть управление своим поведением и деятельностью.

Одним из признаков личности выступает активность, проявляющаяся в конкретной деятельности. Эта деятельность может иметь большое общественное значение, и о человеке, добивающемся в ней высоких результатов, говорят как о полноценно развитой или даже выдающейся личности. Но деятельность может носить и антиобщественный характер (хищения, коррупция и другие.) Тогда такого человека называют ущербной, асоциальной личностью. В юридической психологии, например, изучается личность преступника.

Важным отличительным признаком личности является индивидуальность , то есть неповторимое сочетание психологических особенностей, определяющих социальный облик человека и отличающих одну личность от другой. Иначе говоря, личность имеет свое лицо, свое "Я", свой стиль мышления, деятельности и поведения.

Давайте попробуем, опираясь на рассмотренные подходы, представить особенности психического мира человека:

пространство психического мира, как бы поле, на котором разворачивается психическая жизнь человека;

динамика движения психических процессов, состояний во времени, психологическое время;

индивидуализация психического мира - реализуется в процессах переживания;

отношение к себе и другому человеку, вхождение психического мира другого человека в мой психический мир;

энергетический заряд, который активизирует мой психический мир.

А теперь рассмотрим более подробно каждую составляющую психического мира человека.

Пространство психического мира состоит как бы из двух плоскостей – сознательного и бессознательного. 3.Фрейд впервые обратил внимание на огромную роль бессознательного в психической жизни человека. Раньше считалось, что в бессознательном происходят только физиологические процессы, а все психическое – это сфера сознательного. 3.Фрейд же показал, что сознание - это лишь вершина айсберга, возвышающаяся над большим основанием бессознательного.

Роль сознания, по 3.Фрейду, состоит в том, чтобы упорядочить бессознательное, отграничить возможное от невозможного, желаемое от действительного, настоящее от прошлого и будущего, реальное от нереального.

В бессознательном, в отличие от сознательного, воспринимаемый мир сливается с переживаниями человека, его отношением к этому миру, что делает невозможным контроль действий и оценку их результатов. В бессознательном прошлое, настоящее и будущее могут причудливо переплетаться (например, в сновидении)

Что же относится к сфере бессознательного:

надсознательное – вершина творческого процесса, творческая интуиция, благодаря которой происходит внезапное озарение,

неосознаваемые мотивы и смысловые установки , обуславливаемые имеющим личностный смысл желаемым будущим;

регуляция автоматизированных и непроизвольных действий , опирающаяся на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях (навыки ходьбы, письма и тому подобное);

психические явления , находящиеся на подпороговом уровне чувствительности.

В бессознательном заложены глубокие генетические корни. К.Юнг считал, что существуют глубинные образования, которые он назвал архетипами. Архетипы - общечеловеческие первообразы – лежат в основе символики творчества, различных ритуалов, сновидений и комплексов. В архетипах запечатлен передающийся по наследству опыт предшествующих поколений.

Итак, в психическом пространстве причудливо переплетаются сознательное и бессознательное. Это находит отражение в разделении психического пространства личности на три взаимосвязанных области, или, как писал 3.Фрейд, на три царства – «Сверх Я», «Я» и «Оно».

«Оно» - бессознательная система, в основе которой лежат субъективные потребности биологического или эмоционального порядка. «Оно» управляется принципом удовольствия, ему присуще изначальное стремление к наслаждению.

«Я» - сознательная система, регулирующая процесс взаимодействия с внешним миром, часто «Я» уходит вглубь бессознательного, благодаря чему осуществляется синтез глубинных неосознанных влечений и требований общества.

«Сверх Я» - своеобразная моральная цензура, содержанием которой являются нормы, запреты, принятые личностью - это ее совесть. В «Сверх Я» также сочетаются сознательное и бессознательное.

Как писал 3.Фрейд, можно сказать, что «Я» в душевной жизни представляет здравый смысл и благоразумие, а «Оно» - неукротимые страсти. Между «Я» и «Оно» устанавливаются отношения постоянной напряженности. Фрейд сравнивает отношения «Я» и «Оно» с отношениями наездника и лошади. Лошадь дает энергию для движения, наездник обладает преимуществом определять цель и направление движения сильного животного. Отношения между «Я» и «Оно» далеко не идеальны. Известная поговорка предостерегает от служения двум господам. Бедному «Я» еще тяжелее: оно служит трем строгим властелинам, старясь привести к согласию их притязания и требования. Эти требования все время расходятся, порой кажутся несовместимыми - не удивительно, что «Я» часто не справляется со своей задачей.

Тремя тиранами являются: внешний мир, «Сверх Я» и «Оно». Человек переживает напряженность отношений между «Я» и «Оно» как состояние беспокойства, тревоги. Если «Сверх Я» устанавливает, что «Я» нарушает требования общества, человек испытывает чувство вины. Таким образом, психической жизни человека сопутствуют постоянные конфликтные состояния. Именно «Я» должно смягчать и разрешать эти конфликты Регуляция происходит на основе так называемых «механизмов психологической защиты», которые связаны с реорганизацией осознанных и неосознанных компонентов системы ценностей.

Защитные механизмы - это способы организации временного душевного равновесия, необходимого для борьбы с трудностями жизни.

К механизмам психологической защиты Фрейдом отнесены регрессия, изоляция, проекция, идентификация, сублимация, рационализация, отказ.

Коротко о сути этих защитных механизмов.

Регрессия представляет собой психический синтез травмирующих впечатлений на основе глубинных детских переживаний. М.Зощенко в своей книге «Повесть о разуме» пишет: «С трепетом я переживал свои воспоминания. С трепетом вспомнил мою юношескую жизнь. Мои первые шаги. Мои первые любовные встречи. Да, нет сомнения - я избегал женщины. Я избегал и одновременно стремился к ней. Я стремился к ней, чтобы бежать от нее, устрашенный ожидаемой расплатой. Сцены из младенческой жизни разыгрывались в мои взрослые годы. Меня страшило то, что страшило младенца. Я вспомнил сцену убийства, виденную мной в детстве…» Благодаря регрессии формируются эмоциональные, психологические барьеры, которые человек часто преодолевает с большим трудом, иногда с помощью психологов и психотерапевтов.

Изоляция - уход от общества, от других людей, погружение вглубь себя; иногда приводит к трагическому финалу.

Проекция - перенос на другого человека своих эмоциональных состояний. Говорят: выместил зло на ком-нибудь или прилип к кому-нибудь, как банный лист.

Идентификация - отождествление себя с любым человеком (психотерапевтом, врачом…), в ней часто могут объединяться страх и любовь.

Сублимация - перевод грубых, плотских влечений в сферу чувств и возвышенных интересов. Сублимация, по мнению Фрейда, способствует переливу энергии в творческие процессы.

Рационализация - поиск разумной основы поведения, оправданий импульсивным поступкам.

Отказ - бессознательное игнорирование событий во внешнем или внутреннем мире. Иногда этот вид защиты называют сенсорной, или перцептивной глухотой. Человек как бы перестает слышать и видеть то, что очень сильно на него эмоционально воздействует. Встречается довольно часто, особенно в отношениях руководителей с подчиненными. Начальник выговаривает или читает длинные нравоучения, а человек отключился и не слышит ею, и включается только при возгласе: «Ты что, оглох что ли?» Да, действительно, «оглох и ослеп», но это - способ психологической защиты от воздействия другого человека.

Все происходящее в психическом пространстве находится в постоянном, противоречивом, диалектическом движении и развитии, имеет определенную протяженность, то есть характеризуется показателями времени.

Время в психологии - понятие многоплановое. С чем оно связано? Прежде всего с влиянием биологических ритмов на динамику психических процессов. Восприятие и оценка временных интервалов меняются в зависимости от состояния. Например, в экстремальной ситуации нарушается восприятие времени - то кажется, что оно тянется вечно, то проносится мгновенно.

Существуют также личностно-психологические особенности восприятия времени. Так, сангвиники и холерики недооценивают время, им его всегда не хватает, они постоянно спешат и все равно опаздывают. Флегматики переоценивают время, не спешат и не торопятся. Меланхолики наиболее точно оценивают временные интервалы, поэтому более четко распределяют свое время.

На социально-психологическом уровне происходит отражение социального времени, специфичное для различных социальных общностей, культурно-исторических условии. В историческом масштабе очень важны закономерности осознания личностью исторического прошлого и будущего, а также взаимосвязь этого осознания с собственным прошлым и будущим, возможность преодоления ограниченности индивидуальной жизни в разных ее формах: вера в бессмертие души или понимание своей роли и места в развитии человечества.

Последнее тесно связано с понятием психологического времени, то есть отражения в психическом мире человека системы временных отношений между событиями его жизненного пути. Что же включает в себя психологическое время?:

· оценку последовательности и скорости протекания различных событий жизни;

· переживания сжатости и растянутости, ограниченности и беспредельности времени;

· принадлежность событий жизни к настоящему и удаленность в прошлое или будущее;

· осознание возраста, представление о вероятной продолжительности жизни.

Психологическое время не прямо отражает хронологию протекания событий в жизни человека, а определяется сложной системой взаимообусловленных межсобытийных связей типа «причина - следствие», «цель - средство»; изменениями, происходящими в психическом пространстве человека.

Поговорим немного об осознании возраста, о психологическом времени личности. Понятие «возраст» многопланово. Выделяют четыре его подвида: хронологический (паспортный), биологический (функциональный), социальный (гражданский) и психологический. Психологический возраст очень тесно связан с понятием психологического времени и прежде всего с тем, как человек оценивает во внутреннем мире свой возраст.

Мариэтта Шагинян писала: «Я была молода в свои восемьдесят пять лет. Я была так молода, что казалась сама себе моложе прежних двадцати лет». Некоторым молодым людям это высказывание кажется очень странным. Но на самом деле существует определенная закономерность в оценке своего возраста людьми разных возрастных групп.

Так, в процессе эксперимента оценивали свой возраст молодые люди (от 20 до 40) и люди старшего возраста (от 40 до 60). Оказалось, что чем моложе человек, тем старше он себе кажется, и также, с переоценкой возраста, он воспринимает других. Девушка, которая не вышла замуж в 23 года, считает себя старой девой, а 30-летних и подавно стариками.

После 40 лет наблюдается обратная тенденция – люди обычно воспринимают себя моложе, чем они есть на самом деле. И чем старше они становятся, тем больше молодеет у них душа, вот только, к сожалению, биология напоминает человеку о его возрасте.

Психологический возраст имеет некоторые характерные особенности:

· измеряется по «внутренней шкале отсчета» каждой индивидуальности;

· в некоторых пределах обратим, то есть человек может молодеть и стареть за счет увеличения удельного веса психологического будущего или уменьшения психологического прошлого;

· может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности человека (в личной жизни, в деловой сфере);

· может сопровождаться психологическими кризисами в определенные возрастные периоды.

Возрастные кризисы – это как бы «поворотные пункты», психологические переломы на жизненном пути человека. В каком же хронологическом возрасте возможны эти переломы?

В детстве - 6-7 лет; у подростков - 12-14 лет; у юношей - 18-19 лет, 25-26 лет. А далее переломы наступают каждое десятилетие - 30, 40, 50 и так до 70, а потом через каждые 5 лет. Отдельной строкой идет кризис ухода на пенсию. Человек как бы подводит итоги своей жизни за десятилетия и строит планы на будущее.

Психологический кризис у 40-летних оценивается как кризис середины жизни. Сила этого кризиса определяется тем, насколько велико расхождение между целями, задумками, планами, поставленными в молодости, и тем, как они реализованы. Кризис середины жизни помогает человеку переосмыслить прожитую часть жизни и наметить перспективу жизни так, чтобы оставаться активным и нужным людям.

М.Зощенко в «Повести о разуме» оценивает случай с человеком, который попал в автомобильную катастрофу – ему рассекли верхнюю губу и сразу отвезли в больницу. Женщина-хирург в присутствии больного, который не мог говорить из-за травмы, спросила сопровождавшего его друга: «Сколько ему лет?» Тот ответил: «40 или 50, какая разница?» Женщина-врач сказала. «Если 40 – будем делать пластическую операцию, если 50, то зашью так».

Пострадавший делал отрицательные жесты и показывал четыре пальца (что ему 40). Больному сделали пластическую операцию. Все прошло хорошо, шрам был невелик, но моральное потрясение оказалось сильным.

Человек позабыл о том, что его задела машина, его потрясение было в другом – он не мог забыть слова хирурга о пятидесятилетних людях, которым можно зашивать губы так, как иной раз зашивают матрацы, стегая грубой ниткой через край. Вот эта душевная боль стареющего человека осталась у него надолго.

На протяжении своей жизни человек переживает пять основных периодов: рождение, созревание, зрелость, старение и старость . Каждый возрастной период имеет свои особенности. Их подробно изучают возрастная психология и геронтология. Нам бы хотелось остановиться только на некоторых проблемах.

В творческой профессиональной деятельности выделяются несколько фаз: старт, кульминация (пик) и финиш.

Как показали исследования американских и советских психологов, существуют два профессиональных пика. Первый пик приходится на возраст 30-35, когда «умы свежи», человек делает открытия, изобретения, предлагает что-то совершенно до него неизвестное. Второй пик связан с мудростью, зрелостью человека, имеющего большой жизненный опыт - возраст 50-60 лет; такой человек способен на обобщения, создание своей школы, может быть мудрым организатором и руководителем.

Человек как индивидуальность, личность развивается постоянно, хотя некоторые психофизиологические функции подвержены процессу старения: зрение, слух, непроизвольная память и внимание, время реакции.

Любому человеку обязательно надо знать психологические особенности каждого возрастного периода: неустойчивость и максимализм молодежи; высокая работоспособность и профессионализм взрослого человека; повышенная обидчивость, интерес к общению, утомляемость людей старшего возраста.

Каким же содержанием наполняется психическое пространство? Прежде всего – это информация, которую человек получает из внешнего и внутреннего мира. Она представляется в виде образов, слов, невербальных знаков. Информация может быть накоплена в долговременной памяти человека, и он на нее опирается в своей жизни и деятельности, а может быть текущей или, как говорят, оперативной, необходимой для разрешения внезапно возникающих ситуаций и проблем. Информация находится в движении, вовлекается в мыслительную деятельность человека, передается другим людям. Очень важным моментом является организация информации во времени и пространстве.

Кроме информации в непосредственном ее восприятии, у человека имеются некоторые продукты переработки информации: сигналы, мифы, коды, в которых в концентрированном виде накапливается в психическом пространстве определенное содержание. Большую роль играет символика – знаки, отражающие закрепленное традициями или отношениями содержание. Символ больше всего соответствует обозначаемому предмету, важным его свойством является исторически сложившееся содержание, которое нельзя просто так изменить.

В психоанализе символ трактуется в связи со склонностями людей к мифотворчеству, то есть созданию и усвоению определенных образов, помогающих воспринимать и объяснять происходящие в мире события. Существует общечеловеческая, национальная, групповая символика, закрепленная в условных знаках, ритуалах, традициях и обычаях. К.Юнг связывает символику с проявлением и раскрытием через нее глубинных архетипов.

Так, в нашем обществе за 75 лет существования сложилось глубинное подсознательное психологическое содержание, проявляющееся в определенных мифах, которые быстро преодолеть невозможно. В содержание психического входит также и символика поведения, или невербальное поведение (жесты, мимика, позы), которое мы расшифровываем при общении с другим человеком (подробнее об этом в другой лекции).

Индивидуализация психического мира – это реализация индивидуальности человека, его неповторимости, оригинальности. Все впечатления, воздействующие на человека, проходят через его внутренний мир, имеющий свое содержание, свои особенности, одним словом, субъективный. Одно и то же событие, произведение искусства оценивается субъективно, что вполне естественно и, наоборот, противоестественно стремление заставить всех людей видеть и поступать одинаково, подогнать всех под одну мерку.

Более подробно об индивидуальности и психологическом портрете человека мы расскажем несколько позже. А сейчас о переживании. Давайте задумаемся над самим словом – переживание. Человек любое событие переживает, включается в него, пропускает его через себя.

В психологии переживание рассматривается в нескольких значениях:

· эмоционально окрашенное состояние, возникающее в психическом мире человека под влиянием внешних и внутренних воздействий;

· процесс выбора человеком мотивов и целей деятельности, сопровождающийся наличием стремлений и желаний;

· форма активности, возникающая при крушении идеалов и ценностей и проявляющаяся в переосмыслении своего существования, иногда приводящая к психологическому кризису.

Переживания помогают человеку обрести личностный смысл происходящих событий, через них идет процесс индивидуализации психического мира человека. Наверное, можно сказать, что человек, переживший горе, беду, будет лучше понимать беды и горести другого. Но вместе с тем не каждое переживание оставляет глубокий след в душе человека.

Очень важным фактором, активизирующим психическую жизнь человека, является энергетический заряд, психическая энергия. 3.Фрейд писал, что должна существовать особая энергия, которую нужно положить в основу душевных процессов. Сам он считал главным видом стимулирующей энергии либидо, то есть сексуальную энергию. Наука пока еще не нашла главных источников психической энергии.

Человек не один в мире, он живет в обществе и постоянно вступает в контакт с другими людьми, поэтому в психический мир каждого из нас постоянно входят другие люди, занимают там определенное место, создают нам хорошее или плохое настроение.

Известный психоаналитик К. Хорни отмечала, что люди, взаимодействуя друг с другом, образуют некое социально-психологическое поле. Каждый человек имеет потребность в некотором количестве контактов, направленных на реализацию любовных, дружеских, товарищеских чувств.

К. Хорни разделила потребности на три типа: направленные к людям, против людей и от людей. У большинства людей доминирует обычно какой-то один тип потребностей, благодаря чему различаются и психологические типы характера: по контактности, агрессивности, замкнутости, открытости. Но все эти потребности человек может реализовать только в обществе и через других людей. В одних ситуациях человек принуждается к постоянному общению и уступчивости, в других – к борьбе и доминированию, в третьих - к изоляции.

В зависимости от того, как именно деформируется социальное равновесие, в нем начинает усиливаться один из элементов «основного беспокойства» – страх, беспомощность, враждебность, чувство покинутости и одиночества.

К.Хорни дала характеристику трем социальным типам.

Уступчивый тип направлен к людям, для него характерно стремление присоединиться к группе, к более влиятельной, сильной личности, свои агрессивные стремления он подавляет, но не очень любит людей.

Агрессивный тип направлен против людей, имеет представление о жизни как о борьбе всех против всех, другие люди для него враги. Главное для него – победа и контроль над другими, никому не доверяет. Привязанности и симпатии рассматривает как слабости.

Разобщенный тип направлен от людей, у него возникают эмоциональные барьеры по отношению к другим людям. Близкие контакты вызывают у него тревогу, он старается подавить свои эмоции и воздержаться от оценки других людей.

Глубинные пласты взаимодействия людей попытался раскрыть в своем учении основатель трансактного анализа Э.Берн. Основная идея его теории заключается в том, что внутри каждого человека живут как бы несколько людей и каждый из них в тот или иной момент управляет поведением человека. Эти три человеческих эго-состояния: «Родитель» (Р), «Взрослый» (В), «Дитя» (Д).

«Родитель» является источником социальной преемственности, он включает в себя социальные установки поведения, усвоенные из внешних источников, преимущественно от своих родителей и других авторитетных лиц. С одной стороны, это набор полезных, проверенных временем правил и руководств, с другой – вместилище предрассудков и предубеждений.

«Взрослый» – источник реалистичного, рационального поведения; это состояние, кстати, не связано с возрастом (вспомните детей, взрослеющих после какой-нибудь трагедии). Будучи ориентирован на объективный сбор информации и полную ответственность за свои поступки, «взрослый» организованно, адаптивно, разумно действует, хладнокровно оценивая вероятность успеха и неуспеха этих действий.

«Дитя» – эмотивное начало в человеке; это состояние «Я» включает все импульсы, естественно присущие ребенку: доверчивость, нежность, изобретательность, но также капризность, обидчивость и так далее. Сюда также входят ранний детский опыт взаимодействия с окружающими, способы реагирования и установки, принятые в отношении к себе и другим («Я – хороший, другие ко мне придираются» и так далее). Внешне Д выражается, с одной стороны, как детски непосредственное отношение к миру (творческая увлеченность, наивность гения), с другой – как архаичное детское поведение (упрямство, легкомыслие и тому подобные.).

Любое из названных эго-состояний может ситуативно или постоянно преобладать в человеке, и тогда он чувствует, мыслит и действует в рамках этого состояния. Он может вдруг начать воспринимать окружающее и действовать с точки зрения своего детского самоотношения («Я – милый мальчик, все должны мной восхищаться», «Я – слабый ребенок, меня все обижают») или смотреть на мир глазами своих родителей («Нужно помогать людям», «Нельзя доверять никому»).

В жизненной перспективе эго-состояние развивается у человека в такой последовательности: у новорожденного на эмоционально-чувственной основе сразу же начинает формироваться «детское» состояние «Я» (здесь важен тактильный, визуальный и голосовой контакт с ребенком как форма признания факта его существования); затем развивается «родительское» состояние «Я» на базе подражания поведению родителей и воспитателей (здесь важно наличие наблюдаемых поведенческих моделей, в частности, видимое со стороны поведение родителей по отношению к братьям, сестрам, остальным членам семьи, другим людям и объектам вообще), включая свойственные им формы признания ценности людей и объектов; наконец, «взрослое» состояние «Я», хронологически заземленное в детстве, складывается по мере поиска растущим ребенком смысла в окружающей действительности, в значениях той научно-практической парадигмы, которая свойственна данному обществу, эпохе и ближайшей социальной микросреде.

Признание «взрослого» в человеке осуществляется обществом (но через своих живых представителей!) путем наделения его различными символами социального успеха, открывающими путь к исполнению разнообразных должностных и профессиональных ролей.

Жесткое преобладание одной из позиций в человеке имеет свои минусы. Те, в ком превалирует «родитель», стараются постоянно давать советы и наставления, донимают окружающих различными указаниями. У «взрослого» серьезность и объективизм могут оборачиваться некоторой холодностью и сухостью. У «дитя» эмоциональность и неустойчивость порождают снисходительность к себе, самонадеянность, хвастливость. Оптимальным считается вариант, когда в человеке присутствуют все три состояния в равных пропорциях, что встречается крайне редко.

Само по себе наличие трех состояний, естественно, сказывается и на коммуникациях людей. Вступая в контакт с другим человеком, мы обычно неосознанно выбираем одну из трех позиций.

Так, выступая с позиции «Р», мы начинаем учить, критиковать, направлять, оценивать, упрекать, осуждать; становимся людьми, знающими все на свете и имеющими на все свою точку зрения. Мы не сомневаемся ни в чем, за все отвечаем, со всех требуем, но в то же время всех защищаем, утешаем и так далее

Выступая с позиции «В», мы трезво мыслим, тщательно взвешиваем, логически анализируем, не поддаемся настроениям, не комплексуем и тому подобные.

Действуя в рамках «Д», мы становимся безудержными, непредсказуемыми, бунтующими, протестующими, нелогичными, импульсивными, послушными, лживыми и тому подобные. Мы можем плакать, смеяться, гневаться и даже топать ногами.

Умение правильно распознавать позицию партнера по общению, выбирать и гибко менять свою позволяет достичь успеха в коммуникациях, улавливать скрытый смысл сказанного.

Тема 5. Психология личности
5.1. Определение личности в психологии.
5.2. Структура личности
5.3. Направленность и самосознание


5.1. Определение личности в психологии

Три периода в истории исследования личности

философско- литературный (от работ древних мыслителей до начала ХІХ века);
клинический - в начале ХІХ в. наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Вплоть до начала ХХв. эти два направления - единственные попытки проникновения в сущность человека;
экспериментальный период - в начале ХХ в. Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф.Лазурским, а за рубежом - Г.Айзенком и Р.Кэттелом

Еще в 1937г. Г.Оллпорт насчитал 49 определений личности, почерпнутых из философии, теологии, юриспруденции, социологии и психологии. Сегодня, естественно, таких определений намного больше.

Человек одновременно представляет собой и биологическое существо, и социальное, он является и субъектом природы, и субъектом общественных отношений. Исходя из этого, для понимания специфики личности необходимо разграничение понятий "индивид", "личность", "индивидуальность". Наиболее четко такое разделение осуществил в своих работах Леонтьев.

Индивид - это понятие, которое характеризует человека как биологическое существо, индивид - это представитель вида, который отличается от других его представителей. Индивидами мы рождаемся, личностями мы становимся, индивидуальность отстаивают.

Индивидуально-биологическое существо
- это нормально развитый взрослый человек, больной человек, Homo Sapiens, представитель человеческого вида.

Субъект деятельности - активный в обществе человек.

Личность - это относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека, личность - понятие социальное, она производится той совокупностью общественных отношений, в которые человек входит по мере своего развития. Личность - совокупность изменяющихся, индивидуальных свойств, качеств и характеристик, приобретаемых человеком в ходе развития в связи с включенностью его в деятельность и общение. Личность - это индивидуальность.

Индивидуальность - совокупность свойств и особенностей, характерных для данного человека, которые отличают ее от других индивидов и личностей. Это понятие биосоциальное, поскольку мы отличаемся друг от друга разнообразными проявлениями, одними из которых являются характеристики индивида (цвет глаз, телосложение и т.д.), другие же характеризуют личность (система ценностей, структура самосознания, представление о смысле жизни). Это степень выделенности человека от общества, уникальность, все, что отличает одного от другого.

Сегодня понятие индивидуальность имеет немного иное значение. Если термин личность характеризует, прежде всего, деятельное изображение человека в глазах других, то понятие индивидуальность отражает внутреннюю самостоятельную сущность человека. Индивидуальность - это самоопределение и обособленность личности, ее выделение среди других. Такое оформление собственной уникальности и неповторимости допускает осознание, отрефлексированность человека собственной жизни, внутренний диалог с самим собой.

Итак, личностями мы становимся. Таким образом, личность - это человек, который достиг определенного уровня психического развития, прошел определенный путь, приобретая на этом пути разные особенности и качества. Какие факты собственной жизни, какие свои характеристики мы могли бы привести как аргументы, если бы нам вдруг пришлось доказывать кому-то, что мы - личность? Наверняка, мы говорили бы о том, что у нас есть свои взгляды и убеждения, свое отношение к миру, своя система оценок и моральных требований, что мы умеем владеть собой, делать выбор между разными вариантами собственного поведения.

Все это, безусловно, правильно. Поэтому можно согласиться с определением, которое принадлежит современному русскому психологу Б.С. Братусю :
"Стать - это,
во-первых, занять определенную жизненную, прежде всего, межличностную моральную позицию,
во-вторых, в достаточной степени осознавать ее и нести за нее ответственность,
в-третьих, утверждать ее своими поступками, делами всей своей жизни".

"Под понимается совокупность тех относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других" (И.Сарнофф)

"Личность может быть определена как комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению" (Д.Бирн)

"Личность - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения" (Краткий психологический словарь, 1985)

"Личность - субъект и объект общественных отношений" (А.Г.Ковалев)

"Личность - дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем" (К.К.Платонов)

В зарубежной психологии понятие "личность" сводится к понятию "индивидуальность",
в отечественной психологии личность понимается прежде всего как некоторая характеристика человека, которая не является врожденной, а приобретается в ходе развития, в связи с включенностью в деятельность и общение.

Для зарубежных определений личности характерно перечисление различных особенностей личности (свойств, потребностей, самосознания и т.п.) как рядоположенных, в отечественной же психологии они рассматриваются как определенная иерархия, задаваемая местом человека в системе общественных отношений.

Человек становится личностью, когда он начинает заявлять о себе, когда появляется "Я", когда появляется самомотивация, самосознание, самоорганизационные моменты, самовоспитание, когда человек начинает осознавать себя в обществе.


5.2. Структура личности

Структура личности - это индивидуальные особенности человека, которые отличают его от других.

Описание структуры личности, т.е.основных ее составляющих и характера взаимодействия между ними является ядром всех теорий личности. Даже там, где автор специально не ставит перед собой такого задания, имплицитно присутствует его представление об этом "ядре".

Классическим вариантом решения вопроса о структуре личности является структура, описанная З.Фрейдом. По его мнению, личность состоит из трех основных частей: Ид, Эго и Супер-Эго.

Ид - это первичная, центральная, основная структура личности. Она содержит все унаследованное, все, что есть при рождении, все инстинкты, а также весь психический материал, непринятый сознанием (вытесненный из сознания).

Поскольку инстинкты и вытесненный материал имеют значительную энергию, Ид представляет собой резервуар такой энергии для всей личности. К Ид нельзя применить законы логики, оно подчиняется не принципу реальности, а принципу удовольствия, основной цикл поведения: напряжение - снятие напряжения (удовольствие).

Эго - это часть психического аппарата и структура личности, которая находится в контакте с внешней реальностью. Она развивается с Ид по мере того, как ребенок начинает осознавать свою личность. Эго обеспечивает физическое и душевное здоровье и безопасность личности, его главное задание - самосохранение. Если Ид реагирует на потребности, то Эго - на возможности их удовлетворения, поскольку подчиняется принципу реальности.

Супер-Эго - структура, которая развивается с Эго. Супер-Эго служит как судья или цензор деятельности Эго. Это хранилище моральных принципов, норм, распоряжений. Супер-Эго ребенка развивается по модели Супер-Эго его родителей, наполнено тем же содержанием и становится носителем традиций и ценностей, которые переживают время, которые передаются таким способом от поколения к поколению.

Между тремя подсистемами личности существует тесное и постоянное взаимодействие, конечное цель которого - поддерживать или возобновлять в случае нарушения принятый уровень динамического равновесия, которое увеличивает удовольствие и минимизирует неудовольствие. Энергия, которая используется для действия этой системы, возникает в Ид. Эго, которое появляется из Ид, выступает посредником между сигналами Ид, Супер-Эго и требованиями внешней реальности. Супер-Эго, которое появляется из Эго, действует как моральный тормоз или противовес практическим заботам Эго. Супер-Эго устанавливает грани подвижности Эго. Ид- полностью бессознательное, Эго и Супер-Эго - частично.

Наиболее полно охватить понятие "структура личности", можно, используя подход, предложенный С.Л.Рубинштейном: "Изучение психического облика личности включает три основных вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего он хочет , что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед естественно встает второй: а что он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека. Однако способности - это сперва только возможности; для того чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно знать, что он есть , что из его тенденций и установок вошло у него в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере человека. Характер в своем содержательном аспекте теснейшим образом связан с вопросом о том, что для человека значимо в мире и в чем поэтому для него смысл жизни и деятельности."

К трем основным вопросам, названным Рубинштейном можно добавить еще два. Во-первых, это вопрос: что человек думает о самом себе , как к себе относиться? Поведение человека во многом определяется его представлением о себе, именно от общей Я-концепции (представления о себе) и отношения человека к себе будет зависеть и то, к чему человек стремится, и то, что закрепилось как стержневые особенности поведения. Во-вторых, для психологического описания личности необходимо ответить на вопрос: какими средствами она владеет для осуществления намерений и возможностей? Это вопрос о ступени развития разных психических процессов (ощущение, восприятие, памяти, мышления, речи, воображения). Как известно, общая логика развития идет от непроизвольных к произвольным, он непосредственных к посредственным процессам. Много характеристик психических процессов издавна включаются в перечень личностных черт (сообразительность, наблюдательность, разговорчивость, богатство - бедность воображения и т.д.).

Структура личности:

Итак, структура личности - это совокупность отдельных компонентов (подструктур), каждый из которых определяет специфический уровень поведения человека, имеет свои особенности и функции, может быть понят и адекватно описан только в рамках общей целостности человека. Содержание подструктур и их количество зависят от общей теоретической позиции автора концепции, от его взгляда на природу человека.

Важнейшими подструктурами личности являются направленность и самосознание.

Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, относительно не зависящих от имеющейся ситуации. Она характеризуется интересами, наклонностями, убеждениями, в которых отображается мировоззрение человека.

Мотивы - побудительная причина действий и поступков человека, они могут быть осознаваемыми или нет. К осознаваемым мотивам принадлежат идеалы, убеждения, интересы, стремления человека, неосознаваемые мотивы - это установки и влечения.

Направленность характеризуют два взаимозависимых момента:
а)предметное содержание, поскольку это всегда направленность на что-то
б)напряжение, которое при этом возникает

С точки зрения содержания направленность может быть:
-коллективистская (альтруистическая)
-индивидуалистическая (эгоистическая)

Карен Хорни выделяла 3 типа людей:
1) Ориентированы от людей (пытаются уйти в себя от общения)
2) Направленность к людям (на установление контакта)
3) Направленность против людей (асоциальное, разрушительное поведение)

Проблема направленности - это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях в поведении личности, потому что мотивы, которые определяют человеческую деятельность сами, в свою очередь, определяются ее целями и заданиями.

Самосознание - упорядоченная совокупность представлений и знаний, оценок и установок человека, относящихся к собственной личности.

Самосознание часто отождествляют с Я-концепцией.
Я-концепция - совокупность всех представлений индивида о себе и их оценка. Описательная составляющая часть Я-концепции - образ Я, отношение к себе - самооценка или принятие себя. Это позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя, поскольку на основании Я-образа и самооценки развиваются конкретные поведенческие реакции.

Главная функция самосознания - сделать доступным для человека мотивы и результаты его поступков, и дать возможность понять, каким он является на самом деле, оценить себя. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности.

Обогащая с возрастом оценку других, человек постепенно обогащает и собственное самосознание. Огромную роль в этом процессе играет самопознание - изучение личностью собственных особенностей: физических, психических, моральных и самооценка , которая формируется на этом основании.

Самооценка - суждение человека о мере наличия у него тех или иных качеств, особенностей в соотношении их с определенным эталоном, образцом. Самооценка - проявление оценочного отношения человека к себе, основной структурный компонент самосознания личности.

Самооценка формируется на основе самопознания, которое происходит путем:

1) анализа результатов собственной деятельности, своего поведения, сопоставления этих результатов с результатами своих одногодок, с общепринятыми нормами.
2) самонаблюдение своих состояний, мыслей и чувств
3) осознание отношения других людей к себе, их оценки отдельных качеств данной личности, ее поведения, деятельности.

На основании взаимодействия самооценки и Я-концепции возникает установка (готовность к определенному поведению). Установка определяет реальное поведение.

При значительных отклонениях самооценки от адекватной у человека нарушается душевное равновесие и изменяется весь стиль поведения.

Заниженная самооценка выявляется в повышенном требовании к себе, постоянной боязни негативной мысли о себе, повышенной ранимости. Это побуждает сокращать контакты с окружающими людьми. Низкая самооценка разрушает в человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и позитивную оценку он воспринимает как временные и случайные. Большинство проблем кажутся неразрешимыми и их решение переноситься в план воображения. Недооценка своей полезности снижает социальную активность, инициативность. Низкий уровень притязаний, недооценка себя, боится мнения окружающих.

Высокая самооценка выявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих. Если самооценка на слишком высокая, она может позитивно влиять на самочувствие, поскольку порождает стойкость к критике. Человек в этом случае сам знает себе цену, мысли окружающих для него не имеют абсолютного, решающего значения. Поэтому критика не вызывает бурной защитной реакции и воспринимается спокойнее. Но если уровень притязаний выше возможностей, душевное равновесие невозможно. Уровень притязаний - стремление достичь цели такого уровня сложности, на который человек считает себя способным. При завышенной самооценке человек самоуверенно берется за работу, которая превышает его возможности. Уверенный в себе человек, завышен уровень притязаний.

Нередко люди становятся несчастными через сформированное в детстве преувеличенное представление о собственной значимости.

И завышенная и заниженная самооценка приводят к нарушениям психического равновесия. Крайние случаи квалифицируюся как психические отклонения - психастения и паранойя.

Адекватная самооценка соответствует ситуации. В случае успеха - притязания увеличиваются, в случае неудачи - снижаются.

Самооценка и уровень притязаний

Я-образы.
А.Налчаджан "Личность в своих сновидениях", предлагает выделять 9 возможных Я-образов

1) Я-телесное (представление о своем теле)
2) Настоящее Я (какой я на самом деле, каким кажусь в действительности в настоящий момент)
3) Динамическое Я (тип личности, которым поставили цель стать)
4) Фантастическое Я (то, каким бы вы были, если бы все было возможно)
5) Идеальное Я (представление о том, каким я должен быть)
6) Будущее или возможное Я (определяет состояние, возникшее, вследствие общения и т.д.)
7) Идеализированное Я (каким нам приятно видеть себя сейчас)
8) Представляемое Я (персона, то, как мы себя представляем окружающим)
9) Фальшивое Я (искаженное представление человека о себе)

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

1. Определение понятия "личность". Соотношение понятий "человек", "индивид", "индивидуальность" с понятием "личность"

Реальность, которая описывается понятием "личность", про­является уже в этимологии этого термина. Слово "личность" (persona) первоначально относилось к актерским маскам (в рим­ском театре маска актера называлась "личина" - лицо, обращен­ное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово "persona" употреблялось обяза­тельно с указанием определенной социальной функции роли (лич­ность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, лич­ность по первоначальному значению - это определенная соци­альная роль или функция человека.

Сегодня психология трактует личность как социально-психо­логическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приоб­ретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся "образующими" его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приоб­ретаемых (личностных) качеств.

Поскольку личность чаще всего определяют как человека в сово­купности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, ко­торые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обще­стве. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие "личность" обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивиду­альности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.

По определению Р.С.Немова, личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые соци­ально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятием "личность" употребляются термины "че­ловек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти по­нятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием "личность" позво­лит более полно раскрыть последнее.

Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы - к челове­ческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая пре­допределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются при­жизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшеству­ющими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались ло­гическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и раз­личных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек под­чиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное - законам развития общества.

Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфо­логическими особенностями (такими, как рост, телесная консти­туция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способ­ностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизио­логической структуры (тип темперамента, физические и психи­ческие особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

При всей многогранности понятия "индивидуальность" оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с поняти­ями "особенность", "неповторимость", сколько с понятиями "целостность", "единство", "самобытность", "авторство", "соб­ственный способ жизни". Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определе­ния. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исто­рических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе соци­альных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятель­ного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализа­ции объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и твор­чески проявляющий себя в жизни человек.

В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности чело­века. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляют такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим: "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

2. Исследования личности: этапы, научные подходы

Изучение личности всегда было и продолжает оставаться од­ной из самых интригующих тайн и самых трудных проблем. В сущности, все социально-психологические теории вносят свою лепту в понимание личности: что ее формирует, почему существуют индивидуальные различия, как происходят ее развитие и измене­ние на протяжении жизни человека. Поскольку большинство на­правлений психологии лишь в минимальной мере представлены в современных теориях личности, это является доказательством того, что адекватная теория личности еще не создана.

Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период ее изучения являлись вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широкими и вклю­чали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим.

В клинический период представление о личности как об особом феномене было сужено. В центре внимания психиатров оказались такие особенности личности, которые обычно можно обнаружить у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти осо­бенности умеренно выражены практически у всех здоровых людей. Определения личности врачами-психиатрами были даны в таких терминах, пользуясь которыми можно описать и вполне нормаль­ную, и патологическую, и акцентуированную личность.

Экспериментальный период характеризуется активным внедре­нием в психологию экспериментальных методик исследований психических явлений. Это диктовалось необходимостью избавить­ся от умозрительности и субъективизма в трактовке психических явлений и сделать психологию более точной наукой (не только описывающей, но и объясняющей свои выводы).

С конца 30-х гг. нашего столетия в психологии личности нача­лась активная дифференциация направлений исследований. В ре­зультате ко второй половине нашего века сложилось много раз­личных теорий личности: бихевиористская, гештальт-психологическая, психоаналитическая, когнитивная и гуманистическая.

В соответствии с бихевиористской теорией личности (основопо­ложником которой является американский ученый Д.Уотсон) 1878-1958) психология должна заниматься не душевными явле­ниями, недоступными научному наблюдению, а поведением. За­дачу психологии Д.Уотсон видел в том, чтобы научиться "про­считывать" и программировать поведение личности.

Основоположники гештальт-психологической теории личнос­ти Т.Вертгеймер, В.Келер и К.Левин выдвинули идею изучения психики с точки зрения целостных структур - гештальтов (нем. gestalt - образ). Построение психического образа происходит как мгновенное "схватывание" его структуры.

Психоаналитическая теория личности (З.Фрейд) анализирует поступки личности исходя не только из сферы сознания, но и глубинной структуры подсознания, выделяя потребности в каче­стве движущего ее поступками фактора.

Когнитивная теория личности (У.Найссер, А.Пайвио) главную роль в объяснении поведения личности отводит знаниям (лат. cognito - знания).

Гуманистическая теория личности (Г.Олпорт, К.Роджерс, А.Мас-лоу) объясняет поведение личности исходя из стремления человека к самоактуализации, реализации всех своих возможностей.

Среди рассмотренных теорий можно выделить три практичес­ки не пересекающиеся ориентации: биогенетическую, социогенетическую и персонологическую.

1. Биогенетическая ориентация исходит из того, что развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез (про­цесс индивидуального развития организма) с заложенной в нем филогенетической (исторически обусловленной) программой, а следовательно, его основные закономерности, стадии и свойства одинаковы. Социокультурные и ситуативные факторы лишь на­кладывают свой отпечаток на форму их протекания.

Наибольшую известность среди концепций этой ориентации (причем не только в психологии) получила теория, разработан­ная З.Фрейдом . Самосознание человека З.Фрейд сравнивал с вер­шиной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, осознается им актуально. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработан­ные в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.

Структура личности, по З.Фрейду, состоит из трех компонен­тов, или уровней: "Оно", "Я", "Сверх-Я". "Оно" - бессозна­тельная часть психики, бурлящий котел биологических врожден­ных инстинктивных влечений. "Оно" насыщено сексуальной энер­гией - либидо. Человек есть замкнутая энергетическая система, причем количество энергии у каждого человека - постоянная ве­личина. Будучи бессознательным и иррациональным, "Оно" под­чиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека (первый принцип поведения). Вто­рой принцип поведения - гомеостаз - тенденция к сохранению внутреннего равновесия.

"Я" представлено сознанием. Это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. "Я" ориентируется на реальность.

"Сверх-Я" представлено как на сознательном, так и на под­сознательном уровнях. "Сверх-Я" руководствуется идеальными представлениями - принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

Неосознаваемые влечения, идущие от "Оно", чаще всего нахо­дятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в "Сверх-Я", т.е. с социальными и нравственными нормами поведения. Конф­ликт разрешается с помощью "Я", т.е. сознания, которое, дей­ствуя в соответствии с принципами реальности и рациональнос­ти, стремится разумно примирить обе стороны таким образом, чтобы влечения "Оно" были в максимальной степени удовлетво­рены и при этом не были нарушены нормы морали.

2. Социогенетическая ориентация ставит во главу угла процессы социализации и научения в широком смысле слова, утверждая, что психологические возрастные изменения зависят прежде всего от сдвигов в общественном положении, системы социальных ро­лей, прав и обязанностей, короче - от структуры социальной деятельности индивида.

По мнению теоретиков-бихевиористов , социальные роли лю­дей и большинство форм социального поведения личности скла­дываются в результате наблюдений над такими социальными мо­делями, которые задают родители, учителя, товарищи и другие члены социума. Индивидуальные различия в поведении людей яв­ляются, согласно теории социального научения, результатом взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми. Личность при таком подходе - это результат взаимодействия между инди­видом с его способностями, прошлым опытом, ожиданиями и т.д. и окружающего его средой.

3. Персонологическая (личностно-центрированная) ориентация выдвигает на первый план сознание и самосознание субъекта, исходя из того, что основу развития личности составляет творчес­кий процесс формирования и реализации ее собственных жиз­ненных целей и ценностей. Это направление определяется как гу­манистическое и ассоциируется с такими именами, как К.Род­жерс, А. Маслоу и др. Суть гуманистической ориентации в изуче­нии личности состоит в отказе от манипулятивного подхода и выделении личности в качестве высшей социальной ценности. Гу­манистический подход помогает раскрыть возможности личности путем соответствующей организации межличностных отношений. Согласно этому подходу, человек может проявить своеобразие и неповторимость собственного "я" лишь при полной открытости в выражении своих чувств, отказе от психологической защиты.

Поскольку каждая из этих моделей отражает реальные стороны развития личности, спор по принципу "или-или" не имеет смыс­ла. В качестве основания для интеграции ранее названных подходов к пониманию личности в отечественной психологии предла­гается историко-эволюционный подход, в котором антропологи­ческие свойства человека и социально-исторический образ жизни выступают как предпосылки и результат развития личности. В кон­тексте данного подхода подлинным основанием и движущей си­лой развития личности является совместная деятельность, благо­даря которой происходит индивидуализация личности. Формиро­вание и развитие этого направления - заслуга Л.С.Выготского (1836-1904) и А.Н.Леонтьева (1903-1979). Эта теория в отече­ственной психологии носит название теории деятельности .

В отечественной психологии можно выделить и ряд других теорий.

Основоположники теории отношений - А.Ф-Лазурский (1874- 1917), В.Н.Мясищев (1892-1973) - считали, что "ядро" лично­сти составляет система ее отношений к внешнему миру и к само­му себе, которая формируется под воздействием отражения со­знанием человека окружающей действительности.

Согласно теории общения - Б.Ф.Ломов (1927-1989), А.А.Бодалев, К.ААбульханова-Славская - личность формируется и разви­вается в процессе общения в системе существующих социальных связей и отношений.

Теория установки - Д.Н.Узнадзе (1886-1950), А.С.Прангишвили - развивает представление об установке как готовности лич­ности к восприятию будущих событий в определенном направле­нии действий, что является основой ее целесообразной избира­тельной активности.

Понятие личности в психологии.

Личность - одна из центральных тем современной психологии, понятие "личность" и "личностное" имеет свою историю и принято понимать по-разному.

К числу личностных не относятся особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. К числу личностных не относят психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. "Личностные" особенности - это особенности социальные, скорее глубинные, говорящие скорее о направленности жизни человека и характеризующие человека как автора своей жизни.

Черты личности (свойства личности, личностные черты) - черты и характеристики человека, описывающие его внутренние (а еще точнее - глубинные) особенности. Черты личности - это то, что нужно знать об особенностях его поведения, общения и реагирования на те или иные ситуации не конкретно сейчас, а при долговременных контактах с человеком.

Понятие личность имеет три разных понимания: самое широкое, среднее и узкое понимание.

Личность в самом широком понимании - это то, что внутренне отличает одного человека от другого, перечень всœех ее психологических свойств, это индивидуальность. В такое понятие ʼʼличностьʼʼ включают особенности человека, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Обычно это направленность его стремлений, уникальность опыта͵ развитость способностей, особенности характера и темперамента - всœе, что традиционно включают в структуру личности. Это своеобразие психофизиологической структуры человека: его тип темперамента͵ физические и психические особенности, интеллект, особенности мировоззрения, жизненного опыта и склонностей.

Погруженный в себя, вечно сонный пессимист-меланхолик отличается, как личность, от бодрого и общительного оптимиста-сангвиника.

При таком понимании личность есть и у человека, и любого животного, потому что у каждого животного есть свои, характерные особенности. Естественно, при таком понимании каждый человек является личностью, в той мере, в какой он обладает психикой и способен управлять собой. При таком подходе не принято говорить о том, что кто-то в большей мере "личность", а кто-то - в меньшей.

Личность в промежуточном, среднем понимании - ϶ᴛᴏ социальный субъект, социальный индивид, совокупность социальных и личностных ролей.

Определœение личности как совокупности социальных и личностных ролей принадлежит Дж. Мид. По А. Адлеру, личность начинается с социального чувства. Быть в обществе - всœегда непросто, но тот, кто эту проблему решает удачно, тот личность. У Джеймса это ʼʼсоциальное яʼʼ, Я для других. Социальное я - ϶ᴛᴏ субъект взаимодействия и общения с другими людьми. Субъект взаимодействия и общения с другими людьми в типовых ситуациях, на уровне социальных привычек. Социальный субъект - ʼʼЯʼʼ у Фрейда, ʼʼВзрослыйʼʼ по Берну.

Личность в самом узком понимании - ϶ᴛᴏ культурный субъект, самость. Это человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления.

45. Соотношение между понятиями ʼʼличностьʼʼ, ʼʼсубъектʼʼ, ʼʼиндивидʼʼ.

В психологии, кроме термина ʼʼличностьʼʼ, имеются близкие к нему понятия ʼʼиндивидʼʼ и ʼʼсубъектʼʼ, которые следует различать между собой (табл. 20.1).

Таблица 20.1. Соотношение понятий ʼʼиндивидʼʼ, ʼʼсубъектʼʼ, ʼʼличностьʼʼ и ʼʼиндивидуальностьʼʼ

Процесс перехода (превращения) одной формы развития личности в следующую стадию закономерно происходит по мере взросления человека, но сроки этих превращений отличаются исходя из сопутствующих социальных условий.

Человек рождается как индивид. После формирования сознания человек становится субъектом, активно преобразующим мир.
Размещено на реф.рф
В процессе включения в систему общественных отношений формируется личность. Здесь следует отметить, что наступление последующей стадии не уничтожает предыдущую: человек, ставший субъектом в связи с формированием сознания и речи, не перестает быть индивидом, но может рассматриваться и как индивид, и как субъект. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, каждая последующая стадия включает в себя всœе предыдущие (рис. 20.3).

Рис. 20.3. Соотношение понятий индивид - субъект - личность - индивидуальность

Понятие личности в психологии. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие личности в психологии." 2017, 2018.

  • - Понятие личности в психологии

    Тема 2. Личность и ее потенциал в системе управления Учебные вопросы: 1. Понятие личности в психологии. 2. Типологии личности в трудовой деятельности. Понятие «личность» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии,... .


  • - Понятие личности в психологии и подходы к ее изучению

    В процессе развития теория личности в отечественной психологии прошла ряд этапов. В основе каждого этапа была абсолютизация доминирующей теории: 1917-1936 гг. - личность понимается как профиль психологических функций; 1936-1950 гг. - личность понимается как опыт жизни и... .


  • - Тема 15. Понятие личности в психологии. Структура личности. Направленность личности.

    Человек, развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающий­ся с ними, постепенно становится личностью - субъектом познания и активного преобразования мира, общества и самого себя. В психологии существует множество... [читать подробнее] .


  • Проблема личности является одной из наиболее актуальных тем в современной психологии. Данный термин характеризуется некоторыми особенностями, стоит отметить, что к ним не относятся генетические или физиологические аспекты. Кроме того, к особенностям не относят психологические и индивидуальные человека. Скорее, к ним можно отнести социальные глубинные особенности, которые свидетельствуют о направленности человеческой жизни, отражают природу человека как автора своей жизни. Итак, что такое личность – этим вопросом задаются многие люди, поэтому следует рассмотреть основные определения.

    При широком понимании, личность – это такая субстанция, которая внутренне отличает одного человека от другого.

    Есть три разных определения, которые описывают понятие личности.
    1. Понятие трактуется как индивидуальность человека, которая указывает на его жизненный опыт, ценности, стремление, способности, духовное развитие и темперамент. Если рассматривать такое понимание более детально, то можно сказать, что она есть у человека, у животного, поскольку каждое животное имеет свои индивидуальные особенности и характер.
    2. При промежуточном понимании – понятие личности – это субъект социума, который имеет социальную и личностную роль. Такое определение понятия личности принадлежит Адлеру и начинается с социального чувства. Ведь нахождение и прекрасное самочувствие – это занятие не из простых, если человек с ней удачно справляется, то перерастает во что-то более высокое. То есть в данном понятии такой человек представляет собой субъект, который взаимодействует с другими людьми на уровне привычек.
    3. Узкое понимание: личность – это субъект культуры, самость. Он определяется как человек, являющийся автором своей жизни. То есть ребенок не является таковой, но может ею стать или не стать.
    Определение такого понятия, как личность может быть любым. Однако все определения имеют общий смысл.

    Проблемы личности в психологическом аспекте

    Если понятие индивида сопровождается общими качествами homo sapiens, то понятие личности имеет тесную и неразрывную связь с понятием индивидуальности, то есть с социальными качествами, с отношением человека к миру, с его способностями. Человек может характеризоваться от уровня его сознания, от степени соотношения его собственного сознания с сознанием социума. Проявляется способность человека к общественным отношениям. К основным моментам, которые характеризуют рассматриваемое понятие, можно отнести следующие:

    • Отношение к обществу;
    • Отношение к отдельным людям из общества;
    • Отношение к самому себе;
    • Отношение к собственным трудовым обязанностям.

    По данным критериям можно объяснить, что такое личность. Также основная характеристика – это уровень осознанности отношений и степень их устойчивости. При понятии личности важную роль играет ее позиция, а также способность к реализации отношений, что зависит от того, насколько развиты творческие способности человека, его знания и умения. Ведь ни один человек не рождается с готовыми способностями или с качествами, они формируются на протяжении жизни. Наследственная составляющая не определяет уровень развития, она отвечает только за физиологические способности личности, качества нервной системы. Но в биологической организации человека заложены его природные возможности, связанные с психическим развитием. Человек становится человеком только благодаря социальной наследственности, опыту других поколений, которые закрепляются в знаниях, традициях, предметах культуры. Проблема личности заключается в многочисленных моментах, которые являются базовыми для

    Становление личности


    Становление человеческой натуры происходит при строго определенных условиях. Требования общества зачастую определяют модель . И то, что на самом деле выступает в качестве естественных характеристик сущности человека, на самом деле представлено закреплением общественных требований к поведению. Ниже будет рассмотрено, какие этапы проходит человек в процессе становления.
    Основная движущая сила – это внутренние противоречия, которые возникают между потребностями, которые постоянно растут, и возможностью их удовлетворения. Сущность, формирующаяся в нормальных условиях, постоянно растет и развивает свои возможности, при этом формируя новые потребности. Основная проблема личности рассматривается в психологии и философии и включает в себя ее определение как таковой.

    Как определить уровень развития личности

    То, на каком уровне находится проблема личности, ее развитие, может определяться ее отношениями. Как правило, неразвитые лица ограничиваются меркантильными интересами. Если она является высокоразвитой, то это говорит о том, что в ней преобладают отношения общественной значимости, а также наблюдаются многочисленные способности личности как к общественным отношениям, также и к . Каждый индивид на протяжении жизни занимается решением достаточно сложных задач, и сущность во многом проявляется в том, каким образом он решает эти самые задачи. Ведь каждый человек решает трудности с помощью различных способов.
    Понять индивида – означает разобраться в том, какие жизненные ценности у него приоритетные, какими принципами он руководствуется при решении задач. Проблема личности заключается в самосознании и в самосовершенствовании, которые должны быть непрерывными.

    Типы

    Можно выделить несколько основных типов личности:

    • Социализированные – которые адаптированы к условиям социального бытия.
    • Десоциализированные – которые отклоняются от требований социума. К таким можно отнести маргинальные личности. Проблема личности в данном случае заключается в непринятии обществом.
    • Психически аномальные – это лица, которые имеют некоторые задержки в психическом развитии, психопаты. Здесь проблемой личности является то, что люди стараются избегать таких лиц.

    Социализированная нормальная сущность имеет ряд особенностей. Она обладает автономией, утверждением собственной индивидуальности. Если возникают критические ситуации, социализированная натура сохраняет свою стратегию, не меняет своих жизненных принципов и позиций. Если возникают экстремальные ситуации и психологические срывы, такая натура может предупредить последствия посредством переоценки ценностей. Понятие такой личности предполагает сохранение оптимального настроения в любой ситуации.

    Если индивид является психически уравновешенным, то он строит доброжелательные отношения с другими людьми, является альтруистичным по отношению к их потребностям. При построении жизненных планов нормальная натура исходит из реальности, обладает чувством чести, справедливости. Она является настойчивой касательно достижения целей и может без труда корректировать собственное поведение. Источники удач или неудач для нее – это она сама, а не внешние обстоятельства.

    Если возникают сложные ситуации, хорошо развитый индивид способен взять ответственность на себя и рисковать оправданно.
    Итак, человеческая сущность – это то, что обладает сознанием собственной обособленности, что позволяет ей быть свободной от диктата власти, оставаться спокойной при любых условиях. Такие способности личности делают ее и способствуют дальнейшему развитию.
    Ядро составляет духовность, которая представлена высшим проявлением человеческой сущности, приверженность к нравственности.

    Структура

    Структура состоит из ряда элементов – способностей личности, среди которых можно выделить следующие:

    • Самосознание. То есть она отдает себе отчет в любых действиях, считает источником своей жизни только себя. Самосознание направлено на сознание собственного я, и рядом с этим понятием стоит самосовершенствование, которое также играет важную роль в формировании человеческой сущности.
    • Направленность характеризует ее особенности характера, цели, направления для их достижения. Направленность является важнейшим элементом и характеризует социальное и духовное развитие. Направленность представляет собой ведущий элемент в структуре, а также позволяет при этом получать представление о личности в целом.
    • Темперамент и характер. Данные качества формируются под воздействием общественного мнения, а также передаются генетически. Под темпераментом понимаются определенные свойства психики, которые выступают в качестве фундамента для формирования. Такие качества одинаково проявляются в любой деятельности человека, поскольку являются базовыми.
    • Психические процессы и состояния. Могут передаваться генетически, но, как правило, формируются на протяжении жизни.
    • Способности личности, а также ее задатки должны развиваться непрерывно, именно благодаря их развитию поддерживается рост. Способности любой личности являются приобретенными и формируются в зависимости от ряда факторов.
    • Психический опыт. Этот фрагмент также является очень важным при формировании сущности.

    Так, структура является достаточно обширной, уникальной, каждое звено должно быть реализовано в полной мере.
    Понятие личности является достаточно обширным и разносторонним, оно характеризуется такими факторами, как темперамент, поведение, способности, психическое здоровье. Проблема личности заключается в основных моментах ее формирования, которые связаны с поведением, развитием, навыками и способностями. Человеческая натура является разносторонне развитой и особенной, и основная задача – создать максимально комфортные условия для дальнейшего развития.