Англия от нормандского завоевания к свободе

Первые раннефеодальные государства в Англии стали образовываться в результате разложения родоплеменных отно­шений среди англосаксонских племен. В течение IX -XI вв. в Англии окончательно побеждают феодальные отношения: все свободное население несет различные тяготы в пользу государства, зависимые и крепостные крестьяне - в пользу феодалов, об­ладающих над ними судебной и личной властью.

Вся власть в государстве сосредотачивается в руках короля и знати, которая образует королевский совет - уантагемот собрание мудрых »). Именно уантагемот становится высшим органом государственной власти. Без его согласия король не имел права ни издавать законы, ни осуществлять какие-либо другие важные государственные мероприятия.

Новый этап истории английской феодальной государствен­ности связан с завоеванием страны в 1066 г. норманнским гер­цогом Вильгельмом Завоевателем, ставшим английским королем Вильгельмом I .

После норманнского завоевания в Англии было образовано централизованное государство с сильной королевской властью.

Королю принадлежали верховные права на все земли страны, что обеспечило ему власть над феодалами. В руках короля были сосредоточены законодательная, судебная и военная власть.

При короле действовала так называемая Королевская курия - совещательный орган из знати и приближенных короля. Высши­ми должностными лицами были: маршал, командующий войском; камерарий, управляющий землями и имуществом короля; канц­лер, руководитель королевской канцелярии; юристиарий, первый помощник короля, замещавший его во время отсутствия.

В начале XII в. из Королевской курии выделяется специальный орган, ведавший исключительно вопросами финансов, - палата Шахматной доски.

1. Основными этапами развития английского феодального государства являются:

· период англосаксонской раннефеодальной монархии (IX - XI вв.);

· период централизованной сеньориальной монархии (XI - XII вв.);

· период сословно-представителъной монархии (вторая половина XIII в. - XV в.);

· период абсолютной монархии (конец XV в. - середина XVII в.).

2. Основные черты общественного строя

В I в. н. э. Британия была одной из окраинных провинций Римской империи.

В начале V в. н. э. римское владычество здесь прекратилось. Началось завоевание Британии англосаксами - северогерманскими племенами англов, саксов и ютов, оттеснивших кельтское население (бриттов) на окраины острова.

К концу VI в. на территории Британии образовалось семь раннефеодальных королевств (Уэссекс, Сассекс, Кент, Мерсия и др.), которые в IX в. под главенством Уэссекса объедиинились в англосаксонское государство - Англию.

Главной особенностью становления феодализма у англосаксов является сохранение в течение длительного времени свободной сельской общины.

В первое столетие после завоевания основу общества составляли свободные крестьяне-общинники (керлы) и знатные люди (эрлы). Родовая знать сначала занимала особое положение, но постепенно была оттеснена дружинниками, на которых опирался король, утверждая свою власть, и которым он раздавал земельные пожалования - общинные земли вместе с жившими на них крестьянами. Крестьяне несли в пользу земельных собственников повинности и становились лично зависимыми от своих господ. Те крестьяне, которые оставались свободными, выполняли повинности в пользу государства.

По мере роста социального неравенства и разложения общины эрлы превращались в крупных землевладельцев.

К XI в. благодаря поддержке как со стороны королевской власти, так и церкви, поощрявшей развитие феодальной собственности на землю и оправдывавшей закабаление крестьян, общинные отношения были заменены феодальными.


3. Характеристика государственного строя

В англосаксонскую эпоху потребности обороны в борьбе с набегами норманнов и необходимость сплочения всех сил господствующего класса с целью преодоления сопротивления крестьян закрепощению создали предпосылки для возвышения и укрепления королевской власти. Несмотря на то, что еще сохранялись отношение к королю как к военному предводителю и принцип выборов при замещении престола, монарх постепенно утвердил:

· свое право верховной собственности на землю;

· монопольное право на чеканку монеты, пошлины;

· право на получение натуральных поставок со всего свободного населения;

· право на военную службу со стороны свободных.

Королевский двор сделался центром управления страной, а королевские приближенные - должностными лицами государства. Высшим государственным органом был витанагемот - совет витанов , в который входили король, высшее духовенство, светская знать. Основными функциями совета витанов были избрание королей и высший суд. Местное управление в Англии сохраняло принципы территориального самоуправления.

Главными территориальными единицами страны в X в. стали 32 округа -графства, центрами которых были укрепленные города. Наиболее важные местные дела дважды в год обсуждались на собрании графства. В нем должны были участвовать все свободные люди округа. Города и порты имели свои собственные собрания, со временем превратившиеся в городские и купеческие суды. Существовали также собрания деревень.

Графство возглавлял элдормен, назначаемый королем с согласия вита-нагемота из представителей местной знати и руководивший собранием графства, а также его вооруженными силами.

К X в. приобретает полицейские и судебные полномочия личный представитель короля - герефа (назначался королем из среднего слоя служилой знати), надзирающий за своевременным поступлением в казну налогов и судебных штрафов.

Нормандское завоевание. В 1066 г. Англия вновь подвергается захвату нормандским герцогом Вильгельмом Завоевателем. Англо-саксонская знать, оказавшая сопротивление завоевателям, была большей частью истреблена.

Все, кто получил землю, становились вассалами короля. Среди них различались великие бароны, бывшие крупными землевладельцами, малые бароны, или рыцари, получившие землю на условиях военной службы в пользу короля, и лица, получавшие землю от баронов. Благодаря этому обстоятельству феодальный строй был более четко организован, чем, например, во Франции

Чтобы не допустить превращения графств в автономные княжества, король запретил шерифам графств иметь в своем должностном округе крупные землевладения - маноры. Кроме того, короли сохранили англо-саксонские учреждения, которые способствовали централизации государственной власти.

Через 20 лет после завоевания, в 1086 г., в Англии была произведена перепись населения, земли, скота, орудиий труда, получившая название Книги Страшного суда. (Она так названа потому, что никого не пощадила, как не пощадит никого и день Страшного суда.) Перепись преследовала две цели: получить сведения, необходимые для сбора гельда - поимущественного налога, и информировать короля о размерах и распределении богатств, земель и доходов его вассалов. Этот документ дает точную картину социальной структуры Англии и свидетельствует о полной феодализации общества.

Таким образом, нормандское завоевание имело большое значение для Англии, поскольку содействовало окончательному завершению процесса феодализации; усилило королевскую власть и закрепило политическое единство страны; способствовало усилению связей Англии с континентом.

Государственный строй. В XII в. королевская власть упрочилась. Поддержку королю оказывали все слои населения, заинтересованные, каждый по своим причинам, в укреплении его власти. Pначительно усовершенствован центральный государственный аппарат. Королевская курия разделилась на большой совет и постоянный правительственный орган (малую курию). Государственный аппарат, созданный Генрихом I, получает дальнейшее развитие в царствование Генриха II (1154-1189).

Реформы Генриха II . Главное направление реформаторской деятельности Генриха II было связано с укреплением государственной юрисдикции за счет ограничения судебно-административной власти крупных феодальных собственников.

Судебная реформа (наиболее важная для дальнейшей истории Англии) проводилась правительством Генриха II постепенно, путем изъятия отдельных исков из сеньориальных судов и передачи их суду Королевской курии. Королем в разное время были изданы ассизы (ассизой называли иск, а также распоряжение о расследовании иска): Великая ассиза, ассиза о смерти предшественника, ассиза о новом захвате, ассиза о последнем представлении на приход. Во всех этих случаях речь идет о земле - это земельные иски. Так, согласно Великой ассизе заинтересованная сторона имела право перенести свой иск относительно свободного владения (фригольда) из местного суда в Королевскую курию, заплатив за это соответствующую сумму.

Ассизами Генриха II из сеньориальной юрисдикции были исключены все уголовные дела, а также значительная часть исков о земельной собственности и ленном владении. Это нанесло чувствительный удар по иммунитетным привилегиям феодальных магнатов. Услугами королевских судов могли пользоваться все свободные люди, но они сохраняли за собой право обращаться по-прежнему и в обычные сотенные и манориальные суды. Королевский суд, хотя и был платным, имел явные преимущества. В нем практиковалось инквизиционное судопроизводство (предварительное расследование дела), в отличие от обычных судов, где установление истины при отсутствии достаточных свидетельских показаний производилось с помощью ордалии (испытаний). Естественно, что в королевский суд обращались охотнее, и сеньориальная юрисдикция в отношении свободных людей неуклонно свертывалась.

Королевская курия, ставшая постоянно действующим верховным судебным органом, заседала в составе пяти юристов - трех мирян и двух клириков. Она занималась делами кассационного порядка, а также некоторыми категориями исков о собственности. Под ее юрисдикцией находились все непосредственные королевские вассалы. В начале XIII в. Королевская курия разделилась на суд королевской скамьи , ведавший уголовными делами и разбором апелляций, и суд общих тяжб , ведавший делами общего характера.

Во второй половине XII в. оформился институт разъездных судей. Выезды представителей Королевской курии для контроля над судебной деятельностью шерифов практиковались уже при Генрихе I. С 1176 г. королевские судьи начали ежегодно выезжать в судебные округа, чтобы разбирать иски, преимущественно связанные с интересами короны («тяжбы короны»). Кроме того, они осуществляли ревизию местного управления.Следующим шагом в развитии королевской юрисдикции было введение института присяжных обвинителей . Согласно ассизам, в каждой сотне назначались 12 полноправных людей и, кроме того, четыре свободных человека из каждой деревни, которые под присягой должны были указать шерифу или королевскому судье всех разбойников, грабителей, убийц, фальшивомонетчиков и поджигателей, а также их пособников и укрывателей, находящихся в пределах данной сотни. Королевские судьи и шерифы на основании этих данных вели расследование, а затем выносили приговор.

Военная реформа была проведена во второй половине XII в. Сущность реформы сводилась к тому, что для феодалов взамен военной службы был установлен налог, взимаемый с рыцарей каждый раз, когда предстояла какая-либо военная кампания. На эти «щитовые деньги» содержалось наемное рыцарское войско. В то же время Генрих II восстановил пришедшее в упадок народное ополчение.

Великая хартия вольностей . В XIII в. в Англии развернулась острая политическая борьба, сильной королевской власти противостояли сословия.

Это было время расцвета феодального строя. Централизация ленных отношений в Англии достигла такого уровня, которого не знал западноевропейский феодализм того времени. Королевская власть осуществляла политическое господство над значительным большинством населения. Противниками сильной королевской власти были феодальные магнаты, дворянство и городская верхушка, высшим духовенством и пр.

В таких условиях бароны вместе с рыцарями и лондонской верхушкой заставили

Центральное место в хартии занимают статьи, выражающие интересы баронов, возглавлявших движение. Баронские лены объявлялись свободно наследуемыми владениями. Король не имел права требовать от вступавшего в наследство молодого барона больше установленного исстари в феодальном договоре платежа - рельефа и обещал не злоупотреблять правом опеки над несовершеннолетними вассалами. Хартия восстанавливала некоторые сеньориальные права баронов, ущемленные в результате расширения королевской юрисдикции; так, запрещалось переносить по королевскому приказу иски о собственности из курии барона в королевскую курию. Король обещал устранить всякий произвол при обложении баронов денежными повинностями. Только в трех случаях бароны были обязаны давать королю умеренную денежную помощь: при выкупе короля из плена, при посвящении в рыцари его старшего сына, в связи со свадьбой старшей дочери от первого брака.

Вместе с тем некоторые постановления хартии защищали интересы других участников движения. Так, подтверждались существовавшие ранее привилегии и свободы церкви и духовенства, в частности свобода церковных выборов.

В отношении рыцарей в хартии было предусмотрено обещание баронов не брать со своих вассалов каких-либо сборов без их согласия, кроме обычных феодальных пособий, а также не понуждать их к выполнению повинностей в большем размере, чем тот, который следует по обычаю. В хартии было установлено необходимое для торговли единство мер и весов.

Свободным крестьянам было обещано не обременять их непосильными поборами, не раз

45. Образование сословно-представительной монархии в Англии в 13 – 15 в.в. Возникновение и развитие парламента. Во второй половине XIII в. в Англии оформляется сословно-представительная монархия.

В Англии, где весьма рано укрепилась королевская власть, лишившая феодальную знать ее политической самостоятельности, сословно-представительная система сложилась в результате острой борьбы феодалов с королем и ознаменовала политическую победу сословий над монархией.

Одной из предпосылок возникновения сословно-представительной монархии было оформление феодальных сословий. Усилившаяся королевская власть рано лишила магнатов иммунитетных привилегий. Но высшая феодальная знать добилась у сословной монархии наследственного пэрства. В число пэров вошли и крупнейшие прелаты английской церкви.

Английское дворянство уже в XIII в. играло большую роль в экономической и политической жизни страны. Оно рано потеряло военное значение, зато приобрело большой вес в местной политической жизни. Интересы дворян - рыцарей и джентри (новое дворянство)- сблизились с интересами городской верхушки и мелких деревенских собственников. В развернувшейся политической борьбе дворянство и верхушка городского и свободного сельского населения выступали заодно.

Поводом к открытому выступлению послужил созыв Большого совета в 1258 г., на котором король потребовал огромную сумму денег для покрытия долга папской курии (речь шла о сборе в казну трети доходов от движимой и недвижимой собственности).

11 июня 1258 г. вооруженные бароны съехались в Оксфорд, где на бурном собрании, получившем название «бешеного парламента», предъявили королю петицию из 29 пунктов. Представленный проект переустройства государственного управления был принят парламентом и назван Оксфордскими провизиями.

Итак, в 1258 г. баронам удалось добиться того, чего они не смогли сделать в 1215 г.,- установить свое господство. Это вызвало недовольство рыцарей, горожан и других слоев населения. В противовес Оксфордским провизиям они, собравшись в Вестминстере, провозгласили Вестминстерские провизии. Этот документ устанавливал гарантии прав мелких вассалов по отношению к их сеньорам и предусматривал некоторые улучшения деятельности местных органов и судопроизводства. Это была первая самостоятельная общеполитическая программа рыцарства и примыкающих к нему фригольдерских слоев, отличная от программы баронов.

Режим баронской олигархии привел к феодальной анархии в стране. Между королем и баронами началась гражданская война (1258-1267).

Симон де Монфор, возглавлявший войско баронов, одержал верх над королем и, желая заручиться поддержкой рыцарей и горожан, созвал в 1265 г. парламент, который считается первым парламентом Англии, поскольку он относительно полно представлял всю страну. В парламенте заседали по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от каждого города. Начавшиеся волнения среди крестьянства привели к расколу среди сторонников Монфора: часть из них перешла на сторону короля. Военные действия возобновились, и Монфор погиб. Несмотря на военные успехи, король был вынужден пойти на компромисс с баронами, рыцарями и горожанами. Результатом этого было учреждение парламента.

В 1295 г. король Эдуард I созвал парламент, получивший название «образцового». Кроме прелатов и баронов, приглашенных лично, были избраны по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от каждого получившего на то право города. В этом парламенте было представлено и духовенство.

Первой и важнейшей функцией парламента была финансовая - источник его политического влияния и могущества. В 1297 г. статут «О неналожении податей» установил, что обложение прямыми налогами допускается только с согласия парламента.

Одновременно с финансовой функцией парламент приобретает судебную. Высокий суд парламента был олицетворением справедливости. Судебная функция палаты общин выражалась в возможности обвинять высших должностных лиц государства в злоупотреблении своими обязанностям. Такие дела рассматривались палатой лордов, ставшей к концу XIV - началу XV в. высшей судебной инстанцией страны.

Основной формой парламентской деятельности были петиции. В них палата общин излагала просьбу об изменении существующих прав или об установлении новых. При поддержке петиций палатой лордов и королем они становились основой для издания соответствующего закона. От петиций перешли к биллям. Теперь палата общин не просила, а предлагала готовый законопроект. После утверждения биллей палатой лордов и подписанием их королем они становились законами (статутами). Так палата общин приобрела еще одну функцию - законодательную.

Парламент вмешивался и в область внешней политики: его согласие требовалось при разрешении вопросов войны и мира.

Итак, к XV в. сложилась структура английского парламента, постоянной стала должность спикера (председателя нижней палаты), определились функции парламента, утвердились некоторые процедуры его работы. Например, был установлен принцип свободы слова, короли не вмешивались в дебаты, происходившие в палатах. Члены парламента обладали неприкосновенностью, они не могли быть арестованы в течение сессии и 40 дней после ее окончания.

Англосаксонская Англия к половине 11 века уже достаточно далеко ушла по тому пути, по которому шли и другие государства, основанные на территории Римской империи, и успели выработать типичные для всех их формы социального и политического существования. Центральная власть возлагала на местных сеньоров, по-англосаксонски глафордов, ответственность за поведение коммендировавшихся им людям, а затем и наделяла сеньёров публично-правовыми полномочиями в отношении к ним, передавая им иммунитетной грамотой юрисдикцию, судебную власть и другие права политического верховенства и таким образом восполняя недочёты своего правительственного аппарата новыми, феодальными органами управления. Главную военную силу составляло теперь войско из выделившихся из массы более или менее крупных землевладельцев, из стоявших над нею глафордов, постепенно оранизовавшихся в военное сословие, в сословие тэнов, обязанных итти в поход конными и оружными во главе своих вооружённых людей в соответствии с размерами своих земельных владений.

Феодализация англосаксонской Англии, как ни значительны были её успехи к половине 11 века, не привела всё же к тем результатам, какие мы наблюдаем в государствах, образовавшихся после распадения Каролингской империи, где феодализм выродился в политический партикуляризм, постепенно разрушивший общегосударственные учреждения или превративший их в бледную тень. Раздача англосаксонскими королями прав политического верховенства в частные руки сильных людей и здесь, правда, приводила к развитию партикуляристических тенденций в направлении к расчленению государства на более или менее независимые от центральной власти округа и тем самым к ослаблению центральной власти, но общегосударственные учреждения продолжала здесь функционировать наряду с восполнявшими их феодальными учреждениями. Наряду с королевской властью продолжал существовать и действовать уитенагемот (собрание мудрых) - "верховный совет в королевстве, в который входили епископы, значительное число аббатов, стоявшие во главе графств, на которые делилось королевство, элдормены и королевские тэны", то есть самые знатные из королевских дружинников, державшие части королевских домэнов и связанные с королём клятвой верности, и главные сановники двора; по их совету и с их согласия король решал важнейшие дела в государстве; издавал законы как светские, так и церковные, решал вопросы о войне и мире, об армии и флоте, устанавливал экстренные налоги, в последней инстанции решал как уголовные, так и гражданские дела, перенесённые из низших инстанций, а также судил лиц, в силу своего высокого положения или по своей близости к королю подсудных только королевскому суду, жаловал отдельным лицам и учреждениям (монастырям и церквам) те или иные права на те или иные земли и территории и выбирал областных старшин, элдорменов.

Уитенагемоту принадлежало и право избрания короля, а также его низложения. Оставались в силе и областные учреждения. По-прежнему два раза в год королевский чиновник, стоявший рядом с элдорменом во главе графства, шериф графства, созывал собрание графства, иначе "народное собрание" графства, куда должны были являться, кроме шерифа и элдормена, епископ графства, все должостные лица графства, всё более или менее крупные землевладельцы и от каждой деревни графства староста, священник и четверо самых уважаемых крестьян. Собрание графства являлось прежде всего судебным собранием, решавшим как уголовные дела, так и гражданские тяжбы, не нашедшие удовлетворяющего стороны решения в низшей инстанции, в собрании сотни; здесь же обсуждались и вопросы, связанные с обложением графства теми или иными сборами для общегосударственных надобностей, вопросы, касавшиеся военной обороны страны как с суши, так и с моря, а также совершались, как и на сотенном собрании и на сельском сходе, разного рода юридические акты, как передача земли из рук в руки и т.п. Продолжали существовать и действовать и собрания округов, на которые распадалось графство, сотен, сотенные собрания. Сотенное собрание созывалось раз в месяц. На нём должны были присутствовать, как и в собрании графства, всё более или менее крупные землевладельцы округа и от каждой сельской общины приходский священник, староста и четверо из самых уважаемых крестьян. И сотенному собранию, которое было также, прежде всего, судебным собранием, принадлежала как уголовная, так и гражданская юрисдикция, и на нём разбирались и решались дела, возникавшие между сельскими общинами и следовательно выходившие за пределы компетенции сельских сходов; оно же свидетельствовало разного рода юридические акты вроде передачи земли из рук в руки и т.п. и тем сообщало им юридическую силу, оно же раскладывало и всякого рода фискальные сборы, так как сотня являлась и единицей обложения. Председателем сотенного собрания первоначально являлся сотенный старшина, но впоследствии его сменил королевский чиновник, сотенный герефа, соответствовавший шерифу графства. Самой мелкой единицей государственной организации англосаксов по-прежнему продолжала оставаться деревенская община. Сельский сход галамот, помимо регулирования своих хозяйственных распорядков, по-видимому, обладал некоторой долей юрисдикции, разбирал и решал гражданские тяжбы между жителями деревни, разбирал мелкие проступки, ими совершавшиеся, подвергал штрафу виновных в них, допускал или не допускал к пользованию правами общины посторонних лиц, издавал обязательные для членов общины постановления, свидетельствовал юридические акты. На него была возложена государством обязанность приводить в исполнение требования высших инстанций, как розыск преступников и краденых вещей, сбор налогов и других поступлений с общины. Органом его являлся деревенский староста, который, как уже было указано, вместе с приходским священником и четырьмя самыми уважаемыми крестьянами деревни представлял интересы общины и в собраниях сотни и графства.

Передача королём в частные руки полицейских, юрисдикционных, фискальных и иных прав политического верховенства не только наделяла этими правами глафордов в отношении к находившимся уже под их частной властью в силу добровольной или принудительной (т.е. по требованию центральной власти, предписывавшей каждому свободному англосаксу найти себе глафорда, который бы ручался за его поведение) коммендации людей, но и передавала их в отношении к людям, до тех пор ни под чьей частной властью и зависимостью не находившихся, нередко передавая эти права крупным магнатам и монастырям над целыми сотенными округами, этим превращая и их в имунитетные округа, в соки. Жители этих иммунитетных округов по-прежнему ходили в собрания своей сотни и графства, платили общегосударственные налоги, например введённые в эпоху борьбы с датскими набегами, так называемые датские деньги, и несли так называемую тройную повинность, состоявшую из военной повинности, обязанности чинить мосты и укрепления. В глазах короля эта передача им в частные руки своих прав политического верховенства при грубо фискальном, частно-хозяйственном понимании этих прав, присущем так называемой варварской государственности, являлась его частным, хозяйственным делом, передачей в другие руки его доходов, связанных с существованием этих прав, а не покушением на интересы государственного целого.

Государственная власть организует англо-саксонское общество в систему соподчинённых государственных сословий, между которыми и распределяются функции, необходимые для существования и благополучия государственного целого, осуществляя, таким образом, то, что можно бы назвать государственным разделением труда. Из экономических классов возникают государственные тяглые сословия. Таков социологический смысл рассмотренного феодализационного процесса, подготовленного процессом все развивающейся социальной дифференциации, ему предшествовавшего и сделавшего его необходимым при тогдашних культурных условиях. Эта система соподчинённых государственных тяглых сословий должна была служить государственной власти дополнительным ресурсом в деле управления, с которым ему возможно было справляться с помощью старого, правительственного аппарата, становившегося всё более недостаточным с постепенным осложнением основных задач управления - обеспечения внутреннего и внешнего мира. Чтобы этот дополнительный правительственный аппарат выполнял успешно своё назначение, необходимо было, чтобы он находился в руках сильной центральной власти и в полном её распоряжении, иначе он мог из её орудия выродиться в её врага, и наделённые ею публично-правовыми полномочиями представители частной силы и власти легко могли превратиться из сотрудников её в конкурентов и даже врагов, опасных для государственного единства, для укрепления которого они были ею мобилизованы. Как известно, такова была дальнейшая эволюция феодализма в империи Карла Великого, выродившегося в политический партикуляризм и разложившего каролингскую империю и отдельные королевства, на которые она распалась, на целый ряд почти совершенно независимых княжеств, связанных с центром лишь фиктивными нередко узами вассальной верности. Возможно, что и англо-саксонскую Англию ожидала подобная же участь, и в ней уже возникли почти что независимые княжества, что не осталось без влияния на её дальнейшую судьбу, ослабив и парализовав её военные силы и сделав её лёгкой добычей предприимчивого и хорошо вооружённого соседа, Нормандского герцогства в лице Вильгельма I Завоевателя.

Война алой и белой розы.

Возникновение английского парламента

Нормандское завоевание Англии

План

Лекция 11.

Англия в XI – XV вв.

Политическая централизация один из важнейших процессов в образовании единого государства. Несмотря на общеисторические предпосылки этого явления, у него, безусловно, имеются и индивидуальные особенности, характерные для каждой страны.

В Англии усиление политической власти проходило в три этапа. Важнейшим событием, повлиявшим на историю средневековой Англии было завоевание ее французско – нормандскими феодалами во главе с Вильгельмом, герцогом Нормандским, получившим прозвище «Завоевателя».

С момента нормандского завоевания королевская власть Англии оказалась сильнее, чем в других странах тогдашней Западной Европы. На первых порах это определялось наличием большого королевского домена, отсутствием компактных крупны феодальных владений, особенностями вассальной системы, политической слабостью городов. Враждебность к завоевателю местного населения, ослабевшая лишь ко второй половине XII также побуждала нормандскую верхушку сплачиваться вокруг короля. Используя эту ситуацию Вильгельм I сразу же создал относительно сильный аппарат центрального управления. Во главе графств были поставлены должностные лица короля - шерифы ведавшие администрацией, судом, сбором налогов и королевских доходов. Были сохранены и даже повышены налоги, взимавшиеся в англосаксонский период, дававшие королю большие финансовые ресурсы. Таким образом, нормандское завоевание заметно усилило королевскую власть, политическое единство страны и создало предпосылки для образования в Англии относительно централизованного государства.

Вторым этапом политической централизации Англии можно считать дальнейшие реформы XI-XII вв. Преемники Вильгельма I, особенно его младший сын Генрих I (1100-1135), продолжали укреплять центральный государственный аппарат: большую роль стал играть постоянный королевский совет (королевская курия), включавший высших должностных лиц - королевских судей, лиц, ведавших королевской канцелярией, казной и собором налогов (юстициарий, канцлер, казначей). В состав курии входят также наиболее верные королю крупные феодалы. Она совмещают в себе судебные, административные и финансовые функции.

Важное значение приобрели разъездные судьи - специальные «миссии судей», разъезжавшие по стране и контролировавшие деятельность администрации, осуществление правосудия, сбор налогов в графствах.

Уже при Генрихе I внутри королевской курии выделяется особый орган - казначейство, носившее в Англии название «Палаты шахматной доски» 1 и ведавшее сбором королевских доходов и проверкой финансовой отчетности шерифов. Внутри курии выделяется и судебное ведомство.



Важную роль в укреплении централизации государства сыграли реформы Генриха II. Стремясь расширить компетенцию королевского суда за счет сеньориальных судов, он провел ряд реформ. Сущность ее заключалась в том, что каждый свобод человек мог за определенную плату получить разрешение перенести свое дело из любого вотчинного суда в королевский, где оно расследовалось присяжными, тогда как в вотчинных судах судебный процесс осуществлялся по-прежнему с помощью «божьего суда».

Введение института присяжных привлекло в королевский суд огромный приток судебных дел из сеньориальных курий. Расширение судебных функций королевской курии увеличило доходы короля. В процессе судебной практики королевских судов стало постепенно вырабатываться так называемое общее право (common law) - единое для всей страны королевское право, которое постепенно вытесняло местное право, применявшееся в сеньориальных судах и судах сотен и графств.

Генрих II провел также военную реформу. Она заключалась в том, что военная служба феодалов в пользу короля ограничивалась определенным, сравнительно небольшим сроком. Взамен остальной, а иногда и всей службы феодалы должны были уплачивать особую денежную сумму - «щитовые деньги». На эти деньги король нанимал рыцарей, что уменьшало его зависимость от ополчения баронов. Кроме того, король предписывал, чтобы каждый свободный человек в соответствии с его имущественным положением имел определенное вооружение и по призыву короля должен был являться для участия в походе. Тем самым как бы восстанавливалось пришедшее в упадок старинное ополчение свободного крестьянства (англосаксонский «фирд»).

Все эти реформы усиливали королевскую власть и содействовали централизации феодального государства.

Неудачной оказалась попытка Генриха II поставить под контроль государства церковные суды. На этой почве он столкнулся с главой английской церкви, архиепископом Кентерберийским Томасом Бекетом. В ходе борьбы по негласному приказу короля Бекет был убит (1170). В дело вмешался папа, вынудивший Генриха II под угрозой отлучения принести публичное покаяние и отказаться от реформы церковных судов.